Настоящее, 1928, №2

Постель широкая, величествен­ ная,—восемь подушек,—и на стейе висит литография женщины болыйе- грудой и мягкой, как подушки. — Вот так и живем,—говорит мне хозяин,—тяжело живем. Как непримиримо ненавидит, как желчно презирает он свою сельскую власть! Он не ходит на собрания, он сына Татьяны или ее самое посыла­ ет в сельсовет... Впрочем, он лишен нрава голоса и со смехом говорит мне теперь: *—< Голоса лишили. Ума не ли- Шйт. О, ты умен, старик. Ты взял себе в Жены молодую, красивую вдову. Что ж, что у нее сын? Он работает... Выгодней было с сыном. Ты все рас­ считал. Тебе добрые люди разыска­ ли сильную, положительную женщи­ ну» которая голодала с мальчишкой. И ты теперь иногда шепчешь маль­ чику: — Если б не я... Ты хочешь вырвать из-под влия­ ния матери ее сына Твоя жена ведь Не лишена права голоса Она была членом совета и ездила на краевые с'езды. Твоя жена—чужой тебе чело­ век,—чужой, противный, она—твой враг, но и отсюда ты умеешь извле­ кать какие-то выгоды. Вот же ты сам говоришь мне: — У меня жена... Он, щурясь, глядит на Таню, на Ефима, глядит на меня и, взглянув в его слезящиеся маленькие глаза, я многое чувствую. Сейчас он порицал бедноту—он говорил, что это—лентяи, пьяницы, дураки, люди лишние, никому не­ нужные. Была злоба в судорогах его морщин, и усмехался он жестко—и радостно рассказывал мне, как ка­ кой-то ему известный бедняк, полу­ чив пособие, еще беднее стал. Он пискливо хохотал: — Ну! А теперь он мягко, отечески лас­ ково говорит о бедняках, которые прежде кормились от него, которых он «благодетельствовал», давал им работу и взаймы деньги давал и, вообще, он жалеет и любит бедного человека. Ефим сердито выпивает стакан че­ ремуховой, глядит на сестру. Она вскидывает Свой темные глаза на мужа. -— Почему же они остались гольте- пой, а ты нет? — Как — почему ? — кричит он. — Глупый твой вопрос. Дураки, лен­ тяи, жулики. Он сопит. Как складывается жизнь! Сильная, умная крестьянка, чи­ стый тип трудовой женщины, и ста­ рый деревенский паук под одной крышей. То, что любит она, он ненавидит. То, что близко ей, ему враждебно. И вдруг оскаливается его черный рот. вдруг он зашипит перед ее лицом, а она спокойно, насмешливо глядит ему в глаза и засмеется, как тихо смеется теперь. — Благодетели. Хозяин обрывает неприятное за­ мечание—он хочет говорить об ином. Впрочем, он не против советской власти и говорит об этом совершен­ но искренне. Ему только нужны со­ веты иного социального состава и иная установка нашей налоговой по­ литики, и тогда он готов приложить все свои силы на поддержку совет­ ской власти, ибо тогда он будет сно­ ва «благодетельствовать» бедноту. Свои концепции он строит очень тонко, четко, логично. У него боль­ шой жизненный опыт—он ведь, оче­ видно, не впервые говорит об этом. Он говорит об этом с каким-нибудь мужичком, наедине, за таким вот стаканчиком черемуховой, где-ни­ будь в избе, беседуя по-душам, и подчеркивает, и внушает, что он не против советской власти, но нужны тут кое-какие пустяковые измене­ ния... Почему бы, например, не уста­ новить прежнюю оплату за пользо­ вание землей? Налог раскладывается неправильно... и вот он найдет при­ меры в своей же деревне. И какой- нибудь крестьянин поддакнет ему: — А ведь ты верно говоришь. Суконная газетная фраза называет это «шопотом кулаков», и часто до нас не доходит ее подлинный, боль­ шой смысл. Старик задумался. Он ковыряет в зубах спичкой. Теперь мы будем пить чай с домашним пирожным «мика­ до», с ватрушками, с сухарями, с ме­ дом. Мы ели селедку и вкусный мяс­ ной студень... Хозяин извинился пе­ ред нами, что для таких дорогих го­ стей он бы приготовил иные блюда, а то вот пришлось «чем бог послал». Я шутя заметил ему, что, очевидно, к нему бог относится не плохо, и старик усмехнулся. — Умный человек всегда проживет на белом свете. Это я знаю. Больше того, я знаю, что этот старичок вот уже третий год не продавал хлеба ни государ­ ству, ни кооперации. Он продает свой хлеб только в распутицу и только частному рынку. Он не желает иметь дела с госу­ дарством, он стоит на черте эконо­ мической размычки города с дерев­ ней, он, помимо своих хозяйствен­ ных выгод, вполне сознательно са­ ботирует наши мероприятия, и он же эту знаменитую краску «кампеш» не покупает на частном рынке, ибо крас­ ка там диво дорога, он в коопера­ тив свез 40 пудов хлеба и по праву купил товаров, он у государства по­ купает мануфактуру и протягивает свои руки к сложным машинам, ко­ торые производятся на государ­ ственных заводах. Вот каков этот старичок, которо­ му бог посылает хороший, сытый ужин, этот черемуховый самогон, ко­ торый, между прочим, он сам не вы­ сиживает. Это ему сделала баба-вдо- ва за самую пустяшную плату. Это в доме у бабы-вдовы теперь роется милиционер и грозит ей штрафом, а старичок весело попивает самогон и язвительно говорит мне: — Не знаете вы, товарищи, как ограбить деревенский народ. Вот и придумали борьбу с самогоном. Он охмелел. Курит вкусно, сыто нкает. ЧАЛДОНЫ Гравюра на дереве С. Липина

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2