Настоящее, 1928, №3
МУЗЫКА МЕЩАНСТВА Л. ЗАКОВСКИЙ Есть у нас в Сибири много малень ких городов, замечательных тем, что они—старинные. Родословную свою они ведут от времен Ермака, а иногда еще глубже забираются в древность. Вот и каинчане считают, что их город старый, и в меру своих сил гордятся. В старинном городе—древняя культура. По вечерам народ запирается по квартирам. Режутся в «козла». По том, разгорячившись, переходят на «девятый вал». В промежутках дре внюю славу запивают водкой. Так протекают вечера. Такие они темные, что иногда и партийца спу таешь с обывателем. Днем дышится легче. Днем весь советский, весь пар тийный люд занят боевыми делами. Идет последний нажим на хлебоза готовки и на подготовку к посевам. Возникают новые, величавые пер спективы. Вот, например, в северных райо нах Барабинского округа, там, где хлеб родится плохо, подсчитали, что 80 процентов полезного труда кре стьянин тратит на посев хлеба, ко торого часто нехватает даже для прокормления семьи. Это тоже— древняя культура. Решили, что в се верных районах лучше развивать скотоводство и совершенно прекра тить или значительно сократить зе мледелие, а хлеб покупать привоз ной. Для этого потребуется напор де вятого вала, только, пожалуй, не то го, который захлестывает карточные столы. В «Настоящем» обещали написать про милиционера. До сих пор не на писали. Почему? Разве мало тем? Вот вам одна. В центре города стоит милицио нер. Идет мимо него гражданин. Гра жданин уже выпил, но еще не па дает. Милиционер смотрит на гра жданина без уважения, но терпели во. Гражданин, преодолевая невиди мые барьеры, подходит к милицио неру и говорит ему: — Ты—куренок! — Гражданин,, не оскорбляйте,— говорит милиционер. — Ты—куренок!—настойчиво, но заикаясь, повторяет гражданин. — Гражданин, вы заплатите штраф,—говорит милиционер с ужас ным спокойствием. — Нет, ты куренок,—настаивает гражданин. — Идем в комиссариат,—говорит милиционер. — Идем в комиссариат,—отвечает гражданин и смеется:—ты куренок. Пришли в комиссариат. И что же оказывается? Оказывается, что гра жданин, назвавший милиционера «куренком», всем в городе известен и всеми уважаем, и штраф с него взять просто неудобно. Милиционер, конечно, недоволен, что его назвали «куренком», тем бо лее—без всякой пользы для госу дарства, а жители обыватели все это знают и смеются. Вот так уважаемый гражданин: в трезвом виде совершает великие д е ла, а в состоянии старинной сорока градусной культуры развлекается тем, что называет милиционера «ку ренком». Это очень весело. В деревне кулак умышленно или неумышленно выстрелил из винтов ки—ранил сотрудника милиции. При влекли к ответственности. — Почему стрелял? — Да я не знал и не видел, что это представитель милиции, а ду мал, что Так, просто гражданин,— ответил кулак. Вот видите, какое уважение у кулака к представителям советского порядка. Он знает, чтб в милицио нера стрелять нельзя. В простого гражданина—можно, конечно. Самовар Иван Иванович ставит так, чтобы дым через перегородку шел в помещение, занимаемое мною Жить невозможно, а перебраться некуда. Отдыхаешь только в коман дировке. Вот видите!, какая диалектика: ува жаемый гражданин донимает мили ционера «куренком», а неуважаемый Иван Иванович—петухами. Переплет двух культур. В старинной нашей культуре слав ную роль играет сплетня. В этой области можно заметить большие усовершенствования на новой быто вой подкладке. Вот вам еще тема. Ответственный муж, потому ли, что он занят на службе или по дру гим причинам, недостаточно внима телен к жене. Как быть жене? Как ей выйти из такого тяжелого поло жения? Выход найти трудно, но можно. Жена рассказывает своей подруге, что за ней ухаживает комсомолец. Расчет верный: подруга передаст это радостное сообщение охладев шему мужу, тот загорится ревностью и повернется лицом к семейному очагу. Так оно и случилось. Муж надавал жене тумаков. О любви—никаких разговоров не было, жизнь течет дальше, обыватель хихикает. Да! Это вопрос культуры. Новая культура переделывает заново эко номику округа, а старинная, та, ко У многих такое представление, что страж советского порядка может всякого обидеть, а его—никто. Жизнь старинного городка иногда повертывает дело в обратную сто-; рону. Вот рассказывает сотрудник р о - ' зыска: — Живу в общежитии. Вместе со мной живет бухгалтер Иван Ивано вич. Иван Иванович—бывший офи цер, человек очень неспокойный. Про меня распускает всевозможные слухи и делает это с тем, чтобы вы жить меня из квартиры. Поле дея тельности Ивана Ивановича—мест ная столовая Лонкермана. Там он рассказывает, что в розыске дела идут плохо. Кроме того, на кварти ре завел петухов, поместил их в коридоре, петухи всю ночь кричат. торая от самого Ермака, тянет в обывательскую тину. Больной вопрбс: расхождение ме жду личной жизнью и обществен ной задачей. Есть в Каинске прокурор. Скажем, товарищ Икс. Товарищу Иксу вообще трудно переносить каннскую обстановку, и наряду с этим он очень любит му зыку. Когда его отправляли в Канн ский округ, ему непременно обеща ли предоставить пианино, а так как пианино в Каинске достать трудно, то ему грустно, и он возмущен. Раз он возмущен, то весь город говорит о прокурорской музыкаль ной мечте, и авторитет прокурора растет, как корнеплоды,—вниз. Как утешается музыкальная нату ра? Она утешается тем, что, раз’езжая по деревням по вопросу о хлебоза готовках, обращает усиленное вни мание на сельских учительниц. Кре стьяне, таким образом, вовлекаются в круг советской законности и на сходах, вместо вопросов о 107 ста тье, справляются: «А как ежели насчет алиментов?..» Музыкальный товарищ Икс едет со своим помощником обследовать участкового прокурора. Приехали в Татарск. Прокурор района докладывает: — Все в общем благополучно, только аппарат у меня не на высоте: служит у меня местная гражданка, которая, помимо своих прямых обя занностей, занимается совращением служащих в порядке интимных свя зей. Обследователи остановились в но мерах. — Как это возможно?—возмуща ются они:—такая вредная гражданка и дискредитирует прокуратуру! Ко мандируйте ее в наше распоряже ние. Мы ее обследуем. И гражданка связочками стала но сить дела в номера для просмотра. А вечерами наблюдается на един ственной улице Татарска такая уми лительная картина: вредная служа щая, под-ручки с двумя приезжими обследователями обходит все пив нушки и буфеты Татарска. Доведя себя до определенного градуса, она расхаживает по улице этого старин ного города, распевая на радость местной мещанской публике вполне модные песенки. Товарищ Икс нашел свою музыку. Гравюра на дереве С. Липина ПОДРУГИ Когда в наших старинных городах прекратится древняя музыка ме щанства?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2