Ведомости Новосибирского областного Совета народных депутатов, № 24, 1991

Е НАДЕЖДЫ НА Рост преступности продол­ жается. Эта фраза уже при­ вычна. «Всем миром одолеем, создадим крепкий заслон»,— подобные призывы тихо со­ шли на нет. Как-то само со­ бой стало ясно; преступность и дальше будет шириться, пока в экономике преоблада­ ет черный рынок, а в общест­ ве усиливаются тенденции со­ циального расслоения, а на рынке — дефицита. Приметой времени, видимо, стало и то, что РОСМ (рабочие отряды со­ действия милиции) повсемест­ но сокращаются. Например, в РОВД Ленинского района Но­ восибирска росмовцев оста­ лось чуть более двух десят­ ков. А ведь совсем недавно от­ ряд считался крупнейшим в городе. Заводы «Сибсеяьмаш», им. Кузьмина, «Медпрепара- ты» и др. решили в 1989 году направить своих работников на службу в милицию. Шат­ кое экономическое положе­ ние предприятий района за­ труднило содержание РООМ. С другой стороны, росмовцы в деле проявляют себя боль­ ше, как подспорье в милицей­ ской работе, а не самостоя­ тельная сила. За время служ­ бы члены РОСМ не успевают получить профессиональную подготовку, ограниченны они оказались и в правовом отно- шении. — И все же РОСМ, считаю, решили некоторые наши проб­ лемы, — рассказывает заме­ ститель начальника РОВД по службе подполковник мили­ ции В. П. Нечаев. — Напри­ мер, с задачей по охране об­ щественного порядка отряд, по своим возможностям, справлялся. И все же... боль­ ше это, наверное, напомина­ ет работу с дружинниками. ...Дружинники исчезли с наших улиц после отмены Советом Министров СССР от­ гулов за участие в дежурст­ вах. Критики в адрес ДНД всегда хватало. Но ведь факт и то, что спокойнее было в те годы на улицах, да и со­ трудники милиции рядом с народным дружинником были ближе и доступнее для граж­ дан. Теперь дело за муници­ пальной милицией. Отцы го­ рода пришли к убеждению: с преступностью должны бо­ роться профессионалы, в только они. Решение о созда­ нии муниципальной милиции принял и областной Совет на­ родных депутатов. В райотде­ ле на правах муниципальной милиции теперь создана до­ рожно-патрульная служба, приняты на службу девять участковых инспекторов, де­ сять сотрудников специализи- ТАКСИСТЫ Канули в 'вечность те бла- нрвмена, когда литься на такси ¡мог по­ зволить себе практически каждый, когда от площади Калинина до Башни можно ^ было доехать за рубль с не­ большим. Молодые же пасса­ жиры, лихо останавливающие «тачки» на каждом углу, уже ижверняка ие помнят, что за километр проезда полагалось всего 10 копеек. Однако сей­ час все мы не застрахованы от острой ¡необходимости ре­ шительно и ¡мужественно ос­ тановить машину с ласково мигающим зеленым «глазком» и просить как можно естеог- ственнее и непринужденнее: «Шеф, прибавь гааку». И по­ ка «шеф», снисходительно улыбаясь, «прибавляет гал­ ку», вы мысленно подсчиты­ ваете, сколько ¡же обедов, бу­ кетов для любимой, месячных проездных можно было бы купить на те далеко не лиш­ ние деньги, которые придет­ ся выложить за подмигиваю­ щие зеленые «глазки». Так и автору этих ¡строк ■пришлось раздумывать об этом, оказавшись на какие-то полчаса клиентом одного слог воохотливого новосибирского таксиста. Он перед этим со­ вершил удачную челночную поездку, да еще в самом на­ чале сметы, и был весьма удовлетворен ¡жизнью. Оказа­ лось, что за сто рублей он свозил пассажира с автовок­ зала до Кольцова и обрат­ но. По ¡моим скромным под­ счетам, довольный жизнью водитель в свой карман поло­ жил рублей 50. «Водила» рассказал, что план сейчас составляет 130 рублей в смену. Проезд одно­ го «м — 40 копеек. Так что за ¡смену надо проехать не менее 30 км, но большинство проезжает «для плана» гораз­ до меньше. С удовольствием рассказал, как в прошлую смену за какие-то пить минут заработал 300 рублей, доста­ вив настойчивого пассажира от ресторана «¡Сибирь» до ре­ сторана «Центральный». Посетовал на то, что некото­ рым таксистам ¡сейчас прихо­ дится «ловить» пассажи­ ров, так как и цены кусают­ ся, и «частники» перехватыва­ ют клиентуру, причем берут сейчас за проезд меньше, чем таксисты. Добавил, что труд­ ности испытывают лишь мо­ лодые, неопытные, либо не­ давно устроившиеся на рабо­ ту. А у таких «бывалых», к каким он явно относил я се­ бя, всегда есть возможность хорошо приработать. И при­ работки эти, оказывается, бы­ вают от 500 рублей до 10 ты­ сяч в месяц. Способов множество. Преж­ де всего вто собственные пре­ стижные клиенты, которые позволяют себе иметь «пер­ сональные такси» и щедро за это платят... Такими «вла­ дельцами» являются прежде всего работники ресторанов (от официанта до директора), работники торговли (от про­ давщицы овощного ларька до директора супермаркета), некоторые парикмахеры, ¡мас­ сажисты, косметологи, про­ ститутки, работники службы быта — ¡нсек трудно перечис­ лять. Кроме того, появляются все новые и новые. У одного его коллеги постоянным пас­ сажиром стал учитель. «Кто?!». Вот так и спросил я. Оказалось, действительно учитель, но тот, который да­ ет частные уроки и должен объезжать я день до б—7 сяецучеников. Или, напри­ мер, банщик (?!). Да, появил­ ся и такой вид услуг. Помыв клиента на дому. В ¡собствен­ ной ванне. И не всегда боль­ ных и немощных людей — даже здоровых и молодых, во, ¡скажем так, ленивых. Есть же ленивые люди, но имеющие деньги. Они могут себе позволять любую услугу, если ¡способны за ¡нее запла­ тить. Я думал, что скоро, навер­ ное, появятся «чесальщики пяток» по частным вызовам. Есть ведь любители этой про­ цедуры перед ¡сном. А может быть, они уже появились? Хозяин же моего таюоосало- на перед нашим расставанием рассказал, что самыми удач­ ливыми таксистами сейчас являются его коллеги, устро­ ившиеся в определенную фир­ му услуг. Туда в любое вре­ мя дня и ночи поступают за­ казы на любой (!) живой и неживой товар, и его немед­ ленно надо доставить заказ­ чику. Это и любые спиртные налитки, я любая закуска» «чтиво» — в основном иллю­ стрированные журналы, лю­ бая музыка (на магнитофон­ ных кассетах, ¡стереофони­ ческих пластинках или в жи­ вом исполнении, то есть му­ зыканты и музыкантки с, му­ зыкальными инструмента­ ми), видеокассеты, ■ любые цветы, интересные 'собеседни­ ки или собеседницы для ску­ чающей компании... Какие услуги еще предоставляет эта «таинственная фирма ус­ луг», таксист не рассказал л телефон этой фирмы не сооб­ щил. Может быть, не знал, но мы готовы опубликовать на страницах нашей газеты эти телефоны. Гладишь, я клиентов прибавится. руются на раскрытии карман­ ных краж... Средства на со­ держание «муниципальных стражей» поступают из рай­ исполкома, а тот в свою оче­ редь собирает их с предприя­ тий района. И снова пробле­ мы : первая — не хватает кадров, в милицию не спешат идти работать — не престиж­ но, опасно... Вторая — выде­ ляемых денег хватит только на 90 сотрудников. — А всего нам, чтобы обеспечить общественный по­ рядок на всех улицах и пло­ щадях района, а не только в центре, требуется не менее 300 человек, — говорит подпол­ ковник. Короче, если уж возглагать надежды на профессионалов, то скупиться не стоит. Но, к сожалению, дело не в скупо­ сти, а... больше в бедности. Год за годом плакируется по­ строить при райотделе класс службы, комнату отдыха, спортзал, тир, но откладыва- ется все. И очень маловероят­ но, что пойдет народ рабо­ тать в милицию, рассчитывая лишь на высокую зарплату, согласившись с остальным: не организованной как следу­ ет професси о н а л ь н о й подготовкой, теми опасно­ стями, которые подстерегают, бывает, сотрудника и днем, и ночью. Пропали с наших улиц граждане с красными нару­ кавными повязками. Вся на­ дежда теперь на профессиона­ лов — будем увеличивать и укреплять их ряды. А пока: заехал частник ва газон — куда ГАИ смотрит!? Ломают подростки деревья в сквере — почему нет милиции? По­ ливает друг друга грязью пьянь подзаборная, мы луч­ ше отвернемся: хватит «само­ деятельности», пусть мили­ ция разбирается — за то ведь и деньги им платим! Значит, снова надеяться и ждать? А если в следующем году для наведения порядка уже потребуется тысяча ми­ лиционеров, что тогда? В. ГЛУХОВ. Я же в свою очередь хо­ чу поделиться с читателями сведениями и о других такси­ стах, «не яашнх». Таксисты — жуткие инди­ видуалисты. Но, если кто-то или что-то угрожает их биз­ несу, они моментально объе­ диняются. Например, в Венг­ рии в октябре 1990 года шо­ феры объявили забастовку, протестуя против повышения цен па бензин. Тысячи ¡людей вышли та улицы с транспа­ рантами : «Фашизм, комму­ низм, тактам ». «В 1956 — татки, в 1990 — такси». Ру­ ководство страны было выну­ ждено пойти иа ¡уступки. В Лондоне еще в 1535 го­ ду королю Карлу I при­ шлось принять закол, соглас­ но которому число ¡извозчи­ ков в городе не могло превы­ шать пятидесяти. В Нью-Йор­ ке количество такси также лимитировано властями: их всего около 12 тысяч — ¡столько же, сколько в 1937 году, и поймать машину здесь ие так- то просто. А в столице Италии ровно 5.300 автомо­ билей с шашечками, и их во­ дители даже не утруждают себя поисками клиента — просто встают в ¡ряд и ждут, когда подойдет пассажир. Шоферская солидарность по­ могла им недавно сорвать по­ пытку муниципалитета увели­ чить ах число ¡вдвое. Лицензия та частный из­ воз стоит недешево: в Нью- Йорке — 125 тысяч долларов. Востоке,— 90, Чикаго — 23 тысячи, Риме — 180 миллиар­ дов лир (160 тысяч долла­ ров). В Лондоне же патенты не продаются, достаточно приобрести необходимый ба­ гаж знаний — выучить 468 городских маршрутов. На вто уходит около двух лет. Затем претендент пить, а то и бо­ лее раз предстает перед экза­ менационной комиссией. Если все о ’кей, то ему предстоит новое испытание — вожде­ ние, где отбор еще более строгий. Неудивительно, что до финиша доходит лишь один из пяти кандидатов. Ре­ кордно короткий срок, затра­ ченный на ату процедуру,— 15 месяцев. Но игра стоят свеч, ¡своим американским коллегам британцы дадут сто очков вперед. В Нью-Йорк« встречаются таксисты, не знающие Уолл-стрита и доро­ ги к (Белому дому. Наем такси обходится в Лондоне ¡недешево, но за свои деньги вы получите идеаль­ но вымытую машину и впе­ чатляющую лекцию о недо­ статках премьер - ¡министра, консерваторов, лейбористов, социалистов и всех остальных политических деятелей. Анг­ лийские шоферы всячески скрывают сумму ¡своих ре­ альных доходов, но узнать это смог безработный Давид Уилкс, который в августе 1990 года нашел такси с ос­ тавленными 'Ключами и за четыре ночных смены зако­ лотил 590 долларов. «Это са­ мая легкая ¡работа из всех, ка­ кие я выполнял»,— заявил он в магистрате. Восточноберлинские же водители обнаружили, что высокие цены отнюдь не всегда хороши. Приведя своя тарифы ¡в соответствие с за­ падногерманскими, они оста­ лись без клиентуры: пустые «Лады» и «Волги», состав­ ляющие основу здешнего таксопарка, без толку коле­ сят по улицам города. Немцы же предпочитают выклады­ вать денежки за поездку на солидной машине — «Мерсе­ десе» или «Форде». Традиционное разделение существует в богатых стра­ нах: для состоятельных и не­ терпеливых — такси, для ма­ лообеспеченных — м у н и ц и- пальный транспорт. Это не только привычные нам авто­ бусы, троллейбусы, трам­ ваи, ¡во н трехколесные мото- ришки, вело- ¡или ручные рик­ ши, лошадиные экипажи. Однако, как н в нашей стране, в таких странах, как Лаос в Вьетнам, водителя служебных машин также не прочь по- халтурнть. Шустрые же таксисты в некоторых странах, наоборот, осваивают смежные профес­ сии. В Бангкоке, например, они обязательно предложат вам девочку, даже если вы путешествует» с женой. Их варшавские коллеги притор­ говывают икрой, а наши, мос­ ковские, плюс к этому вод­ кой, сигаретами н... много еще чем. Новосибирские, разуме­ ется, не отстают. Не за гора­ ми, видимо, время, когда ма­ газины можно будет просто упразднить, как и дома бы­ та, видеосалоны, музыкаль­ ные салоны и даже гостини­ цы — нее это заменят наши, отечественные, такси. Владимир ДМИТРИЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2