Горница, 1998, № 2

ничего не творит с человеком насильственно. Требу- ется свободное устремление воли человека, его реши­ мость, чтобы все остальное получить даром, по благо­ дати. Будущий великий богатырь оказался достоин своей избранности. Поистине великую веру надо было иметь, чтобы после тридцати лет неподвижности по требованию калик перехожих попьггаться встать. Илия встает и приносит им целое ведро воды. “Вы­ пей сам”,— говорят они. Он выпивает. “Что в себе слышишь?” — “Слышу и себе силу, дерево с корнем вырву из земли”.— “Принеси еще ведро”. Илия при­ носит. “Выпей и это ведро”,— говорят ему старцы.— Что в себе слышишь теперь?” — “Если бы кольцо ввернуть в землю,— отвечает Илия,— я бы повернул землю”. “Это много,— говорят ему.— Принеси тре­ тье ведро”. Илья приносит третье ведро. “Выпей”,— говорят старцы. Илия выпил, и силы у него стало мень­ ше. “Будет с тебя и этого”,— говорят старцы и уходят. Почему поставлены пределы силы богатырской? Есть и на это ответ в древнерусских былинах: образ богатыря-громады необъятной силы Святогора, кото­ рого уже и земля не держит, который уже и сам этой силе не рад и лежит неподвижно. Глубоко печален образ этой силы бездуховной, только материальной — и потому ненужной и бесполезной. И в сравнении с ней еще более выигрывает богатырь Илья Муромец, соединивший в себе силу телесную с силой духовной. Получив силу чудом, уже в зрелом возрасте, Илья не мог ею возгордиться, он пронес ее через всю свою жизнь как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а всему народу русскому, которому он бес­ сменно и бескорыстно, в скорбях и лишениях, до глубокой старости служил, став на многие годы образом его духовной и материальной силы. По всему видно, что Илья получил хорошее хри­ стианское воспитание. Собираясь на богатырские подвиги, он творит земной поклон перед отцом и матерью, просит у них великого благословения. Отец и мать понимают высокое назначение своего сына, понимают, что не просто так дана ему от Бога вели­ кая сила. Люди уже старые, они тем не менее бес­ прекословно отпускают Илью, дают ему великое бла­ гословение и завет не проливать крови христианс­ кой. И во всех подвигах богатыря мы видим, что он никогда не вступает в битву из удальства или в пылу гнева. Дарованную ему силу он употребляет только на защиту своего Отечества или восстанов­ ление справедливости. Но и перед битвой с угро­ жавшим взять Киев языческим Калином-царем Илья долго уговаривает его уйти добровольно, не проливать зря крови. И здесь, и в каждом деянии святого богатыря видны его спокойный, тихий нрав, христианское долготерпение и милосердие. Простившись с родителями, Илия отправляется в стольный Киев-град к великому князю Владими­ ру. Сколь тревожным было то время, можно судить уже по тому, что прямой дорогой в Киев ехать никто не решался — там пошаливали разбойники, могли и ограбить, и жизни лишить. Илья не испу­ гался, поехал дорогой прямоезжей, чтобы очистить ее от разбойников. Это и был его первый подвиг. Встретив разбойников, Илья драться и ссориться с ними не стал. Взял свой тугой лук и пустил стрелу в кряжистый дуб, отчего дуб изломался в черенья ножевые. Он показал им свою силу, и они с покло­ ном пропустили его. Соловей-разбойник, которого затем полонил Илья, олицетворяет собой языческую силу, от кото­ рой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю. Во многих пес­ нях говорится, что копье Илии с крестом. В русских былинах богатырские подвиги обычно берут начало за пиршественным столом великого князя Владимира. И Илья, прибыв в Киев, попада­ ет на такой пир. Князь предлагал каждому прибыв­ шему на пир богатырю садиться, где он сам хочет. Богатырь, прежде чем сесть, молился Спасову образу, кланялся князю со княгинею и на все четыре сторо­ ны, то есть всем воздавал равную честь. Как равного встретили здесь и крестьянского сына Илью Муром­ ца и воздали ему честь не по сословию, а по делам, когда выяснилось, что он очистил дорожку прямоез-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2