Настоящее, 1928, №3

ФАКТЫ - МАТЕРИАЛЫ ДОКУМЕНТЫ УЧИТЕЛЬ, ШКОЛА И ДЕТИ Это письмо не предназначалось д л я печати. Поэтому. в нем мною острой правды. Мы ею печатаем и спрашиваем наших читателей и педагогов: — верно ли, что у сибиряка какой-то особенный нрав, мешающий ему быстрее двигаться по т/ти культуры? — верно ли, что учителя у нас - сумрачные, тоскливые люди, не по­ нимающие наших детей? - - есть ли у нас учитель, который знает, как воспитать наших де­ тей здоровыми, жизнеспособными людьми? ...Захотелось сказать, что вы пра­ вы, говоря о нашей привычке гор­ диться нашей отсталостью. По-мое­ му, это чувство переживает уже не одно поколение сибиряков, оно пе- Непонравившуюси учительницу зав «доедает» одними только заме­ чаниями по выработке ее рабочего плана на каждый день: «Почему ма­ ло уделили внимания вопросам ра- редается и приезжим. Еще давно, а ционализации быта? Рассматривай- Тулуне, податной инспектор под- те события в разрезе достижений смеивался над нами, «молодыми Октябрьской революции. Эту неделю культурниками», утверждая, что по проведите под знаком (?) Ленина» пути цивилизации Сибирь в 10 раз (дословно). И учительница «прово- пойдет медленнее России. Кроме все- дит», а ребята вопят: «Ленин да Ле­ то прочего, препятствием являются нии—надоело уж нам».... громадные пространства, климат, Мы ведь и рассказывать-то ярко, разобщенность, даже нрав сибиря- образно не умеем. Получается пре- ка и т. д. сьпцение материалом и горькая от- Недавно от культурного работни- рыжка. ка я услышала такое: «Сибирь—не Я не против единоличия, но кем какая-нибудь малюсенькая Дания попробуй, окультурь ее... Где ра­ ботники? Где средства?..». Кстати, о средствах. Мы, учителя, тоже козыряем словами: «если б нас оно осуществляется ? Есть бывшие офицеры, до сих пор не восстано­ вленные в правах; они вошли в шко­ лу рядовыми работниками, воспри­ няли новые убеждения в меру своей обеспечили приличным жалованьем карьеры; и вчерашний шкраб с 40 мы бы тогда»... обыкновенно не до- Рублевым жалованьем, ютившийся в жалкой квартиренке за Каменкой, сегодня живет в приличной кварти­ ре, получает с добавочными статья­ ми рублей 160-180. У него целый штат человек в 20: он растет, а за­ жатые в его лапах шкрабихи пищат. Сразу всей ненормальности во взаимоотношениях, пожалуй, можно и не заметить, нужно поработать в этой среде года полтора, как я. К числу обиженных я не принадлежу, говаривают. А я скажу, что если б завтра нам увеличили зарплату в 4-5 раз, наша работа, например, в части воспитания, от этого еще не улучшилась бы. У нас много недочетов, которые упираются не в материальную нео­ беспеченность школы и персонала. Школа чахнет, между прочим, и от отсутствия руководства, затем до сих пор школа имеет много общего ЧИСЛу о0иженных * не принадлежу, с монастырем с его замкнутостью и 3аШШая/госо6ое «ожштсние в силу отчужденностью от жизни; голые ДВуХ обстоятельств: ^ независи- стены (не считая малограмотных МОСТЬ “ ™раКтер,! ’ 2) я шшкатов), недостаток света н уюта, ° ТВетработа^ а- Но первые полгода, пока эти обстоятельства не были пыль и грязь noj углам, отсутствие зелени внутри и снаружи. Лица пе­ дагогов сумрачные, одежды темные, громкий смех даже школьнику вме­ няется в неуменье держать себя в школе, а ребята любят яркое, жи­ вое, веселое. Имеется и настоятель—зав. шко­ ль», он же—полный хозяин ее, по твердому заявлению окрОНО. Он учтены, мне пришлось бороться за желание работать не по указке зава. Попав в вечернюю школу подро­ стков, я сразу наткнулась на такие проявления характера школьников, мимо которых, как воспитательница, я пройти не могла. Особенно пора­ жала жестокость, доходящая до зверства, корни которой кроются, по моему глубокому убеждению, «луооки о набирает штат, он дает отзыв о ра- главным о6разом> „ их умственной ботнике, значит, он же увольняет отсталости> неразвитости. Со сме- ‘ хом рассказали раз, что на Ельцов- Обычная картина школьных сове- ке и вообще на окраинах они весе- Щаний: в середине зав, говорящий лятся по-своему: наловят зимой птиц, долго и нудно (красноречие по пу- выщипают пух и перышки, оставив Стякам>> полукругом— учительни- немного в хвосте и крыльях, и пу- ДЫ с пустыми желудками после за- скают летать, или малышей на мо- нятий во второй или третьей смене, розе заставляют лизать подковы и с тоскливыми глазами напряженно дверные скобы, слушают. Расходятся часов в 11 но- Решила кое-что вытравить. Рас- чи. Вот куда не проник учет време- сказываю, читаю. Рисуем. Ребята за- ^ ^ интересовались жизнью зверей и птиц, а это уже большой шаг впе­ ред. Перешли к растениям, нажимаю попутно на бессмысленность наших обычаев. Но зав всполошился: это не; по комплексу. «Вы не успеете в срок закончить его обработку». Пришлось убеждать, что комплекс для учащегося, а не наоборот; но на зимней конференции я услышала о себе такой отзыв зава: учительни­ ца—работник старой школы—и пото­ му настойчивости в проработке ком­ плекса не. проявила, отклоняясь не по существу. Годовой же комплекс для первой группы переростков, с грамотой со­ вершенно незнакомых, был таков: подросток на предприятии и его участие; в производстве, а в разделе стояли такие подзаголовки: произ­ водственные совещания и участие в них подростков; меры к поднятию производительности труда на про­ изводстве, компартия за границей, пионеры в Китае. Как под’ехать е таким материа­ лом к подросткам; в громадном большинстве недавним жителям де­ ревни или до школы шатавшимся по барахолке в надежде стянуть ябло­ ко или арбуз у зазевавшегося тор­ говца? Меня беспокоит вопрос: не мерт­ вецы ли сидят в методбюро?... или они не видали живых ребят, во вся­ ком случае, не приглядывались к ним.: они не считаются ни с чем: воз­ растом, условиями среды, умствен­ ным кругозором и психикой, интере­ сами и запросами ребенка и подро­ стка Вот весенние задания нынешнего года для 11-12-ти летних городских ребят:—переход от системы трех­ полья к системе плодосмена,—рас­ смотреть примеры перехода от трех­ полья к системе плодосмена—рас­ смотреть примеры перехода от трех­ полья к плодосмену, как повысить качество продукции зерновых куль­ тур,—коллективная выписка через зерновые товарищества,—значение сельско-хозяйственной кредитной ко­ операции машинных и посевных то­ вариществ,—комитеты взаимопомо­ щи и т. д., и т. п. И весь год шла такая зарядка—сначала по город­ ской, а потом по сельской линии. Не в этом ли обилии неудобовари­ мого материала кроется, между про­ чим, причина слабой усвояемости, переутомляемое™, малоуспешности и, наконец, ухода из школы? Чем вызвана такая нагрузка? Во всяком случае, органы, стоящие над школой, не отличаются вдумчивостью. Ведь еще в каждой школе для каждой группы имеется отдел политических сведений. Последний материал чер­ пается из школьных хрестоматий, каждый год новых и каждый год хуже прошлогодних. В конце 27 года увидела свет «На­ ша книга для подростков» в 261 страницу; в этой книге я нашла пять рассказов и несколько стихотворе­ ний, которые учащиеся читают по собственному желанию, «потому что интересно», а остальное; по приказу читают дома наиболее исполнитель­ ные. библиотеки геем недоступны, да и качеством похвалиться не мо­ гут. Отсюда понятно наблюдаемое явление: окончив первую ступень, ребята читают плохо, о любви к книге говорить не приходится. Моих подростков интересуют та­ кие вопросы: как держатся звезды и солнце,—отчего гром, молния, ра­ дуга, — электричество в лампоч­ ке светит, а почему в воздухе не видно,—дерево растет только или живет,—есть ли бог, — можно ли пионеру в церковь итти,—как живут у себя на родине китайцы, японцы и проч., что едят, как учатся, поче­ му не прогнали генералов и поме­ щиков? Очень любят рассказы о зверях и птицах, особенно крупных, а в ку­ пленной им книге он читает: ставка на середняка, комитеты бедноты, путь к раскрепощению, местком и фабзавком. На экскурсиях его тянет к машинам, ему хочется понять сложность управления механизмом, а руководитель велит записывать число рабочих, занятых на произ­ водстве, женщин и подростков, ус­ ловия труда, зарплату. Что, кроме вреда, может дать это стремление из учащегося раньше времени сделать взрослого? Умилительно смотреть, как девя- тилетний карапузик с красным бан­ тиком на макушке или на груди ле­ печет «Шахту № 6» или что-нибудь по поводу Ленского расстрела, ведь стишки с нереволюционным мате­ риалом и для пятилетних, кажется, не берутся, а что за этим кроется?— Попугайство и верхоглядство. Уж расписалась, так задержусь еще на школе подростков, состав которой почти пролетарский. Из 150 учащихся только пятеро—дети мел­ ких торгашей, один—сын священ­ ника и десятка два—мелких служа­ щих ЦРК, уборщиц, поломоек. Остальные—дети крестьян и рабо­ чих: плотников, столяров, каменщи­ ков, жители окраин. У многих отцы принадлежат к породе неудачников, долго «мытарились» по городам и селам, пока осели в городе—народ обозленный. Но среди ребят много дельных, много 15-16-тилетннх. Кон­ чают школу н идут на работу. Во вторую ступень попадают редко. Школа по обстановке и нравам напоминает бурсу. Драки и случаи хулиганства не редки. Я работаю второй год и в своей группе почти изжила эти явления. Впрочем, наши педагоги об’ясняют это счастливым подбором учеников...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2