Настоящее, 1928, №9
УЧИТЕЛЬ ПОД НАЖИМОМ В ЖЕЛТОВ П о с л е т ою , как эта стап,ья бы ла написана , в „Советской Си бири" п о я ви ло с ь сообщение, что 7 сент ября в с е л е А л е к с е е в с к ом , во врем я учит ельской конференции, за ст р ели ла сь учит ельница З о я А л екса н д р о вн а О городникова . Е е зат ра ви л пред м ест ком а Ш е ст аков при акт ивном содейст вии пр ед седат еля ри ка . Грубость и самодурст во проф—и с о в - на ч а ль ст ва д о в е л и хорош ую , предан ную , м о лод ую совет скую учит ельниц у до сам оубийст ва . Поэтому мы особенно реком ендуем вниманию в с е х районны х и д р у ги х пре- дов убийст венны е факты , собранные в этой ст атье . В бытность мою в одном из райо нов Ачинского округа мне во вре мя одной поездки пришлось позна комиться с учителем Нефедовской школы т. В. Дело было в марте ме сяце — в самый разгар всякого ро да кампаний. Учитель послал нас (с врачей) к себе на квартиру. — Я приду потом... Он пришел часов в 10 вечера. И говорил, будто бы оправдыва ясь: — Ничего не попишешь — само обложение, заем. Не хочется, ведь, чтобы нашим селом, как плохим примером, козыряли. Нас с предсе дателем уж и так называют «вол хвами». Приходишь в дом. «Ну, что скажете, волхвы с высоты восто ка?». Нефедовка — полутаежное село. Всего 200 дворов, а растерялось по тайге верст на 6-8. Кучками, остров ками, с лесными и овражными пере мычками — здесь в большинстве российские новоселы ведут упор ную борьбу с сибирской тайгой, отвоевывают у леса пашню. Зимой эти перелески и овраги занесены толстым снегом, узкая зимняя д о рожка изрыта выбоинами и ухаба ми. Едкий полутуман щиплет нос и заставляет любить теплую, уютную комнату. Я потом узнал в РИК’е, что Н е федовка провела всю кампанию блестяще. Без шума-грома, без д е клараций — на 100-120 процентов. Я приписываю главную долю успе ха молодому товарищу—учителю В. А потом я видел товарища В. в РИК’е при другой обстановке. В. отчитывался и В. «крыли». У В. нашли «ужасный недостаток»: он изредка по воскресным дням вы ез жает к своей жене, тоже учитель нице, находящейся в этом же райо не. Районный профуполномочен- ный, он же член президиума, — ехидно говорил: — Р а з ’езжаете? Подрываете об щественную работу во всерайонном масштабе?.. Здесь же присутствовала и жена В. Она тоже делала доклад . РИК на значил их доклады одновременно не без тайной цели: — Мы им покажем эти поездки!.. Председатель РИК’а — в замеча тельно модных хромовых сапогах и отличной тройке, большой люби тель слов «товарищи» с ударением на последнем слоге и «так далее», снисходительно улыбался и, посма тривая на разоблаченных супругов, спрашивал: — Ну, что будете ездитг так и далее?.. Над супружеской четой висела угроза увольнения. На предыдущем заседании РИК’а инспектор района сделал доклад, из которого было видно, что добрых полтора десятка учителей предназначены к увольне нию, несколько педагогов значатся у инспектора «под вопросом». Ч то бы разрешить этот «вопрос», реши ли сомнительных вызвать на засе дание РИК’а с докладом . — А там видно будет. Как сейчас обстоит дело — не знаю. Во всяком случае т. В. исчез с заседания как-то очень быстро. * * * В начале августа редакцию «Со ветская Сибирь» посетила экскурсия учителей-обществоведов. Это были преимущественно сельские учителя. Шумной, говорливой толпой они переходили из отдела в отдел, спрашивали вперегонку, удивля лись. — А где здесь редакция журнала «Настоящее»? — Вон в той угловой комнате. — И все? Да там и нет никого... Другой педагог не верил в лино тип. — Сидит и отливает целые строч ки? Не верю! Это не укладывается с моим представлением... Веселые, говорливые гости. Они даже для редакции были новы. С ними охотно разговаривали. Я разговорился с одним педагогом о деревенской самокритике—как там у них? — Никак, — был ответ. — Позвольте не поверить... — Не верьте. А потом с ужасом: — Вы знаете , что такое РИК? Это будет немного посильнее: крайис полкома, РКИ, адмотдела... РИК все может. Он вас уволит, испохабит, изобразит ужасным белогвардейцем, даст статьи три из уголовного ко декса. И так далее. А потом — ищи те правду. Я это говорю по соб ственному опыту: и без работы на сиделся и под арестом был. — Здесь, в городе , я свободный гражданин. Я знаю, куда ж аловать ся. А там — о-о-о!.. Попробуй, кри- тикни. Товарищ как-то забыл и линотип, и ротационную машину, о которой только что говорили. В его расши ренных глазах стоял РИК. — А если вы семейный? И без р а боты? Нет, это хорошо самокрити кой здесь, в городе, заниматься. Тут, в крайнем случае, по безрабо тице пособие получишь, а там... Махнул рукой, засмеялся. — Нет у нас никакой самокрити ки. Город мельком еще может нас покритиковать, а так, чтобы по-на стоящему... нет-нет... Разговаривать на эту тему было бесполезно. ■Ф Ф 4 Перед моим редакционным сто лом стоял человек с двумя огром ными книгами конторского типа, улыбался и спрашивал: — К вам можно? Я пригласил его сесть. — Я учитель поселка Ново-Киев- ки, Славгородского района и окру га, Дмитриев. Сейчас я в отпуску, а вообще — не знаю где. Разреши те сказать подробнее. Меня очень интересовали толстые книги конторского типа. — Что это у вас? — спросил-я. — Это — документы. Было немного смешно, немного любопытно и совершенно непонят но: что за документы, облеченные чуть ли не в кожаный переплет, и весом не меньше 12-15 фунтов? По том выяснилось: листы конторских книг только перекладывали много численные документы т. Дмитрие ва, служили, так сказать, вместили щем и хранилищем многообразного документального отображения его учительского опыта. — Рассказывайте,—предложил я. Тов. Дмитриев оказался педан тичным сторонником строгого х р о нологического порядка. Он начал с того, что «родился на Украине в деревне Завидово -Борзенково , Кри ворожской волости, Бахмутского уезда , Екатеринославской губер нии, в семье батрака-пастуха . П ере селился вместе с семьей в Сибирь в 1910 году» и т. д. Передо мной мелькали страницы конторских книг, где была б ер еж ливо уложена добрая сотня всево з можных документов , начиная от метрической выписи и кончая увольнением в двухмесячный о т пуск. Я торопил тов. Дмитриева. Тов. Дмитриев не торопился. Н ако нец, дошли до сути дела. О к а з а лось: за последний учебный год тов. Дмитриев перебрасывался из школы в школу семь раз, его жена — четыре раза , оба бывали и б е з работными. В его довольно продолжи тель ном рассказе часто мелькали вы р а жения: — Председатель РИК ’а тов. Ло- гойдо говорит мне... Зав . окрОНО тов. Кубрин предписывает мне... В общем замотали. Документы тов. Дмитриева г о в о рят: о четырнадцатилетием стаже, необыкновенно хорошие отзывы многочисленных общественных о р ганизаций и печати. В чем же дело? — Вы не в ладах с РИК ’ом? — Да .нет , этого не было. Все н а чалось, когда начали строить ш ко лу... Несколько слов об этой зл о п о лучной школе. Около Преображенского поселка была недостроенная ремесленная школа, начатая в свое время еще земством. В этой школе были заи н тересованы шесть ближайших п о селков. И понятно: на всю округу была только одна Ново-Киевская школа, да и га помещалась в ста ром поповском доме. Дмитриев п о вел усиленную кампанию среди п о селковых организаций за до строй ку этой школы. Шесть поселковых обществ начали стучаться во все двери. Обещали денежные с р ед ства, натуральную помощь. А в это время председатель РИК’а Логойдо продает ремеслен ную школу городу за 4.000 рублей. А жителям Преображении ласково говорит: — Ну, зачем вам такая махина? Я вам построю маленькую школу. Во-о, будет школа! На-ять!.. Школу сломали. Перевезли в г о род. Преображенка — поселок в 100 дворов. Кроме этого , — из него уже выделились и землеустроились два коллектива. Строить здесь новую школу — явная нелепость. Но к п о стройке школы все же приступили. Другие поселки начинают х о д а тайствовать перед окрОНО о п о стройке в другом месте — на уча стке между четырьмя наиболее крупными селами. Поселки дают от себя на это дело 10 тысяч. ОкрОНО соглашается. Обещает даже типо вую школу. Прослышал об этом РИК. Счел себя обиженным. Обвинил Дми триева. Сказал про себя. — Ага! Ну, ладно... Снаряжена была специальная к о миссия, которая при об ’езде посел ков уговорила часть обществ на п о стройку школы в новом месте
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2