Настоящее, 1929, №4
Зд есь стоит остановиться. К ста ти, в пятилетке Сибплана намечены большие изыскательские работы на Абаканских месторождениях . Абаза, очевидно, будет вторым, после Тельбеса, центром сибирской метал лургической промышленности. В архиве завода я когда-то про сматривал документы. По и зы ска ниям инженера Келя, на площади только двух штоков на глубине рд- ной сажени залегает 25 миллионов пудов руды. По мнению проф. Бог и если эту петлю прорезать к ан а лом, угол падения воды значитель но увеличится. Н едалеко от завода обнаружены месторождения марганцевой руды. Найден молибденовый блеск. Это даст заводу возможность выраба тывать высокосортную сталь. О богатствах Абазы дает неко торое представление и такой факт: завод работал с небольшими пере боями 80 лет. И в его окрестностях нет ни одной штольни. Руду брали ко и купил вагранку. Вокруг в аг ранки сколотилась артель. Взяли в кредит чугунный лом. — Пока хватит, а там, глядишь, и домнушку пустим. Сначала пустили вагранку кон ным приводом, а потом сладили ко тел, поставили двигатель . О борудо вали механическую мастерскую. Оборотные средства выколачива ет кузница. Члены артели сами по- очереди торгуют на Таштыпском ' базаре ведрами, топорами, вилами. за машину, разм ахивал руками за маховик. И потом долго извинялся . — Я родился и вырос на заводе . К семье не так привязан , как к не му. Сторож завода по старой т р ад и ции всю ночь отбивает часы в чу гунную доску. — Славно гудит. На сколько верст слышно. По крайности , к аж дый абазинец чувствует: завод -то ! ., жив, старый чорт!. О ТУРИЗМЕ ВООБЩЕ Х а к а с и я ТРАКТОР МЕЛИОРАТИВНОГО ТОВАРИЩЕСТВА Ф отоснимок А . Вощакина дановича, руда эта относится к ти- прямо с поверхности, на горе над пу руды Благодати и Высокой на заводом . Урале. Вся беда завода — пути сообще- Сохранились и работы немецких ния. Или река, или зимняя таежная инженеров Мюллера и Гранквиста. дорога. Они, по поручению Людвига Нобе- И вот сейчас завод пустое ме ля, исследовали реку Кантигир. Но- сто. На дворе — трава , обломки бель хотел раскинуть здесь круп - кирпичей, ж еле зо и чугун. На месте ные металлургические предприятия , домны — громадная яма смер- разрабаты вать каменноугольные ко- тельная рана завода . Стены цехов пи. Абаза предполагалась опорным разрушены , оборудование увезено, пунктом. Остался на дворе только паровой Немецкие инженеры высчитали, молоту да в одном из цехов ржаве- что течение Кантигира д ает 160 ку- ет воздуходувная машина, бометров в секунду. Вода в нем на Теперь, наверное, и их нет. редкость чиста и прозрачна . HQ З А В 0 Д XQ 4E T ЖИТЬ По данным Мюллера, река пред ставляет собой целый ряд круп - Завод закрыт. Но рабочий посе- ных порогов , при чем средний из лок упорно ж дет лучших дней, них падает сразу на три метра. - — Не может быть, чтобы такое Гранквист нивеллировал течение место бросили, реки выше этого порога на 6 кило- И когда окончательно было реше- метров и получил общую высоту в но закры ть завод , один из поселко- 25 метров. Река здесь д ел ает петлю, вых обитателей продал свой домиш- С легкой руки како го -то д р ев н е го журнала , мне с детства турист представлялся обя зател ьно этаким толстым дяденькой в шляпе с пе ром, которого проводники на в е ревках тащат куда-то в гору . И это представление не могло сгл ади ть ся, по крайней мере, д в адц а т ь лет. Д о тех пор, пока я не столкнулся с настоящим советским тури змом и не стал сам туристом . Сейчас наступает период о тп у сков. Сотни тысяч рабочих и сл уж а щих ломают голову над вполне естественным вопросом : как лучше использовать свои две недели или месяц? Год тому н а з ад по этому ж е вопросу читатели «Советской Сиби ри» сами подняли в га зете диспут. Сходятся все на од^ом : больш е солнца, во здуха и воды! Н адо ж е поддерж ать слабеющий за зиму о р ганизм! Но как? Подавляющее большинство до сих пор предпочитает тихое и мирное благодушие на даче , в деревне . Конечно, для зд о р о вь я Это х о р о шо. Но и только . По-моему же, в наше время л и х о радочного строительства , гром адно - ю культурного п од ’ема и и склю чительной ж аж ды знаний этого мало. Ни одна краеведческая книж ка не д аст такого бо гато го м атериала , как личные впечатления. В этом и сила советского т у р и з ма. Это не про гулка сы того б у р ж уа «по Европам» со справочником в руках и личным секр етар ем дл я Работает парилка для ободьев, протоколирования «богатых впеча- св<^я столярная . тлений». Это подлинное знаком ство — Дрожки выходят хоть куда! со своим краем, с его производ - И все это с надеждой как-нибудь ственными ресурсами и возможно - дотянуть до той счастливой мину- стями, этнографическими и пропи ты , когд а на Абазу пролож ат насто- ми особенностями, ящую дорогу , когда сотни строи- Вместе с тем, и зд оровы й отдых, тельных рабочих взорвут р адо - Разговоры об утомительности эк- стным гулом тягостную таежную скурсий — ерунда, тишь. Маршрут, который у к а зан в этих В безработные годы часть рабо- записях (его, кстати , можно п р о чих осела на землю, а больший- должить на лодке по Енисею до с т в о .у х о д и л о в тайгу на лесозаго- Красноярска), конечно , утомляет , товки , на охоту , на что угодно. Но это утомление т о л ько полезно . Главное — не уйти из поселка. В дороге этого не заметиш ь . Тури- — Немыслимо уйти! еты даж е худею т сплош ь и рядом . Старик механик долго водил нас Но стоит в ернуться в г о р о д и вы вокруг заброш енной воздуходув - прямо физически почувствуете при- ной машины. П оворачивал какие-то лив силы, энергии , бодрости . Хоро- рычажки, подвинчивал гайки. Отда- шая з ар яд к а на зиму, вал распоряжения воображаемым А ведь есть десятки дру гих мар- рабочим. шрутов. И труднее , и легче. По вку- Старик так увлекся, что совсем су. забыл о нас, сам пыхтел и жужж ал Настоящинцы за туризм!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2