Ведомости Новосибирского областного Совета народных депутатов, № 24, 1991

больной вопрос С ПУТАМИ НАНОГАХ Недавно в Искитиме состоя­ лась шестая сессия городско­ го Совета народных депута­ тов, на которой решался весьма больной для города вопрос о ^строительстве и ре­ монте объектов здравоохране­ ния. Все корпуса центральной районной больницы были возведены лет сорок назад. Не так давно заложен новый корпус, но дело идет здесь через пень - колоду. Финан­ сируется »тот объект долевым участием всех предприятий города, но многие руководите­ ли не опешат внести 'свою лепту. Старое _ распоряжение о том, кто виноват, снова всплыло на заседании сессии. Депутат В. М. Балдакор вы­ сказал ряд претензий депута­ ту РСФСР и горсовета В. А. Гущину (директору завода ис­ кусственного волокна) и не­ которым другим депутатам — руководителям предприя­ тий за то, что они проигнори­ ровали решение сессии за 1987 год о долевом участии в строительстве новой боль­ ницы. В. А. Гущин возразил, что решение принималось в духе а/дминистра т и в н о- командной системы, мнение руководителей предприятий не бралось во внимание и что во всем виноват сам В. М. Балдакош — бывший предсе­ датель горисполкома. Сколько уже писали о на­ ших сибирских дорогах! Пыльных в жару, непроез­ жих в распутицу, ухабистых, с глубоко выбитыми колеями, ва которых немало угроблено техники. Картина меняется чрезвычайно медленно. На­ верное, именно поэтому стро­ ительство дороги с асфальто­ бетонным покрытием всег­ да событие. Вот и в Сузун- ском районе прокладка по­ лотна Сувун — ¡Битки вызыва­ ет интерес. И немудрено: об­ щая протяженность дорог в районе — 366 километров, под асфальтом же — только 80, земляных — 50 километ­ ров. — У нас еще положение не очень плохое, — говорит на­ чальник местного дорожного ремонтно - строительного уп­ равления Владимир Христо­ форович Вебер. — Бывают не­ проезжие места, но мало. Мы почти не останавливаем авто­ бусы в весеннюю распутицу. ( На дороге Сузун — Битки тоже были такие участки. Как-то даже автокран увяз настолько, что едва вытащи­ ли. А ио осени на эту дорогу приходили с мешками и те­ лежками сузунцы: собирали рассыпанное из кузовов ма­ шин зерно. Говорят, на всю зиму обеспечивали свою пти­ цу кормами. Так что потреб­ ность в строительстве дороги с твердым покрытием давно назрела. Только вот прокла­ дывается она очень долго. — В этом году,— рассказы­ вает В. X. Вебер, — сделаем еще семь километров. В объе­ динении «Автодор» денег нам на большой объем не да­ ли. Будем стараться закон­ чить пораньше этот объем и просить еще денег. До Бит- ков-то всего три километра останется, а дорога эта свя- Этот drop длится многие годы, но ларчик просто от­ крывается: руководство за­ вода искусственного волокна уже много лет противопостав­ ляет себя городу и стремит­ ся для своих рабочих иметь все у себя. Строительство кор­ пусов больницы совпало с планом построить свою мед­ санчасть и дом для медработ­ ников. Когда же этот проект был отвергнут, НЗИВ стал иг­ норировать строительство хирургического корпуса цент­ ральной районной больницы. А так как завод искусствен­ ного .волокна — одно из са­ мых крупных предприятий города, стройка затянулась. Депутаты в ходе бурных диокчюсий исключили из ре­ шения о долевом участии в стооительстве, ремонте и со­ держании объектов здравоох­ ранения пункт о ведомствен­ ных медсанчастях. Доля каждого предприятия, орга­ низации, кооператива будет определяться только пропор­ ционально численности рабо­ тающих. Решение о долевом .уча­ стии предприятий и организа­ ций города в строительстве и ремонте объектов здравоохра­ нения было принято поимен­ ным голосованием. Будем на­ деяться, что это поможет на­ вести порядок в запущенном и рушащемся хозяйстве цент­ ральной районной больницы. жет три крупных хозяйства. Коллектив ДРСУ вполне сможет закончить семь кило­ метров в ближайший месяц, если„ Вот это «если» и меша­ ет. Дело упирается в работу асфальтного завода. Малень­ кий заводик вот уже 17 легг обеспечивает Сузун и весь район асфальтом. Давным- давно устарело его оборудова­ ние, часто выходит из строя. По сути только на энтузиаз­ ме людей, на их смекалке и держится. А ведь этой проб­ лемы могло бы и не быть. Ведь рядом вот уже несколь­ ко лет стоит еще один ас- . фальтный завод — новый, большой мощности. Стоит... и практически не работает. Ни в прошлом, ни в позапро­ шлом году не смогли запус­ тить его как следует. В ны­ нешнем он немного действует, но асфальт для улиц берут на старом заводе. Принадле­ жит он ремонтно - строитель­ ному участку. А там специа­ листов нет. Пробовало ДРСУ купить у РОУ этот завод, но не смогли договориться — организации принадлежат разным ведомст­ вам. Более того, есть в райо­ не и еще одна организация, тоже занимающаяся строи­ тельством дорог, — специа­ лизированная колхозная. У них и техники побольше — снабжение идет по другим каналам, и поновее она, а де­ лают за сезон гораздо мень­ ше. Но... опять-таки другое ведомство. Собрать бы технику и спе­ циалистов, объединить три ор­ ганизации в малое предприя­ тие. А пока стоят ведомствен­ ные барьеры, шоферы еще долго будут вздыхать: «Эх. дороги!», а то и добавлять кое-что покрепче в адрес 'рай­ онных властей. Не так давно в одном из сел Черепановсхого района произошли неприятные собы­ тия. Практически все жители восстали против одного чело­ века, держащего пасеку. — Уберите его от нас! — требовали сельчане. — Пчелы людей кусают, по деревне не пройти! Напрасно руководители района доказывали, что выделят пасечнику землю, перевезет оя пчел подальше от домов, — страсти не ути­ хали. — Надо совсем запретить, — настаивали некоторые. — Нечего им наживаться! Мы мучаемся, а они деньги гре­ бут. Может быть, и не стоило бы вспоминать эту историю — она уже благополучно за­ кончилась, — если бы не по­ казала она, как в зеркале, на­ строения нашего сельского общества. Привыкшие жить не очень богато, ио спокойно, сельчане встречают новое чуть ли не в штыки. Держит человек большое подворье — куркуль, завел пасеку — ишь ты, обогатиться желает. А уж если на ферму замахнул­ ся, тут я вовсе: «Ату его!». Что ж, деревенские всегда были наиболее консерватив­ ным слоем общества. И сейчас, во время больших перемен это особенно заметно. Руководи­ тели совхозов и колхозов стараются внушать своим ра­ бочим, что фермерство — пу­ стой номер, толку от него не будет. К словам хозяйствен­ ников прислушиваются. В Черепановском районе на бумаге значится 36 фер­ мерских наделов. А реально к работе приступили лишь 24 новоявленных хозяина. Поче­ му? Да потому, что негласная политика руководства хо­ зяйств и района такова: ме­ шать не будем, но' и условия создадим такие, что фермеры сами откажутся. Часть земли фермерам выделили тогда, когда совхозы и колхозы уже отсеялись, и оказалось, что фермерам надо ждать до осе­ ни, когда пройдет уборка и поля хозяйства освободятся. А это потерянное время. Плохо с кредитами, совсем тяжелое положение с техни­ кой. И неудивительно, что прн таком отношении уже че­ тыре человека, пожелавшие взять землю, от нее отказа­ лись. — Плохо у фермеров идут дела, — спокойно констати­ руя факт, рассказывал пред­ седатель комитета по земель­ ной реформе Сергей' Геннадь­ евич Пустовалов. — Неорга­ низованно. Не могу сказать, у кого дело пошло. Мое дело землю дать. Вот и даек, кто сколько просит, до ста гекта­ ров. А кто что посеял — та­ ких данных у нас нет, не со­ бираем. Словно и забыл С. Г. Пус- товалов, что не только- выде­ лять землю, но и контролиро­ вать, как она используется, входит в обязанности комите­ та. Впрочем, о контроле гово­ рить не приходится. Ведь да­ же машины у комитета нет. Отношение в хозяйствах к тем, кто захотел иметь свое дело, тоже не из лучших. В Мильтюшихинском совхозе, правда, продали технику. Но эта техника свой моторесурс давно выработала, требует капитального ремонта. Вос­ пользоваться же совхозными и колхозными мастерскими удается далеко не каждому фермеру. И дело не только в ток, что за каждый выточен­ ный болт или гайку надо платить — это-то как раз нормально, а в том, что про­ сто закрывают ворота перед носом. — Мы выступали по мест­ ному радио, в районной газе­ те, — говорит С. Г. Пустова- лов, — но люди не идут на хозяйств. В основном землю просят выходцы из райцентра, из города. А они ничего не знают, землю обрабатывают плохо, с нарушением техноло­ гии. Впрочем, данные привел С. Г. Пустовалов немного не­ точные. Из 24 фермеров — 10 выходцы как раз из села. Только в Буранове (это под­ собное хозяйство БЭМЗа) чет­ веро — Владимир Николае­ вич Деревенченко, Николай Тимофеевич Кузовлев, Влади­ мир Максимович Карпов ж Игорь Васильевич Котлевский взяли. Из совхоза «Мильпо­ итихинекий» «о своим паем вышел Александр Николае­ вич Завальский: посеял зер­ новые, посадил картофель. За­ нялся самостоятельным хозяй­ ством и агроном по специаль­ ности, бывший директор Вос­ кресенского совхоза Анато­ лий Дмитриевич Дьяков. Взял он 54 гектара, посеял гречи­ ху, занялся пчеловодством. Есть у него уже я новенький трактор МТЗ-80. Два сына учатся сейчас в институтах, один из них — в сельскохо­ зяйственном. Смотришь, по­ мощниками отцу будут. Хорошая мысль была у Ивана Тимофеевича Корнее­ ва — возродить родную дерев­ ню. Родился и вырос он в де­ ревне со звонким названием Ключи, от которой сейчас и следа не осталось. Именно здесь и попросил Иван Тимо­ феевич надел ■— 85 гектаров. Работая с сыном, посеял овес, ячмень, пшеницу. Агитирует других сыновей и родичей приехать в Ключи, отстроить деревню. И все же трудно сказать, как дальше пойдет дело у но­ вых хозяев земли. Трудно, по­ тому что ниоткуда нет им по­ мощи. Люди с характером сильным, пробивным, может быть, и сумеют преодолеть эту вязкую пелену равноду­ шия, злорадной зависти и. ак­ тивного неприятия. Люди же способные, но менее пробив­ ные могут и не выдержать. Помочь бы им на первых по­ рах, поддержать, но нет в районе заинтересованности в их становлении. Молчит о фермерах и районная гаэета «Путь к коммунизму»: ни добрым, ни худым словом не отзовется на успехи и беды фермеров. Видно, неприятие этого движения районными властями наложило отпеча­ ток н на газетчиков: на ее страницах тишь и гладь, словно миновало Черепанове всякое веяние нового. Вот так и движется новое дело, - как стреноженный конь, — с путами на ногах, неровными скачками. Когда же перережут эти путы? Э Х ДОРОГИ ... I- ‘I Й

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2