Настоящее, 1929, №4

А П Р Е Л Ь 1929 21 ЗАПИСИ Т У РИС Т А Е. ИВАНОВ (ФИЛИППЫЧ) ПЕРВЫЕ ВЕРСТЫ Станция Уйбат Ачинск-Минусин- ской жел. дор . Д альш е поезд ухо ­ дит без нас. Д о ближайшего улуса три вер­ сты. Д ово зят быстро. Но дальше опытные туристы рекомендуют не торопиться , а всерьез р аспол агать ­ ся на отдых. Найти в улусе лош а ­ дей до Аскыса, до Таштыпа или просто до первой заимки не так уж просто. С хозяином можно поговорить. Нужно рассказать ему о своем зд о ­ ровья , у знать о его зд оро вь я , по­ делиться последними новостями. И часто только для того, чтобы через пятнадцать - д в а д ­ цать минут у знать о том, что у хозяина лошадей сейчас нет и поэтому он, несмотря на все его сильное ж елание , помочь вам ни­ чем не может. Впрочем, к утру уедете. Серые космы пыли —- как версто ­ вые столбы в степи. По ним угады ­ ваешь дорогу . А дорога — пыль, солнце, сож ­ женная трава . Только по речным низинам стелется густая зелень . Ос­ тальное — пустошь. И вправо , и влево на десятки верст. Не ради же прекрасных глаз оставили х ак а ­ сам все это приволье русские коло ­ низаторы ? В такой степи кр естья ­ нам делать было нечего. Хороший возница скучную д оро ­ гу сдабривает старой скаткой . Если турист чуточку историк или я зы ­ ковед — стоит записать. Сказку со ­ зд авал народ , втискивая в нее свое незаурядное прошлое и ленивое степное, настоящее. Настоящее, ко ­ торое для нынешних хакасов ста- новится тож е прошлым. СТЕПЬ О Хакасии принято думать, как о романтическом, но некультурном захолустьи . Живой памятник при­ митивного скотоводчества . Ж ен ­ щина, дескать , работает , мужчина, дескать , пьет, а стада сами по себе растут и множатся. С точки зрения зажиточного ми­ нусинского соседа, хакасы — — Дикий народ! Крещеные тата ­ ры, и все тут! П оэтому стоит остановиться хоть на день в центре сегодняшней степ­ ной культуры — Аскысе. Зайди те там в мелиоративное т о ­ варищ ество и вам покаж ут плотину, всю систему каналов , оживившую Узюмскую пустошь, электростан ­ цию, мельницу, лесопилку, трактор ­ ную колонну. Болтаясь по улицам, вы сами нат­ кнетесь на новую больницу , на яс­ ли, битком набитые раскосыми ре­ бятами , на клуб... Д а мало ли на что еще! Поезжайте сами. Будьте туристом! Интересно и по ­ лезно. Особенно для людей, имею­ щих склонность к художественной литературе. Кстати, о литературе. Когда в одном улусе мне понадо­ билось что-то записать в блок-нот, гостеприимный хозяин юрты поло ­ жил мне на колени, — чтоб не по­ мялась бумага, — толстую книгу. На обложке книги значилось: — XV с ’е зд ВКП(б). Стенографи­ ческий отчет. В ГОРЫ В одном из улусов за Аскысом пора уже менять тарантас на сед­ ла. Хотя еще не обязательно. Выше становятся пригорки. Все больше и больше сутулятся бере- . зы , уходя в землю. Их сменяют вы­ сокоствольные лиственницы. По са­ мое седло врезаются лошади в гу­ стую таежную траву. Стебелек, еле заметный в степи, здесь вытягива­ ется в человеческий рост. На поля­ нах — прямо персидские ковры , расшитые сочными ирисами, сара ­ ной, водосбором , орхидеями, гели­ отропами, левкоями. Заросли кара- ганника. Предгорье Кузнецкого Алатау. Справа, з а светлой лентой Пврих- чуля —■быстрой горной речушки — лезет в небо голова священного Сйхчаха, вся изборожденная мор­ щинами нетающего снега. Это х а ­ касский Арарат. Именно здесь, по преданиям , остановился громадный, сколоченный медными гвоздями плот, на котором спаслись от все­ мирного потопа старейшины пле­ мени. На несколько верст дальше, в вер­ ховьях другой горной речушки — Баи — притулился первый охотни ­ чий улус. В степи — юрты бревенчатые, а здесь в тайге , — из коры лист- вяжника. В юрте на мужской поло­ вине — седло, литовка (коса), сум­ ка и ружье. На женской — глиня­ ные чашки, кадки , ручная мельни­ ца — два неуклюжих деревянных обрубка. Хозяин — охотник Тахтай — д е ­ монстрирует свое орудие производ­ ства —- тяжелую , изувеченную гро ­ мадину екатерининских времен. Ставит ее на сошники (иначе стре ­ лять невозможно), насыпает поро­ ху на полку, кремнем высекает искру... И з этого ружья Тахтай бьет б е ­ лок! ОКОЛО ЗОЛО ТА Последний, попадающийся на пу­ ти, большой улус — почти обрусев­ ший Матур. Д о него еще можно кое-как добраться на подводе , а за ним колесная дорога кончается сов ­ сем. Д альш е на триста верст, вплоть до Телецкого озера на Ал­ т а е ,— тропа через пасеки, заимки, брошенные прииска. Глухая , сум­ рачная нелюдь. Т айга и горы стиснули улус со всех сторон. С юга насели тасхы- лы—безлесные вершины, опушен ­ ные снегами. На площади улуса жмется к при ­ горку неуклюжая , давно заколочен ­ ная церковь. Молиться никому уже не хочется, а превратить ее в клуб некому догадаться . О т церкви разбегаю тся вниз кри ­ вые переулки , увязшие в тополях и навозе. По праздникам в Матуре бушу­ ют таежные гости — специалисты по золоту , пуле и ножу. Поэтому здесь через два дома в третий т о р ­ гуют самогоном и брагой . З а д р а ­ гоценный песок отпускают и очи­ щенную. Как это делается , я видел сам, путешествуя по избам за лошадьми и проводником . Подвыпивший хищ ­ ник с перевязанной рукой высыпал н а-глаз из мешочка семилетнему мальчонке на ладонь свое золото . М альчонка уже знал цену контра ­ бандного товара . Зн ал и шинки. В Матуре пока-что дети воспитыва­ ются так же, как воспитывались их отцы. ЗАИМКА В ТАЙГЕ Верстах в 80 от М атура таежная троггинка уводит туристов вправо на перевал — водор азд ел системы Абакана и Мрас-Су. Мрас-Су, до сих пор еще зо л о то ­ носная река, уже не в Хакасии. З а перевалом — уголок Горно - Ш ор ­ ского района Ойротской области. На уровне головы — снежные расселины и сотни верст над ш ап ­ ками соседних перевалов . Ниже — буйная трава , кедрач и пихта. И в котловине светлыми подпалинами на костлявых боках пригорков р е д ­ кий березняк , осинник и тальник по берегам Мрас-Су. Лошади путаются в колоднике , д о стремян купаю тся в болоте . К аж ет ­ ся, никуда не выведет н адоевш ая тропинка , так и запутается где-ни ­ будь в кочках. И вдруг — п о ско ­ тина, сенокос и небольшой шорский поселочек Усть - Кубан - Су. Первая постройка — какой -то срубик на высоких сваях — случай ­ но сохранившийся памятник о х о т ­ ничьего прошлого. Зд есь пряталась общинная добыча. В поселке крошечные избы , к р о ­ шечные амбары в полтора аршина. То же на сваях , но уж е невысоких. Для полноты впечатления, собаки вдвое меньше наших. Но лают креп ­ ко. Впрочем, первый шорец нам встретился немного раньше , верст 30 назад , на б ерегу Айзаса , где мы ночевали в заброш енной заимке . Заимка это — что-то в р о д е п о ­ стоялого таеж но го д в ор а . Т ол ько без овса, без сена (тр авы сколько угодно. П рекрасная тр ав а !) , без традиционного п у за то го сам ов ар а и даж е без хозяина . Кто первый з а е ­ хал , тот и хозяин . Но за то есть, так с к а за т ь , «дом - работник», охотник - шорец . Ему, наверное , лет сто. На голов е поч ер ­ невший платок. П од п латком кусок пергамента и на нем ры сьи усы. На ногах , таких тонких , какие бы ­ вают только у ск елетов , болтаю тся рваные сагыры. И з к аж д ой т р ещ и ­ ны их лезут зелены е х л оп ья м я г ­ кой, прекрасно зам еняющ ей чулки, травы озамат. И з русских слов старик зн ал , к а ­ жется, только четыре: — Запас , порох , спичка и нет. КЛАССОВЫЙ ВРАГ Большинство таеж ны х пасечни ­ ков, видимо, не любят часто п о п а ­ даться посторонним людям на г л а ­ за . Заимки прячутся з а пригорками, за ручьем. И, пож алуй , не н апр ас ­ но... Стоит ли человеку заб и в а т ь ся к чорту на кулички дл я того , чтобы поставить там семь -восемь ул ьев? Какой смысл н аж и вать з а лето д в а - три десятка пудов меду , если до ближайшей деревни по лтор а с та верст, да и те нужно сд ел а т ь в е р ­ хом? К одной такой пасеке мы присм о ­ трелись. Не много нужно бы ло т р у ­ да , чтобы обн аруж и ть на ручье примитивное сооруж ени е дл я п р о ­ мывки золота . Плюс простой р а с ­ чет: куда дев аю т свое зо л о т о х ищ ­ ники? А их в тай ге сотни. Конечно, не к аж д а я пасека — штаб - квар тир а зо л о тои скател ей . Встречались и совсем н е п о д о з р и ­ тельные. Это те , к о торы е ближ е к населенным местам. На одной из них приш лось нам ночевать. Б е зу кори зн ен н о чистая изба. Вороха га зе т и ж урналов . Приличная пчеловодн ая библиотека . На самой пасеке 19 ул ьев Д ад а - на. На каж дом свой номер . А в з а ­ писной книжке х о зяи н а на каж ды й номер своя анкета . Д в адц а ты й улей —опытный, системы Н уклеус . Ом- шанника нет — ульи утеплены . Утеплен, кстати , и скотный двор . Словом, по -н астоящ ем у к у л ь т у р ­ ное хо зяйство . К тому же п о с т а ­ вленное на ноги личным трудом . Без батраков . Как буд то ни одн о го при зн ака кулацкого хо зяй ств а . Кроме ра зв е того же п ростого расчета : вы го ­ ден ли зд есь мед?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2