Настоящее, 1928, №3
БАЛАНС А. ПУГАЧЕВ Адрес—Каменская дорога, за поро ховым складом, 6 верст от Новоси бирска. Деттрудколония. — Сейчас же убежит в киоск (5 верст) продавать. Третий—чистильщик уборной. Егз взгляд на окружающее нам изве стен. СОВРЕМЕННОСТЬ И БЕЛЛЕТРИСТЫ Е. ТИТОВ 6 верст на самолете—секунды. Экс пресс—минуты. Извозчичья кляча— часы. 110 человек живут отдельно, как пленники. За все время собаки коло нии ни разу не лаяли на городской пионерский отряд. Не приходил. На трех воспитанников—один во спитатель. Человеческое отношение выра жается недлинной формулой: — Я, что-ж? Не боюсь, говорю. Конечно, здесь лучше (чем на ули це). Обед хороший. Не бьют, не ру гают. В-шапке-малахае, с метлой в ру ках, с безразличным лицом,—он апа тично убирал в уборной. Слова счи тал рублями. На вопрос, почему он не в школе или мастерской, ответил: — А черо я там не делал? И снова углубился в свою работу. Вечером он получит талон на ужин. 3 часа в день просиживают те, кто хочет быть нашими; над книгой, те традью. 3 часа—в мастерских (картонаж ная, сапожная, слесарная, столярная). Разрешается замена: труд—учебой, учебу—трудом. Кто не здесь и не там—не обедает, не ужинает. Прошлое дает себя знать. В этот день их было трое. Первый—в стан дартной позе беспризорника стоял, прислонясь к печке. Он «хочет учиться», «хочет рабо тать», но сегодня ему «нездоровит ся». «Недомогание» прошло, когда вос питатель попросил (приказать нель зя—не сделает из-за принципа) со брать материал для плана жилых построек в колонии. Лицо ожило. Забрав веревку, по шел измерять—составлять план. — Умный, развитой, очень способ ный, но страшно упрямый,—характе ризовал вожатый.—За свое пребыва ние в колонии прочел около 500 книг (все, сколько есть в колонии). Второй—паренек лет 12, в боль ших рваных пимах, чистосердечно заявил: — Работать неохота. Есть не хо чу. Лягу пораньше. Он сопровождал нас, когда мы ос матривали спальни, столовую, кухню. Шаркая пимами по грязному полу коридора, ходил за ключами (все спальни на день запираются). В заключение настойчиво просил карандаш. Вожатый просил не да вать: — Кто не умоется, тот не пьет чая. Это уже местное. Сейчас потреб ность умываться начинает входить в привычку. К Октябрьской годовщине всем был выдан зубной порошок. Последствия были самые разнооб разные. Часть ухитрилась порошок продать. Другие решили поскорее от него отвязаться—рассыпали. Пионе ры (отряд—12 человек) и часть взро слых воспитанников стали чистить зубы. Остальные предпочитают пить снег, вместо чая, лишь бы не умываться. Кражи случаются, но редко. Пропало одеяло—спи без него. Но- joro нет—таков закон колонии. Пору ка и товарищество спасает от массо вых пропаж. Но все-таки в спальнях стоит не сколько кроватей без одеял. Это— следствие высоко-ценимого чувства долга и чести: воспитанники коло нии, подобно дворянам 30 годов про шлого столетия, ставят карточные долги превыше всего. Проиграл—отдай. В спальнях чисто. В одной живет пара голубей (на специальных нашестах, в углу за печ кой). Любимцы. Запретить нельзя—будут разбиты окна, будет Поломан инвентарь ма стерских. Будет полный погром. В колонии ни одного больного воспитанника. Скосарь. — Домушник. — Подда вало.—Форточник.—Такова их квали фикация раньше. Слесарь второй руки.—Наклад чик.—Монтер.—Столяр краснодере вец.—Такова их квалификация те перь. Таких 15—переделанных, лучших в колонии. Они вошли в нашу жизнь: в депо, электростанцию, кузнечно- слесарные мастерские, столярные курсы. Пятеро—убежали. Ушли на бара холку, на «бан» (вокзал). 15—и 5. Баланс в нашу пользу. В семидесятых годах прошлого столетия Костомаров жаловался, что этнографы не изучают современно сти, что этим заняты только беллет ристы, которые, в большинстве слу чаев, не обладают ни научным ме тодом исследования, нн соответ ствующей подготовкой. В наши дни положение к лучше му изменилось лишь в ничтожной степени. Этаографы попрежнему изучают «примитивные формы», обнаружи вая, главным образом, несложность своих намерений. Хорошие беллетристы никогда не переставали изучать современность. Золя лично спускался в шахты, Флобер неречитывал библиотеки, чтобы написать предложение, кото рое можно прочитать за один вы дох. Но Флобер жил однажды, а неве жество, лень, самонадеянность и верхоглядство не хотят умереть. Плохой беллетрист прежде всего ве рит в собственное нутро. Ему нет дела до техники точного наблюдения. Он врет честно, как ребенок. * * * Белинский считал Евгения Онеги на энциклопедией 20 годов. Лер монтов порочного авантюриста Пе чорина назвал героем нашего вре мени. На протяжении всего девятнадца того века перед нами проходит гап- лерея так называемых лишних лю дей; они размножаются гнездами и, в конце-концов, затеняют свет солнца. Что-то невероятное: само убийцы, жулики, бездельники, идио ты, растлители, богоборцы, прижи вальщики, пьяницы, сумасшедшие. Теперь возьмите историю русской культуры и так, мельком, хотя бы по десятилетиям, пробегите девят надцатый вех. Можно подумать, что дело идет о другой стране. — Как?—восклицаете вы (Пред полагается, что вы до сих пор это го не знали).—Оказывается, когда наше образованное общество, дво ряне и разночинцы, взасос зачиты ваются книжками о лишних лю дях, изумляясь уродству националь ного типа, истинные герои, вопреки показаниям бытописателей, откры вают новые земли, испытывают природу и быт людей! Современник Онегина, Матюшкин, в устьях Колымы с собачьей нартой проходит сотни километров по кромке Северного моря. Современ ник Тургенева и всей злодейской оравы героев Достоевского Кропот кин разбирается в сложном рисунке нагорий Восточной Сибири, откры вает следы ледников в России, пред сказывает Землю Франца Иосифа... НадО| всегда иметь в виду, что из литературы путешествий в пантеон русской словесности вошли лишь немногие произведения, главным образом—«Фрегат Паллада»—Гонча- рова. Между тем, русская описательная проза началась задолго до русского романа, и путешествие Маяковского в Америку является лишь одним из последних эпизодов в истории это го жанра. Описывая по заданию народы и страны, великие путешественники были репортерами. А кто знает на ших писателей-путешественников? И почему наши писатели не умеют быть репортерами? Короленко всю жизнь был по средственным художником, плохим этнографом и диллетантом-путе- шественником. Но он был великим репортером русской литературы. Я не хочу сказать, что для этого достаточно быть плохим художни ком. Художественный репортаж знает славные имена: Глеб Успен ский, Лариса Рейснер, Родион Акулынин. «Башмаки»—Пришвина будут изу чать в школе, как раньше изучали «Братьев Карамазовых». ШЛИТЕ НАМ ПИСЬМА МАТЕРИАЛЫ с ДОКУМЕНТЫ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2