Настоящее, 1928, №3
МАРТ* 1 9 2 8 И нам неприятно сознавать, что не которые наши рисунки непонятны. Но действительно ли они непо нятны? Может быть, они просто не привычны? Разве плохие, размалеванные крас ками картинки, которые продаются на базарах, понятнее наших рисун ков? Многие покупают эти картин ки с намалеванными невероятными медведями, лебедями и березками, уплачивают за них сравнительно большие деньги и вешают их на стены, чтобы портить себе вкус. И никто не говорит, что эти сквер ные картинки непонятны. Многие вещи, кажущиеся непо нятными, становятся понятными, когда, вместо того, чтобы, мельком взглянув на них, подумать: «Не по нимаю! Чорт знает, какая ерунда нарисована»,—начинают вниматель но присматриваться к ним и ставят себе вопрос: почему так сделано? Я уже говорил, что художник-гра фик стремится говорить с читателем сжатым языком линий и пятен. Поговорим о некоторых рисунках нашего журнала. Самыми характерными и «непо нятными» работами в первом номе ре «Настоящего» были работы А. Заковряшина. Основное в них не понятное зрителю—это отсутствие обычных контуров (очертаний, предмета и перспективы. Художник по-своему подходил к изображению предметов. Он хотел быть лаконичным, то- есть небольшим количеством средств добиться выразительности. Поэтому в обложке первого номера он опе рирует черными плоскостями, обоз начая ими дома, легкой контуров- кой лошадей, людей старается до биться контраста между небоскре бами и обыкновенной извозной упряжкой. Вполне законно строить такой контраст черной плоскостью и тонкой линией, беря эти два мо мента, как основное выражение идей журнала—показывать жизнь, как она есть. г То же самое можно сказать о ри сунках «Извозчику взгрустнулось», о «Бабе с ведрами», о «Шамане», о линогравюре Уфимцева «У Балхаш ского озера», о «Китайце», где ху дожники, имея возможность поста вить много пятен, линий, обозна чить целую кучу деталей, отказы ваются от этого и используют для выражения небольшое количество Деталей, которые наиболее характе ризуют предмет. Заковряшин, например, ставит се бе задачу передать движенье пред мета и удачно это разрешает в «Шамане», подчеркивая движения черным кругом, контуром белых и черных линий. Он делает в облож ке, в «Гладильщике» в «Китайце-са- пожнике» необычную перспективу— снизу вверх или сверху вниз—и это делается в целях показать предмет для зрителя с необычной, новой, заостряющей внимание стороны, а главным образом, разрешается за дача динамики (движения) предме тов. Это очень трудная задача, и, мо жет быть, Заковряшиным она реше на не вполне удачно, но те элементы выражения (плоскость, отвлечение от предметов, их деталей, сдвиги, пересечение, просвечивание одного предмета через другой) являются, пожалуй, единственными способами выражения динамики. В. Уфимцев в своих работах— «У Балхашского озера», «Музыкан ты», «Киргизка» показывает, как можно выразить, придерживаясь за конов, по которым строится вещь (равновесие, приятная игра черного и белого), мысль, впечатление от ви денного в Казакстане. Формально ценным в его работах является искание примитива (предельной простоты). Примитив—основное, к чему дол жен стремиться художник. Прими тив—это примерно, то же самое, что идея в изобретении какой-ни будь машины, и Уфимцев, надо ему отдать должное, добивается прими тива, и его вещи При всей неслож ности, при детской как будто бы ма нере, дают чувствовать изображае мое, В «Музыкантах» Уфимцев очень сильно и, по-моему, очень по нятно передает простыми незатей ливыми пятнами характерные для узбеков формы и линии. Это ясно для всякого, кто был в чайхане и ви дел поющих, и играющих узбеков. Художник Чевалков, связанный с Ойротией, в «Кошмовалах» хочет сказать то же самое и так же, как говорит Уфимцев. Могут сказать, что непонятен ри сунок Ивакина—«Ночной страх», где художник изобразил настроение человека, идущего ночью по глухой пустынной улице. Почему такие большие ноги и та кой маленький человек? Разве так в жизни бывает? Без сомнения, не бывает. Но если бы художник тему «Ночной страх» стал толковать обычной реалистической манерой с соблюдением пропорций, перспекти вы и прочих приемов, то тема «Ноч ной страх» была бы превращена в скучный рисунок. Тема очень сложная, и художник выходит из положения, прибегая к преувеличениям, отбрасывая в сто рону «как И жизни бывает» и изо бражая то, что ночной пешеход чув ствует. В этом рисунке стоит обра тить внимание на запутанные, ко лючие кусты под ногами в правой стороне. Я считаю, что в них дан максимум выразительности. Убери те их, и впечатление «страха» напо ловину исчезнет. В заключение приходится сказать следующее: об’яснять рисунок «чень трудно. Нужно в основном понять и убе диться, что рисунки в новом, непри вычном для зрителя виде, делаются при бодром уме и твердой памяти, и что все вложенное в них в смысле формы не есть отсебятина или ори гинальничанье, или кривляние, а искание новых форм для выражения действительности. В изобразительном искусстве су ществует такой же культурный путь развития, как и в машиностроении. Вы бы посмеялись над человеком, который предложил бы вам запречь лошадей, чтобы отправить пасса жирский состав. Перед нами динамическая эпоха социалистической стройки, и неуже ли мы ее стремительный бег будем изображать средствами, которыми изображали отдыхающих барынь в лунных парках? Хакассия ХОЗЯЙКИ Линогравюра А . Заковряшина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2