Настоящее, 1928, №10
НЕСКОЛЬКО НЕПРИЯТНОСТЕЙ И. БОЙКОВ Открывался большой рабочий клуб в Тайге. При открытии был прове ден детский и юношеский литератур- ный день памяти Льва Николаевича Толстого. Я присутствовал на этом литературном дне. Начинается он с того, что доклад чик рассказывает, как «великий пи- ^ сатель великой русской земли, граф Толстой, учился плохо,потому что пре подаватели были плохого качества, потому что он увлекался со всей страстью светской жизнью, он лю бил балы с их шампанским и их танцами»... Я в это время представил себя комсомольцем. Комсомольцы, вместе с пионерами и школьниками, были на этом утре,—всего до 600 человек. Я, в качестве комсомольца, думал: и у нас преподаватели скверного ка чества, и мы, пожалуй, хотели бы не учиться, а лучше бы танцовать и ве селиться на балах... И ту т же утешил себя мыслью, вы текавшей из доклада: «Толстой стал великим человеком, и мы будем великими людьми»... Так меня воспитывал рабочий клуб. Следующий пункт этого литера турного дня состоял в чтении выдер жек из произведений Толстого. Например, разговор князя Волкон ского: «Хорошо было у нас в стари ну—не было ни этих кружков, ни теорий, мы любили брать о т жизни все и брали» и... опять шампанское танцы со всей страстью... Я опять представил себя комсо мольцем и думал: в самом деле, у нас везде сейчас кружки—в клубе кружки, в ячейках кружки, в крас ных уголках, в школе кружки, тео рии и уклоны— правые и левые... И как после это го не вздохнуть глубо ко и не «признать», что в старину жизнь была, а теперь ее нет? Затем хорошим, опытным препо давателем литературы наизусть был продекламирован рассказ «После ба ла». Все собрание затаенно слушает, как молодой дворянин на вечере тан- цовал с дворянкой-барышней и доби вался ее любви. Э т о т рассказ вселяет в сознание молодежи магическую силу случая в жизни, «в жизни все играет слу чай». «Вот я помню случай. Э тот случай всю мою жизнь перестроил».- После всего э то го были инсцени рованы отрывки из «Плодов Просве щения» и «Власти Тьмы». Так з а кончился литературный день. ' Наша клубная статистика зареги стрировала, что мы в клубе провели литературное утро; что на этом у т ре мы имели 600 человек школьни* ков, комсомольцев и пионеров. Раз ве э т о плохоЯ Э то хорошо. Э то нуж* но отнести к достижениям. Но в этом достижении плоха серд цевина, качество. * * * * Теперь, когда в боевом соприкос новении находится идеология проле тариата с вражеской идеологией: с баптистами, с алкоголиками, с упа дочниками, со всякими хлюпиками, которых много везде,—спрашиваю: почему у нас не умеют задуматься о том, как провести толстовский ли тературный день? Иногда открытие рабочего клуба сопровождается постановкой «Рас сказа о семи повешенных». Кого, од нако, повесили? Повесили всех, а не только 7 человек, потому что , как оказалось, народ с третьего дейст вия уходит, смотреть не хочет. По тому что эти «семь повешенных» за вешивают перспективы пролетарской революции и ни в какой мере не свя заны ни с хлебозаготовками, ни с колдоговорами, ни с перевыборами советов , ни с чем. Но наш культурный работник, председатель правления клуба, ста рается в план работы ввернуть все указания своего профсоюза и пар тийных организаций, понимая и при нимая их просто, поверхностно. Го* ворится в резолюции о литератур ном утре, о спектаклях, он этого и добивается по форме, а качества он еще не осмыслил, не учуял. Надо ему в этом помочь. В Тайге имеется орган народного образова ния, там имеется организация ком сомола. Отдел народного образова ния и организация комсомола долж ны, по-моему, принимать участие в этом, должны отвечать за такое тол стовское утро, за «рассказ о 7-ми повешенных». * * * * Мы ведем работу с большими не достатками, с малыми удачами. В борьбе с пьянством мы скаты ваемся на путь проповедничества. Когда рабочий в лице нашего аги татора или культработника видит проповедника, который не говорит и не доказывает, что пьянство—канал, по которому притекают в пролета риат многие элементы размагничи вания его воли, расстройства его сил, разрушения его производства, а лишь говорит, что пьянство зло, что пить культурным людям нельзя, пить соверш енно нельзя, тогда рабо чий такому агитатору, культработ нику просто не доверяет. Рабочий выпивает, а мы подсчи тываем пропитые суммы. Я думаю не ошибусь, если скажу, что наши подсчеты надо оставить. Э то сейчас не действует. Когда мы подсчитываем, сколько рабочий пропил, рабочий нам гово рит: «Нет, извините, чтобы не пить— надо идти в баптисты». Вот такой- т о пил, пьянствовал, развратничал, хулиганил, а когда пошел в бапти сты, стал первым человеком»... Наш культурник, наш агитатор перед этим пасует, паникерствует, не зна ет, что ответить и предпринять. * * * * У нас культактив очень мал. Мы очень нуждаемся в притоке новых сил в культактив и вправе эт о г о т р е бовать о т руководящих партийных и профсоюзных органов. Недавно мы обследовали наш культ- актив в 5 округах по 11 крупнейшим предприятиям, и у горнорабочих и у железнодорожных рабочих мы наш ли, что на 91-го рабочего приходит ся один культработник, т.-е: в сред нем 11 человек культработников на 1000 человек. Рис. Г. Л иклана ЛИШНИЕ ЛЮДИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2