Настоящее, 1928, №2
СЕЛО ЗАЛЕСОВО А. МАЛЕНЬКИЙ Я теперь так увлекся всякими об следованиями, что не остается вре мени писать. Сегодня возился с ку лаками и частными торговцами. Зав тра пойду обследовать отношения кустаря с крестьянином и кредито вание бедноты. Пойдем прямо по ха там. Позавчера ездил в коммуну «Кре пость». Она тут, в пяти верстах. Был невозможный буран. Добрались кое как. Там учительница—в этом мед вежьем углу. У нее маленькая комнатка. А в переднем углу—п<лка с книгами и салфеточка вырезана из бумаги, к полке прилажена. Кстати, мне теперь придется зано во привыкать к электричеству. Бог уж больше двух недель сижу с ке росинкой. Как-раз, когда я был в коммуне, у женщин-коммунарок было собрание. Разговор был насчет яслей. Правда, в коммуне этой больше артельного, чем коммунистического, но там совершенно другие люди про тив обычных крестьян. И говорят они иначе как-то, и вопросы с дру гой стороны берут, нет у них обыч ной крестьянской скрытности. От них даже припахивает заводским ра бочим. Новые крестьяне, мелкие соб ственники с починенными мозгами. Женщины там, например, не пря дут. Прядет одна старушка и та смеется: — Мне,—говорит,—это и не надо совсем. Да я привыкла, не могу без этого. Сегодня базар. Он бывает раз в неделю. Это—праздник. Со всего района с’езжаются крестьяне, деви цы надевают лучшие платки. На ба заре встречаются знакомые из раз ных деревень, невесты получают письма от женихов, а домашние по деревням ожидают назавтра после базара гостинца. Без гостинца с ба зара не возвращаются. Вот насчет гостинца стоит потолковать. Эго це лая тема. Крестьянин не может воротиться с базара, чтобы не привезти самому маленькому в семье пряника, да не пременно, чтобы пряник был в ви де коня или звезды, или человека и непременно крашеный и в несколь ко красок. Чем больше краски -на прянике, тем лучше гостинец. А в кооперативе пряников, кроме медовых, нет. А у медового пряника никакой внешности. Самый буднич ный пряник. Зато у частников целые горы пряников, и играют эти пряни ки всеми цветами радуги. Около пря ников бой. Пряничный прорыв кооператив ной Нийиц—факт. Пряничный да еще пЛатЫчвай. Частники— удтйи'елгаР изворотливый народ. Они не сидяг на месте, а раз’езжают по базарам и деревням. Каждый день он со своим магазином в новой деревне. И чорт их знает, где они ухитря ются доставать такие платки для де виц. Цвет непременно яркий, наве шаны кисти, на платке изображены яркие цветы и пущены разводы. Вся кий муж своей жене купит, всякий жених своей невесте и всякая деви ца, желающая стать невестой. Де ревня любит яркое, ибо надо чем- нибудь скрашивать тусклую жизнь. Частник если привозит ремень, так пряжечка затейливая, с фокусом, пряса с кистями, махорку он везет картузную, а в кооперативе только местная. И еще трюк. В кооперативе ни вершка мануфактуры, частники тоже мануфактуру не везут, а торгуют готовым платьем и наживают, ко нечно, втрое, чем нажили бы на ма нуфактуре. Впрочем, и в кооперативе была та кая давка, что в двери невозможно протиснуться. Кстати, курьез. Тут много кержа ков. Они насчет кооперации имеют свое особенное мнение. Тут, дескать, антихрист. Теперь товарный голод гонит их в кооперацию. Они записы ваются, берут книжки, но требуют, чтобы не было антихристовой пе чати. Так и ходят по кержакам коопе ративные книжки без печати. * * * * Залесово', где я сейчас пишу, нахо дится на расстоянии двухсот с лиш ним верст от Новосибирска, 120—от Барнаула и 90—от железной дороги. И никакого тракта. Одна дорожка, и раз’ехаться не куда. Если по дороге встретятся две подводы, одна должна своротить в снег так, что лошади по брюхо. Дня четыре назад был «тягун», как называют здесь мятель. При чем «тя гун» был «поперешный», т.-е. снег несло поперек дороги. Дорогу зане сло окончательно, а крестьяне не выезжают, никому неохота первому протаптывать. И ждут, пока кто-ни будь поедет. Получается любопытно. Любопытно всем, кроме меня, ибо я должен ехать, невзирая на «тягу- ны». При чем любопытство застави ло меня поехать не по тракту, не по прямой дороге, а, как выражается ямщик, «по мордвам», т.-есть в об’- езд, по глухим мордовским заимкам и деревням. Я деревнях в шести по бывал. Тут решительно никаких до рог нет, а «тягун» затянул послед ние. Ветки низко-низко, и кустарник близко. На сучьях, на ветках висит много сена Это мордвины только подвоза домой довозят. И никто суч ков не обрубит, никому нет дела, всем лень, и все терпят убытки. Ма терятся и терпят. Было бы время— все бы эти сучки пообломал. Спе циально поехал бы ради этого. На зло этой публике. * * * * Я тут теперь совсем во времени за- путался. По календарю-то знаешь какой день. А так, чтобы День ото дня отличить—невозможно. Тут все дни под одно струганы. Поэтому не помню, большой ли у меня перерыв в письмах. У меня сестра учительница. К ней ходят всякие ребята. Вчера пришли Леля и Шура—девочки. Леле—5 лет, LLIvpe—6 лет. Пришли и сосали пря ники. Я их спросил: — Вы Колчака знаете? Они замялись и сказали, что не знают. — А царя?—спросил я. Оказалось, тоже не знают. Тогда я взял портрет Ильича, сделанный на жести. — А это кто? — Я знаю,—сказала Шура.—Это Ленин. — И я знаю,—добавила Леля, это Ени...—и она с’ела последнее н. Вот, попробуй-ка, высеки из них Ленина. Царя нет, Колчака нет, а Ле нин есть. Я потом их спросил: . — А буржуев знаете? Мнутся, ничего не говорят. — У аде ©еть буржуи?—спраши вал я, Казахстан Линогравюра В. Уфимцева КИРГИЗКА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2