Настоящее, 1928, №9
кирпичи, она долго чувствовала «трясение в ногах». Но если бы я знал как следует бытие комсомолки, я бы понимал, что к вопросу этому надо подойти осторожнее. Я зря вызвал девичьи слезы. V. Комнатка наполнилась людьми. Пришел парень с льняными волоса ми — секретарь райкома, пришел коротконогий Витя — секретарь ячейки, пришли парни и девушки. В комнатах отца стало тихо. Отец успокоился, и подвыпившие жены растащили мужей по квартирам. Квартира стала мертвой, и только комнатка комсомолки звенела х о хотом и криком. Веселье неизменно содружествует с молодостью, даже несмотря на то, что молодость эта называется актив. Буйное веселье квартирует здесь вместе с формула ми из политэкономии, вопросами внутрипартийной дискуссии и пере довыми «Правды». Разговоры о Форде перемежались планами предстоящей первомай ской демонстрации и секретарь ячейки «Витька», не докончив еще последнего куплета марша Буден ного, напомнил Француженке о не обходимости приготовить протокол вчерашнего заседания бюро. Молодость не терпит регламен тов. Марш Буденного легко ужива ется с истреблением бутербродов и «Пушки», и пение часто прерыва лось шутками и смехом: — М-мы веселые ребята, У нас кудри кудреваты , Д -да и боле ничего! Мировой пожар горит, Буржуазия дрожжит, Д -да и боле ничего! И враз гармоника глохнет, вете рок веселой песни стихает и в ком нате становится знойно: — Скрывается солнце за степи, Вдали золотится ковыль, Колодников звонкие цепи Взметают дорожную пыль. Зной сменяется волжскими про сторами: — Эх, дубинушка, ухнем! . Эх, зеленая... И «Витькины» короткие ноги н а чинают сами собой шевелиться, г а р моника сыплет дробью , закинуты в угол половики, и скороходовские подошвы подвергаются серьезному испытанию на качество. Если бы в эту минуту я покинул веселое собрание, я бы ушел уд о влетворенным. Два мира прошли бы ярко , но я остался и я слышал, как парень с льняной головой ска зал: — К атька , у тебя красивые ноги. «Витька» загадал загадку : — Мы идем с тобой, Катька, двое. Висят на дереве штаны и лежит на земле юбка, что мы сделаем? А затем я услышал и новые пес ни: — Сербияночка красива, Сербияночка на-ять, Разрешите , сербиянка, С вами ночку погулять. Из ящика вытаскивается измыз ганные картонки—«флирт»— и на чинает ходить по рукам. Слышно: ...«иммортель», «незабудка», «ирис», «тубероза», «пион»!.. Гора глупо стей растет. «Тубероза» настраива ет на новые мотивы. — Под знойным солнцем Арген тины, Где женщины, как на картине... По рукам ходит открытка с и зо бражением полуголой балерины, и происходит неожиданное. Гармош ка снова дает залихватский мотив. Француженка с парнем изгибаются в танце, я слушаю знакомый мотив и вспоминаю: —- Фокс-тротт! Парень и Француженка не столь ко танцуют, сколько изгибаются. Я осматриваю комнату. Все довольны, всем весело. Ничего не случилось. Нет ничего зазорного после колод ников петь аргентинских женщин и, цитируя Ильича, танцевать фокс- тротт. Поздно ночью закончилось в е селье. Аргентинских женщин и фокс-троттов было неизмеримо больше, чем революционных песен, и «флирт» был достаточно измусо лен. И я понял, почему комсомолочка сказала, что «в комсомоле фокс- тротт танцовать не позволяют» Тут нет афинских ночей. Просто активисты сочинили себе маленькое болотце, чтоб отдыхать в нем от скучных материй. Вот и все. В этом свете становится з ан я т ным разговор о ремесле. Когда п о ешь насчет аргентинских женщин, не хочется марать руки в навозе, сербиянка, которую все наперерыв приглашают гулять, может п ро длить жизнь и без труда , за счет гуляний, а «флирт» ничего не рас сказывает о фабзавуче... Кстати, девиц типа Француженки, называют в комсомоле «гранд-да- мами». VI. Весна в этом городе была па скудная. Дожди перемежались со снегопадом, лед на реке рвался л о скутьями, и против дома, где я жил, стояло болото грязи. Прямо про тив окон желтелась водоразборная будка, женщины в очереди р а зм а хивали коромыслами и бранились. В субботу очередь установилась еще с утра, а женщины ругались больше обыкновенного. В доме нас гоняли из комнаты в комнату — происходила генеральная чистка квартиры. Я стоял у окна, когда стукнула калитка, и, лавируя между лужами, понесла коромысло с ведрами Француженка. Шла она странно как-то , ступала не твердо , а как будто боясь п ро валиться под землю. Идти н азад с наполненными водой ведрами ей было еще труднее. Тяжело выиски вала она точки опоры для своих ног. И сперва непонятно было, о т чего не похожа эта фигура на лег ко и свободно шествующих по гр я зи женщинн и девушек в полушал ках, отчего Француженка жалка в сравнении с ними. И я понял — те женщины были в сапогах, им не страшна грязь, а Француженка, приготовившись мыть пол, не сме нила туфель и не сняла шелковых чулок, а в этаком одеянии отпра вилась по грязи за водой. Шелко вые чулки не входят в комплект спецодежды для поломоек. Затем началась «уборка». Слыш но было шлепанье мокрых тряпок, шелест веников и плеск воды. Француженка лениво таскала по полу тряпку, не стало обычных н а свистываний, лицо сделалось гр у бым и напряженным, а на ногах бы ли все те же, ставшие такими не уклюжими, шелковые чулки. В эту субботу не было веселой комсомолки. Была злая на весь мир девушка. Было слышно, как выме щала она злобу на ни в чем непо винных вещах своей комнаты, пе редвигая их и перебрасывая. На вопросы родных комсомолка о тве чала обрывками фраз, резкими и грубыми и мать упрекала Францу женку в том, что она «лентяйка, не хочет работать, не выходит замуж , а только и знает, что ест даровой хлеб». VII. Мне припомнился один эпизод. На стеклозаводе «Памятник 13 бор цам», что за Красноярском, мне рас сказали о девице, выдерживающей бури скандалов со своим отцом- пролетарием из-за того , что эта д е вушка не хочет идти работать на заводе. Потом я видел девицу. Она пришла жаловаться на одно учре ждение за то, что ей там не дают работы, а принимают женщин на службу, «смотря по роже». Она про сила «продернуть их фельетончи ком в газете». — Но отчего вы не хотите р або тать на заводе , где работает ваш отец? Ответила она как-то по-детски: — Да, стану я!.. Я восемь лет учи лась. Мои подруги совсем не учи лись, они на заводе и работают. З а чем же я училась? Девушка эта хотела «чистой» р а боты, а под чистой работой она по нимает работу в канцелярии. Я сходил назавтра к соответ ствующим людям и мне подтвер дили, что девушка, действительно, обивает пороги немногочисленных заводских учреждений, требуя «службу». Службу ей пытались дать и устроили испытание. Она не су мела подшить даж е бумаг в пачке. Под разделением труда на «чистый» и «черный» у ней, по существу, скрывалось желание вообще не р а ботать. Затем я прямо сказал девице: — Ничего я писать не буду. Надо идти на завод. Образование — не барьер к труду, а наоборот... Девица прервала меня: — На верстак я все равно не пой ду. Теперь, когда идет парень, я закрываю глаза, свожу пальцы и угадываю: «красивый идет или не красивый». Я выйду замуж. VIII. В воскресенье был теплый день. По реке плыли одинокие льдины, и люди вылезли на улицу. С утра пришли комсомольцы. Они пили чай и балагурили. Вчерашний гнев Француженка сменила на милость и ничто не предвещало грозы. Днем Француженка собиралась куда-то уходить. Несколько раз она прошла по комнатам в свеженьком хорошеньком платьице, приятно на ней сидевшем. Через некоторое вре мя она вышла, готовая отправить ся на прогулку, подошла к вешалке, подняла руку, чтобы взять пальто, затем внезапно остановила движ е ние, круто повернулась и быстро ушла в свою комнату. Францужен ка плакала, и слышно было: — Мама, ну как ты не можешь понять? Меня-же, мама, высмеют. Разве это платье? Разве такие пла тья теперь носят? Это старым д е вам носить. Мне стыдно появляться к ребятам. Все девченки носят весен ние пальто, а у меня на вате. Я ни куда, никуда больше не пойду. IX. Через несколько дней я уезжал из этого города. В вагоне я взял книгу Сталина «Вопросы лениниз ма» и читал страницу за страни цей. Я нашел место, касающееся моей темы: «... поэтому, — писано в книге,— диктатуру пролетариата, переход от капитализма к коммунизму, ну жно рассматривать не как мимолет ный период, в виде ряда «револю ционнейших» актов и декретов , а как целую эпоху, полную граждан ских войн и внешних столкновений, упорной организационной работы и хоЛ йственнного строительства, н а ступлений и отступлений, побед и поражений. Эта историческая эпоха необходима не только для того, чтобы создать хозяйственные и культурные предпосылки полной победы социализма, но и для того, чтобы дать пролетариату возмож ность, во-первых, — посчитать се бя, как силу, способную управлять страной; во-вторых — перевоспи тать и переделать мелкобуржуаз ные слон в направлении, обеспечи вающем организацию социалисти ческого производства». Перевоспитать привычки — са мое тяжелое дело. Мне припомни лись: безработные врачи, не ж е лающие ехать в деревню; тысячи молодых людей, обивающих пороги учреждений; сокращенные чинов ники, перманентно состоящие на учете биржи, но не желающие ни чего другого , кроме канцелярии; девицы, чающие канцелярии и по полняющие панель... У нас есть очередное «перенаселение» страны людьми, ничего не умеющими де лать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2