Настоящее, 1928, №3
ЧТО ТАКОЕ ГРАФИКА? Рисунок, с которым приходится иметь дело зрителю-читателю з журнале, газете, книге, относится к той области изобразительного ис кусства, которая называется графи кой. Понятие «графика»—очень обшир ное. Оно охватывает собой всякие рисунки, в которых художник опе рирует двумя цветами—-белым и черным. Но природа графики, конечно, не в двух цветах, не в белом и черном, а, главным образом, в способах, Приемах изображения. Основное в этих приемах—передача изображае мого посредством линии. Линейный рисунок—есть чиста)! графика. Он, в целях выразительно* сти, игнорирует обычные наши зри тельные представления. В фотогра фии черное означает углубление, черным обозначается об’ем формы, и белое в фотографии всегда на нас лезет, а черное—позади, дальше бе лого. В графике, в линейном рисун ке (где форма, об’ем изображается линией) наоборот—черное кажется более близким, а белое уходит, про валивается. На хороших графических рисун ках, сделанных одной линией, это чувствуется без всякого напряжения и с успехом создает впечатление об изображаемом, не вступая в спор со сложившимися зрительными вос приятиями. Спрашивается, зачем нужно спо рить с природой и выдумывать ка кую-то графику, линейный рисунок. Здесь не лишне сказать об искус стве вообще. На нас часто воздей ствует какое-нибудь меткое, выра зительное слово, которое может нас настроить, порадовать или передать представление о чем-нибудь гораз до лучше, чем десятки слов. Харак тер предмета мы обычно улавли ваем не из описания его многих сторон и особенностей, а из двух- трех деталей. Задача искусства—передать жизнь короткими и ясными словами, ли ниями, пятнами и т. д. Самое обаятельное в искусстве— лаконизм, то-есть—краткость, сжа тость выражения. Сказать многое, затратив на это минимум средств. Графика, линейный рисунок, по природе своей, лаконичен. Он выра жает сущность предметов наимень шим количеством характерных для него линий. Хороший графический рисунок, выразительный рисунок — всегда экономно построен. В этом его обаятельность. * * * * Материалом для графики служат: тушь, карандаш, гравюра на Дере C. ЛИПИН Ойротия ве, на линолеуме, офорт и литогра фия. Каждый из указанных материа лов имеет свои достоинства и недо статки. Тушь используется пером, ки стью. Карандаш может быть свинцо вый, итальянский. Гравюра на ли нолеуме, на дереве делается острым резцом, при чем получается готовое клише, с которого можно напеча тать руками или на машине любое количество экземпляров — гравюр. Офорт—это способ глубокой печа ти. На цинке травится кислотой ри сунок, в вытравленные линии наби вается краска, которая затем по средством сильного давка на офорт- цом станке переходит на бумагу, да- НА ПЛОТАХ вая линию, затянутую легким, при ятным полутоном. Литография—печать с камня: ху дожник рисует непосредственно на камне или переводит на камень сде ланный заранее рисунок. Особен ность литографии в том, что она дает карандашную зернистость, ко торой нигде нельзя добиться, кроме как в литографии. Наиболее графичным материалом будет перо, кисть и гравюра на де реве, в особенности последняя, в си лу того, что резец дает на дереве прекрасно отточенную грань линии- Офорт, литография и отчасти лино леум в изображении оперируют больщей частью пятном. Рисунок Н. Чевалкова * * * * Искусство графики—массовое ис кусство, потому что графические, рисунки можно размножать в ог ромных количествах, их можно пе чатать в журналах, газетах, книгах. Но тут читатели нашего журнала говорят нам: «Постойте, дорогие то варищи, это еще не все. Чтобы стать массовыми, ваши рисунки должны быть понятны массам. А не которые ваши рисунки нам непо нятны». Правильно! Мы хотим быть по нятными. Мы рисуем, режем на де реве и линолеуме для того, чтобы что-то сказать, выразить, передать о настоящем нащим читателям
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2