Настоящее, 1928, №10

Одному можно позавидовать в Туве и даже не мешает поучиться уменью преодолевать трудности, которые постороннему человеку кажутся непреодолимыми. Тувинская котловина богата гор ­ ными реками и речками, во многих случаях непроходимыми вброд. Мостов и переправ там нет, кроме одного парома через Енисей у г. Красного и двух мостиков—через Эдегест и Чжакуль по пути на Кем- чик, куда ходят автомобили. Наш проводник Ширинол усажи­ вает нас в лодку, бросает в нее свое Седло и итыги (своеобразная обувь), рубашку обвязывает вокруг головы, халат пристраивает к холке лошади, пускает лошадь вплавь, а сам держится за веревку, которой она обвязана. Мы спускаемся в лод­ ке, держа справа по течению двух лошадей. Несемся вниз, постепенно приближаясь к берегу. Ширинол плывет за нами. К противополож­ ному берегу мы пристаем одновре­ менно. Там Ширинола поджидает брат, оба садятся верхом на одну лошадь. Европейская культура в Туве воз ­ главляется т. Сабашкиным, докто ­ ром Арутюняном, т. Ванталем и ин­ структорами тувинского кавалерий­ ского эскадрона. Тов. Сабашкин — ойрот, освоил­ ся с тувинским языком, имеющим тюркские корни, тувинцы понима­ ют товарища Сабашкина, который, являясь фактически минпроеом, сам преподает все науки в школе, заботится о ремонте школы, при­ обретении инвентаря, закупает про­ дукты для интерната, составляет меню, закупает одежду, обувь, учит умываться и пользоваться уборной. Отправляя в дальний путь будущих воспитанников Москвы и Ленингра­ да, т. Сабашкин сам зашивает им деньги под подкладку, дает им вся­ кие напутствия и, снимаясь с груп­ пой уезжающих, становится сзади где-нибудь в уголке. Товарищ Арутюнян — доктор, член ВКП, возглавляет медико-са­ нитарную экспедицию Наркомздра- ва СССР. Делает большое дело, прививая элементарные понятия о санитарии и борясь с заразными болезнями. Предполагает раски­ нуть сеть лечебных пунктов по Ту ­ ве, наводит порядки в существую­ щей больнице, но говорит, что он «не согласен с принципами сиде­ лок и увольняет их всех. У него свои принципы, но сам он нервный, больной человек и пускает иногда в ход методы физического воздей­ ствия к своим подчиненным. Товарищ Ванталь, тот самый, к о ­ торый интервьюировал проезжую англичанку, редактирует русскую газету, просвещая живущих в Туве русских крестьян, участвует в сов ­ местных с тувинцами заседаниях по вопросам проведения разных кампаний. Несколько тяжел в дви­ жениях, боится воды и за пазухой носит какую-то книжонку без ти ­ тульного листа, неведомого изда­ ния, в которой Ленин и Будда, ком ­ мунизм и буддизм—-ставятся на о д ­ ну доску. Тов. Ванталь, прижимая эту книжку к сердцу, говорит: — Тут вся жизнь. Чтобы познать буддизм, мало жизни человека. О! это великое дело... Товарищи Голубев и Гущин, ин­ структора кавалерийского эскадро­ на, научили цириков пользоваться тельным бельем, постельными при­ надлежностями, научили их умы­ ваться и не бить электрические лампы в казарме: занятно они хло ­ пают, когда запустишь сапогом, а потом, когда все их разобьешь — вдруг наступает темнота. Тоже за­ нятно. Врач экспедиции Наркомздрава, раз’езжая по становищам тувинцев со всякими микстурами, плакатами и препаратами, иногда захватывает с собой и ложки, самые обыкновен­ ные деревянные ложки, и раздает их тувинским ребятишкам, наказы­ вая при этом родителям, чтобы ложками ребята не только играли, но пользовались ими во время еды. Потому что в обиходе тувинца нет этого инструмента, нет вообще при­ вычки пользоваться отдельной по ­ судой. Даже трубка, которая составля­ ет неот’емлемую принадлежность каждого тувинца лю бого возраста и пола — длинная китайская труб ­ ка, в которую закладывается воню­ чий китайский табак,— эта трубка обслуживает всех, переходит изо рта в рот. Тувинец не курит один. В поле встретились двое, в юрте сошлись друг к другу, или по делу и без де ­ ла приехали на факторию или в чезан,—все закуривают, угощая друг друга. Две, три, пять, десять трубок зажигаются, хозяин делает одну-две затяжки и пускает в о б о ­ рот. Трубка совершает круговую, возвращается к хозяину, он ее сно­ ва набивает и снова отправляет в круговое путешествие. Никто при этом не интересуется —больны- вы или здоровы , так как никто не имеет понятия о причи­ нах и способах распространения болезней и мерах предохранения от них. Лама, знающий все кавер­ зы богов , посылающих человеку болезни, так же поступает со своей трубкой и так же принимает чу­ жую. Отувинившийся теленгит, служа­ щий, знающий русский язык и рус­ скую грамоту, больной сифилисом, сидит в толпе тувинцев и отправ­ ляет в рот подаваемые ему трубки и угощает своей. Чтобы вести здесь борьбу с сифилисом, нужно оту ­ чить людей от братского обычая, употреблять трубку вкруговую. Рис. А. Заковряшина

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2