Настоящее, 1929, №4
устройство бедных детей в мастер ство». Ниже, под золотым свидетель ством — ф отография трех ж анд ар мов. Бодры е и сытые здоровяки . Гладкие. Под жандармами — семейная ф о тография . Грубое, скуластое, небри тое лицо с водянистыми, пустыми и животными глазами , это — сам. Худенькая женщина, жалкий п рид а ток , довольный своей долей — са ма. Три верзилы в мешкоподобных городских «тройках». У сынов пид жаки приоткрыты с нарочитой целью , чтоб видно было часовые цепи на жилетах . В другом простенке среди бес цветных и малозначащих ф о то гр а фий обращ ают на себя внимание две. П ервая — мужская семейная группа. Полицейские и торговые малые. Идиллия. Довольство. Важ ность. Один с бутылкой мадеры. Другой протягивает руку с тонкой рюмкой. У всех лица серьезны. Вторая, в самом низу — почти современная. Два сытеньких молод ца в английских военных костюмах с погонами. Мундир английский, Погон российский... Более бли зких к современности фотографий нет. З а последние г о ды этим людям, очевидно, не до фотографий . Конец Корниловской веревочки теряется в неизвестно сти. Программа кустаря Тузова Но она еще не оборвалась , к ор ниловская веревочка , она еще не кончилась. Иные говорят , что ей все равно некуда деться , что она вплетется , врастет в новую соци алистическую ткань. Но веревочка эта живучая , она извивается под ударами , и, непокорная , — шарится, ищет свой путь — самостоятельный, особый. Минусинский городской кустарь Тузов старательно расчищает д о рожку , по которой ползет живучая веревочка. Он хочет убрать с этой дорожки все препятствия, постав ленные там пролетарской ди ктату рой. Тузов всегда выступал активно,— за это он был членом Минусинского горсовета. Тузов выступал продуманно , с подготовкой . В предыдущие п ер е выборы советов он 'п ри го то вил д а же письменную декларацию , к о то рую зачитал по пунктам на перевы борном собрании. Н едавно в Минусинске был о к ружной с’е зд советов. Воровским путем проник на него Тузов и п ро изнес свою очередную речь. Полюбуйтесь, товарищи , куда х о чет ползти корниловская «веревоч ка»! — Буржуазны е государства силь ны. Они все время укрепляются. Заграничный рабочий класс нам не помогает. Английский, например. идет против нас. Колониальные н а роды , это — просто дикари. От них помощи не жди. Словом, капитализм прочно ста билизовался. З ари мировой револю ции не видно. Помощи и з -за совет ских рубежей не будет. Но может быть можно надеяться на внутрен ние силы? — Нет. — Промышленность, говорят , под нимается. А мы без. обуви ходим. Колхозам идет 40 процентов кр еди тов, а населения в них только 1,7 процента. По-своему крепко сколоченный, арифметический ум гражданина Ту зова не может осилить этих проти воречий. Ни промышленность, ни колхозы его не утешают. Где же силы? В чем опора и спа сенье? — Как же не будет тягостно? Зря на мужика нападают. Х лебозаготов ки все увеличиваются. Говорят : на кулака, на кулака. А на самом де ле нажим идет на весь народ . Ему очень трудно , народу. Зажимают налогами. Так, значит, сила и спасенье — в зароде . Но нельзя ли, гражданин Гузов, высказаться поопределеннее: о каком народе ваша забота? — Не надо так жать на торговца , на кустаря, на кулака. Они же по могают государству . Торговцы , ведь, торгуют продуктами го судар ств ен ной промышленности. — И зачем давать деньги на и з бы-читальни. Н адо на школы, а не на избы-читальни. Говорят , общ едо ступность, а в ВУЗ’ы даже домо хозяев не пускают. Тузов за торговца , за кулака , за домовладельца . Силы есть! Силы найдены!! Но почему они не р а з вернулись, где помеха? — Демократия... Какая ж е это д е мократия? Везде зажимают. При шлют коммуниста какого -то , вот и голосуй за него, — а почем мы его знаем? Коммунисты — новая кр а с ная бюрократия . — А новый строй нужен такой. До губернии пусть будут советы. То лько без коммунистов. А выше— пусть будут д ве палаты. Такова программа минусинского гражданина Тузова . Корниловская веревочка хочет — ах, как хочет—зав я з а ться прочной, тугой петлей на шее пролетарской диктатуры. Веревочка шипит воинственно Вначале минусинский Союзхлеб шел по одобренным и патентован ным стопам солидных, любезных коммерсантов. Он «питал надежду» и просил ку- лака -хлебодерж ателя «принять по сылаемый вам торговый привет». Браво , минусинцы! Именно «торго вы й привет» любезен сердцу Т ихо на Ивановича. И товарищеский, и коммунистический были бы не у ме ста —- кулак остался бы р авноду шен, или усмехнулся бы лицемерию, или, взбеленившись, порвал бы со- ю зхлебовское послание. Только «торговый привет» затрагив ает свя тые тайники хозяйственной души. — Эх, и торговали когда-то ... Ободренный приветливостью , ку лак начал спектакли ставить. Чтоб агитация была и чтоб весело. В с. Высокая Грива Каменского округа «артисты самодеятельного театра» пришли на участковое со брание, уже основательно срепети- ровавшись. Собрание тянулось , топ талось на месте, — все «как по х о ду пьесы». Но вот в конце вдруг, перед самым носом докладчика по явилась буханка самого черного , с а мого сорного и плохо выпеченного хлеба (свиньям такой скармлива ют): — Товарищ , что ты нам говоришь о заго товках? Вот какой мы едим! Сцена была эффектной . Хлеб не везли. «Артисты» в потребиловке. Т р ебу ют мануфактуру . П риказчик спра шивает: — Как хлеб сдавали? А ТЫ ЧТО —- ГОЛОДНЫЙ , ЧТО ЛИ ДС ироническим сожалением). Ах, ты грех какой! Бедный! Сейчас-сейчас принесем тебе хлебушка. Скажу б а бе, чтоб о трезала ломотик... Веселый смех всей лавки свиде тельствовал , что и эта сценка уд а лась. Потом кулак Дударенко Иван в селе Козиха Новосибирского окру га выкинул лозунг: — Даешь сложную машину — п о лучишь хлеб! Ассоциация Художников Револю ционных Республик напечатала к ар тинку в 10-ти тысячном тираже . На картинке —-• семья зд оровяков — «поселян» работает на молотилке. Машину ‘движ ет электрический мо тор. Как э го хорош о и полезно! П о чему бы и Д ударенке не дать моло тилку с мотором? В самом деле , а? Из некоего высокого учреждения уже прилетела и чуть было не на пакостила директива: — П родавайте кулаку молотилку с нефтяным двигателем! Хорошо, что во-время сгр абаста ли эту птичку и .— в ящик. А кулак все вил свою веревочку. В пос. Казанском. Ч ерепановского района долго бродило дрожжами общее собрание. И вот сзади, с тех мест, где сидят обычно н еяв ные (и явные) кулаки , раздался четкий возглас: — Мы отдаем хлеб потому , что мы — трусы. «Советская Сибирь» предлагала «совершенно серьезно» ввести в обиход четырехминутные агитаци онные речи. Кулаки пос. К азанского идут уже дальш е этого американ ского предложения. Одна фраза из 7 слов — вот их агитационное сред ство. — Мы трусы. Но не всегда же мы ими были. Не вечно ими и б у дем. Придет же другое время, чорт возьми! А, может быть, оно уже н а стало? А что, если попробовать? Участники собрания (на котором бы ли и кулаки ) в с. Кытманово Барнаульского округа с криком и шумом вышли из народного дома на улицу, где в это время проходи ла демонстрация в несколько сот человек. Участники собрания окру жили демонстрантов, часть прорва лась к флагам. — Эти флаги идут за хлебом! Хлеба мы не дадим!... — кричали кулацкие жены. Некоторые демонстранты пыта лись произносить речи. Но не уда валось, никто не хотел слушать... ❖ * * — Эти флаги — идут — — за хлебом! Хлеба — — мы — — не дадим!... — Воинственно брызгая ядом и зло стью, шипела корниловская итузов - ская «веревочка», живучая «веревоч ка», ведущая свой след от зафото- графированной в «добрые» времена большой вывески: — т о р г о в л я — до модернизированного на евро пейский лад минусинского парла ментера новой буржуазии Тузова. От императорского свидетельства в золотой раме переползающая через английский мундир с российским погоном к скромному требованию допустить в ВУЗ’ы «домохозяев». Это шипели силы старого капита лизма, возрожденные и ежечасно рождающиеся вновь на жирной д е ревенской земле. — Не дадим!.. — исступленно, визгливо кричали кулацкие жены. — Не дадим!... — билась к лихорадке социальная основа правого уклона. Кролики испуганЫ У Брэма есть рассказ про какую- то змею, которая питается кролика ми. Встретив кролика, эта змея приподнимается, и, глядя прямо в кроличьи глаза, начинает ритмично раскачиваться и шипеть. И загипно тизированный кролик, застывая на месте, раскачивается и попискивает в такт раскачиванью и шипенью змеи... Как высоко иногда всползает ши пящая кулацкая веревочка. Из глуши захолустного сибирско го поселка добирается она до каби нета замнаркома в Москве и шипит там жалобы и темные угрозы, и за ставляет ответственного, но пугли вого товарища раскачиваться и по пискивать в угоду кулаку. Очень стоит рассказать про то, как кулацкая веревочка доползла от поселка Семеновского Каменского округа до самого замнаркомфина, тов. Фрумкина. * * * В поселке Семеновском Камен ского округа — полтора десятка жалких саманных хат, подслепова тых и низеньких, крытых всклоко ченной соломой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2