Русские сказки Сибири и Дальнего Востока. Легендарные бытовые - 1993
древнего сюжета. Он близок к сатирико-анекдотическим "О злых, ленивых, хитрых женах и их мужьях" (СУС). (Сибирские сказки этого цикла и их анализ см.: [103].) О сюжете 901 см.: [77, т. 3, с. 418—419]. 68. Зося. АТ —. (СУС 1370Е** "Сто и сноп"). Зап. студенты Синельникова, Новицкая, Михалёва в 1978 г. в с. Плотава Новичихинского р-на Алтайского края. Исп. С. Клюшникова, 59 лет. АГУ, п. "Бытовые сказки . Вар.: УС. В СУС один белорусский вариант сюжета. В Сибири записано четыре сказки на этот сюжет в основном в старожильческих селах, за исключением публикуемой здесь, которая, возможно, расска зана украинкой, или это игра "под украинцев", что также встречается нередко. 69. Ленивая пряха. АТ 501. (СУС 501 Три пряхи). ^ Зап. неизвестный собиратель в 1970-е гг. в с. Абрамове Новосибирскои обл. Исп. Ф.М. Колю- дов, 75 лег (приехал в Сибирь после Великой Отечественной войны из Гомельской области). НГПИ, л. 5 1 -5 2 . Сюжет зафиксирован в основном на Украине. Сказка является завершенным по композиции произведением с четко "прочерченным" сюжетом, параллельно с которым как бы тянется линия судьбы героини, приводящая ее к счастливому замужеству. Три сказочные, но одновременно вполне земные с т а р у х и ^труженицы выступают в роли добрых помощниц. Сказка, как видим, представляет волшебный сюжет, но ее сказочное пространство заполнено бытовыми реалиями: наем на работу, склады со льном, суровое обращение хозяина. И тут же счастливая сказочная случайность (появ ление трех старух), а вслед за тем счастливая развязка — свадьба. Трудная задача (в данном случае умение прясть) заменяется на более легкую — приглашение старух на свадьбу, где их физические пороки превращаются в добродетели для ленивой невесты. Образ трех старух в сказке — это персонифицированный образ судьбы, ее конкретное воплощение — "три сестры (парки) (см. оЬ Текст сопоставим со сказкой "Чудесная пряха" — ой .: [110, № 39 (запись И.Д. Фридриха 1932 г. )1 . Публикуемый текст характерен как пример перехода волшебного сюжета в бытовой. 70. Просаввилась да проварварилась. АТ 902* + 1370В*. (СУС 902 Ленивая жена + 1370В* Жена не хочет прясть). Зап. Р.П. М атвеева в 1982 г. в с. Большое Уро (точнее, в с. Телятниково, слившемся с с.Большое Уро) Баргузинского р-на БурАССР. Исп. М.И. Малыгина, 72 лет. БФ, инв. № 3471, л. 8—9. Публ.: [105, № 7]. Вар. 902*: УС, а также [103, № 24; 25, 27]. Вар. 1370В : УС, а также [103, № 23; 109, № 90]; БФ, инв. № 3471, л. 48; № 71 наст. изд. Публикуемая сказка, объединившая новеллистический и анекдотический сюжеты, рассказана живо, с большим юмором; в ней отразились локальные условия — "Старик рыбачии был (с. Большое Уро расположено недалеко от Байкала).Собирательница замечает: "Большой удачей пред ставляется встреча со сказительницей Матреной Ивановной Малыгиной 1910 г. р. Эго, несомненно, одаренная исполнительница произведений разных жанров фольклора. Oг нее записаны сказки, легенды, предания. Сказочницу отличает необыкновенно активное отношение к жизни, ко всему окружающему. Ее сказки надо слышать, а не читать, потому что богатая гамма интонации несет не только стилевую нагрузку, но и глубокую смысловую" (БФ, инв.№ 3471, л. 5). 71. Жили муж с женой. АТ 1370В*. (СУС 1370В* Жена не хочет прясть). Зап. Н.В. Соболева в 1977 г. в с. Оймур Кабанского р-на БурАССР. Исп. В.Н. Карнапольцев. 74 лег. БФ, инв. № 3524, л. 41—42. Вар.: см. примеч. к № 70. О сказотнике см.: [133, с 47—48]. Сюжет этой сказки популярен среди рыбаков Байкальского побережья. Село Oимур располо жено на юго-восточном берегу Байкала. В.Н. Карнапольцев — сказстшик-рыбак, всю жизнь прожил в Оймуре, это нашло отражение в тексте сказки. В записанной в с. Большое Уро от И.И. Гаськова сказке на тот же сюжег притворившегося мертвым старика положили в бат (рыбацкое судно), закрыли сетями. На причитание старухи: "Куда ты полетел?" — старик поднимается и отвечает: Я сетить поехал, ты че, дика! " (БФ, и нв.№ 3471, л. 48. Зап ис ь Р.П. Матвеевой, 1982 г.). 72. Жадная баба. АТ — .(СУС — 1544** Копейка за "звездочку"). Зап. O.А.Марина, Т.Н. Абылямова, КЭ. Порхов в 1979г. в с. Черемшанка Тюменцевского р-на Алтайского края. Исп. В.Е. Муравьева, 69 лет. АГУ, п. "Бытовые сказки". Вар.: [139, № 41]. Очень редкий в русской и восточно-славянской традиции сюжет. В Сибири записан дважды только в западных районах, и притом в одинаковой форме. 73. Помолчали. АТ 1351. (СУС 1351 Кто заговорит первым?). Зап. Е.Л. Малых, Н.В. Зверева, А.Р. Фатеева, М.В. Горохова в 1980 г. в с. Малая Тарель Качугского р-на Иркутской обл. Исп. В.И. Юшина-Сокольникова. ИГПИ, л. 205. Вар.. 124, № 36 . Сюжет этого анекдота записан дважды в Восточной Сибири, рассказан одинаково в обоих случаях. 74. Как солдат сало украл. АТ 1525М*. (СУС 1525М* Кража сала).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2