Настоящее, 1929, №4
МЫ РАСТЕМ.—НАМ НЕОБХОДИМО... Мы д о сих пор воздерживались от широкой массовой работы, счи тая необходимым сначала укре пить основное ядро наших сторон ников, желающих активно бороться с классовым врагом на литератур ном фронте. В настоящий момент мы можем отметить непрерывно ра стущий интерес и сочувствие к на шей группе со стороны актива— партийцев, комсомольцев и беспар тийных рабочих. У нас есть уж е группы содействия в Иркутске, Канске, Бийске, Ула- ле, Барнауле, Омске, Новосибирске, Щегловске. Тот факт, что некото рые из них возникли без нашей организационной помощи и что в состав групп содействия входят представители партийного актива, свидетельствует о правильности на шей установки. Мы чувствуем сами и письма с мест говорят нам об этом, что нам придется более четко оформиться организационно. Пока же настоя тельно необходимо определить на ше отношение к другим литератур ным организациям—в первую оче редь к тем, вокруг которых стара ются спекулировать наши про тивники из правого лагеря — к ВАППУ и попутчикам. ЗАВТРА « Н А С ТО ЯЩ Е ГО » К организации пролетарских пи сателей у нас не может быть д р у гого отношения, кроме содействия и поддержки. Различие между на шей организацией и ВАПП’ом за ключается в том, что ВАПП — это о б ’единение только литераторов (выявившихся и начинающих), на стоящих и будущих работников х у дожественной литературы, а «На стоящее» об'единяет не только и не столько литераторов, сколько пред ставителей пролетарской общ е ственности, активно участвующих в борьбе на литературном фрон те. Кроме того, «Настоящее» пока н е массовая организация. Если же взгляды и практика «Настоящего» о б ’единяет численно более обшир ную организацию, которая ра зовьется из наших групп содей ствия, то это будет , вероятно, о р ганизация по преимуществу актив ных читателей. Не таких читате лей, которые покорно читают по принципу «лопай, что дают», но та ких читателей организаторов, ко торые сами говорят писателю:—пи ши о том, что нам нужно, что нуж но нашему классу, что нужно для победы пролетарской революции. Но это—дело будущего. В Ч ЕМ НАШ А ПОМОЩ Ь ВА П П 'У ? Мы должны, совместно исполь зуя все меры идеологического и ор ганизационно - издательского воз действия,, бороться с проникнове нием в литературу классово-враж дебных (кулацких,- новобуржуаз ных) влияний. Мы должны помо гать литературному самоопределе нию молодых пролетарских писате лей, борясь совместно с ВАПП’ом, против наносных влияний богем- щины, традиций и творческих мето дов буржуазной литературы, отры вающих молодого писателя от его классовых задач и тормозящих его самостоятельное развитие, помогая ВАПП’у вырабатывать настоящее новое, соответствующие целям и за дачам пролетариата формы литера туры. — На основе пролетарской самокритики мы должны помогать ВАПП’у определять и проводить четкую класоовую линию и б о роться с проникновением в сре д у пролетарских писателей классо во - чуждых элементов, использую щих пребывание в ВАПП’е в за щитных целях и разлагающих про летарскую организацию (Ленинск- кузнецкая литгруппа). Для усиленного выполнения этих задач, группы содействия «Настоя щему» должны максимум усилий приложить для организации рабо чего писательского актива, кото рый, обсуждая систематически те кущие литературные вопросы, сво им мнением создавал бы ту про летарскую атмосферу, которая н е обходима для правильного разви тия пролетарской литературы. П РАВЫ Е ПО П УТЧИ КИ — САПО ГИ В СМ ЯТ К У О попутчиках. Отношение наше к попутчикам определяется р езо люцией ЦК партии о литературе. Этот вопрос не требовал бы ника ких раз’яснений, если бы за послед нее время некоторые литературные деятели не успели напутать в нем так, что товарищеское отношение к попутчикам превратилось в охра ну интересов реакционно-настроен ных писателей. Вопрос о попутчи ках запутывают две распространен ные теории: теория о существова нии левых и правых попутчиков и теория «мирного врастания», так называемого, правого попутчика, в социализм. Мы считаем, что правые попут чики рабочего класса — это бес смыслица. Потому что, если писа тель правый, то он попутчик не ра бочего класса, а буржуазного клас са. Именно эта бессмыслица и при водит к тому, что директива пар тии о мирно - организационной ра боте среди писателей превращает ся в устах некоторых товарищей в лозунг мирного, самотечного раз вития, искусства и защиты правых тенденций в литературе, под ви дом защиты «попутчиков» от гру бой тактики группы «Настоящее». Вместе с тем правые элементы литературы, найдя себе защиту под фирмой попутчиков, ведут атаку на «Настоящее», пуская в ход , глав ным образом, одно оружие — об винение «Настоящего» в лефовстве Само собой разумеется, что это смехотворное «обвинение» может меньше всего встретить сочувст вия в рабочей н партийной среде. Оно рассчитано на людей, не знакомых ни со взглядами груп пы «Настоящее», ни со взглядами Лефа (у которого, кстати сказать, нет цельной системы взглядов). Леф — в основном, если не счи тать Виктора Шкловского, — это литературная группировка, отра жающая интересы той части интел лигенции, которая хочет быть д ей ствительно попутчиком рабочему классу. Основная группа лефов- цев — Маяковский, Асеев, Третья ков, доказали это своей агитрабо- той, вызывающей неприкрытую не нависть правого литлагеря. Но у х о дя своими корнями в мелкобуржу азную среду, эта группа подвер жена свойственным мелкой бурж у азии колебаниям, которые особен но сильно сказываются в острые моменты политической жизни. Этим свойством и об ’ясняется нынешний распад Лефа. Попытка «пришить» нам Леф ис ходит из архи-правого литератур ного лагеря и если на эту удочку попадутся некоторые партийные товарищи, то это говорит только о необходимости широкого раз’ясне- ния текущего момента на лите ратурном фронте. Тем не менее, мы перед лицом наглеющего правого врага в лите ратуре не должны присоединяться к той беспринципной травле лефов- цев, которая ведется людьми, про поведующими «мирное развитие литературы» и берущих под свою защиту таких абсолютно чуждых и враждебных пролетариату писате лей, как Ерошйн и Ановы в Си бири и Пильняк в общесоюзном масштабе. В отношении лефовцев мы скорее всего должны действо вать. согласно резолюции ЦК («то варищеское» и т. д .), чтобы помочь им изжить их колебания и полити чески уточнить свои взгляды в не обходимом партии и рабочему классу направлении. ЧТО Т А КО Е Л Е ВЫ Й У К Л О Н В Л И Т Е Р А Т У Р Е Наши противники, совершенно забывающие о том, что главная опасность сейчас — это правая опасность, ищут у нас левый ук лон (отсюда и «пришивание» Лефа). Но они не знают, что левый троц кистский уклон в литературе, как правильно заметил тов. Попов-Ду- бовской в «Правде» — это эстет ское отношение к искусству, пасо вание перед «культурными ценно стями» прошлого, неверие в то, что, пролетариат может создавать свою литературу, откладывание со здания «социалистической литера туры» на долгий срок, пока не по бедит пролетарская революция во всем мире Ц. Этот «левый» взгляд на искус ство свойственен и тем товарищам, которые у нас ищут левый уклон. При этом для нас совсем неуди вительно, что «левые» эстеты троц кистского толка в прахтике своей работы близко сходятся и смыка ются с махрово-правыми, кулац- ко-новобуржуазными элементами в литературе. НАМ Н ЕОБХОДИМО : 1. Пойти на заводи и фабрики. Помочь рабочим и служащим на учиться критически относиться к литературе, помочь им разобраться в той дряни, которую некоторые наши издательства преподносят под видом художественной литературы читателю. Бороться против пре ступного либерализма книгоизда тельских и книготоргующих орга низаций, воздействуя на них сни зу . Бороться за классовую, созна тельную и активную организацию пролетарского читателя. 2. Рабкоровскому активу, перера стающему в писательский молод няк, молодым пролетарским писа телям — помогать преодолевать традиции, формы и методы старой и новой буржуазной литературы. 3 . Н е ослаблять огня. Решительно бороться с правыми, махрово-бур жуазными течениями в литературе, с их «левыми» эстетскими теорети ками, с влиянием тех и других на организацию пролетарских писате лей, с беспринципным, чисто потре бительским и либерально терпимым отношением к литературе. В то же время товарищеским воздействием помогать настоящим попутчикам все более приближаться к задачам и работе пролетариата. *) См. речь Троцкого на лит. со вещании при ЦК 9 мая 1924 г. «Чем больше можно буд ет го ворить о новой культуре, , тем меньше она будет носить классо вый характер. После нынешней передышки... наступит период новых жесто ких спазм гражданской войны... Результатом этого нового... пе риода гражданской войны — б у дет полное обеспечение и укре пление социалистической базы нашего хозяйства. Мы получим новую технику, организаторскую помощь... И вот на этой-то осно ве... только и начнется настоя щее строительство культуры, и, следовательно, литературы. Но это уже будет культура соцнали- стическая ». В той же речи: «Нельзя подходить к худож е - жеству так, как к политике... и, прежде всего потому, что в х у д о жественном творчестве огромную роль играют подсознательные процессы». В этих отрывках — вся литера турная теория и практика «ле- . вого» уклониста в политике и в литературе Воронского. Особен но следует отметить переоценку подсознательных процессов в творчестве, характерную и для теоретиков ВАПП последнего пе- риода. _ ________ __
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2