Настоящее, 1928, №10
ДЕРЕВНИ БЕРМОТОВО И ТАРАСОВО А. БЕЛОНОСОВ До деревни Бермотово (Краснин- ского района, Кузнецкого округа) тысяча семьсот ухабов. И все м степью. Едешь, едешь, голова в круг... Хлеб с нолей убрали. Сено свезено. Одна полынь на границах частной собственности чернеется. Недаром Гаврилов (поэт этого Т~ района) кричит: «...горьким запахом полыни»... Вид этой деревни дореволюци онный. Центр определяется по церкви (определение древних лет). Вокруг нее крепко засели круглые дома. А от них испуганно разбежа лись домишки, крытые небом. На бугорке, рядом с прогораю щим отделением Журавлевского кооператива, стоит школа. У ней два окна разбитых, остальные зак рыты на ставнях... В деревне много вер: кержаки, православные, субботники, помор цы. Поморцы борются за двугубое «аллилуя» и жестоко преследуют комсомол. В двадцать пятом году в школе организуется пионерский отряд. Вступает в него 11 человек. П о морцы не безразлично отнеслись к этому. Взрослые косо погляды вали на красные галстухи. Старуш ки набожно крестились при встре че с пионером на улице. t В отряд записывается Филонов. Крепкий, здоровый мальчик. Сиро та. Он первый записался из помор ского края. Сам он был не помо рец. Трое поморских ребят, Гаври лов и двое Федоровых, стали встре чать его ежедневно. Встретят— угрожают: — Выпишись из пионеров, а то мы повесим тебя на галстух. Филонов долгое время не обра щает внимания на угрозы. Потом не вытерпел. Пришел к вожатому. Рассказал. Со слезами просил вы писать. Вожатый уговорил его. Он остается в отряде. Летом в 1926 г. угрозу помор цев Филонов испытал по-серьезно му. Его столкнули с моста. Мост высокий. Парень проболел два дня, опух и умер. После это го группа поморцев выросла. Их стало девять. — Под страхом божиим... Подве сим на галстух... Сбросим с мо ста... Убьем, как собаку... Выписываются из пионеров Ко- тегов, Пузиков и другие. П омор цы говорят: — Жить охота... Выписывай нас из пионеров. Их выписывали. Поморец Асачев весной подве шивал пионерку Бузикову на гал стух к столбу. На другой день во жатый вычеркнул ее из списка: «выкл-.а добровольно»... Крестьянскую девушку Ковален- кову, которая записалась на обли гацию крестзайма, Асачев убежда ет: — Подпишешься — морду набью. И девушка отказывается. Пионеротряд рассыпался. Я на шел только одного пионера в де ревне. Бубнов. Хочет вступать в комсомол. * * * Летом пионеры и комсомольцы каждую ночь уезжают пасти ко ней. В ночное едет вся молодежь деревни. Степь широка. Сонного комсомольца привязывают вожжа ми за ноги, перетягивают через стог. Подвешивают. Пускают при вязанного к хвосту лошади... Льют ему мочу в рот... Собрания ячейка проводила скрыто, чтоб не узнали поморцы. Группа политических хулиганов каждое воскресенье слушает про поведи «крепости божией» из уст наставника поморцев. Возраст у них не детский, от 17 до 22 лет. Скачков, Иванов, Федоровы (трое), Гаврилов — сыновья колчаковских дружинников. Асачев — руководи тель группы -— сын видного прис пешника Колчака. * * * В воскресенье собираю комсо мольцев. Их двенадцать. Как про вести сегодняшний вечер? Догова риваются собрать собрание беспар тийной молодежи. Некоторые в оз ражают: — Ничего не выйдет. Пьяных будет много... Сорвется собрание. Все - таки решили собрать. П о ставить, как следует, на обсужде ние вопрос — культурная револю ция и молодежь. Вторым — о нар- доме. Средств немного есть... Про сить рик... И можно будет о т крыть первый очаг культуры. Правыми оказались те, кто в оз ражал против собрания. Вечером трезвых было слишком мало, да и те ушли за гармошкой. Гармошка здесь не в руках комсомола. По морцы перетянули. НА ЗАДВОРКАХ Деревню Тарасово за 10 верст видать, — степь. Зима здесь лю тая. Лето с засухой. Мужики три года не собирают полностью у р о жая. Под ’ехали к амбару. В амбаре нардом. Четыре окна прорублены на скорую руку. На дверях — ло зунг: «Да здравствует 14-ый меж дународный юношеский день». Че тыре ветки зелени. Флаг. Афиша: «Сегодня кино—«Кирпичики»—б о е вик. Цена билета 10 копеек». Не скол ько человек покупают биле ты. — Боевик? Значит, про войну... Это — интересно... —- разговарива ют у афиши двое чумазых ребят. У кооперации очередное собра ние девчат. Две девушки в кругу. Пляшут под гармонь и подпева ют: Поцелуй меня, Матаня, Без отдыху сорок раз, Я тогда тебе поверю, Что любовь идет у нас. Незанятые столпились. Наблю дают. Трое отбились от круга. О д на из них — «брошенка», разош лась на-днях. В деревне неурожай. Те, которые женились в этом году, все разошлись. В нардоме прохладно. 80 проц. —девушек. Токмаков (секретарь ячейки) открывает собрание. В за ле движение. Ребята потекли на улицу. С трудом удерживает, о б е щая быстро закончить. Вечером пьяных в деревне не пе речтешь. Вместо самогона появи лось пиво. Варят его не только для себя, но и на продажу. Продажная мера теперь не бутылка, а четверть или боченок. Пивом торгую т возле сельсовета. Ревет гармошка. Идут пьяные призывники. Эх бы, по окну, а я — по другому. — Заработаем тюрьму по новому закону. Остановились у нардома. Пья ных не впускают. Как? Нас, при зывников, так вашу мать?.. У стро или маленький шумок. Уговорили. В деревню с ’ехались две кино передвижки. Одна показывала «З о лотое дно». Пропаганда маслоде лия. В нардоме 4 человека взрос лых. Другая вертела «Кирпичики». Пришло в два раза больше взрос лых и молодежи. Сесть некуда. Спрашиваю старйка: — Был на первой картине? — Нет... Чево там! Коров я ви дел. Свои есть... Как там показы вают, нам не сделать. Старик смеется. * * * Понедельник. Сельсовет на зам ке. Из кооперации тащат вино. Ревет пьяная гармошка на Бараба- новке. Спрашиваю у старика: — Какой у вас праздник? — Праздника нет... Понедельник. А в понедельник только выбледки работают. У нас в деревне закон с издавна: один день пить — три опохмеляться. Оказывается, и председатель сельсовета не выбледок. Исполняя закон, едва ли выйдет в среду. Два дня не просыпается пред- райККОВ (Краснинского района, Кузнецкого округа). Приставал к 60-ти летней старухе. — За титоченки меня сапал, — рассказывает она собравшимся с о седкам. Под вечер его пьяного увезли в другую деревню. * $ В комсомольской ячейке прора ботали вопрос о самокритике. «Протокол закрытого собрания. Присутствуют 8 человек. Слушали —о самокритике. Постановили: д ок лад принять к сведению. Самокри тику приветствовать». — Все? — Нет. Мы критиковали на этом собрании отдельные недостатки. «Прения. Первый выступал Т р у нов Иван. О ненормальностях в лавке. Наш приказчик продает ви но только своим друзьям»... Протокол пошел в райком в кон верте «стр ого — секретно, литер А., хранить . наравне с шифром». КУДА ПРЕТ? (НАЧАЛО СМ. НА 10 СТР.). хлеб идет выпирать кулацкий. П о тому что в 1927 году коллективный участок дал на рынок только 1,32 проц. зерна, а в 1928 году—6,30 проц. В пять раз больше! Это — натиск. Это—темп. Это— ширина шага, который хотели ук о ротить те, кто тревожился: куда торопиться? Те, кто хотел у сп ок о ить кулака отрезом мануфактуры на штаны. Ясно, куда что прет. Прет так, что если ширина шага не уменьшит ся, а увеличится пропорционально (увеличится непременно!), т о через три-четыре года кулацкий хлеб па сует перед коллективистским. Кол лективная молотилка, коллектив ный трактор боевыми танками про катятся по кулаку и раскатают его в тонкую лепешку. Зосимов Григорий не ляжет д о б ровольно под этот каток. Он будет огрызаться, он будет драться. Он будет плакать и поджигать бедняц кий хлеб; он будет пред’ являть культурнический мандат, выданный ему земскими политиками и разби вать машины колхозов, он будет размахивать речами Калинина и убивать селькоров. Он добровольно не сдастся. Но цифры Нусинова и Каврайско- го против него. Длительность его кулацкого бытия исчислена немно гими годами. Индустриальными, широкими шагами 1928-го, анти-ку- лацкого, года прет на него Днепро- строй, Турксиб, Тельбес, колхоз, совхоз , прет и выпирает. И очень известно, что прет и ку да прет. Прет, товарищи, социализм! Прет, товарищи, к коммунизму!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2