Настоящее, 1928, №3
стые слова. Дети из «Майского Утра» и «Смелой Разведки» учатся в Косихинской семилетке. Один из коммунаров «Просвещения» учится в ВУЗ’е в Томске. * * * * Несколько слов о женщинах. Оплата их труда, как я уже указы вал, ниже оплаты мужской работы. Но редкая женщина полностью по лучает свою оплату. Ее труд не за полняет всего рабочего дня. Это, конечно, не означает, что она без дельничает. Но она работает на кухне своей квартиры, смотрит за своими детьми. Коммунарки «Пробуждения» уже усиленно настаивают на освобожде нии их от кухни и детей. Они тре буют постройки общественной сто ловки, детской площадки и яслей. Возможно, что им удастся добиться этого еще ближайшим летом. Но в других коммунах это—не задача ближайшего года. «Раньше свинар ник»,—говорят в «Майском Утре». Впрочем, пятилетки везде преду сматривают столовые и ясли, дет ские же площадки будут весной. При обсуждении плана обще ственной столовой в «Смелой Раз ведке» обнаружилась интересная деталь. Столовая должна, ведь, ублаготворить вкусы всех коммуна ров: один захочет щей, другой—су па, один—мяса, другой—пельменей. Как же быть?.. И решили преду смотреть в плане такую столовую, которая приготовляла бы несколько блюд на выбор, «как в городе». Освобождение женщины от кухни и возни с детьми создаст свобод ную рабочую силу. Как ее исполь зовать? Надо создавать новые от расли хозяйства. Раньше всего— птицеводство. «Майское Утро» к этому и приступает. В этом году строится птичник, а одна женщина направляется на курсы птицевод ства в Барнаул. * * * * Роль культуры в крупном коллек тивном хозяйстве демонстрируется наиболее выпукло. Коммуна «Смелая Разведка» пло хо поддается «культурной обработ ке». Правда, она выписывает на 10 рублей в месяц литературы, но эта литература лежит почти без движения в красном уголке. Гово. рят, ее читает только один комму нар тов. Сошников. Коммуна построила теплый двор, но, как правильно заметил кре стьянин-критик, настила в стойлах нет. Правильный корм скота не со блюдается, и убедить коммунаров в его необходимости трудно. Чело век, который малограмотен и не за ботится о под’еме своей культуры, трудно поддается обработке. Также и коммуна. Иначе дело в «Майском Утре», где хорошо поставлена культурная ра бота. В теплом дворе вы найдете над каждой коровой табличку. Вы узнаете, как зовут корову, ее поро ду—иностранка ли она или мест ная,—последний вес, удой, корм, процент жирности молока. Сведения самые свежие. В конторе есть на каждую корову тетрадка, где вы наглядно убедитесь, что, например, красная немка Дора в результате правильного ухода подняла свою удойность с 18 до 22 фунтов в сут ки. Понятно, что в «Майское Утро» едут учиться из других коммун. Сейчас там работают курсы. И участковый агроном, с которым я там встретился, рассказывал мне, как курсанты пред’явили ему требо вание додать коровам белка, когда он, в целях проверки их знаний, урезал на один день норму белка. А узнать норму белка в корме дело довольно сложное. Оно предпола гает умение обращаться со сложны ми таблицами Кауфмана. Западно европейская агрономия считает Ка уфмана, вообще, выше понимания крестьянина. Она рекомендует его вниманию упрощенные «датские нормы». Но наш сибирский комму нар обманул предположения запад но-европейской агрономии. * * ф * Коммуны создали не только но вый тип хозяйства], но и новый тип людей. Нельзя пройти мимо фигур руко водителей коммун, ее хозяйствен ников. Хозяйство коммуны большое, часто превышает совхозовское, а во главе его стоит обычно средний крестьянин с его обычными поло жительными и отрицательными сто ронами. Удивляешься, откуда у не го, зачастую бедняка в прошлом, такая хозяйственная сноровка, уме ние вести крупное хозяйство. Пожа луй, именно на фигурах этих руко- водов терпит крах кулацкая поба сенка, что бедняк лентяй. Руководители коммуны работают почти без смены с первого дня, вот уже 7-8 лет. Незачем менять руко води, если он хорош. Теперь это очевидно. Но не то было в про шлом. В 1923 году в коммуне «Сме лая Разведка» произошел раскол. Часть вышедших из коммуны обви нила нынешнего руководителя тов. Титова, что он хочет разрушить коммуну. «Посмотрим, кто хочет разрушить»,—отвечал тов. Титов. И жизнь показала: коммуна ушедших просуществовала лишь до ближай шей осени, а «Смелая Разведка» жи вет и сейчас и тов. Титов ее бес сменный руководитель. В коммуне есть и свои старики. Они редко живут самостоятельно. Большей частью коротают свои деньки при детях—полносильных членах коммуны. Но и эти старики отдают закат своих дней коллектив ному хозяйству. Как живая, встает передо мной фигура старика-овчаря в «Пробуждении». Когда я спросил деда, знает ли он, сколько у него овец, я нанес ему, вероятно, круп ное оскорбление. Старик обидчиво посмотрел на меня и назвал цифру. Характерно!, что и многие стари ки-коммунары отказались от рели гии. История вытеснения религии из «Майского Утра» такова. Когда переносили дома, то в уголках, где всегда висят иконы, не сделали для них колечек. На гвоздик же около кровати больше одной, да и то ма ленькой, иконы не повесишь. Эта икона на гвоздике вносила большие неудобства: дети сорвут и превра тят в игрушку. Намаялись бабы с иконама А потом одна за другой бросили. Дольше всех держалась 65-ти летняя старушка, да и она, на конец, сказала: «Ну их к седым. Что креститься,—как кобыла хвостом махать». Новые нравы сильнее всего ска зываются среди молодежи. Я был в деревне в самое свадебное время. Зачастую встретишь, под’езжая к районному селу, молодого веселого парня, едущего с невестой в РИК. Это едут «завериться», чтоб затем «обкрутиться» в церкви. Не «обкру титься»—позор. В поселке Воскре сенском мой хозяин — парнишка 17 лет, сирота из батраков, по нужде, женился на девушке его же лет. Как несовершеннолетних, их не «за верили», а поп, следовательно, не «обкрутил». Парень чувствует себя в поселке низшим, презираемым су ществом. Совсем иначе в коммунах. Здесь браки только гражданские. Впрочем, в коммуне «Майское Утро» состоя лось уже семь браков и без всякой регистрации. У секретаря комсо мольской ячейки брак длится уже третий год, у другого от не зарегистрированного брака есть двое детей. Фактический брак дока зал в коммуне всю свою жизнен ность, и девушки, вступившие на этот путь, сохранили в коммуне все к себе уважение. У коммунаров есть тенденция жениться на коммунар ках; когда же они берут жен в де ревне, брак обязательно регистри руется (иначе родители не дове ряют). По-иному обстоит дело, ко гда коммунарки идут замуж в дерев ню—тогда вступает в силу «обкрут- ка». Коммунарка—богатая невеста: коммуна «Смелая Разведка» дает за- нею приданое 75 рублей—ее пай. Если среди молодежи растут даже нерегистрированные браки, то это вовсе не значит, что молодежь от казалась от всех старых обычаев. Когда одному «разведчику» понадо билось жениться, он поехал в «Про буждение» со сватом, самим тов. Ти товым. Есть в коммунах и третье поколе ние. Это уже сплошь «некрещен ные». В «Смелой Разведке» я разго варивал с семилетней некрещенной Ульяной. — Ты креститься умеешь?—спро сил я ее. Ульяна удивленно вытаращила глаза и никак не могла понять, за чем это прикладывают руку сначала к голове, а затем к пузу. В «Май- Рисунок П. Ивакина У ОЗЕРА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2