Настоящее, 1928, №3

ЧТО ТАКОЕ ГРАФИКА? Рисунок, с которым приходится иметь дело зрителю-читателю з журнале, газете, книге, относится к той области изобразительного ис­ кусства, которая называется графи­ кой. Понятие «графика»—очень обшир­ ное. Оно охватывает собой всякие рисунки, в которых художник опе­ рирует двумя цветами—-белым и черным. Но природа графики, конечно, не в двух цветах, не в белом и черном, а, главным образом, в способах, Приемах изображения. Основное в этих приемах—передача изображае­ мого посредством линии. Линейный рисунок—есть чиста)! графика. Он, в целях выразительно* сти, игнорирует обычные наши зри­ тельные представления. В фотогра фии черное означает углубление, черным обозначается об’ем формы, и белое в фотографии всегда на нас лезет, а черное—позади, дальше бе­ лого. В графике, в линейном рисун­ ке (где форма, об’ем изображается линией) наоборот—черное кажется более близким, а белое уходит, про­ валивается. На хороших графических рисун­ ках, сделанных одной линией, это чувствуется без всякого напряжения и с успехом создает впечатление об изображаемом, не вступая в спор со сложившимися зрительными вос­ приятиями. Спрашивается, зачем нужно спо­ рить с природой и выдумывать ка­ кую-то графику, линейный рисунок. Здесь не лишне сказать об искус стве вообще. На нас часто воздей­ ствует какое-нибудь меткое, выра зительное слово, которое может нас настроить, порадовать или передать представление о чем-нибудь гораз­ до лучше, чем десятки слов. Харак­ тер предмета мы обычно улавли­ ваем не из описания его многих сторон и особенностей, а из двух- трех деталей. Задача искусства—передать жизнь короткими и ясными словами, ли­ ниями, пятнами и т. д. Самое обаятельное в искусстве— лаконизм, то-есть—краткость, сжа­ тость выражения. Сказать многое, затратив на это минимум средств. Графика, линейный рисунок, по природе своей, лаконичен. Он выра­ жает сущность предметов наимень­ шим количеством характерных для него линий. Хороший графический рисунок, выразительный рисунок — всегда экономно построен. В этом его обаятельность. * * * * Материалом для графики служат: тушь, карандаш, гравюра на Дере­ C. ЛИПИН Ойротия ве, на линолеуме, офорт и литогра­ фия. Каждый из указанных материа­ лов имеет свои достоинства и недо­ статки. Тушь используется пером, ки­ стью. Карандаш может быть свинцо­ вый, итальянский. Гравюра на ли­ нолеуме, на дереве делается острым резцом, при чем получается готовое клише, с которого можно напеча­ тать руками или на машине любое количество экземпляров — гравюр. Офорт—это способ глубокой печа­ ти. На цинке травится кислотой ри­ сунок, в вытравленные линии наби­ вается краска, которая затем по­ средством сильного давка на офорт- цом станке переходит на бумагу, да- НА ПЛОТАХ вая линию, затянутую легким, при­ ятным полутоном. Литография—печать с камня: ху­ дожник рисует непосредственно на камне или переводит на камень сде­ ланный заранее рисунок. Особен­ ность литографии в том, что она дает карандашную зернистость, ко ­ торой нигде нельзя добиться, кроме как в литографии. Наиболее графичным материалом будет перо, кисть и гравюра на де­ реве, в особенности последняя, в си­ лу того, что резец дает на дереве прекрасно отточенную грань линии- Офорт, литография и отчасти лино­ леум в изображении оперируют больщей частью пятном. Рисунок Н. Чевалкова * * * * Искусство графики—массовое ис­ кусство, потому что графические, рисунки можно размножать в ог­ ромных количествах, их можно пе­ чатать в журналах, газетах, книгах. Но тут читатели нашего журнала говорят нам: «Постойте, дорогие то­ варищи, это еще не все. Чтобы стать массовыми, ваши рисунки должны быть понятны массам. А не­ которые ваши рисунки нам непо­ нятны». Правильно! Мы хотим быть по­ нятными. Мы рисуем, режем на де­ реве и линолеуме для того, чтобы что-то сказать, выразить, передать о настоящем нащим читателям

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2