Настоящее, 1928, №2
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ХУДОЖНИКИ ДЛЯ МАСС? Дорогие товарищи! Сходите на Красный проспект, на базар—посмо трите, каким успехом пользуются те, с позволения сказать, картины, ко торые продаются там. Торговля идет бойко. Да и не мудрено: ведь это»— «настоящие картины», писанные ма сляными красками, а стоят они от полтинника до рубля с полтиною, а если размер их более солиден, то максимум—рубля три. Это ли не де шевка? Действительно, дешевка. И этой дешевкой, отвратительной, безвкус ной, смехотворной, рабочие и слу жащие украшают свои квартиры. Отчего это происходит? Оттого, что рабочим и служащим не предла гают других, настоящих, культур ных и доступных по цене картин. У нас есть культурные художни ки. Не обязаны ли они вступить в борьбу с этой антихудожественной и антикультурной дешевкой? Что для этого можно и нужно сделать? Нужно найти верный и вы годный способ массового распро странения хороших, подлинно- худо жественных произведений. В чем заключается этот способ? Укажу на пример из такой области художе ственной техники, осуществление которой вполне доступно и в наших сибирских условиях. Незадолго до мировой войны ряд выдающихся германских художни ков и издателей принялись за из дание художественных литографий. Художники сами рисовали на кам не либо копии со своих картин, ли бо новые картины, они печатались в большом количестве экземпляров н продавались по цене от 35 коп. до 1 р. 50 коп. на наши деньги. В громадном большинстве это были вещи, выдающиеся по своей худо жественной ценности. Почему мы не можем последовать этому примеру? У нас есть совершенно очевидный городской спрос на «картинки» и есть огромная сибирская деревня, которая «красные углы» в крестьян ских избах украшает всякой убо гой дребеденью до чайных и про чих этикеток включительно. Массовое издание художественных литографий даст не только прилично оплачиваемую работу нашим ху дожникам, -но облегчит им и их за дачи в области общественного слу жения—в области строительства бодрой, радостной и красочной жизни. Но этого мало. На первой краевой художественной выставке мы виде ли много графики и, в частности, Ряд прекрасных офортов. Если та кие гравюры, при печатании в боль шом количестве оттисков, в конеч ном счете все же будут стоить до роже литографий (я недостаточно «спец» по этой части, чтобы су дить об этом), то вес же мОжко с уверенностью сказать, что такого рода произведения найдут постоян ных покупателей. Любой рядовой совработник не по жалеет 2—3-х, а может быть, и 5 руб лей, чтобы от времени до времени пополнять ими свою коллекцию или украшать ими стены своего жили ща. Рабочий безусловно купит куль турный рисунок, вместо той дрян ной мазни, которую ему навязыва ют на базаре. Думается, что уже в указанных двух направлениях перед нашими художниками открывается непоча тый край плодотворной и интересной работы. Но это еще далеко не все. Обратимся к искусству приклад ному—к художественному ремеслу. Мебель, деревянные изделия, игруш ки, гончарное дело и прочие художе ственные ремесла—какое обширное поле для ириложения сил наших ху дожников ! Посмотрите, какое убожество, ка кое отсутствие вкуса, фантазии и творческой изобретательности, ма ло того—какая неумелая техника во всех указанных отраслях! Дайте об разцы, дайте мысль, укажите новые удобные и красивые формы; найдите пути и способы об’единения вашей творческой мысли, вашего вкуса и вашего умения с исполнительным трудом профессионалов того или иного ремесла, и вы создадите дело не только более выгодное для обе их сторон, но дело культурное, а потому и общеполезное. Возьмите, напр., нашу плетеную мебель: что тут создается? Стулья, кресла, детские кровати и коляски. И больше ничего. И все это застыло в одних и тех же скучных образ цах, неудобных и безобразных Возьмите точеные деревянные ба ульчики, боченки и т. п., с прими тивным рисунком, выжиганием едва ли не раскаленным шилом или гвоз дем. Дайте осмысленный рисунок, дайте яркую, гармоничную окраску, укажите, как закреплять и оживлять краски хорошим лаком. Игрушки. Нужно признать, что здесь творческая мысль простого ку старя порою создает прекрасные ве щи, но у нас в Сибири в этой обла сти ничего не сделано, чтобы ожи вить и расширить это дело. Гончарное дело: то же убожество, та же неуклюжесть, а между тем и здесь много простора для улучше ния как формы, так и расцветки из делий. Не говорите о непреодолимых трудностях: что доступно крестьяни- ну-латышу в Латвии, у которых мне пришлось покупать выдающиеся об разцы художественной керами ки, то доступно и нам. А что ка сается материала—да у нас под са мым Новосибирском есть белая гли на—каолин! Наконец, возьмем такой пример В Кйлыван'ск'бм захАзде (Ру'бцдаско- го округа), где с екатерининских времен существует гранильная фа брика, ныне, впрочем, как-будто все еще бездействующая, кустарь-оди ночка из бывших мастеров фабрики выделывает кое-какие безделушки (брошки, запонки, кольца, пепель ницы, чернильницы и т. п.). Мате риал чудесный, великолепнейших от тенков : яшма, агат, кварц, лазоревый камень и т. д. Но до чего опять-таки убого творчество, до чего шаблон- ны формы! Тут опять нужно дать образцы, дать мысль. И, наоборот, возьмите самобытное творчество на ших инородцев, в особенности се верных, сколько оригинального и красивого в украшениях придумы ваемых ими. Здесь можно восполь зоваться образцами ввести их в ши рокий обиход, оживляя тем реме сленное творчество в этой области. Один партиец, не заплатив денег электростанции и будучи за это из сети выключен, явился в кабинет заведывающего станцией и восклик нул: — Это ж термидор! Такова сила привычных слов. ■i* Н* Словоохотливому человеку дали сделать на ячейке информационный доклад. Перед началом его спроси ли, сколько ему надо времени. Он потребовал полтора часа. Собрание разрешило говорить полчаса. Тогда докладчик вскипел и зая вил: — За полчаса я рта раскрыть не успею. Такой у этого человека большой рот. * * * *, Репортер поссорился с секрета рем окрисполкома. Репортеру надо было получить материал о деле красноармейца—о прижиме его родных в деревне. Дело тянулось полгода. Секретарь поднял кверху палец, постучал ручкой о чернильницу и сказал: — У вас, писатель, детский ум. Вы должны писать о том, что мы даем народу. * * * * О том, насколько тяжелая наука статистика,, говорит следующий случай. В Чебаках (Хакассия) был полу чен циркуляр с требованием дать сведения о количестве волков. На сельском сходе не нашли другого выхода, кроме как записывать со слов односельчан, кто и сколько волков видел. И после того, как начали запись, и первые волки были зарегистриро ваны, с задних рядов кто-то внес поправку: — Вы, товарищи, записываете, а, может, эти вУлки к нам из чужо- Но довольно примеров. Спраши вается—выполнимо ли, осуществимо ли все сказанное? Думаю, что вполне осуществимо, если не зарываться, а начать с небольшого и всем до ступного, скажем, с распростране ния художественных литографий. На до лишь сорганизовать артельно и производство, и сбыт. Оборотные средства для начала потребуются сравнительно очень небольшие и их можно будет получить на доступных условиях в кредит. Немножко побольше инициативы, энергии и настойчивости, немножко больше сплоченности—и дело, не сомненно, пойдет. Потребитель—ра бочий и служащий—вас поддержит. Э. Блюменталь. 'Новосибирск Сибсельбанк го сельсовета забежали или теперь в чужой убегли и потому не подле жат к нашей территории. ■Волк—животное, действительно, передвижное. Его кормят ноги. При чем, волк такое скандальное жи вотное, что в поисках пищи не счи тается ни с географией, ни с грани цами подведомственных органам Наркомзема территорий. Положение для яаркомземовской статистики создается безвыходное. * * * * «Мы, охотники, с гордостью го ворим, что и Владимир Ильич был охотник. Великому Ильичу, так же, как и нам, не чужда была горячо любимая нами охота. Владимир Ильич, так же, как и все мы, нахо дил лучший отдых от своих вели ких дел в полях и лесах с ружьем и собакой». «Стрелял В. И. без скрада и поч ти без промаха. Если была удачная охота и набивали много дичи, Вла димир Ильич, взяв немного себе, отдавал излишки участникам охо ты». Так пишет в журнале «Охотник и Пушник Сибири» писатель Пер- митин. Что у Ленина были великие дела, от которых он отдыхал, это верно. Но что за многими из нас таких великих дел не числится—тоже факт. Тогда зачем писать «как и все мы» ? И затем—фактическая справка. Хотя Ленин любил охоту, но стре лял неважно и потому никогда мно го'дичи не набивал, а, стало быть, нечем было и делиться. Об этом можно прочитать в книге прав дивого и искреннего писателя М. Пришвина «Охота за счастьем». Товарищи из «Охотника и Пуш ника»! Ленинизм—не в том, чтобы рассказывать; охотничьи небылицы о Ленине, не в том... А. М. МОМЕНТАЛЬНЫЕ СНИМКИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2