Настоящее, 1928, №3
ЦВЕТЫ ОБЩЕСТВА С. ЛАМАКИН 1 поэзия D КВАРТИРЕ БРОДИЛ мутный, предрассветный полумрак. Ан дрей Южаков только-что вернулся из пивнушки. Мрачный, пессимисти чески настроенный, он растянулся на полу, на окурках, и пачками па лил едучую махорку. Я лежал на кровати, а Володя Кальперин-Сво- бодный, сидя, спал, развалившись в мягком, до дыр просиженном кре сле. Закинув огромную голову на тонкой, как жила, шее на спинку кресла, Володя протяжно, с пощел киванием храпел. — Спит, скотина,—сел вз’ерошен- ный Южаков,—а храпит, как про тивно!.. Володя Кальперин - Свободный (Свободный—литературный псевдо ним)—представитель старого, выро дившегося дворянства, живой и кон фузный документ старой святой рус ской интеллигенции. Язва ты на здоровом теле тру дящихся, не унимался Южаков,__ зачем, спрашивается, живет!.. Это ты, действительно, язва,— продирает глаза Володя. — Другие рабочие кожи выделывают на заво де!, а ты чем занимаешься? Песенки пишет,—пояснил я Во лоде. Песенки, говоришь?—с нескры ваемой злобой выплюнул папиросу Андрюша и лег снова на пол,—пе сенки? Ясно,—отвечаю с пренебреже нием. А ты попробуй, напиши такие песенки. — Наглости нехватает. Ты сознательно оскорбляешь... Ты понимаешь, что это грубое ос корбление... Оскорбление моей ду ши, чувства... Понимаешь?..—при поднялся на локоть и поколотил се бя в грудь кулаком.—Что значит, пе сенки? — Песенки. — После этого я с тобой не раз говариваю... Я хоть песенки напи сал, а ты—что? Не тебе судить, то варищ дорогой, о достоинстве мое го стиха. Кроме хроники в «Путе водную Зарю», ты ничего не смо жешь дать, ты больше ни на что не способен. Ты не Максим Горь кий. А ты Пушкин что ли? (Мне то- же обидно). Песенки писать не каждому Дано. Андрюша Южаков—бывший рабо чий кожевенного завода. До двад- Цатипятилетнего возраста он жил тихо и спокойно, то-есть закваши вал кожи в заводские чаны и сди рал с них полусгнившую шерсть. — А теперь мне революция от крыла глаза,—показывая вырезанные из газеты стихи, козырял он совер шенно заслуженно и справедливо.— Я только в 1922 году выучился гра моте... Андрюша писал стихи, переходя от восторга к унынию. Впадая в уныние, он задавал себе три роко вых вопроса: кто я такой, зачем я, собственно, живу и что я за чело век? Придя в восторг, он скашивал голову немного направо и отпра влялся, размахивая руками, на кож- завод. — Я пролетарский поэт,—преду преждал он рабочих,—потому и пришел к вам. Мне не нужна оценка какого-нибудь подлого интеллиген • та,—кивал на мастеров,—мне важно, как вы воспримете. — Что ж, вали, когда хочешь,— соглашались рабочие. — Ловко, ловко,—ценили потом пожилые и, отворачивая в сторону виноватые лица, торопливо расхо дились. Молодежь уважала поэзию. — Андрюшка пришел! — кричал кто-нибудь из ребят. И так как Южаков обычно являл ся на завод аккуратно к обеденному перерыву, то вокруг него живо со биралась веселая толпа. Андрюша чувствовал себя, как дома и, не те ряя драгоценного времени, убивал, что называется, одним выстрелом двух зайцев: он прочитывал, взма хивая руками и притопывая ногами, все свои «песенки» ребятам и с’едал за компанию с ними добрую пор цию пирогов. С завода возвращался домой с лучшими надеждами в груди... Володя Кальперин-Свободный, вы тянув поудобнее худые|, похожие на ходули ноги, опять безмятежно за сыпает и храпит открытым ртом. Мрак в квартире редеет, медленно расползается. Неясно виднеется его большая, с тщательно приглаженны ми длинными волосами, голова. Ту скло отсвечивает металлическая ру коятка финского ножа и чернеет от крытый рот. — Язва спит, что ей не спать,— закуривает снова Южаков и фило софствует угрюмо.—Ты тоже язва... И я язва... Все мы язвы... В просиженном кресле Володя Кальперин-Свободный сидит и, сидя, спит уже третью ночь кряду. Сна чала я ему предлагал шинель и п о душку, но Володя из вежливости отказался. Южаков бы не отказался. Володя приторно вежлив. — Товарищ Ламакин,—воодуше вленно восклицал он голосом, пере полненным глубочайшей благодар ности,—вы, пожалуйста^ не беспо койтесь, хе-хе-хе,—прикладывая ру ку к груди, кланялся и заливался смешком старичка,—хе-хе-хе... Вы, пожалуйста, того-с... не беспокой тесь. Я, знаете, закаляю себя, з а к а ляюсь... на военной службе, знаете, не так еще бывает. Хе-хе-хе... Бы- вает-с!.. — Ты не был на военной службе; тебя и не возьмут никогда на нее. — Что вы, товарищ Ламакин, и великолепно чувствую себя... Вели колепно, великолепно... Хе-хе-хе... Великолепно-cL — Володька!—хрипит Южаков. — Ну,—поднял голову Кальпе рин. — Скажи мне по-совести, положа руку на сердце, что тебя заставило писать стихи. Слава?.. Деньги?.. — Нет, так просто, потребность. — Ага, как меня же, значит? — Ну-да. — А ты у баб когда-нибудь бы вал? — Товарищ Южаков!.. — Володя оскорблен непристойным вопро сом.—Я на такие вещи не отвечаю. — Слушай, я тебе стихотворение прочитаю... Вчера написал. Будешь слушать? — Читай,—с тоской соглашается Кальперин и, приняв прежнюю по зу, моментально засыпает. 1! НОСОРОГ Г10ЛАГАЯ, ЧТО культура и ис- * 1кусство не смогут успешно про цветать и здравствовать без нашего активного содействия, мы с Андрю шей начали писать стихи и расска зы. Володя же Кальперин-Свобод ный был как бы примазавшимся к нам и к революции чуждым эле ментом, о чем мы ему беспрестанно намекали, изредка подчеркивая, что стихи его страдают подхалимством, упадочничеством и ложным пафо сом. — Ты, брат, поздно родился. В наших условиях ты ненужный и да же вредный человек, потому что не работаешь, а жрешь, как ворона. Гоавюра на дереве С. Липина РЕМОНТ ПУТИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2