Настоящее, 1929, №4
ВЗМАХ ОГЛОБЛЕЙ С татья тов Степанова-—Скворцова «Езмах оглоблей- была напечатана в «Правде» в 1922 году. Сейчас мы перепечатываем ее (с небольшими сокращениями) для то го , чтобы отве гти распространенные, но неумные или недобросовестные заявления о т о ж дестве «Лефа» и «Настоящего»,—Тов . Степанов—Скворцов не был лефовцем. Он был большевиком. И о литературе он высказывался, к а к настоящинец. Интересно еще одно обстоятельство : редакция «Правды» 1922 года спец ально о го ворила, что не считает ста тью «Взмах оглоблей» дискуссионной . Одна мысль засела у меня гвоз дем в голове и ни на что другое я непригоден, пока не поделюсь этой мыслью. Дело началось несколько недель тому назад. Попал я на заседание редакционного коллектива одного большого издательства . И попал в тот момент, когда обсуждался са мый свежий, только-что обработан ный план изданий по русской ли тературе. Я уже не помню, с чего начинает ся этот превосходнейший план. Знаю только , что здесь были и Пушкин, и Лермонтов, и Грибо едов. Помню также , что попал и Фонвизин со своим «Недорослем». Есть и баллады Жуковского и басни Крылова, и «Псковитянка» Мея, и, достойная слез, карамзин- ская бедная «Лиза». Все это есть в плане, все это надо немедленно дать русским читателям. Тогда на ша «общественная мысль» разом вознесется , как на крыльях аэро плана, и истинная образованность, наконец-то , процветет на русской земле. Да здравствует советская власть, под покровом которой во з можна столь широкая просвети тельная работа! ...И «Князь Серебряный», и «По- линька Сакс», и «Ледяной дом», и «Мирович»... Окончательно осчастливленный, я только вяло спрашивал: а как же с Кантемиром? А «Ода на восше ствие на престол Елизаветы?»... Счастье-то счастьем, а все-таки... все-таки, чорт знает , что такое! Не ужели такими необходимыми эле ментами современной образованно сти все еще остаются «Антон Г о ремыка» и даж е «Записки охотни ка?». Неужели мы все еще должны умиляться перед тем, как добрые господа понемногу открывали в крепостном человеческую душу? Неужели современный читатель в своем индивидуальном развитии должен проделывать все ступени, через которые проходило общ ест во, развивавшееся от феодализма к капитализму, от капитализма к со циализму: от дворянского застоя к буржуазному сдвигу и от бурж уа з ного сдвига к пролетарской рево люции? И неужели он сначала дол жен смотреть на мир глазами про свещенного помещика («кающегося дворянина»), т.-е. помещика, отра зившего требования буржуазного развития , затем глазами разночин ного интеллигента, и, наконец, глазами пролетария? Рисунок С. Липина Мы как будто начали понимать, что человечество давно останови л о с ь бы и ли даже быстро пош ло бы назад, если бы оно стало питаться отцовской и прадедовской «муд ростью», повернувш ись к прош ло му всем лицом , а к настоящему и будущ ему , — ну, скажем, хоть так, — всем затылком. Но мы, похлопывая ушами, скорб но переживаем трагедию дворян ской дочки на выданьи, которая ждала когда -то придет герой и пе ревернет ее мир. И томились, и млели, и сострадали страданием взрослых, и в общем не глупых лю дей, душа которых раздиралась от науки: «Ах, я люблю ее, а она по любила другого» , «Ах, изменяет она мне или верна своей клятве?». И томились, и млели, и разл ага лись, и раскрывали в этой ерунде и «вечные загадки бытия», и «веч ную красоту», и «вечное движение души человеческой», и ее «таинст венные глубины», и «тончайшие и з гибы». ...«И она уходила от меня, и ноги ее становились то носками н ару жу, то носками во внутрь»... Как это верно, как тонко, как глубоко! И, загипнотизированные, мы не осмеливаемся сказать, что это мог ло бы быть, куда как умнее, про ще и человечнее. И не осмеливаемся прямо и гру бо ляпнуть: не подобает человеку отводить такую роль физиологии в своей человеческой жизни. Все это пора сделать проще, умнее, чище и человечнее. * * * ...Беру издание новых пролетар ских поэтов. Стихи, ей-богу, сти хи! Перечитываю и раз, и два, и еще раз.... У нас гадко пишут, потому что никто не хочет писать, как чувству ет, а всякий хочет писать, как пи сать принято в образованном об ществе. И всякий хочет впитать в себя всю образованность всех прошлых веков и народов : сотни стихов, по вестей и романов, и тысячи крити ческих статей и изящные обороты речи, и гуманный возвышенный строй мыслей, и мозговые изгибы из складки пробабушек. С турге невскими размазнями он сам пре вращается в размазню , с удачли выми приказчиками Диккенса — в удачливого приказчика, с Катери ной из «Грозы» — в Катерину, с изломанными героями и героинями Гамсуна томится и млеет, и про стые вещи, сущие пустяковины превращает в предмет расслабляю щего и разлагающегося мления и томления. И все это не проходит бесследно. На всем этом форми руется душевный склад и уклад . И много же в нем отлагается и хл а ма, и ветоши! Всякий хочет быть образован ным и культурным. Ну, какое же образование и культура без ж иво писи, танцев, музыки, стишков, д е кламации? Прожив больше полвека, я мно гого не понимаю. Я знаю, что это признание очень неосторожно с моей стороны и что мои супостаты начнут, коварно х и хикая , козырять им. Я к этому рав нодушен. Впрочем, нет, я буду ру гаться. Три четверти, если не девять де сятых всего времени, затрачиваемо го на культурную работу , уходит на упражнения в изящных искус ствах , на художества , на вы работ ку умения писать стихи, при чте нии которых мне всегда кажется , что у меня каша во рту, на искус ства , так исполнять их, что я ка ждый раз думаю: «Эк его разби рает»: И не знаю я, не понимаю, почему вся суть новой культуры — в ис кусстве изменяться в ненависти и любви ножным дрыганием , в п о становке живых картин , маленьких пьесок и больших драм. Что такое культура? Не есть ли это также и понимание то го мира, в котором мы живем? Не есть ли это также знание той страны, в к о торой мы существуем, и тех мате риалов, на которые направлен че ловеческий труд? Не есть ли это такж е понимание приемов произ водства, их научных основ, знаком ство с теми средствами, которые д ает современная техника , опира ющаяся на современную науку , и знакомство с важнейшими общими достижениями этой науки? ...Она была мила и он любил ее. Но он не был мил и она не любила его... Ужасная драма! Вечная драма души человеческой! Р а здир а тел ь ная трагедия! Сердце источа ет кровь, из глаз льются потоки слез! ...А бывает и наоборот. Он был мил и она любила его и т. д. Вечная драма души человече ской... Трагедии «ее» и «его» мы знаем. Над ними мы изнываем, а вот взле та ума человеческого не существу ет у нас... Мы варвары . Мы дикари среди современной культуры . В совре менные промышленные страны, где жизнь, наука и техника должны были слиться в единое гармониче ское целое, мы привезли и при несли из первобытных лесов своих милых идолов с отбитыми носами, с большим брюхом, на кривых нож ках , с низким вдавленным лбом. Мы, как форменные идиоты, го товы рычать вместе с Отелло, и все еще превращаемся в слюнтяев и размазней вместе с героями на шей литературы , такой «гуманной», такой «народолюбивой». Мы, пройдя через школы всяче ских ступеней ц через всякие про- леткульты , научились изменяться без слов и научились так соединять слова, что всякая мысль исчезает из их соединения, — мы можем оста ваться нетронутыми варварами и дикарями, которые и краем уха не слыхали, что в науке есть великая красота и великая же красота, к р а сота целесообразности, красота расширяющегося использования сил природы есть в современ ной технике, в .ее безграничных возможностях . Скучно, вяло, некрасиво, слюнтя ями, размазнями живем мы. И н о вое поколение готовим к такой же жизни. Мы не умеем рассказывать мо лодежи , как живут животные и р а стения, не умеем увлечь ее расска зом о наших природных богат ствах , о лесах севера, угле и р у д никах Донбасса , о неизмеримых со кровищах Сибири, о производстве ж елеза и стали, ни о чем важном и любопытном не умеем мы рас сказывать. А если и начнем рассказывать, то жалкие филологи, словесники ста нут тянуть и мямлить и нагонять зеленую скуку. Одну десятую сил и времени должны бы мы затрачивать на сло весность и приятные искусства. Д е вять десятых — в леса, в рудни ки, на фабрики и заводы , пешком с котомкой за плечами, с папкой в руке. А потом в музей и л аборато рию. Одну десятую сил и времени на приятные искусства и на то, как «она была мила» и «как он любил ее». Д евять десятых — на научные познания мира, в котором мы су ществуем. В этом — современная культура . И только это , а не «гу манная литература», не литература «тончайших мозговых складок», не приятные худож ества — вдохнет в новое поколение пафос современ ной борьбы , пафос трудового с тро ительства .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2