Настоящее, 1928, №9

УЧИТЕЛЬ ПОД НАЖИМОМ В ЖЕЛТОВ П о с л е т ою , как эта стап,ья бы ла написана , в „Советской Си­ бири" п о я ви ло с ь сообщение, что 7 сент ября в с е л е А л е к с е е в с к ом , во врем я учит ельской конференции, за ст р ели ла сь учит ельница З о я А л екса н д р о вн а О городникова . Е е зат ра ви л пред м ест ком а Ш е­ ст аков при акт ивном содейст вии пр ед седат еля ри ка . Грубость и самодурст во проф—и с о в - на ч а ль ст ва д о в е л и хорош ую , предан ­ ную , м о лод ую совет скую учит ельниц у до сам оубийст ва . Поэтому мы особенно реком ендуем вниманию в с е х районны х и д р у ги х пре- дов убийст венны е факты , собранные в этой ст атье . В бытность мою в одном из райо­ нов Ачинского округа мне во вре­ мя одной поездки пришлось позна­ комиться с учителем Нефедовской школы т. В. Дело было в марте ме­ сяце — в самый разгар всякого ро ­ да кампаний. Учитель послал нас (с врачей) к себе на квартиру. — Я приду потом... Он пришел часов в 10 вечера. И говорил, будто бы оправдыва­ ясь: — Ничего не попишешь — само­ обложение, заем. Не хочется, ведь, чтобы нашим селом, как плохим примером, козыряли. Нас с предсе­ дателем уж и так называют «вол­ хвами». Приходишь в дом. «Ну, что скажете, волхвы с высоты восто­ ка?». Нефедовка — полутаежное село. Всего 200 дворов, а растерялось по тайге верст на 6-8. Кучками, остров­ ками, с лесными и овражными пере­ мычками — здесь в большинстве российские новоселы ведут упор ­ ную борьбу с сибирской тайгой, отвоевывают у леса пашню. Зимой эти перелески и овраги занесены толстым снегом, узкая зимняя д о ­ рожка изрыта выбоинами и ухаба ­ ми. Едкий полутуман щиплет нос и заставляет любить теплую, уютную комнату. Я потом узнал в РИК’е, что Н е­ федовка провела всю кампанию блестяще. Без шума-грома, без д е ­ клараций — на 100-120 процентов. Я приписываю главную долю успе­ ха молодому товарищу—учителю В. А потом я видел товарища В. в РИК’е при другой обстановке. В. отчитывался и В. «крыли». У В. нашли «ужасный недостаток»: он изредка по воскресным дням вы ез­ жает к своей жене, тоже учитель­ нице, находящейся в этом же райо ­ не. Районный профуполномочен- ный, он же член президиума, — ехидно говорил: — Р а з ’езжаете? Подрываете об ­ щественную работу во всерайонном масштабе?.. Здесь же присутствовала и жена В. Она тоже делала доклад . РИК на ­ значил их доклады одновременно не без тайной цели: — Мы им покажем эти поездки!.. Председатель РИК’а — в замеча­ тельно модных хромовых сапогах и отличной тройке, большой люби­ тель слов «товарищи» с ударением на последнем слоге и «так далее», снисходительно улыбался и, посма­ тривая на разоблаченных супругов, спрашивал: — Ну, что будете ездитг так и далее?.. Над супружеской четой висела угроза увольнения. На предыдущем заседании РИК’а инспектор района сделал доклад, из которого было видно, что добрых полтора десятка учителей предназначены к увольне­ нию, несколько педагогов значатся у инспектора «под вопросом». Ч то ­ бы разрешить этот «вопрос», реши­ ли сомнительных вызвать на засе­ дание РИК’а с докладом . — А там видно будет. Как сейчас обстоит дело — не знаю. Во всяком случае т. В. исчез с заседания как-то очень быстро. * * * В начале августа редакцию «Со­ ветская Сибирь» посетила экскурсия учителей-обществоведов. Это были преимущественно сельские учителя. Шумной, говорливой толпой они переходили из отдела в отдел, спрашивали вперегонку, удивля­ лись. — А где здесь редакция журнала «Настоящее»? — Вон в той угловой комнате. — И все? Да там и нет никого... Другой педагог не верил в лино­ тип. — Сидит и отливает целые строч­ ки? Не верю! Это не укладывается с моим представлением... Веселые, говорливые гости. Они даже для редакции были новы. С ними охотно разговаривали. Я разговорился с одним педагогом о деревенской самокритике—как там у них? — Никак, — был ответ. — Позвольте не поверить... — Не верьте. А потом с ужасом: — Вы знаете , что такое РИК? Это будет немного посильнее: крайис­ полкома, РКИ, адмотдела... РИК все может. Он вас уволит, испохабит, изобразит ужасным белогвардейцем, даст статьи три из уголовного ко ­ декса. И так далее. А потом — ищи­ те правду. Я это говорю по соб­ ственному опыту: и без работы на ­ сиделся и под арестом был. — Здесь, в городе , я свободный гражданин. Я знаю, куда ж аловать ­ ся. А там — о-о-о!.. Попробуй, кри- тикни. Товарищ как-то забыл и линотип, и ротационную машину, о которой только что говорили. В его расши­ ренных глазах стоял РИК. — А если вы семейный? И без р а ­ боты? Нет, это хорошо самокрити­ кой здесь, в городе, заниматься. Тут, в крайнем случае, по безрабо ­ тице пособие получишь, а там... Махнул рукой, засмеялся. — Нет у нас никакой самокрити­ ки. Город мельком еще может нас покритиковать, а так, чтобы по-на­ стоящему... нет-нет... Разговаривать на эту тему было бесполезно. ■Ф Ф 4 Перед моим редакционным сто ­ лом стоял человек с двумя огром ­ ными книгами конторского типа, улыбался и спрашивал: — К вам можно? Я пригласил его сесть. — Я учитель поселка Ново-Киев- ки, Славгородского района и окру ­ га, Дмитриев. Сейчас я в отпуску, а вообще — не знаю где. Разреши ­ те сказать подробнее. Меня очень интересовали толстые книги конторского типа. — Что это у вас? — спросил-я. — Это — документы. Было немного смешно, немного любопытно и совершенно непонят­ но: что за документы, облеченные чуть ли не в кожаный переплет, и весом не меньше 12-15 фунтов? По­ том выяснилось: листы конторских книг только перекладывали много­ численные документы т. Дмитрие­ ва, служили, так сказать, вместили­ щем и хранилищем многообразного документального отображения его учительского опыта. — Рассказывайте,—предложил я. Тов. Дмитриев оказался педан ­ тичным сторонником строгого х р о ­ нологического порядка. Он начал с того, что «родился на Украине в деревне Завидово -Борзенково , Кри­ ворожской волости, Бахмутского уезда , Екатеринославской губер ­ нии, в семье батрака-пастуха . П ере ­ селился вместе с семьей в Сибирь в 1910 году» и т. д. Передо мной мелькали страницы конторских книг, где была б ер еж ­ ливо уложена добрая сотня всево з­ можных документов , начиная от метрической выписи и кончая увольнением в двухмесячный о т ­ пуск. Я торопил тов. Дмитриева. Тов. Дмитриев не торопился. Н ако ­ нец, дошли до сути дела. О к а з а ­ лось: за последний учебный год тов. Дмитриев перебрасывался из школы в школу семь раз, его жена — четыре раза , оба бывали и б е з ­ работными. В его довольно продолжи тель ­ ном рассказе часто мелькали вы р а ­ жения: — Председатель РИК ’а тов. Ло- гойдо говорит мне... Зав . окрОНО тов. Кубрин предписывает мне... В общем замотали. Документы тов. Дмитриева г о в о ­ рят: о четырнадцатилетием стаже, необыкновенно хорошие отзывы многочисленных общественных о р ­ ганизаций и печати. В чем же дело? — Вы не в ладах с РИК ’ом? — Да .нет , этого не было. Все н а ­ чалось, когда начали строить ш ко ­ лу... Несколько слов об этой зл о п о ­ лучной школе. Около Преображенского поселка была недостроенная ремесленная школа, начатая в свое время еще земством. В этой школе были заи н ­ тересованы шесть ближайших п о ­ селков. И понятно: на всю округу была только одна Ново-Киевская школа, да и га помещалась в ста ­ ром поповском доме. Дмитриев п о ­ вел усиленную кампанию среди п о ­ селковых организаций за до строй ­ ку этой школы. Шесть поселковых обществ начали стучаться во все двери. Обещали денежные с р ед ­ ства, натуральную помощь. А в это время председатель РИК’а Логойдо продает ремеслен ­ ную школу городу за 4.000 рублей. А жителям Преображении ласково говорит: — Ну, зачем вам такая махина? Я вам построю маленькую школу. Во-о, будет школа! На-ять!.. Школу сломали. Перевезли в г о ­ род. Преображенка — поселок в 100 дворов. Кроме этого , — из него уже выделились и землеустроились два коллектива. Строить здесь новую школу — явная нелепость. Но к п о ­ стройке школы все же приступили. Другие поселки начинают х о д а ­ тайствовать перед окрОНО о п о ­ стройке в другом месте — на уча­ стке между четырьмя наиболее крупными селами. Поселки дают от себя на это дело 10 тысяч. ОкрОНО соглашается. Обещает даже типо ­ вую школу. Прослышал об этом РИК. Счел себя обиженным. Обвинил Дми ­ триева. Сказал про себя. — Ага! Ну, ладно... Снаряжена была специальная к о ­ миссия, которая при об ’езде посел ­ ков уговорила часть обществ на п о ­ стройку школы в новом месте

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2