Настоящее, 1928, №2

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ХУДОЖНИКИ ДЛЯ МАСС? Дорогие товарищи! Сходите на Красный проспект, на базар—посмо­ трите, каким успехом пользуются те, с позволения сказать, картины, ко­ торые продаются там. Торговля идет бойко. Да и не мудрено: ведь это»— «настоящие картины», писанные ма­ сляными красками, а стоят они от полтинника до рубля с полтиною, а если размер их более солиден, то максимум—рубля три. Это ли не де­ шевка? Действительно, дешевка. И этой дешевкой, отвратительной, безвкус­ ной, смехотворной, рабочие и слу­ жащие украшают свои квартиры. Отчего это происходит? Оттого, что рабочим и служащим не предла­ гают других, настоящих, культур­ ных и доступных по цене картин. У нас есть культурные художни­ ки. Не обязаны ли они вступить в борьбу с этой антихудожественной и антикультурной дешевкой? Что для этого можно и нужно сделать? Нужно найти верный и вы­ годный способ массового распро­ странения хороших, подлинно- худо­ жественных произведений. В чем заключается этот способ? Укажу на пример из такой области художе­ ственной техники, осуществление которой вполне доступно и в наших сибирских условиях. Незадолго до мировой войны ряд выдающихся германских художни­ ков и издателей принялись за из дание художественных литографий. Художники сами рисовали на кам­ не либо копии со своих картин, ли­ бо новые картины, они печатались в большом количестве экземпляров н продавались по цене от 35 коп. до 1 р. 50 коп. на наши деньги. В громадном большинстве это были вещи, выдающиеся по своей худо­ жественной ценности. Почему мы не можем последовать этому примеру? У нас есть совершенно очевидный городской спрос на «картинки» и есть огромная сибирская деревня, которая «красные углы» в крестьян­ ских избах украшает всякой убо­ гой дребеденью до чайных и про­ чих этикеток включительно. Массовое издание художественных литографий даст не только прилично оплачиваемую работу нашим ху­ дожникам, -но облегчит им и их за­ дачи в области общественного слу­ жения—в области строительства бодрой, радостной и красочной жизни. Но этого мало. На первой краевой художественной выставке мы виде­ ли много графики и, в частности, Ряд прекрасных офортов. Если та­ кие гравюры, при печатании в боль­ шом количестве оттисков, в конеч­ ном счете все же будут стоить до­ роже литографий (я недостаточно «спец» по этой части, чтобы су­ дить об этом), то вес же мОжко с уверенностью сказать, что такого рода произведения найдут постоян­ ных покупателей. Любой рядовой совработник не по­ жалеет 2—3-х, а может быть, и 5 руб­ лей, чтобы от времени до времени пополнять ими свою коллекцию или украшать ими стены своего жили­ ща. Рабочий безусловно купит куль­ турный рисунок, вместо той дрян­ ной мазни, которую ему навязыва­ ют на базаре. Думается, что уже в указанных двух направлениях перед нашими художниками открывается непоча­ тый край плодотворной и интересной работы. Но это еще далеко не все. Обратимся к искусству приклад­ ному—к художественному ремеслу. Мебель, деревянные изделия, игруш­ ки, гончарное дело и прочие художе­ ственные ремесла—какое обширное поле для ириложения сил наших ху­ дожников ! Посмотрите, какое убожество, ка­ кое отсутствие вкуса, фантазии и творческой изобретательности, ма­ ло того—какая неумелая техника во всех указанных отраслях! Дайте об­ разцы, дайте мысль, укажите новые удобные и красивые формы; найдите пути и способы об’единения вашей творческой мысли, вашего вкуса и вашего умения с исполнительным трудом профессионалов того или иного ремесла, и вы создадите дело не только более выгодное для обе­ их сторон, но дело культурное, а потому и общеполезное. Возьмите, напр., нашу плетеную мебель: что тут создается? Стулья, кресла, детские кровати и коляски. И больше ничего. И все это застыло в одних и тех же скучных образ­ цах, неудобных и безобразных Возьмите точеные деревянные ба­ ульчики, боченки и т. п., с прими­ тивным рисунком, выжиганием едва ли не раскаленным шилом или гвоз­ дем. Дайте осмысленный рисунок, дайте яркую, гармоничную окраску, укажите, как закреплять и оживлять краски хорошим лаком. Игрушки. Нужно признать, что здесь творческая мысль простого ку­ старя порою создает прекрасные ве­ щи, но у нас в Сибири в этой обла­ сти ничего не сделано, чтобы ожи­ вить и расширить это дело. Гончарное дело: то же убожество, та же неуклюжесть, а между тем и здесь много простора для улучше­ ния как формы, так и расцветки из­ делий. Не говорите о непреодолимых трудностях: что доступно крестьяни- ну-латышу в Латвии, у которых мне пришлось покупать выдающиеся об­ разцы художественной керами­ ки, то доступно и нам. А что ка­ сается материала—да у нас под са­ мым Новосибирском есть белая гли­ на—каолин! Наконец, возьмем такой пример В Кйлыван'ск'бм захАзде (Ру'бцдаско- го округа), где с екатерининских времен существует гранильная фа­ брика, ныне, впрочем, как-будто все еще бездействующая, кустарь-оди­ ночка из бывших мастеров фабрики выделывает кое-какие безделушки (брошки, запонки, кольца, пепель­ ницы, чернильницы и т. п.). Мате­ риал чудесный, великолепнейших от­ тенков : яшма, агат, кварц, лазоревый камень и т. д. Но до чего опять-таки убого творчество, до чего шаблон- ны формы! Тут опять нужно дать образцы, дать мысль. И, наоборот, возьмите самобытное творчество на­ ших инородцев, в особенности се­ верных, сколько оригинального и красивого в украшениях придумы­ ваемых ими. Здесь можно восполь­ зоваться образцами ввести их в ши­ рокий обиход, оживляя тем реме­ сленное творчество в этой области. Один партиец, не заплатив денег электростанции и будучи за это из сети выключен, явился в кабинет заведывающего станцией и восклик­ нул: — Это ж термидор! Такова сила привычных слов. ■i* Н* Словоохотливому человеку дали сделать на ячейке информационный доклад. Перед началом его спроси­ ли, сколько ему надо времени. Он потребовал полтора часа. Собрание разрешило говорить полчаса. Тогда докладчик вскипел и зая­ вил: — За полчаса я рта раскрыть не успею. Такой у этого человека большой рот. * * * *, Репортер поссорился с секрета­ рем окрисполкома. Репортеру надо было получить материал о деле красноармейца—о прижиме его родных в деревне. Дело тянулось полгода. Секретарь поднял кверху палец, постучал ручкой о чернильницу и сказал: — У вас, писатель, детский ум. Вы должны писать о том, что мы даем народу. * * * * О том, насколько тяжелая наука статистика,, говорит следующий случай. В Чебаках (Хакассия) был полу­ чен циркуляр с требованием дать сведения о количестве волков. На сельском сходе не нашли другого выхода, кроме как записывать со слов односельчан, кто и сколько волков видел. И после того, как начали запись, и первые волки были зарегистриро­ ваны, с задних рядов кто-то внес поправку: — Вы, товарищи, записываете, а, может, эти вУлки к нам из чужо- Но довольно примеров. Спраши­ вается—выполнимо ли, осуществимо ли все сказанное? Думаю, что вполне осуществимо, если не зарываться, а начать с небольшого и всем до­ ступного, скажем, с распростране­ ния художественных литографий. На­ до лишь сорганизовать артельно и производство, и сбыт. Оборотные средства для начала потребуются сравнительно очень небольшие и их можно будет получить на доступных условиях в кредит. Немножко побольше инициативы, энергии и настойчивости, немножко больше сплоченности—и дело, не­ сомненно, пойдет. Потребитель—ра­ бочий и служащий—вас поддержит. Э. Блюменталь. 'Новосибирск Сибсельбанк го сельсовета забежали или теперь в чужой убегли и потому не подле­ жат к нашей территории. ■Волк—животное, действительно, передвижное. Его кормят ноги. При чем, волк такое скандальное жи­ вотное, что в поисках пищи не счи­ тается ни с географией, ни с грани­ цами подведомственных органам Наркомзема территорий. Положение для яаркомземовской статистики создается безвыходное. * * * * «Мы, охотники, с гордостью го­ ворим, что и Владимир Ильич был охотник. Великому Ильичу, так же, как и нам, не чужда была горячо любимая нами охота. Владимир Ильич, так же, как и все мы, нахо­ дил лучший отдых от своих вели­ ких дел в полях и лесах с ружьем и собакой». «Стрелял В. И. без скрада и поч­ ти без промаха. Если была удачная охота и набивали много дичи, Вла­ димир Ильич, взяв немного себе, отдавал излишки участникам охо ты». Так пишет в журнале «Охотник и Пушник Сибири» писатель Пер- митин. Что у Ленина были великие дела, от которых он отдыхал, это верно. Но что за многими из нас таких великих дел не числится—тоже факт. Тогда зачем писать «как и все мы» ? И затем—фактическая справка. Хотя Ленин любил охоту, но стре­ лял неважно и потому никогда мно­ го'дичи не набивал, а, стало быть, нечем было и делиться. Об этом можно прочитать в книге прав­ дивого и искреннего писателя М. Пришвина «Охота за счастьем». Товарищи из «Охотника и Пуш­ ника»! Ленинизм—не в том, чтобы рассказывать; охотничьи небылицы о Ленине, не в том... А. М. МОМЕНТАЛЬНЫЕ СНИМКИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2