Настоящее, 1928, №10

пис ПОЭТИЧЕСКИЙ МАРИНАД П. КОРОЛЕВУ (Бийск ).—Вы гру­ стите: Былое — памятник угасшей старины, Воспоминанием полрн ум усталый. Где были замки— груды лишь видны, Хранит их тайны тихий лес | кудрявый. Какие тайны? Какие замки? Чей ум усталый? Мы в «Настоящем» — за точ ­ ность, конкретность, фактичность. Если бийский лес хранит какие-ни­ будь тайны, раскройте их: может быть, они заключают в себе что- нибудь общественно-опасное или, наоборот, что-нибудь общественно- полезное. Замков в Сибири не было. Сле­ довательно, и груд никаких нет. Стоит ли грустить и уставать умом от былого, которого , между про­ чим, и не было? Это—бессмысленное занятие. Оно отнимает силы, нужные для полез­ ной работы. И оно не искупается вашим заключением: Вперед, вперед к учебе и труду, Несутся возгласы татар, бурят, тунгуса. И все растет и крепнет на ходу Строительство Советского Союза. Не искупается потому, что это— холодные общие слова, втиснутые в плохой стих. А реальное строи­ тельство у вас, в Бийске,—стеколь­ ный завод, бэконная фабрика, тек­ стильная фабрика. Знаете ли вы об их существова­ нии? Прокляните литературу, которая в’елась в вас замаринованными в поэзии «замками», «умом усталым», «угасшей стариной», «тайнами», и— перестаньте писать стихи. * НАСТОЯЩЕЕ ЧЕРЕМХОВО С. ПОЛОНСКОМУ (Черемхово). Мы с удовольствием печатаем ва­ ше письмо в «Редакционном блок­ ноте». Оно чрезвычайно интересно. Мы только подчеркнули его поле­ мическую часть, чтобы вы сами увидели, что вы неправы. Почему «18-ый год страница б о ­ лее яркая, более достойная попасть в «Настоящее», чем «молодой че­ ловек в кашнэ?» Диалектика учит нас видеть ма­ лое в великом и великое в малом. На фронте наших сегодняшних «мирных» битв борьба с пожарами, особенно в деревянной Сибири, за­ нимает немалое место. За линиями фронта у нас шатается, поплевывая через плечо, много ленивых, равно­ душных людей. Их достаточно и в ЬМА ИЗ Черемхово. Имя им—обыватель пар­ тийный и беспартийный. Автор очерка «Город Черемхово» среди ленивых и равнодушных уви­ дел «молодого человека в кашнэ», у которого настолько живы установ­ ки его бывшей общественно-важ ной профессии пожарного, что он не может удержаться от участия в пожаре и обижается, если ему в этом препятствуют. Почему лите­ ратурно не выделить такого чело­ века из серой массы человеческого безличия? Подумайте: если бы у каждого партработника, хозяйственника, спе­ ца, рабочего установки его дела вросли с такой силой во все его существо, как у этого «молодого человека в кашнэ», и если бы каж­ дый из них, завидя угрожающее явление в области своего дела, с таким же непреодолимым рвением бросался к нему, как «молодой че­ ловек в кашнэ» к пожару,—не о б о ­ гатилось ли бы наше социалистиче­ ское строительство миллионами энергий? Не увеличился ли бы во много раз темп перестройки жиз­ ни, о котором мы так с вами хло­ почем, тов. Полонский? В числе наших великих дел пе­ ределка человека — самое кропот­ ливое, из мелочей состоящее. Вот почему «молодой человек в кашнэ» заслуживает внимания наряду с че­ ловеком 18-го года. И, кстати сказать, человек 18-го года тоже состоит не из голого ве­ личия, а из малых человеческих черт. Кроме того, возможно, что молодой этот человек является и человеком 18-го года. Если так, то его пожарное рвение не умаляет ни 18-го года, ни его самого, а, на­ оборот , скорее возвеличивает. Почему не имеют общественного интереса косы, которые продаются городскими женщинами и покупа­ ются деревенскими? Разве соци­ альные процессы и сдвиги, совер ­ шающиеся в нашей стране, нельзя будет лучше понять, если знать такие характерные штрихи ломаю­ щегося быта? Таким же образом мы относимся к подарку «милой», дорогой жене от любящего Лавра в день Ок­ тябрьской годовщины». Этот очень своеобразный маленький факт дает нам возможность ощутить пере-* стройку нашего быта, в котором, как нам с вами известно, в день Октябрьской годовщины нередко наливают себя водкой и лупят ми­ лую, дорогую жену по физионо­ мии, вместо того , чтобы подносить ей книжки. Такие же возражения мы могли бы вам привести и по поводу дру ­ гих ваших полемических замеча­ ний. Суть же сводится к тому, что для строительства социализма нам РЕДАК необходимо научиться видеть и по ­ нимать жизнь не только в схемах, но и во всем ее своеобразии, во всех ее конкретных мелких, специ­ фических проявлениях, во всем ее мельчайшем движении. Что же касается того , что жур­ налист не заметил Черемхово № 2, то он не обязан исчерпать в одном фельетоне все Черемхово, так же, как, например, партработник не обязан в одном докладе исчерпать всю мировую революцию и Черем­ хово с его окрестностями. Чтобы познать Черемхово, нуж­ но написать не один, а сотни фе­ льетонов. И после сотого нужно будет начать работу сначала, пото ­ му что ко времени последнего ф е ­ льетона Черемхово снова изменит­ ся. Один фельетонист не в состоянии будет этого сделать. Поэтому сог ­ ласитесь, что статья «Город Че­ ремхово» хороша уже тем, что она заставила вас написать еще один фельетон, в котором вы показали то, чего не успел заметить заез­ жий журналист. И хорошая статья ваша была бы великолепна, если бы ее не отрав­ ляло презрение к «легкому тону заезжих фельетонистов». Тот же легкий тон имеется и у вас (если не считать ваших неправильных на­ падок), только мы не считаем его недостатком. Легкость фактическо­ го описания есть результат точно­ го наблюдения. Исчерпать же наблюдения невоз­ можно, потому что наблюдаемое находится в беспрерывном процес­ се изменения. Поэтому мы ждем от вас дальнейших фельетонов о Че­ ремхово. * МИЛЫЙ САША, ПРОЩАЙ! М. ЕВСЕЕВУ (ст. Юрга). —Ваш рассказ под названием «Милый Са­ ша, прощай!» написан так, как пи­ шут сейчас многие. Покажем это на последовательно взятых из него отрывках: Вначале — пейзаж: «Когда Саша проснулся, серые тучи редели, образуя лохматую внешность неба. Бледный месяц, прорезаясь в свободные скважины от туч синего неба, нежно-белой струей падал сквозь стекло, покры­ тое тоненькой пленкой пыли. Са­ шка, притаив дыханье, высунув г о ­ лову в открытые дверцы окошка, посмотрел в разные стороны, при­ слушался и облегченно вздохнул, оставаясь доволен, что кругом ти­ хо, спокойно, кроме несмолкающе­ го шопота листьев тополя». Затем — живой человек на социальном фоне: «Он комсомолец с 1923 г., ра­ ботник районного масштабами не- ции ужели она не может любить его,— думал про себя Сашка, как бы за­ бывая все; его широко открытые, быстрые, серые глаза остановились на одной из точек противополож­ ной стенки, где в воображении ри­ совалась талия и прекрасное ли­ чико любимой им девушки; он ви­ дел улыбающиеся маленькие губки и прищуренный левый глаз. Он чув­ ствовал, как кудрявые темно-сизые волосы, находившиеся в большом беспорядке, начинали подниматься. Мускулистые руки и ноги почему- то вздрагивали... Широкая грудь высоко поднималась, вбирая в себя изрядный о б ’ ем воздуха, после че­ го тихо опускалась. Сердце усилен­ но билось, мозги напряженно рабо ­ тали, намечая план дальнейших действий». Далее — пролетарская идеология: «Прошло 12 дней, когда Сашке случайно пришлось пожать Маши­ ну загорелую, твердую, мозоли­ стую ручку, встретиться в упор гла­ зами, услышать несколько слов из ее прелестных уст». Еще дальше — переживание проблемы пола: оба не могут: — Саша, пусти меня, — я не мо­ гу, — всхлипывая, произносила Ма­ ша. — Я тоже не могу. И еще дальше—в когтях чуждого элемента: — Сашка, когда в ЗАГС? — Подожди. Управимся немно­ го,—обещал Сашка и каждый раз старался избежать встречи. У него появилось чувство отвращения к ней, когда он познакомился с мест­ ной учительницей, которая его учи ла часто танцам. И, наконец отрыжка старого быта: «Глаза быстро обежали окружаю­ щее. Так пусть же будет,—еще раз проскользнула мысль в голове. И тяжелое тело булькнуло, как пяти­ фунтовый камешек, быстро погру­ жаясь в стиснутых о б ’ ятиях х ол од ­ ной воды, оставляя после себя те же кольца, только в увеличенном виде. И записку, в которой содер ­ жалось: «Милый Саша, прощай»... Десятки тысяч таких рассказов поступает ежедневно в редакции советских газет и журналов. Какое грандиозное количество труда ра­ страчивается впустую каждый день! Сколько бы можно было на этот труд построить заводов!'--

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2