Русский семейно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. - 2002. (Т. 22.)

ние, когда красота снималась с кос, а затем следовал обряд косокраше- ния, и косник (кисть, куст, косоплетка) снова вплетался. После руко­ битья (реже после сватанья ) и до венчания невесте ежедневно церемо­ ниально расчес ы вали волосы и украшали косу мать, сестры, подруги — в строгой последовательности. Действия сопровождались песнями, в ы ра­ жающими просьбу девушки причесать ей головушку «гладешенько чере­ паховой гребелочкой». Этот свадебн ы й об ы чай, как и сам ритуал косо- крашения, сохранялся в некотор ы х районах Восточной Сибири до 30-х годов XX столетия, а в старообрядческой почти до конца. Старообрядц ы Забайкалья вплетали в косу короткие разноцветн ы е ленты и бисерн ы е нити, вкал ы вали цвет ы — отсюда и название ритуала. Украшенная коса ассоциировалась с «девьей красотой», символизирую­ щей вольную жизнь в отчем доме. В день косокрашения невеста в ы бирала среди родственников или задушевных подруг зватов, которые, нарядившись, ходили по домам с приглашением: «Милости просим к нашей сестрице (имя и отчество невесты :) на косокрашение». Причем в разн ы х селах они наряжались по-разному: чаще надевали лучшее, обязательно яркое, в отдельн ы х же случаях, напротив, облачались в лохмотья, мазали лица сажей (например, в старообрядческих селах Забайкалья). Во время сбора гостей невеста сидела в кути, закрывшись большим платком, и плакала, кружка подносил родителям невесты, вино с приго­ вором, которым и начинался обряд: Выпейте-ка чарочку, На дне — мед да патока, Виноград да ягода. Батюшка родимый, матушка, Подойдите поближе, Выпейте вы чарочку, Благословите невесте Русу косу заплести, Кикимору золотым Алтынным гвоздем пришибить, Чтобы на бок не вило Да не похлябывало. (Потанина II, с. 6) После приговора невесту в ы водили из кути и сажали посреди гор­ ниц ы на лавку или ставили на колени. Если кто-нибудь из близких отсутствовал, невеста просила отца немного подождать, девушки в этом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2