Горница, 1998, № 2
ничего не творит с человеком насильственно. Требу- ется свободное устремление воли человека, его реши мость, чтобы все остальное получить даром, по благо дати. Будущий великий богатырь оказался достоин своей избранности. Поистине великую веру надо было иметь, чтобы после тридцати лет неподвижности по требованию калик перехожих попьггаться встать. Илия встает и приносит им целое ведро воды. “Вы пей сам”,— говорят они. Он выпивает. “Что в себе слышишь?” — “Слышу и себе силу, дерево с корнем вырву из земли”.— “Принеси еще ведро”. Илия при носит. “Выпей и это ведро”,— говорят ему старцы.— Что в себе слышишь теперь?” — “Если бы кольцо ввернуть в землю,— отвечает Илия,— я бы повернул землю”. “Это много,— говорят ему.— Принеси тре тье ведро”. Илья приносит третье ведро. “Выпей”,— говорят старцы. Илия выпил, и силы у него стало мень ше. “Будет с тебя и этого”,— говорят старцы и уходят. Почему поставлены пределы силы богатырской? Есть и на это ответ в древнерусских былинах: образ богатыря-громады необъятной силы Святогора, кото рого уже и земля не держит, который уже и сам этой силе не рад и лежит неподвижно. Глубоко печален образ этой силы бездуховной, только материальной — и потому ненужной и бесполезной. И в сравнении с ней еще более выигрывает богатырь Илья Муромец, соединивший в себе силу телесную с силой духовной. Получив силу чудом, уже в зрелом возрасте, Илья не мог ею возгордиться, он пронес ее через всю свою жизнь как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а всему народу русскому, которому он бес сменно и бескорыстно, в скорбях и лишениях, до глубокой старости служил, став на многие годы образом его духовной и материальной силы. По всему видно, что Илья получил хорошее хри стианское воспитание. Собираясь на богатырские подвиги, он творит земной поклон перед отцом и матерью, просит у них великого благословения. Отец и мать понимают высокое назначение своего сына, понимают, что не просто так дана ему от Бога вели кая сила. Люди уже старые, они тем не менее бес прекословно отпускают Илью, дают ему великое бла гословение и завет не проливать крови христианс кой. И во всех подвигах богатыря мы видим, что он никогда не вступает в битву из удальства или в пылу гнева. Дарованную ему силу он употребляет только на защиту своего Отечества или восстанов ление справедливости. Но и перед битвой с угро жавшим взять Киев языческим Калином-царем Илья долго уговаривает его уйти добровольно, не проливать зря крови. И здесь, и в каждом деянии святого богатыря видны его спокойный, тихий нрав, христианское долготерпение и милосердие. Простившись с родителями, Илия отправляется в стольный Киев-град к великому князю Владими ру. Сколь тревожным было то время, можно судить уже по тому, что прямой дорогой в Киев ехать никто не решался — там пошаливали разбойники, могли и ограбить, и жизни лишить. Илья не испу гался, поехал дорогой прямоезжей, чтобы очистить ее от разбойников. Это и был его первый подвиг. Встретив разбойников, Илья драться и ссориться с ними не стал. Взял свой тугой лук и пустил стрелу в кряжистый дуб, отчего дуб изломался в черенья ножевые. Он показал им свою силу, и они с покло ном пропустили его. Соловей-разбойник, которого затем полонил Илья, олицетворяет собой языческую силу, от кото рой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю. Во многих пес нях говорится, что копье Илии с крестом. В русских былинах богатырские подвиги обычно берут начало за пиршественным столом великого князя Владимира. И Илья, прибыв в Киев, попада ет на такой пир. Князь предлагал каждому прибыв шему на пир богатырю садиться, где он сам хочет. Богатырь, прежде чем сесть, молился Спасову образу, кланялся князю со княгинею и на все четыре сторо ны, то есть всем воздавал равную честь. Как равного встретили здесь и крестьянского сына Илью Муром ца и воздали ему честь не по сословию, а по делам, когда выяснилось, что он очистил дорожку прямоез-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2