Настоящее, 1928, №10
ПАПА БОЛЕН -НЕ ПОШЕЛ НА РАБОТУ Рис. А. Заковряшина — Надо, товарищи, быть справед ливыми и сознаться, что мы с каж дым годом снижаем свой общ еоб разовательный уровень, что между нашими познаниями и программа ми ГУС’а— «ножницы» увеличива ются. Просить прибавку жалова нья мы, говоря по совести, не име ем морального права. Ни на какой другой службе большинству из нас не дадут столько, сколько нам пла тят сейчас.... В зале поднялся шум. Послыша лись возмущенные восклицания: — Врешь! — 75 получу! ■— Это оскорбленье! — Не по-товарищески говорите! Я спокойно ответил оскорблен ным: — Оскорбляться-то мы мастера, Только безграмотность свою не мо жем ликвидировать... Факт остает ся фактом... К столетию рождения Льва Тол стого редакция одной окружной газеты предложила мне написать статью: «Толстой в деревне». Ра ботая над этой темой, я столкнул ся с необходимостью выяснить,— каково же отношение сельских учителей к Толстому. На конфе ренции — учителя в сборе. Стал расспрашивать... Только пять чело век что-то и «когда-то» читали из Толстого, но «теперь забыли». Не которые знают пять-шесть назва ний сочинений Толстого, но не знакомились с ними. На мой вопрос — могли бы кто- нибудь на вечере кратко охаракте ризовать творчество Т олстого? — все ответили отрицательно. О Тол стом учителя говорят измызган ные банальности: — Ох, и голова был! — Говорят, крыл всех. — Но, ведь, и пожил старик! 80 годов! — Наверное, больше «Войны и мира» книги на свете нет. — Во — толщина! Три или четы ре тома. Наворочал. Развитые крестьяне у нас знают Толстого довольно пристойно. А учителя—нет. Поражает и безразличие совре менного сельского учительства к своему престижу в глазах населе ния. Благородное чувство со б ст венного достоинства ныне свойст венно весьма скромному числу пе дагогов. Уж сколько лет подряд работники района и округа, сами далеко не хватающие с неба звезд, публично срамят учителей за не- знайство. Как с гуся вода! Педа гоги в ответ хлопают глазами и молча глотают пилюли. На районных с’ездах и сельских сходах крестьяне открыто тычут некоторых педагогов носом в их безграмотность — ни черта. А сколько позаочь крестьяне рассы пают самых ядовитых насмешек по адресу некультурных «культур ных» работников! Профсоюз мелочами нашей жиз ни совершенно не интересуется. Когда же он станет для Н5С ШКО- лой профессионального, граждан ского и культурного воспитания?.. * * * 5 СЕНТЯБРЯ Многие ложно стыдятся своего слабого развития и стараются скрыть его под маской фальшивой серьезности. Лицемера сразу узна ешь: он во всяком разговоре неи моверно апломбит, но охотно ук лоняется от всяких серьезных рас- суждений, всякую речь ловко св о дит на пустячок. Вы с ним о VI конгрессе Коминтерна, а он с ва ми о цене арбузов. Но хуже всего то, что лицемерие учителей наблюдается в самом сердце дела, где оно никоим обра зом недопустимо. Возьмем, для при мера, обучение грамоте по пре словутому методу целых слов. Сто ронников этого метода у нас мно го. Исследуя его преимущества пе ред другими методами обучения грамоте, я толковал и с «америка нистами» (сторонники метода це лого слова). Они сначала востор женно аттестовали свой метод. За тем с моей стороны следовал ряд «хитрых» вопросов , и «американи сты» неизбежно сдавались: — Я только сначала занималась по-американски, а потом—по зву- ковке. Но американский метод мне нравится... — У меня тоже не чисто амери канский метод был, «смешанный». В порядке товарищеской откро венности, с глазу на глаз, «амери канисты» шепотком говорят: — Только вякаем, что учим по ме тоду целых слов. На практике^- поскреби этот метод, там звуков- ка выглянет. Значит новейшими методами только пыль в глаза пускают. Или некоторые лукавцы только подде лываются под современность. Из громких, модных слов ловкачи шьют себе покровительственную шкуру. Омерзительно. Еще пример — комплекс. Сколь ко о нем наговорено суетных слов! Все почти официально считают, что еще с 1925 года наши массовые школы стали «комплексными». Это не так. Если 5 проц. массовых школ хоть приблизительно выпол няют программу ГУС’а, то надо креститься всеми копытами. Ка зенные отчеты называют 85 проц. школ с комплексной системой обу-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2