Настоящее, 1928, №2
l i дета его являются выполнителями и продолжателями программы стари ка—каждый по-своему, каждый со своими видоизменениями. Их у него трое—два сына и дочь. * * * * Г Когда я укладывался спать в отве денной мне комнате старика (скаби- нетик», как называет ее наш «тор гующий крестьянин»), я услышал за стеной чей-то жидкий мужской, раз драженный голос: — Ты что же, отец, коммуниста в дом привел? Ты что это чудить вздумал? В тягучих интонациях голоса мне послышалось что-то знакомое, не приятно-знакомое и притворное, поддельное. Злоба, однако, в голосе была самая настоящая, едкая и нуд ная. Старик отвечал шопотом, шикал ка говорившего, но тот не унимался и голоса не понижал: — Врешь, отец, слеп ты стал на старости лет... Я коммуниста за вер сту узнаю. По сапогам вижу—ком мунист... Последнее слово он особенно про тянул, усиливая свою притворную интонацию. Каким образом можно узнать ком муниста по сапогам, особенно, когда видишь его мельком через дверь другой комнаты (мы приехали позд но ночью, и старик сразу провел ме ня в «кабинетик»)—до сих пор не могу понять. Вероятно, для этого нужно обладать неизвестным нам, обостренным классовым чутьем. А, может быть, действительно, в на шей походке есть что-то такое, что кладет свой отпечаток на наши са поги?.. Во всяком случае, я знаю твердо, что этот человек не дове рял моим чистым намерениям до са мого дня моего от’езда. Это был старший сын Нил Нилы- ча. Наружность его меня поразила. Она никак не подходила к этому чистенько вымытому дому, с бле стевшими красными полами, с узор чатыми половичками, с точеными этажерочками, с вязанными салфе точками на столиках у окон. Он был подчеркнуто неопрятен: грязные, как-будто засаленные ру ки, жидкая, рыжая, непричесанная бороденка, потное, припухшее лицо, глаза с краснотой, как от бессони- цы или пьянства, ситцевая руба ха, подпоясанная облупленным ре мешком с болтающимся концом, стоптанные заношенные пимы с об валившимся на пятку задником и за- , дравшимся вверх носком... Так не опрятен может быть только человек, заботящийся о своей неопрятности, как франтиха о своей красоте. Когда я, вглядевшись в него, еще раз услышал его голос с неесте ственными интонациями, я понял смысл его внешности и наряда: па рень работает под мужичка—срвер- Гравюра на дереве С. Липина шенно очевидно. Зачем ему это нужно и что это означает, я разо брал позже, когда посидел с ним в пивной и выпил с ним полдюжины пива. Пьет он много и каждый день. При чем—дома пьет один. После обеда уходит к себе в комнату, там его ждет графин, тарелка огурцов, та релка капусты... Обязательно огур цы и капуста—крестьянская пища— это входит в программу. Там он пьет и—читает. У него библиотечка, хорошо по добранная, с целеустремленностью, с установкой, с программой, с наме рением. Какие, вы думаете, книги? Жития святых, порнографические романы, классики?—Нет. Главное ме сто занимают книги коммунистиче ские: «Исторический материализм»— Бухарина, «Основы ленинизма»— Сталина, отчеты партийных с’ездов, материалы об оппозиции... Кроме то го, несколько томов «Истории ин квизиции» какого-то французского автора, купленные у букиниста. Это не для выработки миросозер цания, конечно. Миросозерцание уже выработано. Библиотечка и упря мые, кропотливые, с нажимистым подчеркиванием карандашом, с вы писками на узких полосках бумаги для высверливания дыр в комму низме. Выписка из Сталина и рядом вы писка из материалов оппозиции. Вы писка из «Исторического материализ ма» и рядом выписка из «Истории инквизиции». На полях—карандашом: «Правильно. Сделаем по-вашему: чтобы дыхнуть нельзя было». «Верно! Диктатура класса. Но ка кого, товарищи?». И—крупным, изломанным почер ком: «Ага! См. стр. 175 «Истории ин квизиции». «Историю инквизиции» я попросил у него для прочтения. Он взял кни гу мокрыми от огурцов пальцами, потряс ее и сказал, глядя на меня нагло и испытующе: — Почитайте... Полезно для ".рав нений с текущим моментом. Перелистывая книгу, я нашел ли сток бумаги, исписанный тем же дергающимся почерком... «Премногоуважаемый и мудрый редактор нашей любимой газеты! Зачем ваша партия разоряет так называемых кулаков? А на ком дер жится страна, уважаемый редактор? Неужели вы действительно думаете, что с бедняками построите государ ство? Под суд кулака-спекулянта,— пишете вы.—А вы когда-нибудь ви дели своими глазами, какую пищу ест и как трудится с утра до ночи «кулак-спекулянт»? Опомнитесь, по ка не поздно, и перестаньте сеять раздор в народе, продажные писа ки. Крестьянин-трудовик». Итак, крестьянин-трудовик — это он, сын вашего «торгующего кре стьянина». Да, забыл сказать. У него есть еще одна книга, вернее, четыре книги, они лежат у него на тум бочке возле кровати. Эти книги он читает для души, для отдыха и заб вения, после того, как опустеет графин. Тогда он вытирает пальцы рубахой (эти книги нельзя пач кать, для них—отклонение от прин ципа неопрятности) и ложится, бе режно листая страницы: — Есенин. Стихи он напевает, раскачиваясь на постели, пока не одолеет сон и книга не вывалится из рук. Любопытная особенность его от ношений с отцом: в трезвом виде он относится к отцу почтительно, преувеличенно почтительно, так же, как преувеличен его крестьянский говорок. Это тоже принцип—часть программы: патриархальные отно шения. — Мудрый мужик,—сказал мне наставительно и вызывающе,—хо зяин... Хо-зя-ин!.. Но, находясь в опьянении, часто вопит визгливо-истерично и нату рально:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2