Настоящее, 1928, №10
ты. Холодная вода освежает за спанные лица и день идет, как и всегда: приборка, работа, учеба, обед... Проходит корабль с довольно странным флагом. Зеленое полот нище, на нем полумесяц и несколь ко звезд. Перерываем все книги и не можем определить националь ность это го корабля. В 4 часа 29 июля подходим к острову Готланду. Длинной полос кой расположился нордовый бе рег, покрытый густой растительно стью. Берег скалистый. В некото рых местах к морю, как обрезан ные, круто спускаются стены. Из растительности живописно вылеза ют красивые домики. Остров при надлежит Швеции, имеет до 80.000 населения. Видны высокие трубы нескольких цементных и лесопиль ных заводов. Над островом реет аэроплан. К ночи небо впервые проясняет ся. Луна серебрит длинную полос ку неба и моря, а свежий ветер приятно щекочет лицо. Под луной на горизонте разноцветными огня ми горят маяки. Море черное-чер- но, с рокотом громадными валами зыби устремляется по носу крейсе ра и моет борта. Команда спит на верхней палубе. Заалел восток , возвестил о хорошем солнечном дне. В эту минуту про ходили остров Бордгольм и пере вели часы на 1 час назад. Получи ли приветствие от ленинградского пролетариата и транспорта «Ры ков» по радио. Днем 30 июля показывается ост ров Германии «Рюген». На далеко выдающемся в море мысе располо жился маяк «Аркона». Мостиь «Ав роры» во-время заметил желание «Арконы» говорить с нами от име ни Германии. «Аркона», сверкая прожектором, спрашивал: — Я не пойму ваш флаг, очисти те его. — Ясно вижу,—летит на нок, а на гафель, под общий гул од о б р е ния, медленно ползет большой краснознаменный флаг крейсера. Больше ничего не говорит «Арко на», молчит. Потом выясняется, что «Аркона» приняла нас за польский крейсер и хотела проверить. Встречаем «англичанина». Флаг у него остается на месте. Гордый представитель разваливающейся им перии слишком злопаметен, чтобы салютовать крейсеру СССР. Широ кое полотнище флага крейсера треплет ветер, и оно, развеваясь над водяным простором, посмеивается над черным великаном. В тумане вырисовываются берега Швеции, сзади и спереди почти в кильватер идут разнонациональные корабли. Каттегат встречает шквалом. Темнеет горизонт. Быстро прибли жается дождь и горы воды. Ветер рвет бескозырки, не дает поднять ся на трап, больно бьет лицо брыз гами воды, свистит в такелаже. Ли цо становится соленым. От борта, один за другим ,под напором волн, отлетают листы железной обшив ки. Шторм доходит до 8 баллов. Невольно вспоминаешь рассказы старичков, упоминающих Каттегат, в связи с многочисленными моги лами моряков. Проходим остров Зеландия. П о казывается Анхольт. Шторм усили вается. Море бушует, море мечет валы, крейсер, как бы нехотя, пере валивается с борта на борт. Палу ба чиста. Везде гуляет вода. Н е сколько смельчаков собрались на по лубаке и выделывают номера:ложат- ся на ветер и ветер держит тело. Порывы ветра кидают в сторону. Одному не повезло. Слезая с тра па, ветер рванул его и, не удержав шись, он полетел, но не растерял ся и сделал сальто: встал на ноги. Если бы не спортсмен, го ему при шлось бы скверно. Вылезла луна, круглая и огне- красная. Около маяка «Снаген» да лаем последний поворот и идем, держа курс на «Осло». Море пу стынно. Одна «Аврора». Эта ночь— 3-го мая и ревущая. Выходим из Каттегата в Скагеракк. Скагеракк относится к нам еще недружелюб нее. Сила ветра доходит до 10 бал лов, крейсер клонится к воде на .15 градусов. На верхней палубе уже трудно ходить. Кое-где красно флотцы «отдают якорь»—травят. В палубах раскачались койки, столы. Показалась вода. Все спят, за исключением боль ных и вахты. Особенно мучитель но в такую погоду в машине и к о чегарках. Душно, кругом все горя чее, тяжелая лопата угля валит с ног. Мостик в такую погоду еле уловил парусный ботик. Последние силы напрягал ботик, как-то неве роятно плясал огонек. Мы его ви дели одну минуту. Что стало с ним ? И всего вероятнее—его поглотил Скагеракк. Проходим б^хту Богус. Здесь уже становится спокойнее. Крейсер перестает качаться. Входим в фи орды Норвегии. Скандинавия вся изрезана фиордами — заливами чрезвычайно интересного вида. Бе рега их—скалы. Наверху—зелень. Дальше — множество кирок, мель ниц, домиков, кое-где башни, зам ки, маленькие, но с большими тру бами и дымом, города скрывают этот прелестный берег. На крейсере—оживление. Везде моются, бреются, гладят брюки. На горизонте показываются окраины Осло, нашей первой стоянки. Через час входим в фиорд, на б е регу к оторого расположился центр Норвегии—Осло. Все приветству ет нас. Приветствует зеркально-чи стый фиорд, улыбающееся солныш ко, пестрые яхты, шлюпки, гички, пароходы. На крейсере под громовое «ура» появляется полпред СССР в Норве гии т. Коллонтай. Говорит красиво, говорит так, что мороз по коже де рет. Полпред убеждается в нашей боевой готовности. Сигнал боевой тревоги сразу сметает всех с палу бы и ставит у механизмов. Минуту на бег, и все готово. Бесшумно, бы стро производится репетиция боя. Потом цепи фланелевок равняются по пазу. Провожаем дорогого г о стя. Все внимание городу . Обедаем стоя, быстро. Некогда. Так везде красиво, так все ново, не знаешь, куда смотреть. Город очень живописен. Над г о родом цепью раскинулись горы. Горы одеты в зелень, а в зелени сверкают игрушечные домики. Не один—тысячи. Но зелень настоль ко густа, что сначала кажется, б у д то домиков несколько. Внизу центр. Дома каменные. Очертания прямые, стройные. Цвет однообразный. Чудесные замки, вы сокие башни зубцами уперлись в небо, их много, окруженных лист вой "и цветами, они производят не изгладимое впечатление. По городу автомобили. Окрашен ный в голубой цвет трамвай. Дви жутся быстро, стремглав. В середи не устроилось здание парламента, а наД ним крепость короля—к ор о левский замок. Замок—громадное здание. Серый, темноватый. Крыша покрыта башенками, куполами, шпицами. По набережной, когда за- гудед наш якорь, почему-то вдруг зашагали стройные ряды королев ской гвардии. Их целый батальон —телохранителей короля. Удивля ет муштровка, поднимают ногу чуть не до носу. Одеты в пестрые костюмы. На берег полетел моторный ка тер. Рейд Осло впервые увидел боевой флаг СССР. На пристани собрались тучи на рода. Приближение катера вызыва ет волнение на берегу. Все хотят поближе увидеть красных моря ков. Многие подходят, говорят по- русски. — Я когда-то воевал с вами. Лей тенант царского флота, в эмигра ции. Подходят и другие, показывают комсомольские билеты, просят звез дочки, спрашивают, как пройти на корабль, приглашают в гости. Переводчики, старые люди из «бывших», нынче простые гражда не, влачащие жалкое существова ние. С такими хмуро говорят крас нофлотцы. Перед кучкой краснофлотцев п о явился пузатенький, гладенький г о с подинчик с бородкой и толстой з о лотой цепью на животе. Он назвал себя русским революционером, г о ворил о социализме, о меньшеви ках, что у них с большевиками о д ни задачи, но пути разные. Потом перешел на дешевые бритвы и н о жи. Вынимая экспонаты, заканчива ет предложением водки и красивей ших женщин Осло за 10 крон. Крас нофлотцы сказали ему несколько комплиментов, назвали его б. . . .м старостой, и революционер поста рался смыться. К пристани поднесли свежие га зеты, среди которых были номера коммунистической, с приветствием на русском языке и портретом крей сера. Лево-консервативная «Тиденс- Таде» напечатала сентиментальную восторженную статью, посвящен ную «Авроре». Получаем некоторые сведения о стране. В Норвегии столько насе ления, сколько у нас в Ленинграде. Страна типично мелкобуржуазная со старинными демократическими традициями. Даже король попросил прибавки к жалованью. Он получа ет 700.000 крон. По поводу участия его в государственных делах, он сам говорит, что дальше носового платка он свой нос не сует. Сына отдал учиться в техникум, говоря ему, что короли выходят из моды и скоро придется работать. Все же в день его рождения нам пришлось ему салютовать пушками и расцве чивать корабль флагами. В городе же работали все магазины и фабри ки. Тогда мы поняли, что короли действительно выходят из моды. В Осло 20.000 безработных, но нищих и беспризорных нет. Пьяных много. Еще больше проституток. Трудно встретить накрашенную женщину. Женщины одеваются очень просто в противоположность мужчинам. К нам отношения были хорошие. 300 организованных женщин-работ- ниц преподнесли нам несколько б у кетов цветов за хорошее поведе ние и отношение к женщинам. Бла годарили даже и представители п о лиции, которые были удивлены п о ведением моряков. Норвежские мо ряки говорили, что нас хорошо одевают, что такое сукно у них но сят только офицеры, раскрывали рты при виде наших взаимоотноше ний с комсоставом и остались не довольны только тем, что мы не носим клеша, который носят все моряки. Вечером бухта, обставленная по берегам чистенькими пароходика ми, покрылась сотнями моторов, гребных шлюпок и яхт. В Норве гии яхт стаи. Водный спорт развит, как нигде. Бухта оглашается весе лым мелодичным смехом белобры сых фрекен. Проходят блеетящие богатые катера, в них буржуазия приветствует лорнетами, цветами, цилиндрами, биноклями. Корабль постепенно превращает ся в театр. Зрители находятся ок о ло борта, на воде, в сотнях малень ких судов, на которых разверты вается флаг Норвегии. На баке — танцы, песни. Норвежцам, очевид но, очень нравится—хлопают друж но в ладоши. С большим удоволь ствием курят папиросы: «Совет». «Нева». У них таких нет. Посреди не «Авроры » расположился струн ный оркестр, на юте—духовой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2