Настоящее, 1928, №2

не должен тушить в сыне пожар поэзии. Потом снова пели. Голос Марфы- Марии звучал молитвенно: «Слышен звон бубенцов издалека».... В перерывах она восклицала, при­ гибая завитую головку к приподня­ тому плечику: — Ах, вы смотрите на меня, как на женщину!.. Политпросветчик присаживался ко мне и лил мне в уши ласковую медь: — Кооператоры и просвещенцы— вот кто сделает культурную рево­ люцию... Нужен подход... Надо уметь привлекать интеллигенцию... «Мужикан» добирался до послед­ него графина. Я ушел спать. * * * * Мои впечатления оказались более сильными, чем я ожидал. Особенно после того, как я увидел в этом до­ ме моего товарища-коммуниста в странной, запутанной и, что всего хуже, неосознаваемой им роли. Мне казалось, что этот дом перевари­ вает его. Мне вспомнился процесс Лосевича в Иркутске, на котором я присутствовал в качестве газетного корреспондента, процесс, закончив­ шийся расстрелом нескольких пере­ варившихся в чужой среде комму­ нистов. На этом суде была одна очень любопытная свидетельница, женщи­ на лет за сорок, сохранившая в сво­ ей величественной фигуре запас фи­ зических сил, требующих себе сча­ стливого применения. Она была од­ ной из постоянных посетительниц вечеров, устраивавшихся в комнате позади шляпного магазина Коломбо. Показания этой дамы, говорившей с достоинством уважающей себя обы­ вательницы, ударяли по испорчен­ ным биографиям подсудимых-ком- мунистов больнее, чем допрос про­ курора, который делал анализ рас­ трат. Дело в том, что пышная свиде­ тельница была очень довольна эти­ ми мужчинами. Она не могла сказать про них ни одного дурного слова, они были очень обходительны, веж­ ливы и тактичны и удовлетворили ее вполне. Она только одного не могла понять: зачем эти порядочные хорошие мужчины ходят в «наше общество», что интересного они на­ ходят в нем для себя? Этот вопрос она им не раз задавала и, по ее сло­ вам, они ей отвечали, что ходят на вечера владелицы шляпной мастер­ ской Коломбо, чтобы «отдохнуть душой» после своих трудных дел, многочасовой работы, заседаний, государственных забот и семейных дрязг. Конечно, «Привлекатель»—не Ло- севич, он не совершил растраты... Но тут есть Что-то общее, тут дело в социальных толчках, которые сдвигают с места и Лосевича, и «Привлекателя», вталкивая одного в квартиру содержательницы шляп­ ной мастерской Коломбо, другого— п дом Нил Нилыча. Возможно, что «Привлекатель» есть первая стадия «Лосевича». Нил Нилыч был доволен «Привле- кателем», как вышеупомянутая да­ ма была довольна порядочными мужчинами, о которых она давала Я пришел к последней сцене. Ска­ терть лежала на полу, вздыбленная, в мучительных складках. Упершись о стол, сцепились, тесно прижав­ шись друг к другу лицами, гость и «мужикан». Можно было подумать что они целовались, если бы не ры­ чанье «мужикана» и потускневшая медь политпросветчика: Рисг/кок М. Крсменсхто НА ПОСТ свидетельские показания. Он раз да­ же прервал пламенную речь своего гостя веселеньким восклицаньицем: — Эх, дайте нам пяток таких, как вы, товарищей, весь округ перевер­ нуть можно... «Привлекатель», громивший в этот момент бюрократов и некультурных коммунистов, улыбнулся в ответ на это и погрозил старику пальцем... * * * * Гут на меня обрушился грохот и звон. Казалось, что в доме взорвал­ ся снаряд. Потом я различил звон разбиваемого стекла, женский визг и мужское рычанье. Затем звуки стали еще яснее, и святое слово мать долетело до моей комнаты в звуках голоса «мужикана» и в ком­ бинациях, известных н безотрадных. Я решил пойти спать окончатель­ но и бесповоротно, предварительно уложив чемодан. * * * * На другой день, уезжая, я пошел к «Привлекателю» узнать о состоя­ нии его носа. Нос был в общем цел, если не считать черного, пухлого кольца за­ сохшей раны. Я осторожно спросил, не считает- ли он, что вчерашний конфликт со­ держит в себе элемент политики. — Что вы, что вы!—с прежней своей величавой громогласностью ответил он мне:—пустяки, уверяю вас! Вспышка нервного темперамен- та. Такая талантливая семья! Вы знаете, все талантливые люди повы­ шенно возбудимы. Мы должны при­ влекать... Я распрощался с ним и с чужим домом. КО ВСЕМ ПИШУЩИМ Мы начали получать большое ко­ личество рукописей, главным обра­ зом, стихов и рассказов. Журнал наш посвящен боевым вопросам текущей жизни. Мы про­ сим писать для «Настоящего» очер кн и статьи по вопросам быта и культуры, остро волнующим рабо чих, молодежь и основную массу крестьянства—середняков и бедня­ ков. Мы ждем, что в нашем журнале будут писать не только писатели и журналисты, но и все., близкие нам идеологически, читатели. Начинающим писателям мы хо­ тим сказать, что очерк и статья мо­ гут быть такой же художествен­ ной формой, как рассказ и повесть. Мы просим читателей продолжать критику каждого номера нашего журнала. — Отпусти мой нос... Марфа-Мария резиновой кукол­ кой подпрыгивала на пружинах ди­ вана и простирала упругие голые ручки: — Отпусти его нос!... По пудре ее лица слезы вырыли две борозды, по которым стекало ее домовитое отчаянье. «Канарейка» и старик, оба малень­ кие, безуспешно пытались воткнуть­ ся головами между двух борцов. Дело было трудное. «Мужикан» крепко вонзил зубы в нос уважае­ мого гостя. Надо было ждать, по­ ка у него пройдет мертвая хватка, грозившая лишить ответственного работника части обонятельного ор­ гана, С, Липин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2