Настоящее, 1928, №10
чения. Фантазия! И притом—са мая зловредная. Эта-то фантазия и привела к тому, что школы пер вой ступени не подготовляют, как следует, ребят для школы II сту пени, а последние—в вузы. Какой тут комплекс, коли в мас совой школе примитивная до край ности учебная обстановка и нищий духом педагог! Сейчас мне вспомнилась наша районная наробразовская выстав ка в день 10-летия Октябрьской ре волюции. Из 33 школ района на выставке фигурировали только 6. Из шести представленных комп лексом пахло только от 2-х. О с тальные четыре выставили жал кие экспонаты. Почему же отсутствовали 27 школ? Да потому, что им нечего было везти на выставку. От «комп лекса» в них осталась— пустота. Ибо его гам и не было. (В сосед них районах выставка была неизме римо хуже). Обозревая свою выставку, я бес престанно воевал с липкой мыслью: — Это—наш десятилетний по зор... f Не следует ли из моих размыш лений, что комплекс—утопия? Ни капельки. Комплексная система обучения гениальное построение педагогической мысли. Это—чудес ный инструмент, которым мы... не умеем владеть. Хвастуны и подли палы бренчат, что учительство уже им овладело. Кстати, существующие формы коллективной учительской перепод- Iотоцки мешают по-настоящему о в ладеть им... 6 СЕНТЯБРЯ Был традиционный профс ’ езд. Как всегда, публика слушала речи сон но, шутя, играя и дурачась. В зале все время стоял треск - э то члены с ’езда старательно грыз ли кедровые орехи. Там и сям —- торчали кульки с орехами. На по лу, на скамьях—были кучи подсол нечной и ореховой скорлупы... По залу кто -то пустил фото-карточку конференции. Ее брали нарасхват, внимательно рассматривали и оце нивали позы и выражения лиц снявшихся. — Ах, как прелестно Оля с Ли зой склонили головки друг к дру гу! — У меня ветер прическу совсем разбил. Какие-то рога на голове вышли!! Хи-хи-хи-хи.... — Доронин-то, как бык уставил ся в землю! Х о -хо -хо !!.. — А Казанин — петушком вы глядит!... Хах-ха-ха!.. Сзади к то -то требует передавать карточку дальше: — Эй, будет тебе смотреть, да вай сюда! — Погоди. — Дай, тебе говорят! — Да, постой, сволочь, не рви!! Завязывается спор. И дол 1 о длит ся он на фоне отчета о работе рай- месткома Рабпроса. Подошел вопрос о втором займе индустриализации. Обнаружилась скандальная вещь: за исключением четырех человек, никто из конфе- рентов о нем ничего не знал. Д е ликатный до стыдливости секре тарь райкома партии тов. Б. не вы терпел и, подавляя неловкость, вы ступил с раз’яснениями: — Товарищи... Вы уже того... из вините меня, но как же, значит, так?.. Учителям да не знать о зай ме, про который теперь так много всюду говорится и пишется... У нас, значит, везде о нем газеты, плакаты... И Б. разошелся о нашей отстало сти. Он привел позорные для нас иллюстрации. Громом стукнуло нас :—«фактическое» сообщение секре таря о том, что учительница дерев ни Р. — Г-ская в стенной газете написала: Польша и Ли^ва входят в состав СССР. В этот Момент, вероятно, не один слушатель подумал: — Не наплел ли и я когда-ни будь подобной чепухи? В повестке с ’езда стоял докуч ный вопрос о самообразовании. По нему повторялись общие места: усилить самоподготовку, стать на уровень современности и т. п. Вос пользовавшись случаем, я —вероят но, в двадцатый р а з—схематчино изложил свой план «просвещения просвещенцев». — При нынешней системе само образования,— говорил я,—мы че рез 10 лет совсем отупеем. Предла гаю: каждое лето, в качестве о с новного момента переподготовки, устраивать самокурсы длительно стью в П/2 месяца. Разделить про свещенцев по знаниям на группы. Выбрать для групп руководителей —сни есть. Взять из выработанных вверху «программ-минимум» со о т ветствующие каждой группе части и строго согласовать их с учебным временем. Из этих частей и давать ежедневные задания каждой груп пе. На следующий день в порядке пересказов, перекрестных диспу тов, раз’яснений, впоросов и отве тов — перерабатывать материал. Тогда он и будет всеми усвоен основательно. При такой форме учебы у всех сотрудников будет общий интерес к делу, обусловли вающий продуктивность коллектив ной работы. Д о сих пор этого не было, и в этом трагедия наши.'-, конференций. Само собой разумеет ся, — каждый курсант должен быть обеспечен полным комплектом не обходимых пособий. Затем, в курс переподготовки обязательно должны быть введены: нотная грамота, хор , оркестр, ри сование, лепка, аппликация, вы- пиливанье, выжиганье, рукоделие, переплет книг, картонажные рабо ты, столярное ремесло, декламация, инсценировки, знакомство с теат ром... Всякий шаг теории—н е о бх о димо связывать с практикой. Длительная летняя подготовка будет фундаментом нашей работы. В течение года до следующего ле та каждый из нас в индивидуаль ном и кустовом порядке может д е лать на заложенном фундаменте надстройки, — пополнять, расши рять свои познания. Ряд лет такой работы прочно у с тановит средний общ еобразова тельный уровень педагогов и поз волит им изучить элементы тех ис кусств, без которых наша школь ная и внешкольная работа мерт ва и мы сами киснем от скуки... ...Мое предложение приняли, за писали в резолюцию. Выполнят ли? Я уверен, что если бы публика его реализовала, через три-четыре года учительство переродилось бы, и расцвели бы наши скучные, серые школы, избы-читальни и нардомы. В нынешней конференции была одна светлая точка. Это—занятие ручным трудом — рукоделием, сти- лярничаньем и переплетом книг. Люди работали с увлечением. И дурйть в эти 21 час бросили. Настоящее дело их захватило. Нау чились переплетать книги, кое-ч шить, вышивать, делать ящички, табуретки, скамьи, этажерки и про чие вещи. И это—в 21 час. А если бы мы таким же образом занимались не два-три дня в год, а месяц-полтора?.. Результаты бы ли бы для всех изумительны. Т о г да наша школа скорее стала бы трудовой и советской. Довольно «великих» слов! Надо браться за мелкие, полезные дела. К чорту обрыдлую схоластику, которая создала у нас оскудение мысли! Трудовые и формальные навыки — основные столбы нашей школы. Пока сам массовый педагог ими не овладеет, — школа не пой дет вперед, а мы будем печальны ми свидетелями пародоксального явления: застоя в школе при не ограниченных возможностях для учителя ,творить, искать... * .* 7 СЕНТЯБРЯ У очень многих педагогов сейчас оформились опасные «стрелочные» настроения. Расскажу, откуда идут их корни. Почти ни у кого в школе нет ди сциплины. Самоуправление превра тилось в самоуправство. Ученики распоясались. Ведут себя скверно, заданий не выполняют. Учителя в большинстве бессильны бороться с расхлябанностью учащихся. Но, оберегая свой авторитет и положе ние, боятся обнаруживать все язвы школьной антидисциплины. Ради кальной борьбы с распущенностью ребят — средствами гуманного воздействия учителя вести не уме ют, а иные меры—недопустимы. Что делать? Тупик... И большин ство педагогов —самых ценных — устанавливает «стрелочное» о тн о шение к делу обучения и воспита ния юношества, т.-е. работает по часовой стрелке. Но это , понятно, тщательно скрывается. Тип учителя — «стрелочника» размножается. Он — прямое следствие беспорядков в школе. Задача нашей общественно сти—немедленно обнажить и убить первопричины «стрелочных» наст роений учительства.... ... Перед о т ’ездом с конференции сегодня мы получили в рике с у точные и проездные. Новую х р у стящую пятерку выдали и мне. За что? Не знаю. За всю конферен цию я никому ничего не дал и сам не получил. Я напрасно потерял время, а рик — пятерку. Много с нашей переподготовкой потеряно пятерок и времени. Их можно ул о жить разве только в большие мил лионы рублей. Оправданы ли они? Коммуна «Майское Утро », Барнаульского округа. Факт: В Сибири нет Рабочего театра Факт: В Сибири есть опера, которая стоит 1 0 0 . 0 0 0 рублей в год! Вопрос: для кого существует стотысячная опера? Переверните страницу— увидите!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2