Настоящее, 1928, №10
Два поэта были люди опытные, квалифицированные и поэтому на отказ напечатать стихи не обиде лись, деловито заметив, что снесут их в «Охотник и Пушник Сибири». Но третий, будучи кандидатом ВКП(б), начал со мной идеологи ческие пререкания, доказывая, что стихотворение революционное и демонстрирует оно ломку быта ди ких народностей под влиянием Ок тябрьской революции. Мое упоминание Овидия Назона только ухудшило положение. — Такое совпадение с самым классическим классиком!—Он был очень обрадован. Он не принимал никаких д оводов , что это плохо. Он обругал меня футуристом, ис требителем классиков, ревизиони стом марксизма. Он ушел, победно и вызывающе хлопнув дверью. Совершенно необходимо сделать раз’ яснение, чтобы стало ясно, ка кая все-таки литература револю ционная и какая—нет. Человек повторяет схему Ови дия Назона, умершего 2000 лет на зад, и при этом думает, что он пи шет революционное произведение, потому что в стихе употребляют ся слова: комсомолец, Октябрь и тому подобное. Но для того , чтобы описать лом ку быта, например, ойротов , вовсе не надо писать любовной истории по старым схемам. Надо поехать в Ойротию и убедиться, действитель на ли эта схема для современной жизни. Обнаружится, что эти схемы не действительны, а действительно что-то другое, чего нет в схемах. Например: как ойроты читают свою газету «Кзыл-Ойрот». У ой ротов есть своя газета, но почти нет грамотных людей, которые могли бы читать эту газету. Поэтому, когда «Кзыл-Ойрот> получается на кочевьи, подписчи ки снаряжают коня в село за рус ским грамотным человеком. Русский грамотный человек не знает по-ойротски , но так как шрифт в газете русский, то он все- таки читает, делая неправильные ударения и искажая слова. Кочевники сидят вокруг чтеца и обсуждают каждую фразу, как ее следует понимать. Это получается настоящее коллективное творчест во: подписчики заново сочиняют каждую статью, написанную в ре дакции. Так прочитывается вся газета, буквально от строчки до строчки. Прочитывается даже то, что мы, люди, привыкшие к газете, совсем не читаем. Например: заголовок га зеты с адресом и телефоном редак ции, условиями приема рукописей и т. п. При чем заголовок тоже обсуж дается, а люди, наиболее бывалые, о б ’ ясняют другим смысл разных понятий, упоминаемых в нем, как «телефон» и др. После каждого такого чтения в мозгу алтайца происходит дейст вительно революционная ломка старых представлений. Я рассказал об этом факте толь ко” то , что я знаю, но и в таком ви де, мне кажется, факт тот имеет значительную агитационную и поз навательную ценность. И ни один поэт не выдумает такого; также нельзя найти ничего похожего в старых литературных схемах. Надо изучать факты. Надо отражать факты, как напа дение врага. (А. П). 3. НАСТОЯЩЕЕ ЧЕРЕМХОВО Тов. С. Полонский, секретарь Че- ремховского райкома партии, при слал нам интереснейшее письмо. Мы с удовольствием помещаем его, подчеркнув только те места, с ко торыми мы не согласны. За дымкой дней факты сглажи ваются. Угольное сердце восточ ной Сибири — Черемхово — еще ждет своего историка. Приезжий журналист написал «Город Черем хово». Он увидел коз, «имеющих большую власть», парикмахерские, где покупаются женские косы. Он приглашался на собрание почтово телеграфных служащих. Он расска зал, как «они теперь на пяточках ходят» — результат усилия жур налиста, и «Город Черемхово» уве ковечен на страницах «Настояще го». А «Город Черемхово» — проле тарский центр — живет своей жиз нью. Факты расскажут, чем живет «Город Черемхово». Факт первый: Тревожная телеграмма из Иркут ска: «Горняки. Ваша помощь нуж на. Юнкера одолевают. Ревком на деется только на вас». Загудели гудки. Всколыхнулись Комаровские, Забитуйские, Щелкуновские копи. Взметнулся Мехзавод. Тысячи гор няков, металлистов — под ружье. Иркутск взят. Восстание подавле но. И дальше, до Владивостока, проложен кровавый путь черем- ховскбго горняка. Потом партизан щина, Колчак, Донской, пепеляеь- цы, каппелевцы, и только братские могилы, да думки старых горняков говорят о прошлых героических днях. В дымной зимней ночи (Черемхо во от гари покрывается черной пе леной — здесь дымные зимние ве чера) вспоминают минувшее крас ногвардейцы. Новое поколение — комса — живет этими традициями. 18-ый год страница более яркая, более достойная попасть в «Настоя щ ее », чем «Молодой человек в каш- нэ». «Настоящее» печатает факты се годняшнего дня. Есть и эти. Факт второй: «Советская Сибирь» проводила смотр Черембасстреста. 1300 п од писчиков газеты. 3000 рабочих, ак тивно обсуждающих жизнь «уголь ного сердца». В результате кадр актива — руководителей социали стического хозяйства — значитель но вырос. Производственный энтузиазм (по- своему красочный и яркий — как ярки и красочные годы граждан ской войны) охватывает сердца ста- риков-рабочих. Все усилия — на снижение себестоимости, на рацио нализацию производства. Поднять трудовую дисциплину. Стать дей ствительным хозяином своих к о пей. Растет активность производ ственных совещаний, обще-рабочих собраний. Бьется живая партийная мысль. Журналист увидел только «Фоль клор, который заканчивается сен тиментальной слезцой: «Сынок, идем посидим на скаме ечке. Много вы, сынок, сделали. Они теперь на пяточках ходят». Факт третий: Город Черемхово имеет два цент ра: «Город с козами и парикмахер ской» — и Город : рабочие посел ки Андреевская, Артемовская коло нии, поселок 2-5, копи 1. Город Черемхово (первый) — г о род служащих и их жен, кустарей и лавочников, мещанства и пере купщиков, с церковью и церковным советом. Город Черемхово (второй) — стройные колонны нового рабочего жилья, клубы, без церкви и торга шей. Там же поселковые агитато ры, читатели постоянного приложе ния к «Советской Сибири». Бьется новая струя настоящего пролетарского быта. Вся пролетар ская общественность сконцентриро вана именно здесь, в этом проле тарском городе Черемхово. - У-У, ЧОРТОВА КОМСОМОЛКА! Рис. С. Липина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2