Настоящее, 1928, №9
ВЫПЬЕМ ЗА КУЛЬТУРНУЮ РЕВОЛЮЦИЮ ВЛ. ВИХЛЯНЦЕВ Парню, который только что при ехал в ВУЗ, больше всего хочется стать поскорее «настоящим» студен том: перестать путаться в «произ водственных отношениях» универ ситетских организаций ; усвоить и усиленно употреблять всю массу студ-словечек—«хвост», «арап», «же натик» и т. п. Новичок с ускоренным сердцебие нием приглядывается к миру, знако мому ему до сих пор, главным обра зом, по Малащкину и Гумилевско му. Он хочет ходить, есть и смор каться, как закоренелый студент, и старается взять тон, какой, по его мнению для ВУЗ’а наиболее подхо дящ. Вот здесь-то Малашкин и подво дит. * * * В кино ребята «заводили» одного такого парня. Еще мальчишка, вих растый и гологубый. Только-что по лученное удостоверение о принятии в университет он считает очень в аж ной бумагой. Когда он хотел встать в очередь за билетами, ему сказали: — Как, ты разве не знаешь, что студентам билеты дают вне оче реди? Он поверил. Но милиционер отта щил его от кассы за рукав. Он скан далил и показывал удостоверение. Ребята хохотали до кашля. В фойе я предложил ему папиро су. Он взял , но курить не умеет: долго раскуривал , сдерживая к а шель. Думает: если не курить — на зовут бабой. После сеанса серьезно спросил: — А где ты достаешь женщин? Рассказал , как это просто было ему дома, в уездном городишке. — Ох, и кутили мы там! Два раза отсиживались в районе. После я узнал: этот парень—крас ная девица. На все общежитие ти шайшей жизни. 4С* -Н — На, прочти—сказал мне то ва рищ, — какие у нас есть мерзавцы. «Верочка! Ты уж меня извини за последнее письмо. Но, знаешь, я так долго ждал от тебя писем, что начал думать о самом плохом, а когда кругом столько примеров, на чинаешь воображ ать самое худшее. Ты уж извини, пожалуйста. «У вузовцев , я вижу, своя особен ная жизнь. Но она меня, поскольку это возможно , не прельщает, пото му что, ты знаешь, я почти не пью и никуда не хожу. Но как я ни стар а юсь ничего не иметь общего с «на родом», все-таки приходится иметь дело с письмами, вернее записками этих людей. Я очень часто получаю записки, содержание которых суть не важно, но все-таки более или ме нее стоит обратить внимание на вну треннюю демагогию и развращен ность. Я был прав, когда предпола гал, что у студентов отношения в смысле пола чересчур уж просты. Между прочим, прочти, если не лень, Романова «Без черемухи», Ма- лашкина «Луна с правой стороны» и Калинникова «Мощи» и напиши свое мнение о каждой из этих книг. «В Канск, Вера, я приеду года че рез два, на лето, но охоты ехать нет никакой. Знакомств пока еще не в е ду специальных, простых сколько уг одно. Думаю тебе прислать ф о то графию вузовцев. Сейчас читаю в кабинете политэкономию Маркса и перескочил писать письмо. Это пи сьмо не будет строго логически вы держанным, не будет построено по определенному плану, а так, что по падется. Например, сейчас пишу и думаю, почему и для чего эта д е вушка, которая сидит против меня, смотрит так внимательно, не отры ваясь, и, в конце концов, что-то р е шает (закатила глаза) и посылает через воздух бумажку с фразами, написанными на ней. И смотрит так «надежды полно», что жалко стано вится. И ждет ответа». Дальше непонятные росчерки и снова текст: «Ты прости, что даж е не окон чил, но не могу писать. Через н еко торое время напишу больше». Здесь он, как на ладони,—герой из затхлого мирка, где девушки до сих пор чаще всего употребляют три слова: кавалер, жених, ухаживать; из городишка, где первейшим у д о вольствием считается выйти на п ер рон к пассажирскому поезду. Канская Вера должна увидеть за этими строками действие, которое приведет ее в смятение. Потом Вера, конечно, прочтет «рекомендованную литературу», и—кто знает—в голове ее создастся образ героя-студента , летающего с одной афинской н о чи на другую и вообще проживаю щего «без черемухи». Я встречал таких студентов, к о то рые, приехав домой на зимние к а никулы, рассказывают краснеющим (от стыдливости или от зависти?) провинциальным мещаночкам о л ег кости студенческих нравов, скром но прибавляя, что, конечно, они все го рассказать не могут. И мне при ходила мысль: что если какой-ни будь недоумок с бойким пером р а з весит уши? Тогда появится еще о д на «Луна с правой стороны». * * * Меня позвал медик Т., госстипен- диат: — Пойдем в «Рекорд», там все р е бята: выдали стипендию за три ме сяца. Я удивился. Я не знал , что ребята ходят в «Рекорд», где все вдвое д о роже. — Верно, они ходят в пивнушки и в Гранд-Кафэ, но сегодня, ты пони маешь!—за три месяца... * * * Ресторан с оркестром. Мы сели за столик. Я огляделся и не поверил глазам: на три четверти посетители оказались студентами. На столиках—высились баррикады бутылок, красовалась великолепная икра с зернами, величиной с гороши ну, чудесный вонючий сыр для зн а токов и прочие яства, обычно чуж дые желудку стипендиата. Стояло шумное хмельное веселье. Веселились—кто как умел. Рядом— один лил другому на голову о стат ки пива из бутылки, тот хохотал и выкрикивал, восхищенный остро умием друга: — Смотрите, что он делает, под лец! Что он делает! В углу сидел прославленный а к тивист и общественник, Митя, в позе увядшего цветка. Подальше—н ад рывались два педфаковца: — А разве мы не занимаемся? Мы занимаемся. Вот сегодня гуляем, а завтра... будем заниматься. Они энергично трясли друг другу руки и смотрели один на другого преданными глазами. И можно п о ручиться, что они действительно б у дут заниматься, пока не заведется в кармане беспокойная пятерка, и т о гда они опять пойдут «встряхнуть ся». Розовый нэпаченок в пенснэ и с золотым зубом, недавно исключен ный, но еще не отставший от сту дентов, смеясь, орет: — И зачем вам, шелопаям , стипен дию дают? — Молчи, буржуазия!—кричит л о хматый правовик и замахивается б у тылкой. Митя из угла рассудительно д о бавляет: — Ты, Щеглов, в самом деле... т о го. А то выставим. Ко мне подошел веселый студен тик-литератор: — Ты что здесь первый раз? — Первый раз. — Лимонаду хочешь? Он принес со своего столика пол бутылки лимонаду и налил мне. Я хлебнул и чуть не выплюнул: чи стейшая горькая. Т. рассказал , что если сказать просто—«дайте лимонаду»,—то д а дут лимонад. Но если после «дай те» сделать выразительную паузу и слово «лимонад» произнести таин ственно,—в бутылке будет водка. Тоже будет, если выразительно про изнести «пива»: водка появится в пивной бутылке. Зачем это? Я так и не узнал, дел а ется ли это из-за мизерной крупи цы таинственности, какая есть во всякой мистификации, или же это просто нарушение правил торговли спиртными напитками. Оркестр заиграл марш «Буден ный». Веселый студентик, подсев ший к нам, радостно захлопал в л а доши. Мы его упрекнули в злоупот реблении лимонадом. Тогда студентик об’явил, что он вовсе не пьян, вполне в здравом уме и может мыслить не только просто, но даже диалектически. В до к а за тельство он построил такую триаду: тезис—старая культура , антитезис— новая, синтез—ресторан довоенного вида, в котором играют марш «Бу денный». Затем начал в упоении подстукивать ложечкой о стакан с водкой в такт оркестру. * * * А—ва наверное удалят из общ е жития: сегодня ночью он явился пьяный, с проституткой. Шумел и размахивал наганом. Наган у него отобрали и вытолкали на улицу вме сте с проституткой. * * * Утром мой сосед по койке грустно сказал: -— Смотри, что осталось от 60 рублей... Еле хватит на дорогу. — Как? И ты прокутил?.. Но он показал мне новые брюки, галстук. И даж е Чехова и Пушки на—свежие, не разрезанные томики. * * * Спорили с Б. о культурной рево люции. — Совсем не часто мы ходим в пивную,—горячился Б.,—у нас есть и культурные развлечения. Напри мер, всем общежитием ходим в ки но. — На какие же картины? — Ну, знаешь... ведь у нас вооб ще репертуар с гнильцой. Ну, вот... «Когда растает снег»... «Брач ный круг»... Да! — вдруг просиял он:—«Конец Санкт-Петербурга». — Понравился вам «Конец Санкт- П етербурга»?—спросил я сидевшую тут же девушку из общежития. — Я не была. Девчата тогда не пошли, думали—будет скучно. — Уж молчала бы,—разозлился Б. и жалобно сказал :—эти девчонки всегда так: чуть Мэри Пикфорд или Малиновская,—в столовку не схо дят , а денег на билет наскребут. Но ведь это девчонки. — А тебе известно, что у вас в о б щежитии ребята часто до утра на пролет играют в преферанс? — Верно... Однако, все же у нас есть культработа . Вечера...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2