Настоящее, 1928, №10

ПРОСВЕЩЕНЕЦ, ПРОСВЕТИСЬ! А. ТОПОРОВ л Из дневника участника учитель­ ской конференции. 2 СЕНТЯБРЯ Приехал на районную конферен­ цию работников просвещения. Ка­ кая смесь! Щупленькие, светлогла­ зые девочки сидят в зале рядом с седобородыми старцами; ребята с едва пробившимся пушком над гу ­ бами торчат, точно грибы у пней, около солидных, обрюзгших от старости бабушек, выслуживши? пенсию. Тут есть—бывшие люди всяческих профессий: столяры, плотники, маляры, хлебопеки, же­ стянщики, мясники, дьячки, зем­ ледельцы и проч. и проч. Смешаны грамотные, полуграмотные и абсо ­ лютно безграмотные. Чем и как о б ’единить эту разно­ родную россыпь? Просвещенцы — народ с бору да с сосенки. Это—сразу видно. Их единство—только видимое и меха­ ническое. Трудно с такой публи­ кой совершать культурную рево ­ люцию. Нужно экстренно перева­ рить их в каком-то одном котле. До сих пор думали, что таким кот­ лом является переподготовка. Нет! Ошибка... Переподготовка не вы­ равняла нас даже политически... Учителя начальных школ —■ пер­ вые мастера, кому в руки попадет самое драгоценное для общества сырье—дети. Дальнейшая обработ ­ ка детского материала зачастую не­ искоренимо определяется школой первой, ступени. Казалось бы, что общество должно живо, трепетно интересоваться вопросом : умеем ли мы, педагоги, воспитывать д е ­ тей, хорошо ли мы подготовлены к своей ответственнейшей миссии? Нет, наша переподготовка и п од го ­ товка совершается вдали от общ е ­ ственного глаза. Мы «учимся» на островке, куда трудящиеся массы не заглядывают никогда. Нашу переподготовку ви­ дит только одно непосредственное школьное начальство, да и оно-то кровно интересуется, преимущест­ венно, финансами, а не педагогией, не участью вверяемых нам детей, не нашим умственным, культур­ ным педагогическим ростом. Впро­ чем, об о всех этих хороших ве­ щах начальство при случае произ­ носит штампованные речи, которые мы слушаем в полусне, в дремоте, с витаньем мысли в облаках. * * * 3 СЕНТЯБРЯ Я и многие мои товарищи с 1920 года прошли по 25 переподго­ товок. А результат—ноль. Да, имен­ но ноль. Если же за это время кто из педагогов умственно на волос и вырос, так это случилось не по вине переподготовок. Часто — воп ­ реки им. Неграмотные же учителя от переподготовок не стали гра­ мотнее. Наоборот , х од назад у них с каждым днем усиливается. Тако­ во истинное положение вещей, о котором у нас, к нечастью, гром ­ ко говорить не принято. Девять лет кряду я слышу на конференциях разговоры, разгово­ ры и разговоры — без живого, са­ мого нужного дела. За звонкими, пышными фразами мы скрываем теперь много неприглядных вещей. Кричим: двигаемся вперед, а са­ ми девять лет упражняемся в беге на месте. Не понимаю, к чему само­ обман? Ведь, рано или поздно за него придется расплачиваться. И мы уже расплачиваемся. А еще больше платят наши ученики и все дело народного просвещения СССР. Как до сих пор шли наши пе­ реподготовки? Кавардаком. Дней мало — от 3 до 14. Программа — огромная... Докладчики балабонят. Конференты, зевая, пошаливая, слушают. Усвоение проработанно­ го не контролировалось никак. Практической работы — никакой... Всех ломает смертная скука. В о б ­ щежитии — неуютно. Кругом—не­ рабочая атмосфера. Итог: муть в головах. Когда меня кто-либо спрашивал — что я получил от конференции,— я шутя, но верно отвечал: — Поглупел на столько-то дней... И в самом деле: на наших конфе­ ренциях бывает такая кутерьма, что даже некогда прочесть еже­ дневных газет. Возвращаясь домой после каждой конференции, я ста­ новлюсь невеждой в вопросах те­ кущей политики. Дома — заваль' газет и журналов, которую спешно нужно прочитывать, чтобы навер­ стать потерянное. В дни конферен­ ций педагоги вялой походкой б р о ­ дят по селу. Всех их гнетет скука. Конференциями довольны только те, кто в продолжение их зани­ мается флиртом. Нынешняя конференция проте ­ кала почти так же, как и все пред­ шествующие. Нынче в программу введены о б ­ щеобразовательные циклы. Я попал в педологическую группу. Работа проходила, как семь-восемь лет на­ зад. Один читал по книжке, а о с ­ тальные занимались кто чем. Спа­ ли, дремали, щипались, вели мими­ ческие переговоры, у сонных води ­ ли по шее бумажкой, изображая назойливую муху. Так-то прочли положенное число страниц—и за ­ хлопнули книжку. Разошлись. И— кончено. Считается: тема прорабо­ тана. Девять лет мы творим огромное безобразие: всех просвещенцев, не­ смотря на различие их развития и интересов, стрижем под одну гре­ бенку, обязываем переподготов ­ ляться по одной программе. Вслед­ ствие этой противоестественной уравниловки и получается у нас на занятиях невообразимая ерунда. Серьезные люди злятся, что их кор ­ мят манной кашей, а неграмотные на доклады косятся, так как не приучены к лекционному способу учебы и почти не интересуются тем, что читается. Странно, что в работе с детьми учителя иногда придерживаются правила: каждому по силам и ин­ тересам, а вот к себе этого пра­ вила почему-то не применяют. Та­ кая постановка дела, конечно, ра­ зочаровывает, расхолаживает, злит. И дискредитирует идею переподго­ товки. Уезжая с конференций, я каждый раз в бессильной злобе кусаю се ­ бе губы и страдаю о напрасно п о ­ терянном времени. Страдаю тем больше, чем больше знаю, что есть лучшая система переподготов ­ ки, которая через 3-4 года из неве­ жественных учителей сделала бы культурных советских работников. Еще в 1924 году я предлагал на­ чальству эту систему. Отвергли. А лучшие учителя— за нее. Подхали­ мы и лентяи—против, так как она требует от каждого просвещенца действительной, а не показной ра­ боты над собой. Неправильная, непродуктивная система поднятия квалификации работников просвещения за д е ­ вять лет изнурила, размыкала по ветру наши силы. У людей пропал рабочий энтузиазм. О самоподго­ товке у нас остались одни неис­ кренние разговоры. Большие кадры подписчиков на разные заочные курсы самообразо­ вания -— меня не утешают: я знаю отлично, что эти подписчики чаще —мертвые души. Об этом понем­ ногу заговаривают сами клиенты заочного обучения. Заочные курсы и индивидуальное обучение—для учителей — слишком неэконом­ ный путь самообразования, хотя отрицать его совсем нельзя... Теперь педагоги относятся к кон ­ ференциям, как к самому надо­ едливому, но неизбежному ритуа­ лу, который выполняется без всяко­ го душевного захвата. Жаль, что это так. Но тут нужна решитель­ ная и крутая борьба. Резкий п ов о ­ рот. * * * 4 СЕНТЯБРЯ На утреннем заседании рассуж ­ дали о самообразовании просве­ щенцев. Вскрыта была убийствен­ ная картина. Невежество учителей сражает самую радужную натуру. Из нашей районной просвещенче­ ской библиотеки, насчитывающей 400 томов прекрасных сочинений, никто не берет книг для чтения. Так заявил во всеуслышание би б ­ лиотекарь т. К. Раньше учителя чтением все-та- ки занимались. Можно было и в прениях на заседаниях и в о бщ е ­ житии конферентов слышать раз­ говоры и споры по педагогическим и общим научным вопросам. Спо­ рившие иногда порывисто раскры­ вали книги и, в доказательство св о ­ ей правоты, цитировали из них. На постелях, под подушками изредка лежали, например, такие книги, как «Педология» — Блонского, «Педа­ гогика» — Пинкевича, «Жизнь ра­ стений» — Тимирязева, «Государ ­ ство и революция»—Ленина и др. А нынче я таких книг у товарищей не видел. Педагоги уж не спорят, не цитируют. Утихли. В их общежитии преобладает анекдот, веселое приключение из собственной жизни. На 130 членов райотдела рабпро- са выписывается у нас всего 4 эк ­ земпляра «Просвещения Сибири». Не читают и центральных журна­ лов: «На путях к новой школе» и «Народный учитель» (прежде чи­ тали и обсуждали их). Кое-кто сей­ час выписывает «Учительскую Газе­ ту». Совершенно не знают о сущ е­ ствовании журнала «Настоящее». Немногие краем уха слышали о «Сибирских Огнях», но не читают их. О других литературно-художе­ ственных и научно-публицистиче­ ских журналах—не спрашивай. О непериодической новой литературе —тоже не упоминай. Я постыдил коллег за чрезмерное равнодушие к литературе, и они мне ответили поношенными фразами: —- Бюджет мал... Ничего не п о ­ делаешь. — Некогда читать литературу. Времени нехватает. А самые совестливые люди р у ­ били: — Какой чорт — нет времени? Опустились! — На бюджет/ удобнее всего опи ­ раться! — Бюджет и «нет времени» — ширма для нашей лени и нелюбо- знательности! — Отговорка это ! — По пять месяцев в год баклу­ ши бьем, а скулим, что нам време­ ни нехватает. Брехня! А сколько у нынешних педаго­ гов — не настоящих, ханжеского собственного достоинства! Беда! Чуть скажи им в глаза горькую правду,— сейчас же оскорбятся . В прениях по докладу я, между прочим, сказал:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2