Настоящее, 1928, №2

— Нету. — Где же они? — За границей. — А заграница где? — Там, где буржуи. Вот и вся политика с географией. Где буржуи—там заграница, а где заграница—там буржуи. А рядом вот с этими ребятами— к|ержаки. Посуда у них—отдельно своя, отдельно мирская. Газет не чи­ тают принципиально. Иконы завешаны белыми тряпка­ ми. Пахнет от них нафталином. По­ сыпаны они для сохранности. * * * * Здесь сейчас начинается сезон сва­ деб. В пост венчаться нельзя. Неосторожность по части девиц в пост кончается алиментами. Пройдет «рождество» (старое), а деревенская Русь запирует, завизжат гармошки, украсятся лошади цветами, запоют бубенцы. Ядреный обряд. Но если брать его в прозаическом разрезе, то о-н отражается тем, что в коопе­ ративе нехватает сундуков. Знаете— таких зеленых, с жестяными полос­ ками и с замками звоном? Это невесты готовят, чтоб было куда сложить приданое. Сегодня опять был базар. Я пишу вам каждый раз о базаре потому, что это здесь—событие. Нынче был базар огромный. И опять ходил смо­ треть на частника. Что вытяпывают? Приезжают через тайгу, везут то­ вары, здесь покупают хлеб и мясо и везут через тайгу же горнякам Куз­ басса. Сегодня заготовители не взя­ ли ни фунта пшеницы с рынка, а частники отхватили, по частным под­ счетам, около 3.000 пудов. Частник платил дороже заготовителя. Вот верткие какие. И мясо я видел, как возами повезли. Может, это мелочь, а мне кажет­ ся—нет. Тут в кооперативе всякие крупы, сахар, сухо-фрукты, как мне об’ясняли, для экономии времени не завертывают в бумажки. Крестьян­ ки платок носят на голове, на нем вшей бьют и в него же сахарный пе< сок сыпят. Такая мелочь, за которую надо стегать. Просто хулиганство ко­ оперативное. * * * * Приехал я в Залесово—эту со­ всем неприметную на географиче­ ской карте точку, и вспомнил по­ чему-то сутолоку Красного проспек­ та и Сибкрайисполком, и молод­ цеватого милиционера у входа и еще—Кремль в Москве. Вот вся эта машина вертится в значительной степени ради раскиданных по СССР Залесовых. Если бы в каждом селе у нас бы­ ло по такому зданию, как Сибкрайис- пслком, такому же большому, чисто­ му, светлому! Тут бы клуб, школа и всякая всячина. Здесь за всю зиму всего два раза показывали кино-кар­ тину, и изредка любители ставят спектакли. На Тр'а'г'едйях З'десь Сме­ ются, а на комедиях плачут. При­ езжал сюда «актер» под фамилией Геннадиев. Об’явил, будто бы при­ ехала труппа, попросил у хозяина квартиры тулуп и пимы на подер­ жание и... убежал. Рассказывают, как один паренек взял да вынул из киота икону и вста­ вил туда Карла Маркса. У Маркса борода, у святого была борода. Для слепых старушечьих глаз похоже. Старуха молилась на Маркса, пока ее не просмеяли. Кстати, любопытная штука. В селе Бешенцево зашел я в кооператив. Маленькая—буквально, халупа. Ху­ же самых простых крестьянских хат. У них не было денег, чтобы разме­ рять 5 рублей. Я сказал: — Как же вы так торгуете? — А ты кооперативную идею зна­ ешь?—спросил меня, вместо отве та, приказчик. — Слегка знаю,—сказал я. — Ну, так вот. Денег мы не хра­ ним, а все отправляем в Барнаул. Человек говорит при крестьянах насчет кооперативной идеи, а в лав­ ке у него: три лампы, две шапки, вя­ занка сушек, две банки монпансье, два-три обрывка мануфактуры и хо­ лодище такой, что металлические деньги руки жгут. Грязь в лавке не­ сусветная. На полу сор хрустит под ногами. Я не мог в двуг шагах раз­ личить название папирос, настолько они покрыты пылью. Материю надо раньше стирать, прежде чем из нее что-нибудь шить. Это называется идея. Лавка определенно плодит в деревне грязь. * * * * Тут сейчас кончают праздновать Николин день. Николин день на са­ мом деле—не день, а целая неделя. Начали пить в Николу и пили все новое «рождество». Сейчас кончают. В это же время попали именин­ ники Данилы. Я был у одного кре­ стьянина Данилы на именинах. Гу­ лянка, как обычно. Пили брагу. Тут употребляется интересное выраже­ ние: — Выпьем по всюшке! Это значит—выпьем по всей. На этой вечеринке все плясали. Я тоже плясал, хотя и не умею. На гулянке был учитель с гитарой, играл изо всех сил, а крестьяне все-таки притащили гармониста с баяном, и пошел пляс. Гармониста угощают. Каждый счи­ тает необходимым, чтобы от него выпил стаканчик. Поэтому гармо­ нист чуть не каждый день пьян. Опять был базар. Опять та же картина, как я писал. На базаре я видел шкуру красного волка. Лиса и лиса. Весь базар ходил смотреть. Спорили, что это собака, но согласи­ лись, что волк. Среди охотников здесь сенсация. Выследили трех выдр и ходят ло­ вить, но не -мОгут. Хс/тят друг друга пс’рс'хитрить- ЩвУр’а вйдр'Й ЬхУйт около 100 рублей. Я теперь столько наслушался насчет выдр, что, навер­ ное, знаю о них больше, чем пи­ сано у Брэма. * * * * Сейчас нашел квартиру у здешне­ го фельдшера. Квартира на город­ ской манер. Пол крашеный. Поэтому чистый. Его не надо скоблить ни но­ жом, ни голиком. Здесь это редкость. Стоит буфет резной. Лет буфету определенно за сто. На отдельном столике графин с отварной водой—вещь в деревне не­ виданная. На окнах занавесочки. Вчера в потребиловку привезли товар. Тут существует два ассорти­ мента. Один для крестьян, другой для интеллигенции—служащих, которых в селе до 100 человек. Для служа­ щих везут какао, кофе, макароны. В лавках вчера была битва, товар брали с бою. Здесь мода на какао. Во всех ин­ теллигентских квартирах пьют этот напиток. Я местах в трех был, и везде какао. Пьют его здесь как-то степен­ но, важно и с передышками. А вече­ рами дуются в преферанс. В село приехали снова какие-то, видимо авантюристы. Они развеси­ ли по селу афиши, я записал: «Цирк-театр. Проезжими артиста­ ми цирка будет дан большой цирко­ вой репертуар, как-то: фокусы с об’ яснениями секретов, воздушные по­ леты, партерные акробаты братья Жорж, выход юного гимнаста Шу­ ры, а также выступит известная ар­ тистка, которая угадывает мысли публики. Матросский канат. Собака- математик, которая узнает время на часах и монеты. Баланс мальчика Допель и много других номеров. В заключение комический воде­ виль». Говорят, артистов всего-на-всего один. Он—братья Жорж, он—изве­ стная артистка и чуть ли не он же, превратившись в собаку, будет узна­ вать время на часах. Я сидел здесь в нарсуде. И все— алименты. Без конца. Женщины спорят и разоблачают семейные тай­ ны, при чем рассказывают такие подробности, что уши вянут. * * * * Здесь сейчас святки, праздник, в городе почти незаметный. По- улицам ходят маскированные. Заходят в лю­ бой из домов, пляшут, поют и их за это угощают. Только «славильщиков» я не видел и не видел «путешествующих со звездою». В церкви было не густо. Несмотря на это, празднуют крестья­ не «рождество» все-таки по1старому стилю. Маскарады—какая-то мания. У ме­ ня дома собрались ребята, а живу­ щие на кухне две крестьянские де­ вицы моментально «дашшкарсй> лиев», как они вы{/аж'аюУся, и яви­ лись. Считая это в порядке вещей, они стали вытяпывать штучки. Одна была одета в какие-то ста­ рые брюки и жилет, другая—платье женское. Одна изображала барина,, а другая—барыню. Они танцовали и: пели: «Ты, старушка, на носок, Я, старик, на пятку, Ты, старушка, подбодрись, Я, старик, вприсядку». Потом изображали целую сцену, как доктор принимает пьяного. Доктор спрашивает строго: — Ты опять напился сегодня? — Никак нет, ваше благородие, господин фельдшер,—отвечает пья­ ный. — Как это не пил, если от тебя пахнет?—кричит доктор. — Так точно, пахнет, господин фельдшер, но это только не сегод­ ня, а вчера я напился. — А сколько ты выпил? — Не мерили, господин фельдшер. — Говори, подлец, сколько, а то я тебе покажу! — Да с копеешный горшок. — Да сколько это? — Да как сказать: двоим поднять, одному выпить. Те же девицы гадали. Возьмут лист бумаги, скомкают его, положат на лист железа, зажгут, лист коре­ жится. А потом смотрят, какая бу­ дет тень, на беленой стене. Тени по­ лучаются чудаковатые. Одна гово­ рит—это автомобиль к мосту под­ ходит, а другая—это кладбище на горе. Как-раз в самое «рождество» я ез­ дил на с’езд колхозов в коммуну «Прогресс», в 30 верстах от Залесо­ во. Проезжал деревню Арестово. Деревня исключительно кержац­ кая, богатая. Дома основательные. Дворы чистые, чувствуется доволь­ ство. Дома играли огнями. Эконом­ ные кержаки не жалели света, село гуляло. Я попал к кержаку. Попал в чуд­ ной мир. Угол с иконами был завешан бе­ лыми полотнищами. Это, чтоб мы не осквернили икон. Нам были поставлены мирские стаканы. По коленям вокруг стола протянули белое полотенце. Это на­ зывается «положить проводник» на предмет вытирания губ. Хозяин был торжественно настро­ ен. Сидел и наблюдал, как хозяйка собирала угощение. Затем, самодо­ вольно оглядев все обилие всяких снадобий исключительно домашнего изготовления, степенно сказал: — С праздничком! И стаканы зазвенели. Медовуха у них по нескольку лет выдерживается Результат—больница не успевает оказывать помощь битым и резан­ ным. Это — цена христианского праздника. Послезавтра заиграют на дугах бубе щы. Снова l id ifeffCT велико- лен'й’ой доездки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2