Настоящее, 1928, №2
— Нету. — Где же они? — За границей. — А заграница где? — Там, где буржуи. Вот и вся политика с географией. Где буржуи—там заграница, а где заграница—там буржуи. А рядом вот с этими ребятами— к|ержаки. Посуда у них—отдельно своя, отдельно мирская. Газет не чи тают принципиально. Иконы завешаны белыми тряпка ми. Пахнет от них нафталином. По сыпаны они для сохранности. * * * * Здесь сейчас начинается сезон сва деб. В пост венчаться нельзя. Неосторожность по части девиц в пост кончается алиментами. Пройдет «рождество» (старое), а деревенская Русь запирует, завизжат гармошки, украсятся лошади цветами, запоют бубенцы. Ядреный обряд. Но если брать его в прозаическом разрезе, то о-н отражается тем, что в коопе ративе нехватает сундуков. Знаете— таких зеленых, с жестяными полос ками и с замками звоном? Это невесты готовят, чтоб было куда сложить приданое. Сегодня опять был базар. Я пишу вам каждый раз о базаре потому, что это здесь—событие. Нынче был базар огромный. И опять ходил смо треть на частника. Что вытяпывают? Приезжают через тайгу, везут то вары, здесь покупают хлеб и мясо и везут через тайгу же горнякам Куз басса. Сегодня заготовители не взя ли ни фунта пшеницы с рынка, а частники отхватили, по частным под счетам, около 3.000 пудов. Частник платил дороже заготовителя. Вот верткие какие. И мясо я видел, как возами повезли. Может, это мелочь, а мне кажет ся—нет. Тут в кооперативе всякие крупы, сахар, сухо-фрукты, как мне об’ясняли, для экономии времени не завертывают в бумажки. Крестьян ки платок носят на голове, на нем вшей бьют и в него же сахарный пе< сок сыпят. Такая мелочь, за которую надо стегать. Просто хулиганство ко оперативное. * * * * Приехал я в Залесово—эту со всем неприметную на географиче ской карте точку, и вспомнил по чему-то сутолоку Красного проспек та и Сибкрайисполком, и молод цеватого милиционера у входа и еще—Кремль в Москве. Вот вся эта машина вертится в значительной степени ради раскиданных по СССР Залесовых. Если бы в каждом селе у нас бы ло по такому зданию, как Сибкрайис- пслком, такому же большому, чисто му, светлому! Тут бы клуб, школа и всякая всячина. Здесь за всю зиму всего два раза показывали кино-кар тину, и изредка любители ставят спектакли. На Тр'а'г'едйях З'десь Сме ются, а на комедиях плачут. При езжал сюда «актер» под фамилией Геннадиев. Об’явил, будто бы при ехала труппа, попросил у хозяина квартиры тулуп и пимы на подер жание и... убежал. Рассказывают, как один паренек взял да вынул из киота икону и вста вил туда Карла Маркса. У Маркса борода, у святого была борода. Для слепых старушечьих глаз похоже. Старуха молилась на Маркса, пока ее не просмеяли. Кстати, любопытная штука. В селе Бешенцево зашел я в кооператив. Маленькая—буквально, халупа. Ху же самых простых крестьянских хат. У них не было денег, чтобы разме рять 5 рублей. Я сказал: — Как же вы так торгуете? — А ты кооперативную идею зна ешь?—спросил меня, вместо отве та, приказчик. — Слегка знаю,—сказал я. — Ну, так вот. Денег мы не хра ним, а все отправляем в Барнаул. Человек говорит при крестьянах насчет кооперативной идеи, а в лав ке у него: три лампы, две шапки, вя занка сушек, две банки монпансье, два-три обрывка мануфактуры и хо лодище такой, что металлические деньги руки жгут. Грязь в лавке не сусветная. На полу сор хрустит под ногами. Я не мог в двуг шагах раз личить название папирос, настолько они покрыты пылью. Материю надо раньше стирать, прежде чем из нее что-нибудь шить. Это называется идея. Лавка определенно плодит в деревне грязь. * * * * Тут сейчас кончают праздновать Николин день. Николин день на са мом деле—не день, а целая неделя. Начали пить в Николу и пили все новое «рождество». Сейчас кончают. В это же время попали именин ники Данилы. Я был у одного кре стьянина Данилы на именинах. Гу лянка, как обычно. Пили брагу. Тут употребляется интересное выраже ние: — Выпьем по всюшке! Это значит—выпьем по всей. На этой вечеринке все плясали. Я тоже плясал, хотя и не умею. На гулянке был учитель с гитарой, играл изо всех сил, а крестьяне все-таки притащили гармониста с баяном, и пошел пляс. Гармониста угощают. Каждый счи тает необходимым, чтобы от него выпил стаканчик. Поэтому гармо нист чуть не каждый день пьян. Опять был базар. Опять та же картина, как я писал. На базаре я видел шкуру красного волка. Лиса и лиса. Весь базар ходил смотреть. Спорили, что это собака, но согласи лись, что волк. Среди охотников здесь сенсация. Выследили трех выдр и ходят ло вить, но не -мОгут. Хс/тят друг друга пс’рс'хитрить- ЩвУр’а вйдр'Й ЬхУйт около 100 рублей. Я теперь столько наслушался насчет выдр, что, навер ное, знаю о них больше, чем пи сано у Брэма. * * * * Сейчас нашел квартиру у здешне го фельдшера. Квартира на город ской манер. Пол крашеный. Поэтому чистый. Его не надо скоблить ни но жом, ни голиком. Здесь это редкость. Стоит буфет резной. Лет буфету определенно за сто. На отдельном столике графин с отварной водой—вещь в деревне не виданная. На окнах занавесочки. Вчера в потребиловку привезли товар. Тут существует два ассорти мента. Один для крестьян, другой для интеллигенции—служащих, которых в селе до 100 человек. Для служа щих везут какао, кофе, макароны. В лавках вчера была битва, товар брали с бою. Здесь мода на какао. Во всех ин теллигентских квартирах пьют этот напиток. Я местах в трех был, и везде какао. Пьют его здесь как-то степен но, важно и с передышками. А вече рами дуются в преферанс. В село приехали снова какие-то, видимо авантюристы. Они развеси ли по селу афиши, я записал: «Цирк-театр. Проезжими артиста ми цирка будет дан большой цирко вой репертуар, как-то: фокусы с об’ яснениями секретов, воздушные по леты, партерные акробаты братья Жорж, выход юного гимнаста Шу ры, а также выступит известная ар тистка, которая угадывает мысли публики. Матросский канат. Собака- математик, которая узнает время на часах и монеты. Баланс мальчика Допель и много других номеров. В заключение комический воде виль». Говорят, артистов всего-на-всего один. Он—братья Жорж, он—изве стная артистка и чуть ли не он же, превратившись в собаку, будет узна вать время на часах. Я сидел здесь в нарсуде. И все— алименты. Без конца. Женщины спорят и разоблачают семейные тай ны, при чем рассказывают такие подробности, что уши вянут. * * * * Здесь сейчас святки, праздник, в городе почти незаметный. По- улицам ходят маскированные. Заходят в лю бой из домов, пляшут, поют и их за это угощают. Только «славильщиков» я не видел и не видел «путешествующих со звездою». В церкви было не густо. Несмотря на это, празднуют крестья не «рождество» все-таки по1старому стилю. Маскарады—какая-то мания. У ме ня дома собрались ребята, а живу щие на кухне две крестьянские де вицы моментально «дашшкарсй> лиев», как они вы{/аж'аюУся, и яви лись. Считая это в порядке вещей, они стали вытяпывать штучки. Одна была одета в какие-то ста рые брюки и жилет, другая—платье женское. Одна изображала барина,, а другая—барыню. Они танцовали и: пели: «Ты, старушка, на носок, Я, старик, на пятку, Ты, старушка, подбодрись, Я, старик, вприсядку». Потом изображали целую сцену, как доктор принимает пьяного. Доктор спрашивает строго: — Ты опять напился сегодня? — Никак нет, ваше благородие, господин фельдшер,—отвечает пья ный. — Как это не пил, если от тебя пахнет?—кричит доктор. — Так точно, пахнет, господин фельдшер, но это только не сегод ня, а вчера я напился. — А сколько ты выпил? — Не мерили, господин фельдшер. — Говори, подлец, сколько, а то я тебе покажу! — Да с копеешный горшок. — Да сколько это? — Да как сказать: двоим поднять, одному выпить. Те же девицы гадали. Возьмут лист бумаги, скомкают его, положат на лист железа, зажгут, лист коре жится. А потом смотрят, какая бу дет тень, на беленой стене. Тени по лучаются чудаковатые. Одна гово рит—это автомобиль к мосту под ходит, а другая—это кладбище на горе. Как-раз в самое «рождество» я ез дил на с’езд колхозов в коммуну «Прогресс», в 30 верстах от Залесо во. Проезжал деревню Арестово. Деревня исключительно кержац кая, богатая. Дома основательные. Дворы чистые, чувствуется доволь ство. Дома играли огнями. Эконом ные кержаки не жалели света, село гуляло. Я попал к кержаку. Попал в чуд ной мир. Угол с иконами был завешан бе лыми полотнищами. Это, чтоб мы не осквернили икон. Нам были поставлены мирские стаканы. По коленям вокруг стола протянули белое полотенце. Это на зывается «положить проводник» на предмет вытирания губ. Хозяин был торжественно настро ен. Сидел и наблюдал, как хозяйка собирала угощение. Затем, самодо вольно оглядев все обилие всяких снадобий исключительно домашнего изготовления, степенно сказал: — С праздничком! И стаканы зазвенели. Медовуха у них по нескольку лет выдерживается Результат—больница не успевает оказывать помощь битым и резан ным. Это — цена христианского праздника. Послезавтра заиграют на дугах бубе щы. Снова l id ifeffCT велико- лен'й’ой доездки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2