Настоящее, 1928, №9

РЕДАКЦИОННЫЙ БЛОК-НОТ 1. ПИСЬМО О «НАСТОЯЩЕМ» ... Ваш журнал мне нравится — с оговорками, и вот они. Он, взяв декларативно правильный курс на факт, придерживается в подаче ф ак ­ тов беллетристических приемов, а прием вещь страшная — он спо­ собен убить факт. Д ефект некото ­ рых очерков—жанризм , отсутствие в конце конкретных предложений^ Вапповский «живой человек» чуть присутствует в беллетристике «На­ стоящего». Мне кажется, людей важно расце­ нивать (если уж брать их выдран ­ ными из производственных процес­ сов) с точки зрения их приспосо­ бленности к тем или другим социаль­ ным функциям. Так будет нако ­ пляться список человечьих стандар ­ тов. Это обыкновенно должно гр а ­ ничить с рефлексологией и психо­ техникой. Т.-е. так или иначе, но человека надо рассматривать в пер ­ вую очередь, как инструмент соци­ ального действия — в чем хорош , в чем устарел, в чем заскоки. А глав ­ ное — как инструмент действия, а не аппарат для мотивировок. Я перечел пролетарские романы и потрясен вредностью этих «живых человеков», у которых под микро­ скоп взяты не поступки, а какие-то. междупоступочные промежутки, н а ­ полненные эмоционалистикой и столкновениями мотивов. П одсозна­ тельное выволакивается наружу и водружается над сознательным. Ни у одного героя не выяснено, что он умеет работать и как он эту р або ­ ту делает, но зато своим уменьем сомневаться и переживать герой д е ­ лится с читателями щедро. В результате , прочтя «Цемент», я не знаю, как восстанавливаются цемзаводы, и что, кроме пережива­ ний сексуальных припадков и сом ­ нений, для этого нужно. Не находите-ли вы, что нынеш­ ний психологизм дешево стоит? Чтобы рассказать, как ведут п ред ­ приятие, нужны факты , а чтобы з а ­ ставить героя мучиться и страдать, не нужно ничего, кроме самоковы- ряния, да литературной традиции. Ясно: раз плохо работает об ’ек- тивный контрольный аппарат, во з ­ рождают суб’ективный — совесть. Когда нехватает вещей и приборов в материальном обиходе, чтобы пе ­ рестроить быт, суют человеку в нос поучения. «Держи комнату чисто». А один пылесос на общежитие д е ­ лает такое поучение излишним. Иллюстрации ваши, вероятно, сде ­ ланы не без таланта, но вот они-то и вносят элемент, сдвигающий мысль на беллетристику. Вы пишете о подлинном человеке, а резчик д а ­ ет на иллюстрации выдуманного, и этот выдуманный «расфактивает» вашу запись. Сейчас ставка «Лефа» на факт не только , как материал познания, но и основание агитвоздействия, при ­ чем особенно важен даже не факт, а факт, как звено диалектического ряда и как пересечение разных р я ­ дов. (С. Т.). 2. ЗАШИТА ВЫСОКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Высокая выдумочная литература, чемпионом которой выступил тов. Г. Круссер в № 4 «Сибогней», нахо ­ дит себе защитников. Мы уже мо­ жем зарегистрировать одного при ­ верженца тов. Г. Круссера, допол ­ нившего его научную прозу высо­ кой поэзией. Директор нашего издательства т. М. Грейман получил по почте сле­ дующее стихотворение, напечатан­ ное на машинке, на папиросной бу­ маге: Я вам новую историю Расскажу без лишних слов: Курс открыл лабораторию Переделки дураков. Для почина в заведении Сам лечился этот «псих», Но успехов от лечения, К сожаленью , — никаких... Все такой же: глупый, маленький, Хоть кричи, хоть не кричи, — Он в скворешницы с заваленки Запускает кирпичи. Круссер снял с «мальчонка» ш та­ ники И по заднице посек... Ждут такой же порки в панике Десять курсовых коллег... Хоть зазорная секуция И пошла мальчишке впрок, Но словесные поллюции Полились в обычный срок... Ну, скажите, после этого, Поступить с ним надо как? Идиотов переделывать Собирается дурак... Каждый идеолог находит себе т а ­ ких сторонников, каких он заслужи ­ вает. К сожалению, имя автора это ­ го высоко-художественного произ­ ведения опубликовать не можем, потому что он не подписался. Нас, однако , обижает, почему эта поэма была прислана нашему и зд а ­ телю, а не редакции. Просим т а ­ лантливых авторов однородных творений впредь присылать их не­ посредственно нам, чтобы мы могли своевременно регистрировать всех активных сторонников высокой ли­ тературы , а также знакомить наших читателей с ее лучшими образцами. (А . К.). 3. ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ Эстрадник Мармеладов. Един ­ ственный в СССР исполнитель к о л ­ лекции трубок. Как их исполняют, эти трубки?—думал я, с неудоволь­ ствием уплачивая добавочный п я ­ так за билет на фильму «Кружева». За этот пятак кино дома Ленина д а ­ вало мне в принудительный ассор ­ тимент куплетиста Мармеладова. Я был настроен презрительно и интеллигентно. Я только на-днях прочел в «Сибогнях» статью тов. Г. Круссера, которая привила мне интеллигентность и презрение к п я ­ тачковой культуре. Пятачковая культура, по заверению тов. Г. Круссера, это—ф ельетоны ,.плака­ ты, частушки. Какое совпадение! Эстрадник Мармеладов, за которого мы уплатили лишний пятак, сам т о ­ го не зная, подтвердил научную мысль тов. Г. Круссера. «Я пою фельетоны», — необдуманно об ’я- вил эстрадник, не читавши, в ероят ­ но, статьи тов. Г. Круссера. По моему мнению, он пел не т о л ь ­ ко фельетоны , но и плакаты. П я ­ тачковая культура нагло в орва ­ лась в дом Ленина. Не открыл еще эстрадник Мармеладов рта, как я уже обливал его кипятком пр е зр е ­ ния, сваренным для нас бо гато ­ культурным тов. Г. Круссером. Но странно! Публика дома Л ени ­ на не разделяла нашей интеллигент­ ности. Она хохотала и аплодиро ­ вала, беззаботно сочувствуя пятач­ ковым фельетонам эстрадного пев ­ ца. Мы с т. Г. Круссером остались в мрачном одиночестве среди во ­ одушевленной эстрадником толпы рабочих и работниц, счетоводов и машинисток. Юноши и девушки в зеленых юнгштурмовках отбивали себе ладони, как будто их органи ­ зовали поборники пятачковой куль ­ туры. Тов. Мармеладов спел размаши ­ стый плакат о китайце, которого любила Ала, дочь английского ад ­ мирала, а он, китаец, убил ее импе­ риалистического папашу, после чего Ала выдала своего китайца, и ему отрубили голову. Это был грубо- трогательный, наивно - пятачковый плакат. Я негодовал , Почему пропе­ тый плакат так взволновал публи­ ку? Почему мне показалось, что, если тов. Мармеладов, выйдя на вы ­ зовы, споет не фельетон «об об е зья ­ нах», а об’явит запись в китайскую Красную армию, то он в две мину­ ты завербует десяток добровол ь ­ цев? Потом тов. Мармеладов спел фельетоны о растратчиках , пьяни ­ цах, хулиганах , аборгницах. «Он поет о мерзости абортов лучше, чем Семашко», — прошептала наша со­ седка слева. «Он смешит лучше «Крокодила», — сказал сосед спра­ ва. Мои убеждения, привитые мне тов. Г. Круссером, начали кол ебать ­ ся, и я еле смог удерж ать их на н о ­ гах, интеллигентно подперев их н а ­ деждой на скорое открытие сезона сибирской классической оперы, культура которой стоит нам сто ты ­ сяч в год и которая не способна унизиться до такого пятачкового эфф екта при лучших стараниях са ­ мой об ’емистой своей примадонны. (Н. С.). 4. ЗДЕСЬ БЕСПЛАТНО ОБУЧАЮТ ПЕНИЮ В газете «Красный Алтай» (Бар ­ наул за П -е сентября в «почтовом ящике», под за головком «Петру Д у ­ бровскому. —- Не пойдет», напеча­ тано: Об’ясним вам, почему не пойдет ваша статья. Вы рассказываете , как барнаульский поп Покровской ц ерк ­ ви Михаил Языков обольстил во ­ семнадцатилетнюю девушку Елену П. и бросил ее. Ну, что вы тут на ­ шли необыкновенного? Подумаешь, какая новость! Похабные приключе­ ния попа — это старо. Почему вы думали, что читателя такая исто­ рия поразит? В советской печати вскрыто бес ­ численное количество поповских п о ­ хождений. Только под покровом царского запрета могли скры вать ­ ся тайны поповского бытия. Д а и то тайна сия была сомнительна. Н арод ведь все видел. Недаром же в у ст ­ ной народной передаче накопилось столько похабных «сказок» о попах, попадьях , поповых дочках. Н арод никогда не верил в благочестие по ­ пов.1 Глеб Успенский это подметил, з а ­ писав народное выражение: , Абие, абие, а, между прочим, выходит «бабие». «Бабйе» вышло и у священника Покровской церкви в Барнауле — Михаила Языкова. А что вышло не­ сколько таинственно с исчезновени ­ ем из родного дома девушки П.— так это уже подробности несущ е­ ственные. Не одним же пылким кав ­ казцам и необузданным ам ерикан ­ ским ковбоям похищать хорош ень ­ ких девчонок. Д айте же и попу по­ казать свою прыть, он тоже мужчи­ на, хотя штаны свои прячет под рясой. П., Дубровского возмущ ает еще и то, что сама попадья , благочести ­ вая матушка, играла роль сводни, помогая попу обхаживать невин­ ную девушку. Опять-таки непонят­ ное удивление. Все эти «матушки»— прожженный народец. Расчет у матушки мог быть очень простым. Пусть поп перебе­ сится. Пусть поп полакомится «све­ женькой». Зато потом его крепче можно будет держ ать в руках . Поп- то молодой, всего 26 лет ему. А что попадья способна за дверью прислушиваться к «таинству» лише­ ния невинности обманутой девицы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2