Настоящее, 1928, №2
не должен тушить в сыне пожар поэзии. Потом снова пели. Голос Марфы- Марии звучал молитвенно: «Слышен звон бубенцов издалека».... В перерывах она восклицала, при гибая завитую головку к приподня тому плечику: — Ах, вы смотрите на меня, как на женщину!.. Политпросветчик присаживался ко мне и лил мне в уши ласковую медь: — Кооператоры и просвещенцы— вот кто сделает культурную рево люцию... Нужен подход... Надо уметь привлекать интеллигенцию... «Мужикан» добирался до послед него графина. Я ушел спать. * * * * Мои впечатления оказались более сильными, чем я ожидал. Особенно после того, как я увидел в этом до ме моего товарища-коммуниста в странной, запутанной и, что всего хуже, неосознаваемой им роли. Мне казалось, что этот дом перевари вает его. Мне вспомнился процесс Лосевича в Иркутске, на котором я присутствовал в качестве газетного корреспондента, процесс, закончив шийся расстрелом нескольких пере варившихся в чужой среде комму нистов. На этом суде была одна очень любопытная свидетельница, женщи на лет за сорок, сохранившая в сво ей величественной фигуре запас фи зических сил, требующих себе сча стливого применения. Она была од ной из постоянных посетительниц вечеров, устраивавшихся в комнате позади шляпного магазина Коломбо. Показания этой дамы, говорившей с достоинством уважающей себя обы вательницы, ударяли по испорчен ным биографиям подсудимых-ком- мунистов больнее, чем допрос про курора, который делал анализ рас трат. Дело в том, что пышная свиде тельница была очень довольна эти ми мужчинами. Она не могла сказать про них ни одного дурного слова, они были очень обходительны, веж ливы и тактичны и удовлетворили ее вполне. Она только одного не могла понять: зачем эти порядочные хорошие мужчины ходят в «наше общество», что интересного они на ходят в нем для себя? Этот вопрос она им не раз задавала и, по ее сло вам, они ей отвечали, что ходят на вечера владелицы шляпной мастер ской Коломбо, чтобы «отдохнуть душой» после своих трудных дел, многочасовой работы, заседаний, государственных забот и семейных дрязг. Конечно, «Привлекатель»—не Ло- севич, он не совершил растраты... Но тут есть Что-то общее, тут дело в социальных толчках, которые сдвигают с места и Лосевича, и «Привлекателя», вталкивая одного в квартиру содержательницы шляп ной мастерской Коломбо, другого— п дом Нил Нилыча. Возможно, что «Привлекатель» есть первая стадия «Лосевича». Нил Нилыч был доволен «Привле- кателем», как вышеупомянутая да ма была довольна порядочными мужчинами, о которых она давала Я пришел к последней сцене. Ска терть лежала на полу, вздыбленная, в мучительных складках. Упершись о стол, сцепились, тесно прижав шись друг к другу лицами, гость и «мужикан». Можно было подумать что они целовались, если бы не ры чанье «мужикана» и потускневшая медь политпросветчика: Рисг/кок М. Крсменсхто НА ПОСТ свидетельские показания. Он раз да же прервал пламенную речь своего гостя веселеньким восклицаньицем: — Эх, дайте нам пяток таких, как вы, товарищей, весь округ перевер нуть можно... «Привлекатель», громивший в этот момент бюрократов и некультурных коммунистов, улыбнулся в ответ на это и погрозил старику пальцем... * * * * Гут на меня обрушился грохот и звон. Казалось, что в доме взорвал ся снаряд. Потом я различил звон разбиваемого стекла, женский визг и мужское рычанье. Затем звуки стали еще яснее, и святое слово мать долетело до моей комнаты в звуках голоса «мужикана» и в ком бинациях, известных н безотрадных. Я решил пойти спать окончатель но и бесповоротно, предварительно уложив чемодан. * * * * На другой день, уезжая, я пошел к «Привлекателю» узнать о состоя нии его носа. Нос был в общем цел, если не считать черного, пухлого кольца за сохшей раны. Я осторожно спросил, не считает- ли он, что вчерашний конфликт со держит в себе элемент политики. — Что вы, что вы!—с прежней своей величавой громогласностью ответил он мне:—пустяки, уверяю вас! Вспышка нервного темперамен- та. Такая талантливая семья! Вы знаете, все талантливые люди повы шенно возбудимы. Мы должны при влекать... Я распрощался с ним и с чужим домом. КО ВСЕМ ПИШУЩИМ Мы начали получать большое ко личество рукописей, главным обра зом, стихов и рассказов. Журнал наш посвящен боевым вопросам текущей жизни. Мы про сим писать для «Настоящего» очер кн и статьи по вопросам быта и культуры, остро волнующим рабо чих, молодежь и основную массу крестьянства—середняков и бедня ков. Мы ждем, что в нашем журнале будут писать не только писатели и журналисты, но и все., близкие нам идеологически, читатели. Начинающим писателям мы хо тим сказать, что очерк и статья мо гут быть такой же художествен ной формой, как рассказ и повесть. Мы просим читателей продолжать критику каждого номера нашего журнала. — Отпусти мой нос... Марфа-Мария резиновой кукол кой подпрыгивала на пружинах ди вана и простирала упругие голые ручки: — Отпусти его нос!... По пудре ее лица слезы вырыли две борозды, по которым стекало ее домовитое отчаянье. «Канарейка» и старик, оба малень кие, безуспешно пытались воткнуть ся головами между двух борцов. Дело было трудное. «Мужикан» крепко вонзил зубы в нос уважае мого гостя. Надо было ждать, по ка у него пройдет мертвая хватка, грозившая лишить ответственного работника части обонятельного ор гана, С, Липин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2