Настоящее, 1928, №10

ПАПА БОЛЕН -НЕ ПОШЕЛ НА РАБОТУ Рис. А. Заковряшина — Надо, товарищи, быть справед­ ливыми и сознаться, что мы с каж­ дым годом снижаем свой общ еоб ­ разовательный уровень, что между нашими познаниями и программа­ ми ГУС’а— «ножницы» увеличива­ ются. Просить прибавку жалова­ нья мы, говоря по совести, не име­ ем морального права. Ни на какой другой службе большинству из нас не дадут столько, сколько нам пла­ тят сейчас.... В зале поднялся шум. Послыша­ лись возмущенные восклицания: — Врешь! — 75 получу! ■— Это оскорбленье! — Не по-товарищески говорите! Я спокойно ответил оскорблен­ ным: — Оскорбляться-то мы мастера, Только безграмотность свою не мо­ жем ликвидировать... Факт остает­ ся фактом... К столетию рождения Льва Тол ­ стого редакция одной окружной газеты предложила мне написать статью: «Толстой в деревне». Ра­ ботая над этой темой, я столкнул­ ся с необходимостью выяснить,— каково же отношение сельских учителей к Толстому. На конфе­ ренции — учителя в сборе. Стал расспрашивать... Только пять чело­ век что-то и «когда-то» читали из Толстого, но «теперь забыли». Не­ которые знают пять-шесть назва­ ний сочинений Толстого, но не знакомились с ними. На мой вопрос — могли бы кто- нибудь на вечере кратко охаракте­ ризовать творчество Т олстого? — все ответили отрицательно. О Тол­ стом учителя говорят измызган­ ные банальности: — Ох, и голова был! — Говорят, крыл всех. — Но, ведь, и пожил старик! 80 годов! — Наверное, больше «Войны и мира» книги на свете нет. — Во — толщина! Три или четы­ ре тома. Наворочал. Развитые крестьяне у нас знают Толстого довольно пристойно. А учителя—нет. Поражает и безразличие совре­ менного сельского учительства к своему престижу в глазах населе­ ния. Благородное чувство со б ст ­ венного достоинства ныне свойст­ венно весьма скромному числу пе­ дагогов. Уж сколько лет подряд работники района и округа, сами далеко не хватающие с неба звезд, публично срамят учителей за не- знайство. Как с гуся вода! Педа­ гоги в ответ хлопают глазами и молча глотают пилюли. На районных с’ездах и сельских сходах крестьяне открыто тычут некоторых педагогов носом в их безграмотность — ни черта. А сколько позаочь крестьяне рассы­ пают самых ядовитых насмешек по адресу некультурных «культур­ ных» работников! Профсоюз мелочами нашей жиз­ ни совершенно не интересуется. Когда же он станет для Н5С ШКО- лой профессионального, граждан­ ского и культурного воспитания?.. * * * 5 СЕНТЯБРЯ Многие ложно стыдятся своего слабого развития и стараются скрыть его под маской фальшивой серьезности. Лицемера сразу узна­ ешь: он во всяком разговоре неи­ моверно апломбит, но охотно ук ­ лоняется от всяких серьезных рас- суждений, всякую речь ловко св о ­ дит на пустячок. Вы с ним о VI конгрессе Коминтерна, а он с ва­ ми о цене арбузов. Но хуже всего то, что лицемерие учителей наблюдается в самом сердце дела, где оно никоим обра ­ зом недопустимо. Возьмем, для при мера, обучение грамоте по пре­ словутому методу целых слов. Сто­ ронников этого метода у нас мно­ го. Исследуя его преимущества пе­ ред другими методами обучения грамоте, я толковал и с «америка­ нистами» (сторонники метода це­ лого слова). Они сначала востор ­ женно аттестовали свой метод. За­ тем с моей стороны следовал ряд «хитрых» вопросов , и «американи­ сты» неизбежно сдавались: — Я только сначала занималась по-американски, а потом—по зву- ковке. Но американский метод мне нравится... — У меня тоже не чисто амери­ канский метод был, «смешанный». В порядке товарищеской откро ­ венности, с глазу на глаз, «амери­ канисты» шепотком говорят: — Только вякаем, что учим по ме­ тоду целых слов. На практике^- поскреби этот метод, там звуков- ка выглянет. Значит новейшими методами только пыль в глаза пускают. Или некоторые лукавцы только подде­ лываются под современность. Из громких, модных слов ловкачи шьют себе покровительственную шкуру. Омерзительно. Еще пример — комплекс. Сколь­ ко о нем наговорено суетных слов! Все почти официально считают, что еще с 1925 года наши массовые школы стали «комплексными». Это не так. Если 5 проц. массовых школ хоть приблизительно выпол­ няют программу ГУС’а, то надо креститься всеми копытами. Ка­ зенные отчеты называют 85 проц. школ с комплексной системой обу-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2