Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока: Песни. Заговоры. - 1997. (Т. 13).

ПЕСНИ РУССКИЕ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В Сибирь календарная поэзия пришла вместе с казачьими отря­ дами, с пионерами крестьянской колонизации. Уже во второй полови­ ны XVIII в. русские крестьяне в Сибири составляли подавляющее боль­ шинство населения и оставались им вплоть до конца 50-х гг. XX в. В городах народно-бытовая культура и праздничная обрядность еще в начале XX в. мало отличалась от крестьянской1. Волны переселенцев, следуя одна за другой, в XIX — начале XX к приносили песни Западной, Южной, Центральной России, Белоруссии, Украины. В одних случаях шло обогащение, в других — вытеснение ста­ рожильческой традиции. Чаще всего происходило смешение нескольких областных традиций, поэтому в одном селе можно записать рязанский баусень, смоленскую "козу серую" и Могилевские жнивные песни Кален­ дарный фольклор Сибири в настоящее время представляет собой много­ цветную мозаику, совокупность тысяч "очагов" с неповторимыми локаль­ ными особенностями Старый быт русского крестьянства Сибири и Дальнего Востока вплоть до социальных потрясений в России XX столетия был разнообра­ зен, красочен и насыщен аграрно-календарными обрядами и праздни­ ками, которые поддерживали жизненные устои человеческого бытия. Существенную часть традиционной культуры составлял народный ка­ лендарь. Календарные праздники отмечали смену времен года и кон­ центрировались вокруг зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. Тесно связанные с трудовыми сельскохозяйст­ венными циклами и синкретически взаимопереплетенные с бытовым православием они органично вливались в фонд национальной культуры. 1Куприянов AM- Праздничные общественные обряды и развлечения городского насе­ ления Западной Сибири в первой половине XIX в. / / Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. — Новосибирск, 1987. — С. 23—33.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2