Настоящее, 1929, №4
— Д айте мне несколько книг, я сама выберу. Даю пять книг: Войнич—«Овод», Дибединского — «Неделя», Гладко- ва — «Цемент», Васильченко — «Карьера подпольщика» и послед ней кладу Анри де-Ренье—«Полу ночная свадьба». Она небрежно снимает книгу за книгой, зад ерживая внимание на книге ровно столько , сколько по требовалось бы времени, чтобы про читать заглавие. — Я беру эту «Полуночную свадьбу». Ж ена ответственного коммуниста с тонким слоем чуть видного к а р мина на губах и запахами «Тэжэ». — У вас есть «Владелица Ливан ского замка» Бенуа, или «Моника Л ербье»? Я уж их читала, — ши карные книги, —- хочу дать зн ако мой почитать. Рассматривая волнующуюся спи ну уходящ ей жены ответственного, выдвиженка громко спрашивает ме ня: —- Ишь ты! Это артистка? Выдвиженка — работница, сдает книгу о колхо зах и совхозах . — М атериала хватило. Все хо р о шо. Только доклад-то я все-таки провалила , — в первый раз делала. Она разговаривает с библиоте каршей охотно. — Книжку прочитала и, кажется , поняла, а как пришло время гово рить, — в ногах слабость, воздуху * нехватает. Хочу это сказать, а вы ходит совсем другое , и, леший его знает , почему так? Ну, на вопросы и отвечала, да , спасибо, секретарь выручал, помогал все... *Л* В прошлом году ко мне пришел подписчик с каким-то новым пар нем. Парень пришел, очевидно, пря мо с работы . Лицо его было выма зано сажей. Он сел в темный угол и ни разу не поднял глаз. Подписчик переменил книгу. — Иванов, возьми книгу, что ты, дьявол , ничего не читаешь? — Ну, уж ладно , дайте , только поинтересней!... Зад аю вопрос: — Что особенно интересного чи тал ?—Иванов, нехотя отмахивается лаконическими ответами, как от на доедливой мухи. Книгу подхватил под мышку как-то особенно не брежно. Через два дня принес, протянул обеими руками. —• А еще у вас можно взять что- нибудь такое же? После «Андрея Кожухова», он получил «Мать» Горького. И с тех пор чуть не каждый день в углу библиотеки под лампочкой сидел чумазый, саженный Иванов, помощник машиниста, пока я вы бирала ему книгу. Он стал более разговорчив . Р а с сказывал о паровозе , о топках , о работе в ячейке, говорил , не торо пясь, так же медленно, как р а з глядывал книги, точно боялся ска зать пустое, ненужное слово. И каждый раз просил завернуть книги в газету , протягивая черные мазутные руки. — Выпачкаю! В весеннюю оттепель он принес последнюю прочитанную книгу о контр-революции в Донбассе. — Больше не буду брать книг. Некогда. Я готовлюсь в техникум , буду инженером, хватит спецам нам головы морочить! * ** Грохот по лестнице, треск упав шего стула в коридоре. Звенят стекла двери. — Ну, ясно — это Денисенко. —-Ты читала «Сорок первый» Л а вренева? Эх ты, библиотекарь! Нет, ты почитай! Это замечатель ный рассказ. Он откидывает голову и долго , раскатисто смеется. Он — зав АПО и потому прихо дит в библиотеку, когда она закры та. Перелистывая книгу, боро здит но сом страницы, поправляя спадаю щие очки. Читает стремительно. Быстрый, захлебывающийся, он с размаху падает в кресло, срывает ся, быстро ходит по библиотеке, снова садится и—не уходит , а уно сится. Вместе с ним исчезает какой- то особенный звенящий шум стекла и треск падающих книг. Сейчас он в комвузе, в Москве... * * * В очереди ожидающих книги сто ит бурят. Раскосые глаза не мига ют. От него пахнет не то навозом , не то прелыми шкурами. — Что вы хотите , товарищ ? — Дай мне, сама знаешь, о со ветском государстве. Мало знаю, хочу больше. Ничего не читал, ты знаешь... Он не знает. Он пришел в пер вый раз. Через полгода он будет знать точно. Он будет называть д а же год издания. *❖$ Студентка ВУЗ’а играет на столе маникюрными, длинными ногтями: — Д айте мне ленинские вопросы, кажется Бухарина , и что-нибудь о 15 с ’езде , только покороче, самое главное, основное... Мне для заче та по ленинизму на медфаке. — Что именно вам надо? — Я не знаю... Мне самое основ ное... Она не знает. Она и не будет знать. Квитко Лидия ВЫСТАВКА „ЛУБКОВ" В МОСКВЕ В Москве 24 марта в зал ах клу ба имени Кухмистерова (ж ел е зно дорожников) открылась выставка представленных на госиздатовский конкурс лубков. Из 450 лубков на темы истори ческие: гражданская война , рево люционное движение прошлых лет •— сравнительно очень немного. Выполнение их традиционно . Ус воен в живописи прием и зображ е ния Красной армии — богатыр ским воинством , скачущим через барьеры на врагов. Кое-где эти лубки напоминают васнецовских богатырей , кое-где авторы все еще пленены космизмом военных лет и дают символически огромного красного коня и воина. Из истории революционного дви жения привлекли два лубка: П ер вый—«1905 г. — «Потемкин» — бу шующее море, пенистые волны и ко рабли. Прямо Айвазовский, а не лубок . Второй—«Гражданская казнь Чернышевского», выполнен по к ар тине того же названия, с той толь ко разницей, что один из палачей похож на Буденного. Но таких «лубков» все же немно го. Большинство авторов решило обратиться к сегодняшнему дню. По богатству и разнообразию тем этой второй группы выставка очень интересна. И зобретательство , машинизация, радио , поход «Кра сина», туризм, детское движение, рабселькоровское движение, новая школа и быт, советская промышлен ность, Красная армия, привлекли наибольшее количество авторов. Тематически выставка удовл етворя ет. Но при условии, если ограни читься только просмотром каталога выставки. Выполнение никак и никого удо влетворить не может. Художники идут от старых ходовых картин, предназначенных для убранства комнат мещан. Огромное большин ство картин прикрывается внешни ми признаками современности. «Красный обоз»—эта тема привле кла многих авторов и все, неизмен но, даю т зимний пейзаж , обоз с красным флагом. Мотив п ередвиж ников перекрашен. К атанье на са ла зках проходит под названием «Пионеры на отдыхе». Здесь допол нением к передвижникам служит красный галстук. Всевозможные лесные пейзажи проходят под на званием «Пионеры». Выполняется такой лубок приблизительно так: лесной пейзаж , неизвестно в какой части СССР, а может быть, и за пределами Союза (лес — тропиче ский). На лесной поляне палатки. Вот в них-то и сидят, должно быть, пионеры, которые дали н а звание всему лубку. Фабрика зерна : летний день в по ле, стога сена, голубое небо, солн це... и в стороне машина. Пейзажи севера идут под н а зва нием «Красин», «Поход Красина». Сходство застрявш его во льдах л е докола с изображенным на лубке не обязательно . Ну, а льдины , мед ведь на них — все дру г на друга похожи и давно известны по ста рым массовым картинам . Ж изнь н а циональных республик СССР пода на так же. «Заветы Ленина»: рабочий в к о жанке среди самоедских шуб. «Октябрьские торж ества в Самар канде»: восточной архитектуры зд а ния и сидящие на кор точках гр аж дане. Кавказ — в лезгинке. Промышленность город а и зо б р а жена огненно - красными зданиями и заводскими трубами на фоне тем но - зеленого неба (заводы и н еф те хранилища) или (постройка шос сейной дороги ) голые тела рабочих на фоне летнего пейзажа , а н авер ху красный плакат. Советский туризм —- тропические леса, верблюды и кое-где малю сенькие люди. Почему это туризм и почему советский? — трудно ска зать. И зобретательство («Наш изобре^ гатёль») — человек рядом с маши ной. Почему изобретатель? Почему наш и что, собственно, он изобрел? Эти мелочи автора не интересуют. «О свобожденная женщина» написа на, повидимому, бывшим богома зом. Женщина смахивает лицом на богородицу , но с портфелем под мышкой, в короткой юбке и стри женая . Сходство дополняется со вершенно голым младенцем, сидя щим на полу. Кстати, если все происходит в кухне , как и зображ ено на лубке, зачем же тогда освобожденной ж ен щине портфель? Так выполнены 75-80 процентов всех лубков. К старому пришива ется новое название и получается— советский лубок. Но все ж е неоспоримым достиж е нием может быть то, что пошлых лубков, идущих в разр е з с совет ской действительностью , с ее п о требностями только 2 из 450. Это «новый год» — резвый младенец, приветствующий водкой старика, и «Стенька Разин», с отстрггрудых белых челнов бросающий царевну в реку. Эти избитые темы нашли своих авторов . К счастью, только двух. Хороших лубков немного. Из них отметим: «Октябренок» — здоровый ребенок на фоне полушарий, з а слоняющий собой все страны све та. Весел и задорен этот лубок. Убедительны и хороши : «Физкуль тура равняет силы» — мужчины и женщины физкультурники перетя гивают канат , «Пионеры моют бес призорного» — отрядом пионеров окружен вожатый, всенародно мо ющий беспризорного , и монтаж «Поход Красина» — текст и ф о то снимки ледокола , Чухновского, Амундсена и Нобиле. Очень много лубков неясных. Под девизом «То, что надо» — лу бок «Водка» ■— зеленый змий, крас ная зв е зда , и зба - читальня, к л у б - все вместе. Что же, собственно, «надо» и чего «не надо»? «Кулаки у селькорки» — чем вы зван гордый жест селькорки , з а чем пришли к ней кулаки? Все это требует больших догадок . Н еобходимо отметить один д е т ский лубок, представленный пионе ром, автор которого понял агита ционное назначение лубка. Рисунок иллю стрирует написанный под ним текст и показывает , как пионер спасает утопающего , помогает р а бочим и т. д. Выполнение прими тивно по-детски , но пониманию своих зад ач не мешало бы нашим художникам поучиться у этого пи онера. Д. Яновский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2