Настоящее, 1929, №4
ПЕЙЗАЖНЫЕ впечатления КОМПЛИМЕНТНОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА Б. РЕЗНИКОВ Я не буду дол го скрывать от чи тателя имя этого путешественника. Не скрою его под псевдонимом. Скажу открыто: речь идет о н ар ко ме просвещения, Анатолии Василь евиче Луначарском . Когда тов. Луначарский, об ’ехав всю Сибирь (по крайней мере, по линии железной дороги), вернулся — по пути в Москву — в Н овоси бирске его спрссили: — Что интересного вы видели в Сибири, Анатолий Васильевич? — Да,—кратко , но выразительно ответил нарком , — у меня очень бо гатые пейзажные впечатления. От более подробного изложения своих впечатлений тов. Л унач ар ский, однако , отказался . Но, прие хав в Москву, он заговорил сразу в нескольких га зетах и ж урналах : в московской вечорке , в л енин град ской вечорке, в «Красной Ниве» и т. д. Мы имеем теперь возможность, хотя и с некоторым опозданием , информировать наших читателей о том, что увидел в Сибири тов. Л у начарский. Напомним, между прочим, что нарком просвещения приезж ал к нам с отчетом правительства. Но какая чудная природа в Сиби ри! Какие пейзажи !- Вот послу шайте: «Солнце устроило фейерверк над Енисеем. Оно окружило себя в слегка туманном воздухе велико лепным кругом опаловым с чуть з а метными нюансами радуги , а вокруг первой окружности описана была еще и другая дуга , значительно бо лее бледная . Солнце сияло в этой двойной короне , устроенной ему нельчтйшими частицами льда, и в благодарность весело выделяло все рельефы раскинувшегося по хо л мам и оврагам Красноярска... Красноярск весь, как на ладони, и весь дымящийся, словно каждый дом, возносит курения солнцу в его двойной тиаре». Красноярск , возносящий курения и дымы солнцу в двойной короне! Какое возвышенное, какое антич ное зрелище! И подумать, что это означает всего-на-всего то , что красноярцы топ ят печи. Но каким утонченным становится это грубое и обыденное дело , как только к не му прикасается перо галантного путешественника. От волш ебного солнца, от его двойной тиары , от нюансов р ад у ги тов . Луначарский пришел в во сторг. Но , в общем, безобидный Енисей привел его в ужас. «Енисей — река капризная и д а ж е страшная. Каждый год своеволь ничает он, разбивая баржи , унося насыпи и топя иной раз и все жи вое, попадающее в область его влияния». Это в «Вечерней Москве». А в «Красной Ниве» тов. Луначарский дополняет свои впечатления: «Красноярск. Красавец - город расположен по бурному и н еукро тимому Енисею, который каждое лето разбивает известное количе ство (?) баржей и выбрасывает ино гда целые пароходы на берег. Ени сей, замерзший , даж е в своем око стеневшем виде дыбится». Одним словом , страшен Енисей при бурной погоде , а также в око стеневшем виде, и вообще редкая птица долетит до середины Ени сея, как писал еще Гоголь, Нико лай Васильевич, насчет Днепра. Лу начарский, Анатолий Васильевич хорош о знает классиков, а факты зн ать ему не обязательно ,—ведь он стоит за художества . Что же к а сается Енисея, как такового , то уж подлинно «не так страшен Енисей, как его малюют» некоторые пей зажны е путешественники. От красавца Красноярска не о т стает, конечно , и красавец Иркутск. «В день моего первого знаком ства с Иркутском сияло солнце (опять!—Б. Р.). Иркутск весь ды мился кудрявыми дымами (опять!— Б. Р.). и сиял белоснежными снега ми, словно одетый в горностай , и это впечатление пушистости, н еж ной горностайности все выростало , потому что решительно все, что только видно было кругом , покры лось инеем самой утонченной р або ты. Д еревья стояли серебряные и ювелирные, такие легкие и непод вижные, что немыслимо было отк а заться от представления, будто они красуются, будто они щеголяют , п о казываю т себя. Но и самые мертвые доски заборов , столбы, фонари не были забыты природой , каждая вещь была так или иначе орнамен тирована пухом и серебром . Вдоль улицы бежали самые обыкновенные телеграфны е провода , но обыкно венные телеграфные провода в ру ках сибирской зимы превращаются в нечто н еиз’яснимо легкое, голу бовато - белое , кружевное. Целый пучок таких аксельбантов бежит над вами по голубому фону неба. Тишина нарушается почти только галками и, кажется , что они кричат необыкновенно громко и нарочно стараю тся устроить какой -то скан дал в этой торжественной тишине, которая их будто пугает». Какие неиз’яснимо легкие, кру жевные и ювелирные сравнения! Какие запасы богатств: опалов, горностаев , кружев , серебра и пу ха скрываются прямо на красно ярских и иркутских улицах! М ож но подумать, что Анатолий Василь евич описывает не город Иркутск, а будуар светской красавицы. Даж е самые обыкновенные доски, самые обыкновенные столбы и столь же обыкновенные галки мо гут получить в глазах пейзажного путешественника какую-то особен ную утонченную очаровательность. Какое радостное умиление эти не- и з’яснимые доски должны были вызвать у московских читателей и особенно читательниц! Ведь в Мо скве, а тем более, в Ленинграде, наверно, никогда не бывает инея, никогда не бывает мороза. Чтобы увидеть эти диковинные вещи, да еще скандальных галок в придачу, надо было специально с’ездить в Иркутск с отчетом правительства. Но мы будем несправедливы к на шему любезному гостю, если ска жем, что он ограничился описанием только очаровательной новосибир ской природы. Нет, комплимент- ный путешественник отметил в сво их записях также и ряд обществен ных явлений сибирской жизни. Как- то •- оперу и оперетту. Анатолий Васильевич пришел бу квально в восторг от новосибирской оперы. «Я имел удовольствие видеть там не что иное, как «Красный мак». И что же — на малюсенькой сцене, с небольшим количеством балетных танцоров руководителям новосибир ского театра удалось устроить пре милый спектакль, удивительно све жий, находчивый в смысле мизан сцен. Небольшой оркестр и танцо ры нисколько не уронили общего впечатления от постановки, которая достаточно интересна для любой столицы, а для новой Сибири до л жна быть признана изумительной». Рабочий нашей типографии , про читав это определение тов. Луна чарского в журнале «Красная Ни ва», все приставал ко мне с вопро сом, как это нарком, крупный п о литический деятель, можно сказать , в некотором роде вождь, может д а вать такие милые характеристики безусловно дрянному, халтурному и совершенно никчемному спектаклю , и что это за определение «милый»? К сожалению, я ничего не мог о т ветить этому рабочему по сущ е ству заданного мне вопроса . Мне было стыдно за наркома. «Кто дал право, — неожиданно грозно спрашивает Анатолий Ва сильевич, огорченный в своих лучших чувствах,—кто . д ал право сибирской печати выступать про тив оперы?». Какое право , Анатолий Василье вич? Как разрешите вас понять? Так, что в области искусства рабо чая печать имеет право говорить только комплименты? Или так , что в этой области самокритика без ви зы Главискусства вообщ е не р а зр е шается? Р а з ’ясните, Анатолий Ва сильевич. И, если уже р а зго вор пош ел о правах , то мы тож е имеем н еко то рые вопросы. Мы спрашиваем: кто д ал право тов. Луначарскому брать под свою высокую защ и ту эту глупую д р еб е день, этот мещанский хлам , эту халтуру , от которой он приходит в восторг? Кто дал ему пр аво вы д а вать архаическую «Аиду», мещ ан скую «Марицу» и х ал турно по ста вленный, при участии д вух с поло виной неуклюжих, но вполне о го ленных балерин — «Красный мак» изумительным образом милых спек таклей в государственном театр е? Да , кто дал такое право н ародному комиссару просвещения п р о л е т а р ской страны? У сибирской печати, по крайней мере, было не меньше прав б о р о т ь ся с этой халтурой , чем у п ей заж ного путешественника ее защ ищ ать . Особенно тов. Л уначарский в о з мущен газетой «Молодой Рабочий», в которой он нашел такой з а г о л о вок: «Классовый враг окопал ся в оперном театре». Он пы тается и з о бразить дело так , буд то м о л од еж ная газета называла оперны х ар ти стов классовыми врагами . Но это неправда . Г азета «Молодой Р а б о чий» поместила р яд отзы вов р або чих и комсомольцев о ново си би р ской опере. О тзывы единодуш но г о ворили о том, что эта опера нужна только мещанам, нэпманам , идущим млеть и отды хать в т е а тр е от т я желой для них советской дей стви тельности. Г азета у т в ерж д ал а , что нэпманы, т.-е. наши классовы е в р а ги, цепко держ атся за оперу , против злободневной драмы , н астолько ц е пко , что они успели себе найти г л а шатаев даж е среди неко торы х о т ветственных коммунистов. Р а зв е не права была г а зета? Р а зв е мы не ви дим теперь , что глаш атаями мещан являются иные коммунисты даж е внесибирского масштаба... Новосибирск произвел на тов. Л у начарского тож е очаров ател ьно е впечатление. В Новосибирске , ок азы вается , «есть много построек оч аро в ател ь ных. Чего тут только нет: какие-то домишки в одно окно , самые ф ан тастические халупки , х а тки из в ся кого бросового м атериала , была бы печь в середине , да х о т ь к аки е -ни будь стены, удерж и вающ и е тепло». После очаров ател ьны х халупок в пейзанском стиле наш путеш ествен ник обратил внимание на новоси бирскую мостовую: «Как насчет мостовых — не знаю , зима-матушка мостит прекрасно , а летом, вероятно , в тр ех четвертях
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2