Горница, 1998, № 2
жую на Киев. Князь зовет его на свой веселый пир, во всех былинах и летописях отмеченный особенной праздничностью. Но собравшиеся за столом князя Владимира богатыри не только удалые, добрые мо лодцы, любящие повеселиться, но и защитники веры христианской, защитники земли Русской от врагов. Богатырь Илья Муромец приезжает к князю Вла димиру Мономаху (1053-1125), не к равноапостольно му Владимиру, как изображается в былинах. Это вид но хотя бы из того, что христианство уже распростра нилось на Руси по всем городам и весям и глубоко вросло в народную душу и даже быт, что, конечно, не могло сразу осуществиться при святом Владимире. Светлый князь Владимир Мономах, великий за щитник и устроитель Руси, сразу пришелся по сер дцу богатырю Илье Муромцу. Они были одного духа. Обращаясь к нему, Илья называет его ласко вым князем. В этих словах искренняя любовь без подобострастия. Мономах, подобно своему велико му предку святому Владимиру, собирает вокруг себя на благо Отечества всех самых мужественных и славных людей Руси. И они сами едут к нему, зная, что здесь найдется достойное применение их си лам. И з “Поучения Владимира Мономаха” видно, каким суровым и грозным было то время в исто рии Древней Руси: “Ночью, со всех сторон расста вив охрану, ложитесь около воинов... Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись... К этому мудрому и благородному князю на по мощь Божиим Промыслом был послан русский бога тырь, крестьянский сын Илия Муромец. Усилиями самых мужественных и храбрых людей того времени — русских богатырей, атаманом которых был Илья Муромец, брань с половцами была перенесена в глубь степей. Летописи сообщают о том, как дружины Вла димира Мономаха загнали силы хана Отрока Ша- рукановича (сына былинного Шарк-великана) за же лезные врата на Кавказе, “пили золотым шеломом Дон, приемши землю их всю”. Русские богатыри до ходили до Азовского моря, завоевывали половецкие города на Северном Донце, за ставляли половцев откочевы вать за Дон и за Волгу, в сте пи Северного Кавказа и Ю ж ного Урала. По былинам, Илия не знает поражений. И , служа благу Отечества на поле брани до глубокой старости, в душе все гда остается монахом-подвиж- ником. Его нигде не называ ют удалым — спокойная, ве личавая мощь Илии выше уда ли и суеты. Вокруг бушуют страсти, а он сохраняет внутренний мир, кротость, любовь к ближнему. Поис- тине могучая духовная сила его удивляет нас гораздо сильнее телесных подвигов. Вот встречает он в поле Збут-королевича, родственника “того короля Задон ского”. Королевич пустился вскачь на старого бога тыря, выстрелил ему в грудь из тугого лука, попал, но никак этим не повредил. А благодушный Илия бо гатыря, пустившего ему в грудь стрелу: "Не бьет палицей тяжкою. Не вымает из налушна тугой лук, И з колчана калену стрелу. Не стреляет он Збута Бориса-королевича". Он только схватил его “в белые руки” и бросил выше дерева “стоячева”, потом подхватил его и стал спрашивать его “дядину-вотчину”. Изумился благо родству духа Ильи Муромца даже супротивник его Збут-королевич: “Кабы я у тебя на груди сидел, я спорол бы тебе, старому, белую грудь”. И это было бы естественным поступком для любого витязя или рыцаря того лихого времени и на Западе, и на Восто ке. “Поезжай,— говорит Илия Збуту ,— поезжай, Збут Борис-королевич, млад ты, ко своей сударыне- матушке. Кабы ты попал на наших русских богаты рей, не отпустили бы они тебя живого от Киева”. Высок и светел образ преподобного Илии, но и по-отечески близок сердцу каждого человека. Вот уже более восьмисот лет рассказы о его благород ных подвигах, христианском милосердии и добро душии воспитывают в поколениях русских людей мужество и благородство, любовь к своему Отече ству и народу. Похоже, что и ныне святой Илия бессменно несет свой подвиг: “Что ясный сокол в перелет летит. Как белый пугает, перепархивает, Мчится па коне старый богатырь Илья Муромец". Надежда И Л Ь И Ч Е В А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2