Настоящее, 1928, №10

глубоких снегов, и скот пасется в степи круглый год. На Кемчик, в отличие от других районов, можно проехать в авто­ мобиле. Люди из Госторга РСФСР и тувинского правительства так и делают. Часть пути от Чжакуля к выше несколько десятков верст едут по шоссейной дороге. Идет она от Енисея вверх по правую стор о ­ ну р. Кемчика. Местами она вывет­ рилась на перевалах или исчезает в низинах, размытая водой, но но ровным, возвышенным местам она прекрасно сохранилась и выделяет­ ся белой лентой в обожженной сте­ пи. Предания и предположения зна­ токов говорят, что история этой дороги относится ко времени Чин- гис-Хана. Значит, ей восемь веков. Кемчик сейчас является только местом кочевья тувинцев. До рево­ люции там были фактории и заим­ ки русских купцов. ¥ * В центральной части, по обе сто ­ роны Енисея, по Малому Енисею, у хребта Танну-Ола, в долине реки Уюка (в сторону к русской грани­ це), тувинские становища чередуют­ ся с русскими поселками и заимка­ ми колонистов, осевших там преи­ мущественно после 1911 г., KOI - да царское правительство приня­ лось было прибирать к своим ру ­ кам бывший так называемый Урян­ хайский край. Русские всюду занимаются поле­ водством, сея преимущественно яровые хлеба, главным образом, пшеницу. Почти все поля орошают­ ся путем отвода канав из горных речушек. Хлеб поэтому родится до 3276,1 килограмм с десятины. Одна­ ко, высокое горное местоположение имеет свои отрицательные стороны: хлеб под хребтом Танну-Ола не­ редко страдает от заморозков, а в Уюкской долине от града. Тувинцы занимаются хлебопаше­ ством плохо. Больше сеют просо, которое они употребляют в пищу, варя его вместе с зеленым чаем. Зеленый чай — основной продукт тувинца. Варится он в чугунных ча­ шах. Кладется туда поджареное просо, соль, но и этот далеко не пи­ тательный продукт не всегда яв­ ляется доступным блюдом для каж­ до го тувинца. Вместо чая употреб ­ ляют лиственничную кору, различ­ ные коренья. Совершенно обособленно стоит Тоджинский район, расположен­ ный в верховьях Большого Енисея в саянских отрогах, доступный ле­ том только верховыми тропами. Здесь своя природа, экономика и быт. Стройные исполины-листвен­ ницы, сосновый бор в районе рек Хамсоры и Систикема, богатейшие цветущие луга, обилие рыбных озер, богатая охота, на которую стекаются сюда охотники со мно­ гих других мест Тувы. Этот участок Тувы напоминает по красоте цветущий АлДай. Си­ ние горы, могучая тайга, ослепи­ тельное обилие цветов, одуряющий сосновый аромат. Шумливые потоки горных рек и речушек обрамлены весной белой каймой цветущей че­ ремухи. Немолчный говор птицы в лесу, на озерах. Вечерние крики коз и маралов. Русские пришельцы живут ма­ ленькими хуторами и отдельными заимками по притокам Б. Енисея. Живут не за тем, чтобы попытаться приложить труд и использовать б о ­ гатейшую природу, а паразитству­ ют. Старые торгаши и зол отопро ­ мышленники построили себе х о р о ­ шие дома, нередко встретишь у них мягкую мебель. Они со вздо ­ хом покажут вам потускневшие ф о ­ тографии «бывших» своих приис­ ков в Амыльской тайге. Расчетной единицей и сейчас у них является белка и золото: -— Калиниха-то за пуд сухарей берет 4 золотника! Нет уже этой Калинихи. Нынеш­ ним летом выселили ее тувинцы. Выселили и знаменитого бывшего уголовного ссыльного Кокузе, к о ­ торый вообще никаких золотников не платил, а просто брал за шиво­ рот тувинца, встряхивал его и за ­ бирал пушнину. Жалеют Кокузе: — Здоровый был старик. Помя­ ли его монголы в восемнадцатом году , а он и теперь еще в 60 лет берет бочку с рыбой в 12 пудов и ставит с телеги на землю. Жалеют и Калиниху. Потому что не знают, куда она спрятала два с половиной пуда золота. Люди позднейшего происхожде­ ния на Тодже также попали туда в поисках дарового счастья. Эти жи­ вут, как на привале. Я спросил: —- Чем вы тут живете? — Рыбачим... «Рыбачат», — иронически повто ­ рила женщина,— «На всю деревню одна удочка. Ждут, чтобы кто-ни­ будь за них поймал, а они купят». Мужики засмеялись. Кругом прекраснейший строе ­ вой лес, тучнейшие пастбища, по ­ косы, богатая охота, изобилие ры­ бы. А жилище—лачуга, без крыши, с дверью, выходящей прямо на ули­ цу. Госторг доставляет туда рога­ тый скот. Почему? Не потому, конечно, что там не водится скот, а потому, что сено надо косить. Тувинец на Тодже—по берегам Б. Енисея — скотовод. Он также сетует на природу, не одарившую здешнюю местность возможностью пасти скот круглый год. Вверх по притокам Б. Енисея, в горах, о с о ­ бенно к северо-востоку , кочуют оленеводы. Но у тех и у других основное занятие — охота. Жилье тоджинского тувинца — коническая юрта, крытая листвен­ ничной корой. Зимой те, кто бога ­ че, покрывают юрту оленьей шку­ рой. Тувинцы центральной части и на Кемчике ставят куполообразные юрты, крытые кошмой, которую поставляют в Туву монголы. Тоджинские тувинцы беднее цен­ тральных и кемчужан. Нет здесь таких степных просторов , на к о то ­ рых могли бы пастись табуны ско ­ та по нескольку тысяч голов, как в центральной части, в районе Эле- геста и на Кемчике. Но и там, в б о ­ гатых местах, есть и такие тувинцы, которые с осени забираются в Тод- жу на всю зиму охотиться, остав­ ляя в дырявой юрте голодную се ­ мью с голыми ребятишками, без всяких средств к существованию. Таких больше. Плохо такому тувинцу. Всякий хочет жить хорош о—и чиновник— сайт и простой скотовод— арат. У сайта просторная, белая юрта из крепкой кошмы. У него табуны ск о ­ та и сам о н : ничего не делает. В стороне от этой белой палаты ютят­ ся маленькие, грязные юрты, по ­ крытые рваными, прокопченными кусками кошмы. Куски кошмы, в о з ­ можно, дал сайт от своей износив­ шейся юрты. Владельцы этих юрт пасут сайту скот, доят весной к о ­ былиц, возят дрова, гонят араку Охотник тувинец своеобразный. Наиболее распространенным ор у ­ жием является тяжелая древняя кремневка. Охотится он расчетли­ во, экономно, выбрасывая заряд только в верную цель. Устанавли вает свою пушку на треноге и вы­ жидает, когда белка спустится на такое расстояние от земли, чтобы можно было извлечь из дерева свинец самодельной пульки. Т о г ­ да спускает курок, который вы­ секает огонь, заставляя шипеть некоторое время порох. Зверя в тайге он отыскивает по отдаленному звуку. На одном из привалов по пути в Тоджу к на­ шей остановке под ’ехал охотник и стал угощать обедом. Вдали за д о ­ линой, в тайге, раздался крик мара­ ла. Тувинец моментально бросил еду, схватил свою кремневку, вско ­ чил на коня и скрылся из виду. Примерно, через час раздался сна­ чала один выстрел, а затем через некоторое время и другой. Убил ли он марала, не знаю, но что он обнаружил его и подобрался к нему на ружейный выстрел, это б есспор ­ но. ;sj If Это было время охоты на мара-. ла—начало июня, когда пушной зверь не имеет ценности, а у мара­ ла к этому времени созревают ро ­ га и происходит их срезка. Религия— большой накладной рас­ х од для тувинца. В быту перепле­ лись шаманизм и буддизм. И тот и другой богаты богами и духами. Духи всюду : в горах, в долинах, в лесу, в воде, в самом человеке. Во­ да и огонь считаются священными. Поэтому нельзя ловить рыбу, о с ­ квернять воду человеческим телом и бельем; нельзя тушить огонь, по ­ тому что он очищает от скверны. Вот почему человек в Туве не мо­ ется и не стирает своего белья (е с ­ ли оно у него есть), вот почему он спокойно смотрит на горящий дом, предположим, ТувинценкооПа и думает, какой благодати у д о с т о ­ ился он... По всей стране разбросаны мона- стыри-хуре с паразитствующими ламами. В значительно большем к о ­ личестве вам попадается «авва» — шалашик из хворосту , где совер ­ шается шаманское священнодейст­ вие с распитием той же араки, что и около ламаитского хуре. Те же самые ленточки, которые вывешива­ ют в передней части хуре, украша­ ют авву. Если нет специально при­ готовленной ленточки, вырвите прядь из конского хвоста или гри­ вы, или положите пустую коробку от папирос, ч Дух невзыскателен по части ассортимента приношений. Каждая долина — владение дру ­ гого духа. Это отмечено на перева­ ле огромной каменной кучей, уты ­ канной палочками и обвешенной всяческим добром . Не забудьте вне­ сти и свою долю. Если вы видный правительственный чиновник или член народно-революционной пар­ тии, и вам, пожалуй, это неудобно проделать открыто и просто , как обыкновенному человеку, то м ож е ­ те сделать так: сделайте вид, что вы сами и ваша лошадь устали, слезьте с седла, походите кругом горки камней и незаметно для д р у ­ гих движением ноги пошлите в ку ­ чу свой камешек. Вся культура тувинца уклады­ вается в кушак из далембы. Да- лемба—это кусок материи 5 метров. В таком виде тувинец привык покупать мануфактуру. Из далем­ бы он шьет себе халат и все осталь­ ное. Такой же далембой он пере­ тягивает себя, предварительно за ­ вернув туда свои бичики-докумен- ты, деньги, если последние есть у него, и всякую купленную мелочь; к кушаку снаружи пристраивает курительные принадлежности с длинным украшенным кисетом, за кушак сзади отправляет китай­ скую трубу и обязательно длин­ ный нож, иногда отделанный сереб ­ ром. Туго перетянутый кушак о б ­ легчает верховую езду.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2