Настоящее, 1928, №10
ПРОСВЕЩЕНЕЦ, ПРОСВЕТИСЬ! А. ТОПОРОВ л Из дневника участника учитель ской конференции. 2 СЕНТЯБРЯ Приехал на районную конферен цию работников просвещения. Ка кая смесь! Щупленькие, светлогла зые девочки сидят в зале рядом с седобородыми старцами; ребята с едва пробившимся пушком над гу бами торчат, точно грибы у пней, около солидных, обрюзгших от старости бабушек, выслуживши? пенсию. Тут есть—бывшие люди всяческих профессий: столяры, плотники, маляры, хлебопеки, же стянщики, мясники, дьячки, зем ледельцы и проч. и проч. Смешаны грамотные, полуграмотные и абсо лютно безграмотные. Чем и как о б ’единить эту разно родную россыпь? Просвещенцы — народ с бору да с сосенки. Это—сразу видно. Их единство—только видимое и меха ническое. Трудно с такой публи кой совершать культурную рево люцию. Нужно экстренно перева рить их в каком-то одном котле. До сих пор думали, что таким кот лом является переподготовка. Нет! Ошибка... Переподготовка не вы равняла нас даже политически... Учителя начальных школ —■ пер вые мастера, кому в руки попадет самое драгоценное для общества сырье—дети. Дальнейшая обработ ка детского материала зачастую не искоренимо определяется школой первой, ступени. Казалось бы, что общество должно живо, трепетно интересоваться вопросом : умеем ли мы, педагоги, воспитывать д е тей, хорошо ли мы подготовлены к своей ответственнейшей миссии? Нет, наша переподготовка и п од го товка совершается вдали от общ е ственного глаза. Мы «учимся» на островке, куда трудящиеся массы не заглядывают никогда. Нашу переподготовку ви дит только одно непосредственное школьное начальство, да и оно-то кровно интересуется, преимущест венно, финансами, а не педагогией, не участью вверяемых нам детей, не нашим умственным, культур ным педагогическим ростом. Впро чем, об о всех этих хороших ве щах начальство при случае произ носит штампованные речи, которые мы слушаем в полусне, в дремоте, с витаньем мысли в облаках. * * * 3 СЕНТЯБРЯ Я и многие мои товарищи с 1920 года прошли по 25 переподго товок. А результат—ноль. Да, имен но ноль. Если же за это время кто из педагогов умственно на волос и вырос, так это случилось не по вине переподготовок. Часто — воп реки им. Неграмотные же учителя от переподготовок не стали гра мотнее. Наоборот , х од назад у них с каждым днем усиливается. Тако во истинное положение вещей, о котором у нас, к нечастью, гром ко говорить не принято. Девять лет кряду я слышу на конференциях разговоры, разгово ры и разговоры — без живого, са мого нужного дела. За звонкими, пышными фразами мы скрываем теперь много неприглядных вещей. Кричим: двигаемся вперед, а са ми девять лет упражняемся в беге на месте. Не понимаю, к чему само обман? Ведь, рано или поздно за него придется расплачиваться. И мы уже расплачиваемся. А еще больше платят наши ученики и все дело народного просвещения СССР. Как до сих пор шли наши пе реподготовки? Кавардаком. Дней мало — от 3 до 14. Программа — огромная... Докладчики балабонят. Конференты, зевая, пошаливая, слушают. Усвоение проработанно го не контролировалось никак. Практической работы — никакой... Всех ломает смертная скука. В о б щежитии — неуютно. Кругом—не рабочая атмосфера. Итог: муть в головах. Когда меня кто-либо спрашивал — что я получил от конференции,— я шутя, но верно отвечал: — Поглупел на столько-то дней... И в самом деле: на наших конфе ренциях бывает такая кутерьма, что даже некогда прочесть еже дневных газет. Возвращаясь домой после каждой конференции, я ста новлюсь невеждой в вопросах те кущей политики. Дома — заваль' газет и журналов, которую спешно нужно прочитывать, чтобы навер стать потерянное. В дни конферен ций педагоги вялой походкой б р о дят по селу. Всех их гнетет скука. Конференциями довольны только те, кто в продолжение их зани мается флиртом. Нынешняя конференция проте кала почти так же, как и все пред шествующие. Нынче в программу введены о б щеобразовательные циклы. Я попал в педологическую группу. Работа проходила, как семь-восемь лет на зад. Один читал по книжке, а о с тальные занимались кто чем. Спа ли, дремали, щипались, вели мими ческие переговоры, у сонных води ли по шее бумажкой, изображая назойливую муху. Так-то прочли положенное число страниц—и за хлопнули книжку. Разошлись. И— кончено. Считается: тема прорабо тана. Девять лет мы творим огромное безобразие: всех просвещенцев, не смотря на различие их развития и интересов, стрижем под одну гре бенку, обязываем переподготов ляться по одной программе. Вслед ствие этой противоестественной уравниловки и получается у нас на занятиях невообразимая ерунда. Серьезные люди злятся, что их кор мят манной кашей, а неграмотные на доклады косятся, так как не приучены к лекционному способу учебы и почти не интересуются тем, что читается. Странно, что в работе с детьми учителя иногда придерживаются правила: каждому по силам и ин тересам, а вот к себе этого пра вила почему-то не применяют. Та кая постановка дела, конечно, ра зочаровывает, расхолаживает, злит. И дискредитирует идею переподго товки. Уезжая с конференций, я каждый раз в бессильной злобе кусаю се бе губы и страдаю о напрасно п о терянном времени. Страдаю тем больше, чем больше знаю, что есть лучшая система переподготов ки, которая через 3-4 года из неве жественных учителей сделала бы культурных советских работников. Еще в 1924 году я предлагал на чальству эту систему. Отвергли. А лучшие учителя— за нее. Подхали мы и лентяи—против, так как она требует от каждого просвещенца действительной, а не показной ра боты над собой. Неправильная, непродуктивная система поднятия квалификации работников просвещения за д е вять лет изнурила, размыкала по ветру наши силы. У людей пропал рабочий энтузиазм. О самоподго товке у нас остались одни неис кренние разговоры. Большие кадры подписчиков на разные заочные курсы самообразо вания -— меня не утешают: я знаю отлично, что эти подписчики чаще —мертвые души. Об этом понем ногу заговаривают сами клиенты заочного обучения. Заочные курсы и индивидуальное обучение—для учителей — слишком неэконом ный путь самообразования, хотя отрицать его совсем нельзя... Теперь педагоги относятся к кон ференциям, как к самому надо едливому, но неизбежному ритуа лу, который выполняется без всяко го душевного захвата. Жаль, что это так. Но тут нужна решитель ная и крутая борьба. Резкий п ов о рот. * * * 4 СЕНТЯБРЯ На утреннем заседании рассуж дали о самообразовании просве щенцев. Вскрыта была убийствен ная картина. Невежество учителей сражает самую радужную натуру. Из нашей районной просвещенче ской библиотеки, насчитывающей 400 томов прекрасных сочинений, никто не берет книг для чтения. Так заявил во всеуслышание би б лиотекарь т. К. Раньше учителя чтением все-та- ки занимались. Можно было и в прениях на заседаниях и в о бщ е житии конферентов слышать раз говоры и споры по педагогическим и общим научным вопросам. Спо рившие иногда порывисто раскры вали книги и, в доказательство св о ей правоты, цитировали из них. На постелях, под подушками изредка лежали, например, такие книги, как «Педология» — Блонского, «Педа гогика» — Пинкевича, «Жизнь ра стений» — Тимирязева, «Государ ство и революция»—Ленина и др. А нынче я таких книг у товарищей не видел. Педагоги уж не спорят, не цитируют. Утихли. В их общежитии преобладает анекдот, веселое приключение из собственной жизни. На 130 членов райотдела рабпро- са выписывается у нас всего 4 эк земпляра «Просвещения Сибири». Не читают и центральных журна лов: «На путях к новой школе» и «Народный учитель» (прежде чи тали и обсуждали их). Кое-кто сей час выписывает «Учительскую Газе ту». Совершенно не знают о сущ е ствовании журнала «Настоящее». Немногие краем уха слышали о «Сибирских Огнях», но не читают их. О других литературно-художе ственных и научно-публицистиче ских журналах—не спрашивай. О непериодической новой литературе —тоже не упоминай. Я постыдил коллег за чрезмерное равнодушие к литературе, и они мне ответили поношенными фразами: —- Бюджет мал... Ничего не п о делаешь. — Некогда читать литературу. Времени нехватает. А самые совестливые люди р у били: — Какой чорт — нет времени? Опустились! — На бюджет/ удобнее всего опи раться! — Бюджет и «нет времени» — ширма для нашей лени и нелюбо- знательности! — Отговорка это ! — По пять месяцев в год баклу ши бьем, а скулим, что нам време ни нехватает. Брехня! А сколько у нынешних педаго гов — не настоящих, ханжеского собственного достоинства! Беда! Чуть скажи им в глаза горькую правду,— сейчас же оскорбятся . В прениях по докладу я, между прочим, сказал:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2