Настоящее, 1928, №2
ражения. Примите только во вни мание, что на этом столе были со браны лучшие достижения культу ры этого дома. И вот я увидел коммуниста... До бродушно-величавого, спокойно-гро могласного, с густой шевелюрой черных волос, с прочными, как на заказ сделанными, белыми зубами, с чистыми, невинными голубыми глазами. ] Он говорил... Он говорил о спек таклях оперетты, детально разби рая игру каждого артиста и арти стки, и мимоходом, тактично, осто рожно, но веско сравнивая их с артистами Мейерхольда и москов ского Камерного театра, находя в них, наряду с недостатками, до стоинства, возвышающие их над теми; он говорил о последних но винках литературы, цитируя стихи Пастернака и Асеева, устанавливая Превосходство над ними стихов местного творчества, в частности «канарейкиного»; он передавал со держание последнего номера жур нала «Культурная Революция» и при зывал интеллигенцию итти в ногу... В его голосе звучала чистая медь. Я смотрел на него с некоторым страхом, ожидая, что он вдруг вски нется своей большой фигурой хоро шо сложенного мужчины и станет на стол, как на трибуну, но я успока ивался всякий раз, когда он без ошибочно втыкал вилку в кусок поросятины. Его слушали со вниманием и се ледка на тарелке, и голорукая, изы сканно Державшая вилку Марфа- Мария, и старик, сладко улыбав шийся всеми своими жирными мор- , шинами, и оба сына, в особенности старший, «мужикан». Младший, ко гда голос оратора доходил до под’ - ема, касался ботинком ноги сестры, и та посылала оратору одну из сво их опереточных улыбок, забывая иногда во-время смахнуть ее с лица. «Привлекатель» говорил... Он го ворил до тех пор, пока «мужикан», неуклонно напивавшийся, не пере вел его какой-то злобной репликой на тему об оппозиции. Он хотел, было, продолжать лить свою медь и по этому вопросу, но гут случи лось непредвиденное. «Мужикан», бурча себе под нос что-то нечлено раздельное, но злое, как урчащее предисловие собачьего лая, выта щил из кармана кучу записочек и начал крыть оратора цитатами... Я увидел, что вилка изменила полит- просветчику,— он безуспешно ты кал ею в скользкий гриб, скрип вилки по тарелке ужасал его... Он явно потерялся. Я видел, что предстоит не душевный интелли гентный разговор, а политический спор с пьяным и злобным врагом, и ждал, что сделает «Привлекатель». Марфа-Мария щипала «канарей ку», призывая его к вмешательству. «Канарейка» сладострастно впилсч глазами в товарища политпросвет чика. Тот... тот пробовал шутить: — Ну, что за дискуссия?... Об ществу скучно... Но «мужикан» был неумолим, злобен и пьян и разворачивал во всю свою крестьянско-рабочую программу на цитатах из оппози ционных документов. Чистота голубых глаз «Привлека- теля» замутилась обыкновенной трусостью. Положение спас Нил Нилыч. Он рассыпал свой тепленький смешок по всей комнате и весело восклик нул: — Хе-хе-хе... я бы их, Троцкого и Зиновьева, если они такие умные, послал бы их в Палестину... Нате, мол, стройте государство, покажи те, что вы умеете делать... «Привлекатель» хохотал громо подобно. «Мужикан», ворча, сунул бумаж ки в карман и стал допивать остат ки из всех графинов. Затем начался вокал!ьно-музы ■ кальный вечер. «Канарейка» декламировал свою «Ирэн». Марфа-Мария спела «Средь шумного бала». Потом полцтпро- светчик пел «Любовь такая—радость большая»... Старик обнимал гостя за галию и, трясясь от смеха, спрашивал у него совета: что ему сделать, чтобы отправить «канарейку» в ВУЗ, а то шелопай только стишки пишет? Гость, к которому вернулась спо койная величавость, уверял, что в ВУЗ’е «канарейка» запоет еще луч ше, и что интеллигентный человек МОЯ СЕСТРА Линогравюра А. Заковряшина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2