Ведомости Новосибирского областного Совета народных депутатов, № 24, 1991
Е НАДЕЖДЫ НА Рост преступности продол жается. Эта фраза уже при вычна. «Всем миром одолеем, создадим крепкий заслон»,— подобные призывы тихо со шли на нет. Как-то само со бой стало ясно; преступность и дальше будет шириться, пока в экономике преоблада ет черный рынок, а в общест ве усиливаются тенденции со циального расслоения, а на рынке — дефицита. Приметой времени, видимо, стало и то, что РОСМ (рабочие отряды со действия милиции) повсемест но сокращаются. Например, в РОВД Ленинского района Но восибирска росмовцев оста лось чуть более двух десят ков. А ведь совсем недавно от ряд считался крупнейшим в городе. Заводы «Сибсеяьмаш», им. Кузьмина, «Медпрепара- ты» и др. решили в 1989 году направить своих работников на службу в милицию. Шат кое экономическое положе ние предприятий района за труднило содержание РООМ. С другой стороны, росмовцы в деле проявляют себя боль ше, как подспорье в милицей ской работе, а не самостоя тельная сила. За время служ бы члены РОСМ не успевают получить профессиональную подготовку, ограниченны они оказались и в правовом отно- шении. — И все же РОСМ, считаю, решили некоторые наши проб лемы, — рассказывает заме ститель начальника РОВД по службе подполковник мили ции В. П. Нечаев. — Напри мер, с задачей по охране об щественного порядка отряд, по своим возможностям, справлялся. И все же... боль ше это, наверное, напомина ет работу с дружинниками. ...Дружинники исчезли с наших улиц после отмены Советом Министров СССР от гулов за участие в дежурст вах. Критики в адрес ДНД всегда хватало. Но ведь факт и то, что спокойнее было в те годы на улицах, да и со трудники милиции рядом с народным дружинником были ближе и доступнее для граж дан. Теперь дело за муници пальной милицией. Отцы го рода пришли к убеждению: с преступностью должны бо роться профессионалы, в только они. Решение о созда нии муниципальной милиции принял и областной Совет на родных депутатов. В райотде ле на правах муниципальной милиции теперь создана до рожно-патрульная служба, приняты на службу девять участковых инспекторов, де сять сотрудников специализи- ТАКСИСТЫ Канули в 'вечность те бла- нрвмена, когда литься на такси ¡мог по зволить себе практически каждый, когда от площади Калинина до Башни можно ^ было доехать за рубль с не большим. Молодые же пасса жиры, лихо останавливающие «тачки» на каждом углу, уже ижверняка ие помнят, что за километр проезда полагалось всего 10 копеек. Однако сей час все мы не застрахованы от острой ¡необходимости ре шительно и ¡мужественно ос тановить машину с ласково мигающим зеленым «глазком» и просить как можно естеог- ственнее и непринужденнее: «Шеф, прибавь гааку». И по ка «шеф», снисходительно улыбаясь, «прибавляет гал ку», вы мысленно подсчиты ваете, сколько ¡же обедов, бу кетов для любимой, месячных проездных можно было бы купить на те далеко не лиш ние деньги, которые придет ся выложить за подмигиваю щие зеленые «глазки». Так и автору этих ¡строк ■пришлось раздумывать об этом, оказавшись на какие-то полчаса клиентом одного слог воохотливого новосибирского таксиста. Он перед этим со вершил удачную челночную поездку, да еще в самом на чале сметы, и был весьма удовлетворен ¡жизнью. Оказа лось, что за сто рублей он свозил пассажира с автовок зала до Кольцова и обрат но. По ¡моим скромным под счетам, довольный жизнью водитель в свой карман поло жил рублей 50. «Водила» рассказал, что план сейчас составляет 130 рублей в смену. Проезд одно го «м — 40 копеек. Так что за ¡смену надо проехать не менее 30 км, но большинство проезжает «для плана» гораз до меньше. С удовольствием рассказал, как в прошлую смену за какие-то пить минут заработал 300 рублей, доста вив настойчивого пассажира от ресторана «¡Сибирь» до ре сторана «Центральный». Посетовал на то, что некото рым таксистам ¡сейчас прихо дится «ловить» пассажи ров, так как и цены кусают ся, и «частники» перехватыва ют клиентуру, причем берут сейчас за проезд меньше, чем таксисты. Добавил, что труд ности испытывают лишь мо лодые, неопытные, либо не давно устроившиеся на рабо ту. А у таких «бывалых», к каким он явно относил я се бя, всегда есть возможность хорошо приработать. И при работки эти, оказывается, бы вают от 500 рублей до 10 ты сяч в месяц. Способов множество. Преж де всего вто собственные пре стижные клиенты, которые позволяют себе иметь «пер сональные такси» и щедро за это платят... Такими «вла дельцами» являются прежде всего работники ресторанов (от официанта до директора), работники торговли (от про давщицы овощного ларька до директора супермаркета), некоторые парикмахеры, ¡мас сажисты, косметологи, про ститутки, работники службы быта — ¡нсек трудно перечис лять. Кроме того, появляются все новые и новые. У одного его коллеги постоянным пас сажиром стал учитель. «Кто?!». Вот так и спросил я. Оказалось, действительно учитель, но тот, который да ет частные уроки и должен объезжать я день до б—7 сяецучеников. Или, напри мер, банщик (?!). Да, появил ся и такой вид услуг. Помыв клиента на дому. В ¡собствен ной ванне. И не всегда боль ных и немощных людей — даже здоровых и молодых, во, ¡скажем так, ленивых. Есть же ленивые люди, но имеющие деньги. Они могут себе позволять любую услугу, если ¡способны за ¡нее запла тить. Я думал, что скоро, навер ное, появятся «чесальщики пяток» по частным вызовам. Есть ведь любители этой про цедуры перед ¡сном. А может быть, они уже появились? Хозяин же моего таюоосало- на перед нашим расставанием рассказал, что самыми удач ливыми таксистами сейчас являются его коллеги, устро ившиеся в определенную фир му услуг. Туда в любое вре мя дня и ночи поступают за казы на любой (!) живой и неживой товар, и его немед ленно надо доставить заказ чику. Это и любые спиртные налитки, я любая закуска» «чтиво» — в основном иллю стрированные журналы, лю бая музыка (на магнитофон ных кассетах, ¡стереофони ческих пластинках или в жи вом исполнении, то есть му зыканты и музыкантки с, му зыкальными инструмента ми), видеокассеты, ■ любые цветы, интересные 'собеседни ки или собеседницы для ску чающей компании... Какие услуги еще предоставляет эта «таинственная фирма ус луг», таксист не рассказал л телефон этой фирмы не сооб щил. Может быть, не знал, но мы готовы опубликовать на страницах нашей газеты эти телефоны. Гладишь, я клиентов прибавится. руются на раскрытии карман ных краж... Средства на со держание «муниципальных стражей» поступают из рай исполкома, а тот в свою оче редь собирает их с предприя тий района. И снова пробле мы : первая — не хватает кадров, в милицию не спешат идти работать — не престиж но, опасно... Вторая — выде ляемых денег хватит только на 90 сотрудников. — А всего нам, чтобы обеспечить общественный по рядок на всех улицах и пло щадях района, а не только в центре, требуется не менее 300 человек, — говорит подпол ковник. Короче, если уж возглагать надежды на профессионалов, то скупиться не стоит. Но, к сожалению, дело не в скупо сти, а... больше в бедности. Год за годом плакируется по строить при райотделе класс службы, комнату отдыха, спортзал, тир, но откладыва- ется все. И очень маловероят но, что пойдет народ рабо тать в милицию, рассчитывая лишь на высокую зарплату, согласившись с остальным: не организованной как следу ет професси о н а л ь н о й подготовкой, теми опасно стями, которые подстерегают, бывает, сотрудника и днем, и ночью. Пропали с наших улиц граждане с красными нару кавными повязками. Вся на дежда теперь на профессиона лов — будем увеличивать и укреплять их ряды. А пока: заехал частник ва газон — куда ГАИ смотрит!? Ломают подростки деревья в сквере — почему нет милиции? По ливает друг друга грязью пьянь подзаборная, мы луч ше отвернемся: хватит «само деятельности», пусть мили ция разбирается — за то ведь и деньги им платим! Значит, снова надеяться и ждать? А если в следующем году для наведения порядка уже потребуется тысяча ми лиционеров, что тогда? В. ГЛУХОВ. Я же в свою очередь хо чу поделиться с читателями сведениями и о других такси стах, «не яашнх». Таксисты — жуткие инди видуалисты. Но, если кто-то или что-то угрожает их биз несу, они моментально объе диняются. Например, в Венг рии в октябре 1990 года шо феры объявили забастовку, протестуя против повышения цен па бензин. Тысячи ¡людей вышли та улицы с транспа рантами : «Фашизм, комму низм, тактам ». «В 1956 — татки, в 1990 — такси». Ру ководство страны было выну ждено пойти иа ¡уступки. В Лондоне еще в 1535 го ду королю Карлу I при шлось принять закол, соглас но которому число ¡извозчи ков в городе не могло превы шать пятидесяти. В Нью-Йор ке количество такси также лимитировано властями: их всего около 12 тысяч — ¡столько же, сколько в 1937 году, и поймать машину здесь ие так- то просто. А в столице Италии ровно 5.300 автомо билей с шашечками, и их во дители даже не утруждают себя поисками клиента — просто встают в ¡ряд и ждут, когда подойдет пассажир. Шоферская солидарность по могла им недавно сорвать по пытку муниципалитета увели чить ах число ¡вдвое. Лицензия та частный из воз стоит недешево: в Нью- Йорке — 125 тысяч долларов. Востоке,— 90, Чикаго — 23 тысячи, Риме — 180 миллиар дов лир (160 тысяч долла ров). В Лондоне же патенты не продаются, достаточно приобрести необходимый ба гаж знаний — выучить 468 городских маршрутов. На вто уходит около двух лет. Затем претендент пить, а то и бо лее раз предстает перед экза менационной комиссией. Если все о ’кей, то ему предстоит новое испытание — вожде ние, где отбор еще более строгий. Неудивительно, что до финиша доходит лишь один из пяти кандидатов. Ре кордно короткий срок, затра ченный на ату процедуру,— 15 месяцев. Но игра стоят свеч, ¡своим американским коллегам британцы дадут сто очков вперед. В Нью-Йорк« встречаются таксисты, не знающие Уолл-стрита и доро ги к (Белому дому. Наем такси обходится в Лондоне ¡недешево, но за свои деньги вы получите идеаль но вымытую машину и впе чатляющую лекцию о недо статках премьер - ¡министра, консерваторов, лейбористов, социалистов и всех остальных политических деятелей. Анг лийские шоферы всячески скрывают сумму ¡своих ре альных доходов, но узнать это смог безработный Давид Уилкс, который в августе 1990 года нашел такси с ос тавленными 'Ключами и за четыре ночных смены зако лотил 590 долларов. «Это са мая легкая ¡работа из всех, ка кие я выполнял»,— заявил он в магистрате. Восточноберлинские же водители обнаружили, что высокие цены отнюдь не всегда хороши. Приведя своя тарифы ¡в соответствие с за падногерманскими, они оста лись без клиентуры: пустые «Лады» и «Волги», состав ляющие основу здешнего таксопарка, без толку коле сят по улицам города. Немцы же предпочитают выклады вать денежки за поездку на солидной машине — «Мерсе десе» или «Форде». Традиционное разделение существует в богатых стра нах: для состоятельных и не терпеливых — такси, для ма лообеспеченных — м у н и ц и- пальный транспорт. Это не только привычные нам авто бусы, троллейбусы, трам ваи, ¡во н трехколесные мото- ришки, вело- ¡или ручные рик ши, лошадиные экипажи. Однако, как н в нашей стране, в таких странах, как Лаос в Вьетнам, водителя служебных машин также не прочь по- халтурнть. Шустрые же таксисты в некоторых странах, наоборот, осваивают смежные профес сии. В Бангкоке, например, они обязательно предложат вам девочку, даже если вы путешествует» с женой. Их варшавские коллеги притор говывают икрой, а наши, мос ковские, плюс к этому вод кой, сигаретами н... много еще чем. Новосибирские, разуме ется, не отстают. Не за гора ми, видимо, время, когда ма газины можно будет просто упразднить, как и дома бы та, видеосалоны, музыкаль ные салоны и даже гостини цы — нее это заменят наши, отечественные, такси. Владимир ДМИТРИЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2