Настоящее, 1928, №9
мендовать. Не все цитатные мысли можно принимать на веру. Хотя кон центрат цитируется профессором без кавычек, в качестве его собст венной мысли, но он в зят напрокат у Луначарского и с симптоматичной для Г. Круссера разорванностью со знания поставлен вслед з а цитатами из Бухарина и Плеханова. Считать взгляды тов. Луначарского на искус ство стопроцентным выражением марксизма пока не обязательно. «Для нас чистое и с ку с с тв о ,-го в о рит тов. Луначарский, —в особен ности поэзия, есть концентрация жизни». Для чего нужна тов. Луна чарскому э т а концентрация? Для того, чтобы «пережить как можно больше, не напрягая, однако, наших нервов». Тов. Луначарский рассмат ривает искусство с точки зрения принципа наслаждения. (Примечание для цитатных мысли телей: смотри источник цитат тов. Круссера, хрестоматию «Литература и искусство в марксистском освеще нии», часть первая, стр. 25 и 29). Теперь понятна эмоциональная ано малия профессора. Моя статья з а ставила его «пережить как можно больше», но не пощадил его нервов, как того требует эстетика тов. Лу начарского. Вот почему вываренная в бешеном поте тов. Круссера сом нительная мысль тов. Луначарского приняла такую всеобщ ую форму: «Мы должны рассматривать искус ство, как социально -разумны й и н еоб ходимы й концентрат классо вой и общественной психологии». Это означает , что, если бы мы сочли э то «определение» продук том здорового ума и выражением стопроцентного марксизма, мы дол жны были бы признать «социально- разумным и необходимым концент ратом»: колчаковский роман А. Югова «Безумные за теи Ферапонта Ивано вича» и все другие сибогневские шедевры, за которые тов. Круссер был выдвинут из редколлегии жур нала, мы должны были бы признать таковым же концентрат ом бело гвардейское искусство эмигрантов, полубелогвардейские произведения Булгакова, конфискованный роман Васильченко «Не той стороной», всякие «Без черемухи», «Луны с пра вой стороны» и тому подобную про дукцию высоко-художественно - про мысловых кустарей. А если мы не захотим признать их «социально-разумными и необхо димыми»? Тогда тов. Круссер, в при ступе эм оциональной аномалии , н ач нет исступленно бредить: «Нельзя показывать рабочему сколоченные лачуги и за с т ав л ят ь счи тать их дворцами. Проекты Хулио-Хуренито, хотя бы и в переложениях автора, партия и пролетариат осуществлять не будут. Нельзя навязывать проле тари ату мышление николаевского министра Канкрина, говорившего: «Я все знаю, я даже не знаю, чего я не знаю». Нельзя, говоря о больших вопросах культуры, подходить к ра бочему классу, как к героически на строенному мещанину». Мой любимый классик, немецкий журналист Людвиг Берне, сто лет тому назад сказал: «Самый непри ятный вид смерти - э т о смерть от болезни, которой страдает другой». Разве не ясно политграмотному че ловеку, что всеобщий и абсолют ный концентрат профессора Крус сера есть концентрированная мещан ская философия искусства? ПЯТАЧКОВАЯ КУЛЬТУРА Нарушение психического равно весия произошло у тов. Круссера главным образом потому, что я от даю предпочтение литературе факта перед литературой выдумки. При этом, в связи с ослаблением внима^ ния, в его сознании все формы факт- ной литературы свелись к фельетону. О фельетоне он набредил очень много и уже без цитат , потому что в популярных хрестоматиях материа лов по этому вопросу нет. Для молодежи может оказаться ги бельным э т о т бред о фельетоне, по этому надо и его расшифровать. Больной бормочет: «Фельетон, как определенный вид литературной формы ,касаетсятольоя фактов текущего дня. В этом его сила и острота и, в то же время, слабость. Необходимость дать хотя бы и художественный отклик на злобу дня заставл яет фельетониста игнорировать углубленный социаль ный анализ и брать для своего этюда значительно меньшее полотно, чем это может и должен делать беллет рист-художник». Все дело, видимо, в размерах . Это увлечение размерами вполне соот ветствует бредовой идее величия. В сознании профессора большое белогвардейское полотно Югова или безграмотное, необ'ятное полотно Малашкина «социально-разумнее и необходимее» фельетона. Но вот еще доказательство разор ванности сознания идеолога.концент рата: это искаженное представление уживается в его мозгу с благогове нием перед Салтыковым-Щедриным. Представление о Салтыкове связано у него с освященным понятием «клас сик». В прочитанных же им хресто матиях нет указания на то, что э т о т писатель был фельетонистом, брал для своих работ «маленькие полотна», кроил из них злобу и сам называл свои произведения фельето нами, очерками и статьями. В сознании тов. Круссера этих представлений нет, поэтому он ли хорадочно выкрикивает: «Литера тура только фактов дня, т.-е. фелье тон —это своеобразный, если хотите , литературный экономизм, «пятачко вая» культура, выдаваемая за куль туру социализма». Да, мы хотим. Как говорит тов. Бухарин, «в этом вопросе нужна большая вдумчивость, и совершенно должны быть исключены методы, которые можно н азвать взятием на пушку». Мы—хозяйственники слова ,а не кустарные эстеты . Поэтому мы хотим пятачковой массовой культуры, продаваемой за пролетарский медный пятак в универмагах га зет и массо вых журналов. Сознание наше не разорвано, поэтому кооперативно культурный план Ленина у нас не отрывается от литературного плана республики. Поэтому мы ставим воп рос не вообщ е о «социально-разум ных и необходимых концентратах», а о наиболее действенных, необходи мых для сегодняшней классовой борь бы пролетариата литературных фор мах. И решаем мы э то т вопрос в пользу литературы факта , очерка, фельетона, памфлета, дневника оче видца. КОНЦЕНТРАТ В ДЕЙСТВИИ На протяжении всей свой истерики товарищ Круссер один раз почув ствовал неловкость. «Мне неловко до казывать» ,—сказал он,—что «Фрунзе, Дзержинский, Ленин, Свердлов, под польщик-большевик, хозяйственник, рабочий,—все они, данные в худо жественных образах , с полным по казом их, как живых борющихся людей, нам чрезвычайно необходимы. Художественная литература не только показывает, но и воспитывает». Э та неловкость является светлым полем в затемненном сознании про фессора. Действительно, неловко защищать современную выдумочную литературу после того, как Пильняк оболгал Фрунзе и подпольщиков- большевиков в «Повести о непога шенной луне», Малашкин намалевал каррикатуру на Дзержинского в «Народном комиссаре», Васильченко не по-коммунистически разделался с живыми, борющимися людьми в ро мане «Не той стороной», а Всеволод Иванов неделикатно поступил с ме муарами члена реввоенсовета 12 ар мии Дегтяревым, чтобы наврать по весть про «Гибель железной». Какой «социально-разумный и необходимый концентрат, не только показывающий, но и воспитывающий! Всякий, кто выступит против социальной разум ности и необходимости этого кон центрата, а равно против его воспи тательного значения, есть ни кто иной, как ревизор марксизма, сог ласно у ч ению о концентрат е нелов кого профессора Круссера. Что касается истерики, то его друзья могут, при каждом рецидиве, успокаивать его, говоря: если в ру ках у пролетариата уже теперь есть безошибочные критерии общественно политического содержания любого литературного произведения, то у него еще нет таких же определен ных ответов на все вопросы отно сительно художественной формы) А об искусстве не стоит беспо коиться. Оно подчиняется истори ческому ходу вещей и не может развиваться без революционных пот рясений, когда разрушение его а л т а рей может являться более почетным занятием, чем совершение на них жертвоприношений. Даже если эти жертвоприношения совершают ку старно-промысловые профессора и хозяйственные эстеты . Классики же не знали, что мар ксисты произведут их в с в я т ы е , поэтому Лев Толстой, как сообщила правительственная г а зета «Известия» от 9 сентября, отдавал предпочтение литературе ф акта перед выдумочной беллетристикой . «С каким наслаж д ен и ем ,-п и с а л он Страхову по по- поводу произведений какой-то писа тельницы,—читаю я это наст оящ ее писание, не вы дум анное , не ф аль шивые бумажки»... СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ Выкрики товарища Круссера не опасны. Брань у него любительская. Искусство обидно браниться ему не знакомо. Он ругается, как и мыслит, цитатами. Это иногда допустимо, если ци т а т а только что сорвана и полна неиспользованного другими яда. По держанная же цитата , прошедшая через много рук, действует не более возбуждающе, чем спитой чай. Тео ретик концент рат а работает зано шенными цитатами и даже Козьму Пруткова заимствует у Плеханова. Нельзя цитату , употребляемую для брани, преподносить изолированно. Надо ее скрестить с каким-нибудь пороком ругаемого автора . Например, если бы я хотел дать оценку мыш лению товарища Круссера, я бы ска зал: «Голова Круссера напоминает шкаф, набитый потрепанными цита тами. Глубокоуважаемый набитый шкаф! Не хлопайте вашими ц и т а тами. Пыль, которую вы пускаете, может запорошить глаза маленьким детям, но не опытным взрослым лю дям». Техника этого ругательства т а кова: «глубокоуважаемый шкаф» (Че хов) сплавлен с точным определе нием литературного приема выруган ного автора; сама цитата освежена внесением в нее слова «набитый», тоже связанного с представлением о дефекте мышления; таким же спосо бом освежена пословица «пускать пыль в глаза» , в результате цитаты не заменяют моей собственной брани, а только дополняют и усиливают ее. В то же время я не произнес ни одного грубого слова и голоса не повысил. Еще пример. Если бы я захотел еще обиднее выразиться о голове тов. Круссера, я не стал бы прибе гать к Козьме Пруткову, а сказал бы так: «Когда я бросил «Кирпичом по скворешне», в «Сибогнях» ра з дался громкий медный гул. Э то зв е нел концентратный лоб профессора Круссера». Вообще обижать нужно не нава ливаясь, неожиданно и пренебрежи тельно. УПРАЖНЕНИЯ НА-ДОМУ Клин вышибают клином. Учиты вая вредность цитатного мышления, я наколол несколько марксистских цитат и всадил их остриями вверх в эту статью , укрыв их о т неопыт ных глаз. Если последователям концент рат а профессора Круссера придет охота потоптаться по этой статье , пусть остерегаются: не ходите босиком по цитатам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2