Настоящее, 1928, №10
глубоких снегов, и скот пасется в степи круглый год. На Кемчик, в отличие от других районов, можно проехать в авто мобиле. Люди из Госторга РСФСР и тувинского правительства так и делают. Часть пути от Чжакуля к выше несколько десятков верст едут по шоссейной дороге. Идет она от Енисея вверх по правую стор о ну р. Кемчика. Местами она вывет рилась на перевалах или исчезает в низинах, размытая водой, но но ровным, возвышенным местам она прекрасно сохранилась и выделяет ся белой лентой в обожженной сте пи. Предания и предположения зна токов говорят, что история этой дороги относится ко времени Чин- гис-Хана. Значит, ей восемь веков. Кемчик сейчас является только местом кочевья тувинцев. До рево люции там были фактории и заим ки русских купцов. ¥ * В центральной части, по обе сто роны Енисея, по Малому Енисею, у хребта Танну-Ола, в долине реки Уюка (в сторону к русской грани це), тувинские становища чередуют ся с русскими поселками и заимка ми колонистов, осевших там преи мущественно после 1911 г., KOI - да царское правительство приня лось было прибирать к своим ру кам бывший так называемый Урян хайский край. Русские всюду занимаются поле водством, сея преимущественно яровые хлеба, главным образом, пшеницу. Почти все поля орошают ся путем отвода канав из горных речушек. Хлеб поэтому родится до 3276,1 килограмм с десятины. Одна ко, высокое горное местоположение имеет свои отрицательные стороны: хлеб под хребтом Танну-Ола не редко страдает от заморозков, а в Уюкской долине от града. Тувинцы занимаются хлебопаше ством плохо. Больше сеют просо, которое они употребляют в пищу, варя его вместе с зеленым чаем. Зеленый чай — основной продукт тувинца. Варится он в чугунных ча шах. Кладется туда поджареное просо, соль, но и этот далеко не пи тательный продукт не всегда яв ляется доступным блюдом для каж до го тувинца. Вместо чая употреб ляют лиственничную кору, различ ные коренья. Совершенно обособленно стоит Тоджинский район, расположен ный в верховьях Большого Енисея в саянских отрогах, доступный ле том только верховыми тропами. Здесь своя природа, экономика и быт. Стройные исполины-листвен ницы, сосновый бор в районе рек Хамсоры и Систикема, богатейшие цветущие луга, обилие рыбных озер, богатая охота, на которую стекаются сюда охотники со мно гих других мест Тувы. Этот участок Тувы напоминает по красоте цветущий АлДай. Си ние горы, могучая тайга, ослепи тельное обилие цветов, одуряющий сосновый аромат. Шумливые потоки горных рек и речушек обрамлены весной белой каймой цветущей че ремухи. Немолчный говор птицы в лесу, на озерах. Вечерние крики коз и маралов. Русские пришельцы живут ма ленькими хуторами и отдельными заимками по притокам Б. Енисея. Живут не за тем, чтобы попытаться приложить труд и использовать б о гатейшую природу, а паразитству ют. Старые торгаши и зол отопро мышленники построили себе х о р о шие дома, нередко встретишь у них мягкую мебель. Они со вздо хом покажут вам потускневшие ф о тографии «бывших» своих приис ков в Амыльской тайге. Расчетной единицей и сейчас у них является белка и золото: -— Калиниха-то за пуд сухарей берет 4 золотника! Нет уже этой Калинихи. Нынеш ним летом выселили ее тувинцы. Выселили и знаменитого бывшего уголовного ссыльного Кокузе, к о торый вообще никаких золотников не платил, а просто брал за шиво рот тувинца, встряхивал его и за бирал пушнину. Жалеют Кокузе: — Здоровый был старик. Помя ли его монголы в восемнадцатом году , а он и теперь еще в 60 лет берет бочку с рыбой в 12 пудов и ставит с телеги на землю. Жалеют и Калиниху. Потому что не знают, куда она спрятала два с половиной пуда золота. Люди позднейшего происхожде ния на Тодже также попали туда в поисках дарового счастья. Эти жи вут, как на привале. Я спросил: —- Чем вы тут живете? — Рыбачим... «Рыбачат», — иронически повто рила женщина,— «На всю деревню одна удочка. Ждут, чтобы кто-ни будь за них поймал, а они купят». Мужики засмеялись. Кругом прекраснейший строе вой лес, тучнейшие пастбища, по косы, богатая охота, изобилие ры бы. А жилище—лачуга, без крыши, с дверью, выходящей прямо на ули цу. Госторг доставляет туда рога тый скот. Почему? Не потому, конечно, что там не водится скот, а потому, что сено надо косить. Тувинец на Тодже—по берегам Б. Енисея — скотовод. Он также сетует на природу, не одарившую здешнюю местность возможностью пасти скот круглый год. Вверх по притокам Б. Енисея, в горах, о с о бенно к северо-востоку , кочуют оленеводы. Но у тех и у других основное занятие — охота. Жилье тоджинского тувинца — коническая юрта, крытая листвен ничной корой. Зимой те, кто бога че, покрывают юрту оленьей шку рой. Тувинцы центральной части и на Кемчике ставят куполообразные юрты, крытые кошмой, которую поставляют в Туву монголы. Тоджинские тувинцы беднее цен тральных и кемчужан. Нет здесь таких степных просторов , на к о то рых могли бы пастись табуны ско та по нескольку тысяч голов, как в центральной части, в районе Эле- геста и на Кемчике. Но и там, в б о гатых местах, есть и такие тувинцы, которые с осени забираются в Тод- жу на всю зиму охотиться, остав ляя в дырявой юрте голодную се мью с голыми ребятишками, без всяких средств к существованию. Таких больше. Плохо такому тувинцу. Всякий хочет жить хорош о—и чиновник— сайт и простой скотовод— арат. У сайта просторная, белая юрта из крепкой кошмы. У него табуны ск о та и сам о н : ничего не делает. В стороне от этой белой палаты ютят ся маленькие, грязные юрты, по крытые рваными, прокопченными кусками кошмы. Куски кошмы, в о з можно, дал сайт от своей износив шейся юрты. Владельцы этих юрт пасут сайту скот, доят весной к о былиц, возят дрова, гонят араку Охотник тувинец своеобразный. Наиболее распространенным ор у жием является тяжелая древняя кремневка. Охотится он расчетли во, экономно, выбрасывая заряд только в верную цель. Устанавли вает свою пушку на треноге и вы жидает, когда белка спустится на такое расстояние от земли, чтобы можно было извлечь из дерева свинец самодельной пульки. Т о г да спускает курок, который вы секает огонь, заставляя шипеть некоторое время порох. Зверя в тайге он отыскивает по отдаленному звуку. На одном из привалов по пути в Тоджу к на шей остановке под ’ехал охотник и стал угощать обедом. Вдали за д о линой, в тайге, раздался крик мара ла. Тувинец моментально бросил еду, схватил свою кремневку, вско чил на коня и скрылся из виду. Примерно, через час раздался сна чала один выстрел, а затем через некоторое время и другой. Убил ли он марала, не знаю, но что он обнаружил его и подобрался к нему на ружейный выстрел, это б есспор но. ;sj If Это было время охоты на мара-. ла—начало июня, когда пушной зверь не имеет ценности, а у мара ла к этому времени созревают ро га и происходит их срезка. Религия— большой накладной рас х од для тувинца. В быту перепле лись шаманизм и буддизм. И тот и другой богаты богами и духами. Духи всюду : в горах, в долинах, в лесу, в воде, в самом человеке. Во да и огонь считаются священными. Поэтому нельзя ловить рыбу, о с квернять воду человеческим телом и бельем; нельзя тушить огонь, по тому что он очищает от скверны. Вот почему человек в Туве не мо ется и не стирает своего белья (е с ли оно у него есть), вот почему он спокойно смотрит на горящий дом, предположим, ТувинценкооПа и думает, какой благодати у д о с т о ился он... По всей стране разбросаны мона- стыри-хуре с паразитствующими ламами. В значительно большем к о личестве вам попадается «авва» — шалашик из хворосту , где совер шается шаманское священнодейст вие с распитием той же араки, что и около ламаитского хуре. Те же самые ленточки, которые вывешива ют в передней части хуре, украша ют авву. Если нет специально при готовленной ленточки, вырвите прядь из конского хвоста или гри вы, или положите пустую коробку от папирос, ч Дух невзыскателен по части ассортимента приношений. Каждая долина — владение дру гого духа. Это отмечено на перева ле огромной каменной кучей, уты канной палочками и обвешенной всяческим добром . Не забудьте вне сти и свою долю. Если вы видный правительственный чиновник или член народно-революционной пар тии, и вам, пожалуй, это неудобно проделать открыто и просто , как обыкновенному человеку, то м ож е те сделать так: сделайте вид, что вы сами и ваша лошадь устали, слезьте с седла, походите кругом горки камней и незаметно для д р у гих движением ноги пошлите в ку чу свой камешек. Вся культура тувинца уклады вается в кушак из далембы. Да- лемба—это кусок материи 5 метров. В таком виде тувинец привык покупать мануфактуру. Из далем бы он шьет себе халат и все осталь ное. Такой же далембой он пере тягивает себя, предварительно за вернув туда свои бичики-докумен- ты, деньги, если последние есть у него, и всякую купленную мелочь; к кушаку снаружи пристраивает курительные принадлежности с длинным украшенным кисетом, за кушак сзади отправляет китай скую трубу и обязательно длин ный нож, иногда отделанный сереб ром. Туго перетянутый кушак о б легчает верховую езду.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2