Настоящее, 1928, №10
Одному можно позавидовать в Туве и даже не мешает поучиться уменью преодолевать трудности, которые постороннему человеку кажутся непреодолимыми. Тувинская котловина богата гор ными реками и речками, во многих случаях непроходимыми вброд. Мостов и переправ там нет, кроме одного парома через Енисей у г. Красного и двух мостиков—через Эдегест и Чжакуль по пути на Кем- чик, куда ходят автомобили. Наш проводник Ширинол усажи вает нас в лодку, бросает в нее свое Седло и итыги (своеобразная обувь), рубашку обвязывает вокруг головы, халат пристраивает к холке лошади, пускает лошадь вплавь, а сам держится за веревку, которой она обвязана. Мы спускаемся в лод ке, держа справа по течению двух лошадей. Несемся вниз, постепенно приближаясь к берегу. Ширинол плывет за нами. К противополож ному берегу мы пристаем одновре менно. Там Ширинола поджидает брат, оба садятся верхом на одну лошадь. Европейская культура в Туве воз главляется т. Сабашкиным, докто ром Арутюняном, т. Ванталем и ин структорами тувинского кавалерий ского эскадрона. Тов. Сабашкин — ойрот, освоил ся с тувинским языком, имеющим тюркские корни, тувинцы понима ют товарища Сабашкина, который, являясь фактически минпроеом, сам преподает все науки в школе, заботится о ремонте школы, при обретении инвентаря, закупает про дукты для интерната, составляет меню, закупает одежду, обувь, учит умываться и пользоваться уборной. Отправляя в дальний путь будущих воспитанников Москвы и Ленингра да, т. Сабашкин сам зашивает им деньги под подкладку, дает им вся кие напутствия и, снимаясь с груп пой уезжающих, становится сзади где-нибудь в уголке. Товарищ Арутюнян — доктор, член ВКП, возглавляет медико-са нитарную экспедицию Наркомздра- ва СССР. Делает большое дело, прививая элементарные понятия о санитарии и борясь с заразными болезнями. Предполагает раски нуть сеть лечебных пунктов по Ту ве, наводит порядки в существую щей больнице, но говорит, что он «не согласен с принципами сиде лок и увольняет их всех. У него свои принципы, но сам он нервный, больной человек и пускает иногда в ход методы физического воздей ствия к своим подчиненным. Товарищ Ванталь, тот самый, к о торый интервьюировал проезжую англичанку, редактирует русскую газету, просвещая живущих в Туве русских крестьян, участвует в сов местных с тувинцами заседаниях по вопросам проведения разных кампаний. Несколько тяжел в дви жениях, боится воды и за пазухой носит какую-то книжонку без ти тульного листа, неведомого изда ния, в которой Ленин и Будда, ком мунизм и буддизм—-ставятся на о д ну доску. Тов. Ванталь, прижимая эту книжку к сердцу, говорит: — Тут вся жизнь. Чтобы познать буддизм, мало жизни человека. О! это великое дело... Товарищи Голубев и Гущин, ин структора кавалерийского эскадро на, научили цириков пользоваться тельным бельем, постельными при надлежностями, научили их умы ваться и не бить электрические лампы в казарме: занятно они хло пают, когда запустишь сапогом, а потом, когда все их разобьешь — вдруг наступает темнота. Тоже за нятно. Врач экспедиции Наркомздрава, раз’езжая по становищам тувинцев со всякими микстурами, плакатами и препаратами, иногда захватывает с собой и ложки, самые обыкновен ные деревянные ложки, и раздает их тувинским ребятишкам, наказы вая при этом родителям, чтобы ложками ребята не только играли, но пользовались ими во время еды. Потому что в обиходе тувинца нет этого инструмента, нет вообще при вычки пользоваться отдельной по судой. Даже трубка, которая составля ет неот’емлемую принадлежность каждого тувинца лю бого возраста и пола — длинная китайская труб ка, в которую закладывается воню чий китайский табак,— эта трубка обслуживает всех, переходит изо рта в рот. Тувинец не курит один. В поле встретились двое, в юрте сошлись друг к другу, или по делу и без де ла приехали на факторию или в чезан,—все закуривают, угощая друг друга. Две, три, пять, десять трубок зажигаются, хозяин делает одну-две затяжки и пускает в о б о рот. Трубка совершает круговую, возвращается к хозяину, он ее сно ва набивает и снова отправляет в круговое путешествие. Никто при этом не интересуется —больны- вы или здоровы , так как никто не имеет понятия о причи нах и способах распространения болезней и мерах предохранения от них. Лама, знающий все кавер зы богов , посылающих человеку болезни, так же поступает со своей трубкой и так же принимает чу жую. Отувинившийся теленгит, служа щий, знающий русский язык и рус скую грамоту, больной сифилисом, сидит в толпе тувинцев и отправ ляет в рот подаваемые ему трубки и угощает своей. Чтобы вести здесь борьбу с сифилисом, нужно оту чить людей от братского обычая, употреблять трубку вкруговую. Рис. А. Заковряшина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2