Настоящее, 1928, №9

БЕСЕДА КРЕСТЬЯН О МОЛОДЕЖИ ТУБОЛЬЦЕВ, И. И. — Я девчат не виню, потому что они были молодые. Душевно глубо ­ ко поняли они все наше строитель­ ство, перелом жизни. Но медленно все идет, а молодежь она скорей все желает. По себе знаю. Скажет, бы ва­ ло, кто речь горячую, и у тебя ж е ­ лание все перекрутить, все, как н а ­ до. Девицы не чувствовали себя сильными, чтобы перекрутить жизнь. Не уверены были. Чувствительное место — письмо слесаря. По этому письму можно д о ­ биться— что нужно для человека. Когда делаешь вещи — живешь. А потом еще — спецам сейчас много платят. И з -за этого девицы и удави ­ лись. Возможно, это повлияло. Учат, —говорят,—нас, а потом простыми рабочими суют. Это расхолаживало их к делу. Если человек почерпнул знания, но не применяет их, то на этой почве у него может быть беда... Рассказ этот ничем неопровержи­ мый и своевременный. То ли я ими слишком увлекся—не заметил х у д о ­ жества. Слов мало, но все хорошие. Могильные типы (то-есть разговари ­ вающие в сцене похорон героинь рассказа—А. Т.) все видны в общем лике. * * * ШИТИКОВ, д . с. — Хочу заехать издалека . Возьму Максима Горького — один его рас ­ сказ про убийцу. Говорит он там: нехорошо писать про убийц. А н а ­ ши писатели больше про убийства пишут. Надо больше писать про воскрешение человека. «Американский костюм», главное дело, запомнится на-век и одно сло­ во будет примером. Как случится что с комсомольцем или с кем мо­ лодым, то мы скажем : это—«Амери­ канский костюм». Скажи пожалуйста, мы обвиняем комсомольцев, что они ходят в к о ­ ротких платьях и штанах, не слуш а­ ются старших и устраивают вечорки . Кто виноват? Д а сама руководи ­ тельница—партия, вся психия интел­ лигенции . Самой интеллигенции в городах нужны эти сволочные кины и театры , танции и бабы, а комсомол фабричный лезет туда же в кины и танцклассы. Со всего пример надо брать. М о ­ лодой человек, как раз пошел на легкое дело, то извадится, что кот на молоко... Ежели он побывал два- три раза в кубгане , потом сам идет туда. Молодой человек и з-за стар ­ ших гадится. Этот рассказ подд ер ­ гивает всех больших: нужно напра ­ влять комсомол; ведь комсомол т р е ­ бует писне (пенсне А. Т.) по непо- нятию. Девушке писне, как о б е зь я ­ не очки. Вот Лапшина (секретарь Косихин- ского райкома комсомола, Б арн ау ль ­ ского округа А. Т.) хорош ая девка. А. ТОПОРОВ В ф еврале прош лой зимой я впервы е прочел коммунарам первый номер « Настоящего ». Это было по здно вечером. Самые «заядлые крити­ ку», в свя зи с очерком «Американский костюм», у чи н и ли словесную баталию по вопросу о самоубийствах. Спор носил характер неприя з ­ ненной пикировки , и потушить егоя не сумел. Нынешней весной и в начале лета, в нашей коммуне читались д е ­ сятки статей, заметок и докладов обездействии и разложении «смены». Зараза тронула и коммунарскую молодежь. Родители забеспокоились , стали вспоминать «Американский костюм». Я снова прочел им очерк , и вот запись беседы. Коммуна «Майское Утро». А. ТОПОРОВ. Не испортится, — так куда лучше девка. На педагогов вины за удавивших­ ся девок я не кладу. Иному педаго ­ гу шестьдесят лет, лысый, старый, весь ум не туда направлен. У нас есть политические люди. Они и должны учить комсомол. Не дали девкам никаких директив, они и удавились. В рассказе ясно сказано , что деви ­ цы узнали только об американских барышнях, а об Ленине—ничего. Вот и все. Они не виноваты. Что им д а ­ ли? Этот рассказ бьет по голове верхушку—партию. Комсомол у нас, как дите у плохой матери. Понятность рассказа хорошая. Т ол ­ щ а людей на похоронах видна, но гримасы их не видны. Может или не может Курс обрисовать точно к аж ­ дое лицо в рассказе — не знаю. Но пущай актами пишет. Хороший акт потрясает больше, чем какое-либо художество . В рассказе идет речь устраши­ тельная для сердца. Сразу ошибает он... Д евицкай организм совсем не приправлен к физическим столярным и токарным делам. По себе понять можно. Природа влияет на половое дело. Не все—всем. Есть женщина и есть мужчина. Для мужчины—сле­ сарный станок, для женщины—тек ­ стильный. Конешно, не скажешь, какие у описанных людей брови, глаза , в о ­ лосы, а будешь видеть, что люди в шинелях и с портфелями. Но этот рассказ хорошо поймет лишь поли­ тически настроенный человек. А про­ чти его промежду старых крестьян , —впечатление будет, жалковать о девках будут, но политического по­ нятия не приложат. Хочу еще сказать насчет писне и прочего. Молодые девичьи умы з а ­ городили актрисами, романами, оч­ ками, писне, роскошью, часиками на руке. Девицы, и вообще женская по ­ ловина, имеют стремление пожить на легкой ваканции , чтобы все им скорым тенпом явилось, как-будто по щучьему веленью. Ж изнь их была буйная, молодая. Хотели достать, а не могли. Умом содействовать не могли, а мечтания у них были мещанского уклона. У девиц были крепкие души, сердца автоматические такие, не побоялись смерти. Гляди-ка... Физические кости и вообще нерва женщины не соответствуют т яж е л о ­ му физическому труду . Умоспособ- ность женщины не равна мужской. Я за равноправие, а умоспособность женщины не такая, как у мужчины... Теперь комсомолки стали носить бессовестные платья, об американ ­ ских костюмах мечтают, а не знают о рабах Индонезии . * * * ТИТОВ, с. п. — По-моему, девицы взяли себе обратные желания, совсем ненуж ­ ные. Они не виноваты. С себя при ­ мер возьму. Позапрошлый год у ме­ ня было много стремлений, хотелось их выполнить, но обстоятельства не давали. Такое у меня было, настрое­ ние, что так-бы казусом и кончил. Ну, теперь рассудим здраво . И з-за некрасивой жизни давиться не стои ­ ло. Я вполне согласен с письмом п ар ­ ня—в конце рассказа; парень гово ­ рит, что жизнь во всем ее красивом наряде никто нам не даст. Н адо по ­ ложить собственный труд, чтобы ее получить. Я нынче зимой ныл. Иной раз уче­ нье на ум не шло. Стонал, вздыхал , все было противно. И поэтому по ­ воду писал упадочные стихи. Но, в конце концов, увидел: сколько ни ной, сколько ни дребезжи —никто не поможет. Решил: сам с корнями вырву это настроение. Теперь такое правило взял: мне в морду и я в морду. П о ­ нял я: нечего ныть, а что ср або та ­ ешь, то твое... Рассказ говорит молодежи: не ноц, работай. Если хочешь красивую жизнь, строй ее. По-моему, так и на ­ до. Этим-то рассказ и дорог. Ж алко погибших девиц только из- за того , что они стремились к к р а ­ соте, а есть такие рылы, которые знают одно что-нибудь, карьеру , что ли, или другое , и не касаются всей жизни... Для меня в рассказе ничего непо ­ нятного нет. Философские речи сле­ саря—часть их—могут не понять в деревне. В глухой деревне весь рас ­ сказ без об’яснений поймут н еточ ­ но. Политического смысла не осилят. * * * ЗАЙЦЕВ , А. А. (Новый член коммуны). — Полагаю , что если будет много таких мечтательниц, как героини рассказа «Американский костюм», если будет много искательниц аме­ риканских костюмов, то может п о ­ явиться и мода у молодежи — д а ­ виться так же «красиво», как д еви ­ цы в рассказе. Теперь слово о причине самоубий­ ства. Причина—сытость, безделье и душевная пустота. Девицы не могли найти себе никакой полезной р а б о ­ ты, полезного развлечения и у д а р и ­ лись на разные пустые моды. И п о ­ том—начитались девицы книжонок , где люди «умирали» так это к р аси ­ во, так это приятно,—дай себе так умрем. Подумайте... Взяли веревку , повя ­ зались чистыми платочками , оделись в чистые платьица и чтобы рожи не исказились, а были приятны и после смерти, чтобы люди восхищались ими,—взяли в зубки ж гутики и сти ­ снули их. Это—чтобы мертвые бы ­ ли красивы, и публика любовалась бы ими. Комедия... Пустота души у девиц была. Это видно сразу по их предсмертным письмам. Автор не одобряет их п о ­ ступка и вызывает общ ество на борьбу с такими явлениями, к ак са ­ моубийства (Ко мне. А. Т.). Напиши ты от меня: с жиру избесились д е в ­ ки и задавились. Они задавились о т ­ того , что им хорошо жилось. Я не слыхал, чтобы люди давились от ну ­ жды. Не знали девки, что им делать . (Иронизирует А. Т.). Конечно, ниче­ го полезного они не видали и не слыхали. Им хотелось у ехать и з се ­ рого поселка в Москву, во В ладиво ­ сток и т. п., носить пенсне, хлы сти ­ ки, револьверы. Обезьянство . Они взяли пример с пустых людей. Сейчас молодежь резко делится на кружки : хорошие и пустые. П у ­ стые кружки , после этого рассказа , скажут :—надо было девицам д а ­ виться, положение заставило . А здравомыслящие скажут наоборот... Размышления слесаря сложны и для большинства деревенской пу ­ блики будут непонятны . Н ужно бы автору сократить их и оставить только самые необходимы е фразы . Для многочитающего человека фи лософия слесаря понятна , и вообще она в рассказе нужна , но для д е р е ­ венской массы ее не мешало-бы со ­ кратить или написать проще. А то сейчас она, как бы отпадает от р ас ­ сказа и остаются от нее только о т ­ дельные мысли, вроде мысли о д е ­ лании вещей. Вот разговор девушек на похо­ ронах интересен. Он прямо показы ­ вает , что образовалась мода д ави ть ­ ся. Видал... Чтобы и х чорт побрал, сволота. Вся подлость молодежи идет от жизни и от себя. О безьян ­ ство , распущенность, хулиганство. Вот против чего надо борьбу п од ­ нимать... Ишь, чортово мурло, этот парень Ванька, который политэкономию

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2