Настоящее, 1928, №3

стые слова. Дети из «Майского Утра» и «Смелой Разведки» учатся в Косихинской семилетке. Один из коммунаров «Просвещения» учится в ВУЗ’е в Томске. * * * * Несколько слов о женщинах. Оплата их труда, как я уже указы­ вал, ниже оплаты мужской работы. Но редкая женщина полностью по­ лучает свою оплату. Ее труд не за­ полняет всего рабочего дня. Это, конечно, не означает, что она без­ дельничает. Но она работает на кухне своей квартиры, смотрит за своими детьми. Коммунарки «Пробуждения» уже усиленно настаивают на освобожде­ нии их от кухни и детей. Они тре­ буют постройки общественной сто­ ловки, детской площадки и яслей. Возможно, что им удастся добиться этого еще ближайшим летом. Но в других коммунах это—не задача ближайшего года. «Раньше свинар­ ник»,—говорят в «Майском Утре». Впрочем, пятилетки везде преду­ сматривают столовые и ясли, дет­ ские же площадки будут весной. При обсуждении плана обще­ ственной столовой в «Смелой Раз­ ведке» обнаружилась интересная деталь. Столовая должна, ведь, ублаготворить вкусы всех коммуна­ ров: один захочет щей, другой—су­ па, один—мяса, другой—пельменей. Как же быть?.. И решили преду­ смотреть в плане такую столовую, которая приготовляла бы несколько блюд на выбор, «как в городе». Освобождение женщины от кухни и возни с детьми создаст свобод­ ную рабочую силу. Как ее исполь­ зовать? Надо создавать новые от­ расли хозяйства. Раньше всего— птицеводство. «Майское Утро» к этому и приступает. В этом году строится птичник, а одна женщина направляется на курсы птицевод­ ства в Барнаул. * * * * Роль культуры в крупном коллек тивном хозяйстве демонстрируется наиболее выпукло. Коммуна «Смелая Разведка» пло­ хо поддается «культурной обработ­ ке». Правда, она выписывает на 10 рублей в месяц литературы, но эта литература лежит почти без движения в красном уголке. Гово. рят, ее читает только один комму­ нар тов. Сошников. Коммуна построила теплый двор, но, как правильно заметил кре­ стьянин-критик, настила в стойлах нет. Правильный корм скота не со­ блюдается, и убедить коммунаров в его необходимости трудно. Чело­ век, который малограмотен и не за­ ботится о под’еме своей культуры, трудно поддается обработке. Также и коммуна. Иначе дело в «Майском Утре», где хорошо поставлена культурная ра­ бота. В теплом дворе вы найдете над каждой коровой табличку. Вы узнаете, как зовут корову, ее поро ду—иностранка ли она или мест­ ная,—последний вес, удой, корм, процент жирности молока. Сведения самые свежие. В конторе есть на каждую корову тетрадка, где вы наглядно убедитесь, что, например, красная немка Дора в результате правильного ухода подняла свою удойность с 18 до 22 фунтов в сут­ ки. Понятно, что в «Майское Утро» едут учиться из других коммун. Сейчас там работают курсы. И участковый агроном, с которым я там встретился, рассказывал мне, как курсанты пред’явили ему требо­ вание додать коровам белка, когда он, в целях проверки их знаний, урезал на один день норму белка. А узнать норму белка в корме дело довольно сложное. Оно предпола­ гает умение обращаться со сложны­ ми таблицами Кауфмана. Западно­ европейская агрономия считает Ка­ уфмана, вообще, выше понимания крестьянина. Она рекомендует его вниманию упрощенные «датские нормы». Но наш сибирский комму­ нар обманул предположения запад­ но-европейской агрономии. * * ф * Коммуны создали не только но­ вый тип хозяйства], но и новый тип людей. Нельзя пройти мимо фигур руко­ водителей коммун, ее хозяйствен­ ников. Хозяйство коммуны большое, часто превышает совхозовское, а во главе его стоит обычно средний крестьянин с его обычными поло­ жительными и отрицательными сто­ ронами. Удивляешься, откуда у не­ го, зачастую бедняка в прошлом, такая хозяйственная сноровка, уме­ ние вести крупное хозяйство. Пожа­ луй, именно на фигурах этих руко- водов терпит крах кулацкая поба­ сенка, что бедняк лентяй. Руководители коммуны работают почти без смены с первого дня, вот уже 7-8 лет. Незачем менять руко­ води, если он хорош. Теперь это очевидно. Но не то было в про­ шлом. В 1923 году в коммуне «Сме­ лая Разведка» произошел раскол. Часть вышедших из коммуны обви­ нила нынешнего руководителя тов. Титова, что он хочет разрушить коммуну. «Посмотрим, кто хочет разрушить»,—отвечал тов. Титов. И жизнь показала: коммуна ушедших просуществовала лишь до ближай­ шей осени, а «Смелая Разведка» жи­ вет и сейчас и тов. Титов ее бес­ сменный руководитель. В коммуне есть и свои старики. Они редко живут самостоятельно. Большей частью коротают свои деньки при детях—полносильных членах коммуны. Но и эти старики отдают закат своих дней коллектив­ ному хозяйству. Как живая, встает передо мной фигура старика-овчаря в «Пробуждении». Когда я спросил деда, знает ли он, сколько у него овец, я нанес ему, вероятно, круп­ ное оскорбление. Старик обидчиво посмотрел на меня и назвал цифру. Характерно!, что и многие стари­ ки-коммунары отказались от рели­ гии. История вытеснения религии из «Майского Утра» такова. Когда переносили дома, то в уголках, где всегда висят иконы, не сделали для них колечек. На гвоздик же около кровати больше одной, да и то ма­ ленькой, иконы не повесишь. Эта икона на гвоздике вносила большие неудобства: дети сорвут и превра тят в игрушку. Намаялись бабы с иконама А потом одна за другой бросили. Дольше всех держалась 65-ти летняя старушка, да и она, на­ конец, сказала: «Ну их к седым. Что креститься,—как кобыла хвостом махать». Новые нравы сильнее всего ска­ зываются среди молодежи. Я был в деревне в самое свадебное время. Зачастую встретишь, под’езжая к районному селу, молодого веселого парня, едущего с невестой в РИК. Это едут «завериться», чтоб затем «обкрутиться» в церкви. Не «обкру­ титься»—позор. В поселке Воскре­ сенском мой хозяин — парнишка 17 лет, сирота из батраков, по нужде, женился на девушке его же лет. Как несовершеннолетних, их не «за­ верили», а поп, следовательно, не «обкрутил». Парень чувствует себя в поселке низшим, презираемым су­ ществом. Совсем иначе в коммунах. Здесь браки только гражданские. Впрочем, в коммуне «Майское Утро» состоя­ лось уже семь браков и без всякой регистрации. У секретаря комсо­ мольской ячейки брак длится уже третий год, у другого от не­ зарегистрированного брака есть двое детей. Фактический брак дока­ зал в коммуне всю свою жизнен­ ность, и девушки, вступившие на этот путь, сохранили в коммуне все к себе уважение. У коммунаров есть тенденция жениться на коммунар­ ках; когда же они берут жен в де­ ревне, брак обязательно регистри руется (иначе родители не дове­ ряют). По-иному обстоит дело, ко­ гда коммунарки идут замуж в дерев­ ню—тогда вступает в силу «обкрут- ка». Коммунарка—богатая невеста: коммуна «Смелая Разведка» дает за- нею приданое 75 рублей—ее пай. Если среди молодежи растут даже нерегистрированные браки, то это вовсе не значит, что молодежь от­ казалась от всех старых обычаев. Когда одному «разведчику» понадо­ билось жениться, он поехал в «Про­ буждение» со сватом, самим тов. Ти­ товым. Есть в коммунах и третье поколе ние. Это уже сплошь «некрещен ные». В «Смелой Разведке» я разго­ варивал с семилетней некрещенной Ульяной. — Ты креститься умеешь?—спро­ сил я ее. Ульяна удивленно вытаращила глаза и никак не могла понять, за­ чем это прикладывают руку сначала к голове, а затем к пузу. В «Май- Рисунок П. Ивакина У ОЗЕРА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2