Настоящее, 1928, №9
РЕДАКЦИОННЫЙ БЛОК-НОТ 1. ПИСЬМО О «НАСТОЯЩЕМ» ... Ваш журнал мне нравится — с оговорками, и вот они. Он, взяв декларативно правильный курс на факт, придерживается в подаче ф ак тов беллетристических приемов, а прием вещь страшная — он спо собен убить факт. Д ефект некото рых очерков—жанризм , отсутствие в конце конкретных предложений^ Вапповский «живой человек» чуть присутствует в беллетристике «На стоящего». Мне кажется, людей важно расце нивать (если уж брать их выдран ными из производственных процес сов) с точки зрения их приспосо бленности к тем или другим социаль ным функциям. Так будет нако пляться список человечьих стандар тов. Это обыкновенно должно гр а ничить с рефлексологией и психо техникой. Т.-е. так или иначе, но человека надо рассматривать в пер вую очередь, как инструмент соци ального действия — в чем хорош , в чем устарел, в чем заскоки. А глав ное — как инструмент действия, а не аппарат для мотивировок. Я перечел пролетарские романы и потрясен вредностью этих «живых человеков», у которых под микро скоп взяты не поступки, а какие-то. междупоступочные промежутки, н а полненные эмоционалистикой и столкновениями мотивов. П одсозна тельное выволакивается наружу и водружается над сознательным. Ни у одного героя не выяснено, что он умеет работать и как он эту р або ту делает, но зато своим уменьем сомневаться и переживать герой д е лится с читателями щедро. В результате , прочтя «Цемент», я не знаю, как восстанавливаются цемзаводы, и что, кроме пережива ний сексуальных припадков и сом нений, для этого нужно. Не находите-ли вы, что нынеш ний психологизм дешево стоит? Чтобы рассказать, как ведут п ред приятие, нужны факты , а чтобы з а ставить героя мучиться и страдать, не нужно ничего, кроме самоковы- ряния, да литературной традиции. Ясно: раз плохо работает об ’ек- тивный контрольный аппарат, во з рождают суб’ективный — совесть. Когда нехватает вещей и приборов в материальном обиходе, чтобы пе рестроить быт, суют человеку в нос поучения. «Держи комнату чисто». А один пылесос на общежитие д е лает такое поучение излишним. Иллюстрации ваши, вероятно, сде ланы не без таланта, но вот они-то и вносят элемент, сдвигающий мысль на беллетристику. Вы пишете о подлинном человеке, а резчик д а ет на иллюстрации выдуманного, и этот выдуманный «расфактивает» вашу запись. Сейчас ставка «Лефа» на факт не только , как материал познания, но и основание агитвоздействия, при чем особенно важен даже не факт, а факт, как звено диалектического ряда и как пересечение разных р я дов. (С. Т.). 2. ЗАШИТА ВЫСОКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Высокая выдумочная литература, чемпионом которой выступил тов. Г. Круссер в № 4 «Сибогней», нахо дит себе защитников. Мы уже мо жем зарегистрировать одного при верженца тов. Г. Круссера, допол нившего его научную прозу высо кой поэзией. Директор нашего издательства т. М. Грейман получил по почте сле дующее стихотворение, напечатан ное на машинке, на папиросной бу маге: Я вам новую историю Расскажу без лишних слов: Курс открыл лабораторию Переделки дураков. Для почина в заведении Сам лечился этот «псих», Но успехов от лечения, К сожаленью , — никаких... Все такой же: глупый, маленький, Хоть кричи, хоть не кричи, — Он в скворешницы с заваленки Запускает кирпичи. Круссер снял с «мальчонка» ш та ники И по заднице посек... Ждут такой же порки в панике Десять курсовых коллег... Хоть зазорная секуция И пошла мальчишке впрок, Но словесные поллюции Полились в обычный срок... Ну, скажите, после этого, Поступить с ним надо как? Идиотов переделывать Собирается дурак... Каждый идеолог находит себе т а ких сторонников, каких он заслужи вает. К сожалению, имя автора это го высоко-художественного произ ведения опубликовать не можем, потому что он не подписался. Нас, однако , обижает, почему эта поэма была прислана нашему и зд а телю, а не редакции. Просим т а лантливых авторов однородных творений впредь присылать их не посредственно нам, чтобы мы могли своевременно регистрировать всех активных сторонников высокой ли тературы , а также знакомить наших читателей с ее лучшими образцами. (А . К.). 3. ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ Эстрадник Мармеладов. Един ственный в СССР исполнитель к о л лекции трубок. Как их исполняют, эти трубки?—думал я, с неудоволь ствием уплачивая добавочный п я так за билет на фильму «Кружева». За этот пятак кино дома Ленина д а вало мне в принудительный ассор тимент куплетиста Мармеладова. Я был настроен презрительно и интеллигентно. Я только на-днях прочел в «Сибогнях» статью тов. Г. Круссера, которая привила мне интеллигентность и презрение к п я тачковой культуре. Пятачковая культура, по заверению тов. Г. Круссера, это—ф ельетоны ,.плака ты, частушки. Какое совпадение! Эстрадник Мармеладов, за которого мы уплатили лишний пятак, сам т о го не зная, подтвердил научную мысль тов. Г. Круссера. «Я пою фельетоны», — необдуманно об ’я- вил эстрадник, не читавши, в ероят но, статьи тов. Г. Круссера. По моему мнению, он пел не т о л ь ко фельетоны , но и плакаты. П я тачковая культура нагло в орва лась в дом Ленина. Не открыл еще эстрадник Мармеладов рта, как я уже обливал его кипятком пр е зр е ния, сваренным для нас бо гато культурным тов. Г. Круссером. Но странно! Публика дома Л ени на не разделяла нашей интеллигент ности. Она хохотала и аплодиро вала, беззаботно сочувствуя пятач ковым фельетонам эстрадного пев ца. Мы с т. Г. Круссером остались в мрачном одиночестве среди во одушевленной эстрадником толпы рабочих и работниц, счетоводов и машинисток. Юноши и девушки в зеленых юнгштурмовках отбивали себе ладони, как будто их органи зовали поборники пятачковой куль туры. Тов. Мармеладов спел размаши стый плакат о китайце, которого любила Ала, дочь английского ад мирала, а он, китаец, убил ее импе риалистического папашу, после чего Ала выдала своего китайца, и ему отрубили голову. Это был грубо- трогательный, наивно - пятачковый плакат. Я негодовал , Почему пропе тый плакат так взволновал публи ку? Почему мне показалось, что, если тов. Мармеладов, выйдя на вы зовы, споет не фельетон «об об е зья нах», а об’явит запись в китайскую Красную армию, то он в две мину ты завербует десяток добровол ь цев? Потом тов. Мармеладов спел фельетоны о растратчиках , пьяни цах, хулиганах , аборгницах. «Он поет о мерзости абортов лучше, чем Семашко», — прошептала наша со седка слева. «Он смешит лучше «Крокодила», — сказал сосед спра ва. Мои убеждения, привитые мне тов. Г. Круссером, начали кол ебать ся, и я еле смог удерж ать их на н о гах, интеллигентно подперев их н а деждой на скорое открытие сезона сибирской классической оперы, культура которой стоит нам сто ты сяч в год и которая не способна унизиться до такого пятачкового эфф екта при лучших стараниях са мой об ’емистой своей примадонны. (Н. С.). 4. ЗДЕСЬ БЕСПЛАТНО ОБУЧАЮТ ПЕНИЮ В газете «Красный Алтай» (Бар наул за П -е сентября в «почтовом ящике», под за головком «Петру Д у бровскому. —- Не пойдет», напеча тано: Об’ясним вам, почему не пойдет ваша статья. Вы рассказываете , как барнаульский поп Покровской ц ерк ви Михаил Языков обольстил во семнадцатилетнюю девушку Елену П. и бросил ее. Ну, что вы тут на шли необыкновенного? Подумаешь, какая новость! Похабные приключе ния попа — это старо. Почему вы думали, что читателя такая исто рия поразит? В советской печати вскрыто бес численное количество поповских п о хождений. Только под покровом царского запрета могли скры вать ся тайны поповского бытия. Д а и то тайна сия была сомнительна. Н арод ведь все видел. Недаром же в у ст ной народной передаче накопилось столько похабных «сказок» о попах, попадьях , поповых дочках. Н арод никогда не верил в благочестие по пов.1 Глеб Успенский это подметил, з а писав народное выражение: , Абие, абие, а, между прочим, выходит «бабие». «Бабйе» вышло и у священника Покровской церкви в Барнауле — Михаила Языкова. А что вышло не сколько таинственно с исчезновени ем из родного дома девушки П.— так это уже подробности несущ е ственные. Не одним же пылким кав казцам и необузданным ам ерикан ским ковбоям похищать хорош ень ких девчонок. Д айте же и попу по казать свою прыть, он тоже мужчи на, хотя штаны свои прячет под рясой. П., Дубровского возмущ ает еще и то, что сама попадья , благочести вая матушка, играла роль сводни, помогая попу обхаживать невин ную девушку. Опять-таки непонят ное удивление. Все эти «матушки»— прожженный народец. Расчет у матушки мог быть очень простым. Пусть поп перебе сится. Пусть поп полакомится «све женькой». Зато потом его крепче можно будет держ ать в руках . Поп- то молодой, всего 26 лет ему. А что попадья способна за дверью прислушиваться к «таинству» лише ния невинности обманутой девицы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2