Настоящее, 1928, №10

чения. Фантазия! И притом—са­ мая зловредная. Эта-то фантазия и привела к тому, что школы пер­ вой ступени не подготовляют, как следует, ребят для школы II сту ­ пени, а последние—в вузы. Какой тут комплекс, коли в мас­ совой школе примитивная до край­ ности учебная обстановка и нищий духом педагог! Сейчас мне вспомнилась наша районная наробразовская выстав­ ка в день 10-летия Октябрьской ре­ волюции. Из 33 школ района на выставке фигурировали только 6. Из шести представленных комп­ лексом пахло только от 2-х. О с ­ тальные четыре выставили жал­ кие экспонаты. Почему же отсутствовали 27 школ? Да потому, что им нечего было везти на выставку. От «комп­ лекса» в них осталась— пустота. Ибо его гам и не было. (В сосед ­ них районах выставка была неизме­ римо хуже). Обозревая свою выставку, я бес ­ престанно воевал с липкой мыслью: — Это—наш десятилетний по ­ зор... f Не следует ли из моих размыш­ лений, что комплекс—утопия? Ни капельки. Комплексная система обучения гениальное построение педагогической мысли. Это—чудес­ ный инструмент, которым мы... не умеем владеть. Хвастуны и подли­ палы бренчат, что учительство уже им овладело. Кстати, существующие формы коллективной учительской перепод- Iотоцки мешают по-настоящему о в ­ ладеть им... 6 СЕНТЯБРЯ Был традиционный профс ’ езд. Как всегда, публика слушала речи сон ­ но, шутя, играя и дурачась. В зале все время стоял треск - э то члены с ’езда старательно грыз­ ли кедровые орехи. Там и сям —- торчали кульки с орехами. На по ­ лу, на скамьях—были кучи подсол­ нечной и ореховой скорлупы... По залу кто -то пустил фото-карточку конференции. Ее брали нарасхват, внимательно рассматривали и оце­ нивали позы и выражения лиц снявшихся. — Ах, как прелестно Оля с Ли­ зой склонили головки друг к дру ­ гу! — У меня ветер прическу совсем разбил. Какие-то рога на голове вышли!! Хи-хи-хи-хи.... — Доронин-то, как бык уставил­ ся в землю! Х о -хо -хо !!.. — А Казанин — петушком вы­ глядит!... Хах-ха-ха!.. Сзади к то -то требует передавать карточку дальше: — Эй, будет тебе смотреть, да­ вай сюда! — Погоди. — Дай, тебе говорят! — Да, постой, сволочь, не рви!! Завязывается спор. И дол 1 о длит­ ся он на фоне отчета о работе рай- месткома Рабпроса. Подошел вопрос о втором займе индустриализации. Обнаружилась скандальная вещь: за исключением четырех человек, никто из конфе- рентов о нем ничего не знал. Д е ­ ликатный до стыдливости секре­ тарь райкома партии тов. Б. не вы­ терпел и, подавляя неловкость, вы­ ступил с раз’яснениями: — Товарищи... Вы уже того... из­ вините меня, но как же, значит, так?.. Учителям да не знать о зай­ ме, про который теперь так много всюду говорится и пишется... У нас, значит, везде о нем газеты, плакаты... И Б. разошелся о нашей отстало­ сти. Он привел позорные для нас иллюстрации. Громом стукнуло нас :—«фактическое» сообщение секре­ таря о том, что учительница дерев­ ни Р. — Г-ская в стенной газете написала: Польша и Ли^ва входят в состав СССР. В этот Момент, вероятно, не один слушатель подумал: — Не наплел ли и я когда-ни­ будь подобной чепухи? В повестке с ’езда стоял докуч­ ный вопрос о самообразовании. По нему повторялись общие места: усилить самоподготовку, стать на уровень современности и т. п. Вос­ пользовавшись случаем, я —вероят­ но, в двадцатый р а з—схематчино изложил свой план «просвещения просвещенцев». — При нынешней системе само­ образования,— говорил я,—мы че­ рез 10 лет совсем отупеем. Предла­ гаю: каждое лето, в качестве о с ­ новного момента переподготовки, устраивать самокурсы длительно­ стью в П/2 месяца. Разделить про ­ свещенцев по знаниям на группы. Выбрать для групп руководителей —сни есть. Взять из выработанных вверху «программ-минимум» со о т ­ ветствующие каждой группе части и строго согласовать их с учебным временем. Из этих частей и давать ежедневные задания каждой груп­ пе. На следующий день в порядке пересказов, перекрестных диспу­ тов, раз’яснений, впоросов и отве ­ тов — перерабатывать материал. Тогда он и будет всеми усвоен основательно. При такой форме учебы у всех сотрудников будет общий интерес к делу, обусловли­ вающий продуктивность коллектив­ ной работы. Д о сих пор этого не было, и в этом трагедия наши.'-, конференций. Само собой разумеет­ ся, — каждый курсант должен быть обеспечен полным комплектом не­ обходимых пособий. Затем, в курс переподготовки обязательно должны быть введены: нотная грамота, хор , оркестр, ри­ сование, лепка, аппликация, вы- пиливанье, выжиганье, рукоделие, переплет книг, картонажные рабо ­ ты, столярное ремесло, декламация, инсценировки, знакомство с теат­ ром... Всякий шаг теории—н е о бх о ­ димо связывать с практикой. Длительная летняя подготовка будет фундаментом нашей работы. В течение года до следующего ле­ та каждый из нас в индивидуаль­ ном и кустовом порядке может д е ­ лать на заложенном фундаменте надстройки, — пополнять, расши­ рять свои познания. Ряд лет такой работы прочно у с ­ тановит средний общ еобразова­ тельный уровень педагогов и поз ­ волит им изучить элементы тех ис­ кусств, без которых наша школь­ ная и внешкольная работа мерт­ ва и мы сами киснем от скуки... ...Мое предложение приняли, за­ писали в резолюцию. Выполнят ли? Я уверен, что если бы публика его реализовала, через три-четыре года учительство переродилось бы, и расцвели бы наши скучные, серые школы, избы-читальни и нардомы. В нынешней конференции была одна светлая точка. Это—занятие ручным трудом — рукоделием, сти- лярничаньем и переплетом книг. Люди работали с увлечением. И дурйть в эти 21 час бросили. Настоящее дело их захватило. Нау­ чились переплетать книги, кое-ч шить, вышивать, делать ящички, табуретки, скамьи, этажерки и про ­ чие вещи. И это—в 21 час. А если бы мы таким же образом занимались не два-три дня в год, а месяц-полтора?.. Результаты бы ­ ли бы для всех изумительны. Т о г ­ да наша школа скорее стала бы трудовой и советской. Довольно «великих» слов! Надо браться за мелкие, полезные дела. К чорту обрыдлую схоластику, которая создала у нас оскудение мысли! Трудовые и формальные навыки — основные столбы нашей школы. Пока сам массовый педагог ими не овладеет, — школа не пой­ дет вперед, а мы будем печальны­ ми свидетелями пародоксального явления: застоя в школе при не­ ограниченных возможностях для учителя ,творить, искать... * .* 7 СЕНТЯБРЯ У очень многих педагогов сейчас оформились опасные «стрелочные» настроения. Расскажу, откуда идут их корни. Почти ни у кого в школе нет ди ­ сциплины. Самоуправление превра­ тилось в самоуправство. Ученики распоясались. Ведут себя скверно, заданий не выполняют. Учителя в большинстве бессильны бороться с расхлябанностью учащихся. Но, оберегая свой авторитет и положе­ ние, боятся обнаруживать все язвы школьной антидисциплины. Ради­ кальной борьбы с распущенностью ребят — средствами гуманного воздействия учителя вести не уме­ ют, а иные меры—недопустимы. Что делать? Тупик... И большин­ ство педагогов —самых ценных — устанавливает «стрелочное» о тн о ­ шение к делу обучения и воспита­ ния юношества, т.-е. работает по часовой стрелке. Но это , понятно, тщательно скрывается. Тип учителя — «стрелочника» размножается. Он — прямое следствие беспорядков в школе. Задача нашей общественно­ сти—немедленно обнажить и убить первопричины «стрелочных» наст­ роений учительства.... ... Перед о т ’ездом с конференции сегодня мы получили в рике с у ­ точные и проездные. Новую х р у ­ стящую пятерку выдали и мне. За что? Не знаю. За всю конферен­ цию я никому ничего не дал и сам не получил. Я напрасно потерял время, а рик — пятерку. Много с нашей переподготовкой потеряно пятерок и времени. Их можно ул о ­ жить разве только в большие мил­ лионы рублей. Оправданы ли они? Коммуна «Майское Утро », Барнаульского округа. Факт: В Сибири нет Рабочего театра Факт: В Сибири есть опера, которая стоит 1 0 0 . 0 0 0 рублей в год! Вопрос: для кого существует стотысячная опера? Переверните страницу— увидите!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2