Настоящее, 1928, №2

шего класса принимали за образец и идеал праздную, паразитическую, внешне эффектную, экранную жизнь американских кино-героев и геро­ инь. Мы этого не хотим. Это оскор­ бительно для великой революции, имеющей за собою 10 лет. Так вот, об идеалах. Молодой фельетонист и беллетрист Виктор Кин написал недавно в «Комсомоль­ ской Правде» статью «О литерату­ ре идеалов». Почему у нас нет в литературе таких положительных героев, знакомясь с которыми, чита­ тель (разумеется, молодой) хотел бы подражать им, походить на них. Вся­ кими мерзавцами и мерзавками на­ ша литература населена довольно густо, а вот идеальных героев, спо­ собных увлечь юные души, что-то не видать. А между тем, во все пре­ дыдущие эпохи такая «литература идеалов» бывала Почему ее нет у нас, в наше замечательное время? Зато подделка под идеал идет густо. И никто не может угнаться за кино-экраном по силе произво­ димого им впечатления. Дойдет ли до станции Иннокентьевской «лите­ ратура идеалов», даже если бы она появилась в достойных образцах— еще неизвестно. А Мери Пикфорд стараниями Совкино дойдет и до Иннокентьевской. Что противопоставить «амери­ канскому костюму»? В отличие от Панкрушина, кото­ рый никого не жалеет, А. Курс жа­ леет повисших в петле девушек. Жалеют их и оставшиеся в поселке девушки и юноши. Но что сказать оставшимся в живых? А. Курс говорит им: «Я не хочу готового счастья. Я хочу сам влезть в $Цйхты мыс­ лей и, выломав чужую мудрость, растопить ею печь времени. Я хочу делать вещи, дома, машины — они переделают быт. Я хочу сделать се­ бя и жизнь». . Может быть, первый номер жур­ нала «Настоящее» дойдет до станции Иннокентьевская. Кто-нибудь рас­ скажет, что там напечатано про са­ моубийство Вали Ловыгиной и Фи­ сы Созиновой. Кинутся подруги ,< товарищи покойных девушек к жур­ налу и прочтут слова Курса о «шах­ тах мысли», о «печи времени», о махании «серпом моего мозга». Что им скажут эти красивые и ориги­ нальные сочетания слов: — Пойдемте, девочки, в кино. Там сегодня Барбара ла-Марр. Страсть люблю американские картины. — А в «Грезах» идет интересная картина: «И девушки тоже ошиба­ ются». Да, девушки тоже ©шибаются. Вот Валя и Фиса ошиблись. Но как бы это найти доступ к мыслям и чув­ ствам девушек и юношей, живущих среди нас и млеющих перед экра­ ном с американскими картинами? Я боюсь, что язык и стиль перво­ го номера журнала «Настоящее» не дойдут до жителей поселка Инно- кеодОДзсар. А для них-т'о и нужно писать о настоящем, а не призрач­ ном, выдуманном счастье жизни. Нельзя ли попроще, подушевнее, почеловечнее?.. Дорогой товарищ Курс! Не толь­ ко каждый рабочий, но даже каж­ дый фабзайчик делает вещи еже­ дневно, ежечасно. И самоубийцы— Валя и Фиса—-тоже делали в школе какие-то вещи. Нельзя ли растолко­ вать их подругам и товарищам по­ проще, пояснее: в чем суть делания вещей? Не бойтесь, что вас иску­ шенные люди обвинят в шаблонно­ сти, отсутствии оригинальности. Об­ ратите внимание: в американских картинах нет ничего непонятного. От Нью-Йорка до глухого сибирско­ го поселка их всюду понимают. Журнал «Настоящее» должен быть понятным. Художник Чевалкоз, му­ чительно ищущий новых путей в ис­ кусстве, имеет право быть непонят­ ным (и то до поры до времени). Его нужно уберечь от травли со стороны «культурных и милых» лю­ дей на время его поисков и лабо­ раторной работы (другое дело, ес­ ли бы Чевалков попытался зачерк­ нуть понятное массам искусство во имя его непонятного и еще не най­ денного искусства, но он пока толь­ ко ищет и ему надо помочь). Но журнал обращается к массам. Не спускаясь до уровня американ­ ских картин и соответствующей им литературы, он обязан стать понят­ ным. Ибо он предназначается для людей настоящего, для молодежи, только еще вырабатывающей свой идеал жизни. Не нужно манной кашки. Но и сы­ роватый ростбиф с кровью тоже не для всякого здорового желудка приемлем. ПИСЬМО ДЕРЕВЕНСКОГО КОМСОМОЛЬЦА Уважаемые, товарищи! Первое-—о направлении журнала. Прочитав его, кажется, что про­ мелькнула искра, которая должна осветить факты нашей действитель­ ности, жуткие и жизнерадостные, отрицательные и положительные. «Над обыденщиной — издеваться», «плесень бездейственности и скукч вытравлять»... Я на стройке, можег быть, мало заметной, но чувствую, что тоже кое-что выковыриваю для светлого будущего. Может быть, я и незаметен, но я не хочу выде- лятвся, я хочу быть вместе со все­ ми. строющими жизнь. В душе я приветствовал и при­ ветствую организацию нашего жур­ нала. Мы сделаем себе журнал. Пусть пишут в нем, не подыгры­ ваясь под нас, будем писать «мы», поделимся, поучимся друг у друга. Цель журнала хороша. О первом номере. Сгоряча—про­ смотреть надо. Первое в глаза, ко­ нечно, рисунки. Честное слово, я их не понимаю. Стал смотреть, как на загадку, и что же? Если хорошо по­ нимаю С. Липина, то никак не пой­ му «А. 3.». Уфимцева тоже не пой­ му. Никак не дам себе отчета, что хочет сделать с искусством Чевал­ ков. Во всех как-то непонятно, каж­ дый рисунок надо доделывать, ж е­ вать в мозгу. Может, вы поясните статьей в следующих номерах, что это? Для меня странно: не может быть, чтобы я один смотрел на них, как на «новые ворота»... О содержании. Все жизненно, но трудно воспринимается. «Путь жизни Арнольда Гана» на­ до было написать покороче, в дру­ гой форме, не отчетной, путаются эти «рассказчики» и «репортеры». В общем, я не специалист критико­ вать такие вещи, говорю, как чув­ ствую. Бросается в глаза то, что все пи­ шется, как оно есть на самом деле, без прикрас, приправ. В заключение хотел бы попро­ сить, чтобы в журнале раз’яснили: что это за течение в изобразитель­ ном искусстве, которым насыщен журнал? Почему журнал, предна­ значенный для широких масс, масс тружеников, на целом листе пишет о том, как художник Чевалков жи­ вет в Улале? Журнал живой. Ожидаю выхода второго номера. Ожидать есть че­ го, будем надеяться, что он будет наш. Если что надо знать обо мне, то дело так обстоит: крестьянин, те­ перь (вот год) районный ликвида­ тор безграмотности, член комсомо­ ла, 21 год, страшно люблю литера­ туру прямую (это мое название). Ну, и все. П. Кича. Деревня Быково, Ио^с/сибир'скбго! округа. О. Герн. «Письма читателей»—отдел для дискуссии, критики, обмена мнений и деловых предложений. Просим писать. В следующих номерах мы ответим на критику и раз‘- ясним некоторые недоуменные вопросы. Редакция. Рисунок А. Заковряшина КИТАЕЦ—САПОЖНИК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2