Горница, 1998, № 2

жую на Киев. Князь зовет его на свой веселый пир, во всех былинах и летописях отмеченный особенной праздничностью. Но собравшиеся за столом князя Владимира богатыри не только удалые, добрые мо­ лодцы, любящие повеселиться, но и защитники веры христианской, защитники земли Русской от врагов. Богатырь Илья Муромец приезжает к князю Вла­ димиру Мономаху (1053-1125), не к равноапостольно­ му Владимиру, как изображается в былинах. Это вид­ но хотя бы из того, что христианство уже распростра­ нилось на Руси по всем городам и весям и глубоко вросло в народную душу и даже быт, что, конечно, не могло сразу осуществиться при святом Владимире. Светлый князь Владимир Мономах, великий за ­ щитник и устроитель Руси, сразу пришелся по сер­ дцу богатырю Илье Муромцу. Они были одного духа. Обращаясь к нему, Илья называет его ласко­ вым князем. В этих словах искренняя любовь без подобострастия. Мономах, подобно своему велико­ му предку святому Владимиру, собирает вокруг себя на благо Отечества всех самых мужественных и славных людей Руси. И они сами едут к нему, зная, что здесь найдется достойное применение их си­ лам. И з “Поучения Владимира Мономаха” видно, каким суровым и грозным было то время в исто­ рии Древней Руси: “Ночью, со всех сторон расста­ вив охрану, ложитесь около воинов... Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись... К этому мудрому и благородному князю на по­ мощь Божиим Промыслом был послан русский бога­ тырь, крестьянский сын Илия Муромец. Усилиями самых мужественных и храбрых людей того времени — русских богатырей, атаманом которых был Илья Муромец, брань с половцами была перенесена в глубь степей. Летописи сообщают о том, как дружины Вла­ димира Мономаха загнали силы хана Отрока Ша- рукановича (сына былинного Шарк-великана) за же­ лезные врата на Кавказе, “пили золотым шеломом Дон, приемши землю их всю”. Русские богатыри до­ ходили до Азовского моря, завоевывали половецкие города на Северном Донце, за­ ставляли половцев откочевы­ вать за Дон и за Волгу, в сте­ пи Северного Кавказа и Ю ж ­ ного Урала. По былинам, Илия не знает поражений. И , служа благу Отечества на поле брани до глубокой старости, в душе все­ гда остается монахом-подвиж- ником. Его нигде не называ­ ют удалым — спокойная, ве­ личавая мощь Илии выше уда­ ли и суеты. Вокруг бушуют страсти, а он сохраняет внутренний мир, кротость, любовь к ближнему. Поис- тине могучая духовная сила его удивляет нас гораздо сильнее телесных подвигов. Вот встречает он в поле Збут-королевича, родственника “того короля Задон­ ского”. Королевич пустился вскачь на старого бога­ тыря, выстрелил ему в грудь из тугого лука, попал, но никак этим не повредил. А благодушный Илия бо­ гатыря, пустившего ему в грудь стрелу: "Не бьет палицей тяжкою. Не вымает из налушна тугой лук, И з колчана калену стрелу. Не стреляет он Збута Бориса-королевича". Он только схватил его “в белые руки” и бросил выше дерева “стоячева”, потом подхватил его и стал спрашивать его “дядину-вотчину”. Изумился благо­ родству духа Ильи Муромца даже супротивник его Збут-королевич: “Кабы я у тебя на груди сидел, я спорол бы тебе, старому, белую грудь”. И это было бы естественным поступком для любого витязя или рыцаря того лихого времени и на Западе, и на Восто­ ке. “Поезжай,— говорит Илия Збуту ,— поезжай, Збут Борис-королевич, млад ты, ко своей сударыне- матушке. Кабы ты попал на наших русских богаты­ рей, не отпустили бы они тебя живого от Киева”. Высок и светел образ преподобного Илии, но и по-отечески близок сердцу каждого человека. Вот уже более восьмисот лет рассказы о его благород­ ных подвигах, христианском милосердии и добро­ душии воспитывают в поколениях русских людей мужество и благородство, любовь к своему Отече­ ству и народу. Похоже, что и ныне святой Илия бессменно несет свой подвиг: “Что ясный сокол в перелет летит. Как белый пугает, перепархивает, Мчится па коне старый богатырь Илья Муромец". Надежда И Л Ь И Ч Е В А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2