Русские сказки Сибири и Дальнего Востока. Легендарные бытовые - 1993

древнего сюжета. Он близок к сатирико-анекдотическим "О злых, ленивых, хитрых женах и их мужьях" (СУС). (Сибирские сказки этого цикла и их анализ см.: [103].) О сюжете 901 см.: [77, т. 3, с. 418—419]. 68. Зося. АТ —. (СУС 1370Е** "Сто и сноп"). Зап. студенты Синельникова, Новицкая, Михалёва в 1978 г. в с. Плотава Новичихинского р-на Алтайского края. Исп. С. Клюшникова, 59 лет. АГУ, п. "Бытовые сказки . Вар.: УС. В СУС один белорусский вариант сюжета. В Сибири записано четыре сказки на этот сюжет в основном в старожильческих селах, за исключением публикуемой здесь, которая, возможно, расска­ зана украинкой, или это игра "под украинцев", что также встречается нередко. 69. Ленивая пряха. АТ 501. (СУС 501 Три пряхи). ^ Зап. неизвестный собиратель в 1970-е гг. в с. Абрамове Новосибирскои обл. Исп. Ф.М. Колю- дов, 75 лег (приехал в Сибирь после Великой Отечественной войны из Гомельской области). НГПИ, л. 5 1 -5 2 . Сюжет зафиксирован в основном на Украине. Сказка является завершенным по композиции произведением с четко "прочерченным" сюжетом, параллельно с которым как бы тянется линия судьбы героини, приводящая ее к счастливому замужеству. Три сказочные, но одновременно вполне земные с т а р у х и ^труженицы выступают в роли добрых помощниц. Сказка, как видим, представляет волшебный сюжет, но ее сказочное пространство заполнено бытовыми реалиями: наем на работу, склады со льном, суровое обращение хозяина. И тут же счастливая сказочная случайность (появ­ ление трех старух), а вслед за тем счастливая развязка — свадьба. Трудная задача (в данном случае умение прясть) заменяется на более легкую — приглашение старух на свадьбу, где их физические пороки превращаются в добродетели для ленивой невесты. Образ трех старух в сказке — это персонифицированный образ судьбы, ее конкретное воплощение — "три сестры (парки) (см. оЬ Текст сопоставим со сказкой "Чудесная пряха" — ой .: [110, № 39 (запись И.Д. Фридриха 1932 г. )1 . Публикуемый текст характерен как пример перехода волшебного сюжета в бытовой. 70. Просаввилась да проварварилась. АТ 902* + 1370В*. (СУС 902 Ленивая жена + 1370В* Жена не хочет прясть). Зап. Р.П. М атвеева в 1982 г. в с. Большое Уро (точнее, в с. Телятниково, слившемся с с.Большое Уро) Баргузинского р-на БурАССР. Исп. М.И. Малыгина, 72 лет. БФ, инв. № 3471, л. 8—9. Публ.: [105, № 7]. Вар. 902*: УС, а также [103, № 24; 25, 27]. Вар. 1370В : УС, а также [103, № 23; 109, № 90]; БФ, инв. № 3471, л. 48; № 71 наст. изд. Публикуемая сказка, объединившая новеллистический и анекдотический сюжеты, рассказана живо, с большим юмором; в ней отразились локальные условия — "Старик рыбачии был (с. Большое Уро расположено недалеко от Байкала).Собирательница замечает: "Большой удачей пред­ ставляется встреча со сказительницей Матреной Ивановной Малыгиной 1910 г. р. Эго, несомненно, одаренная исполнительница произведений разных жанров фольклора. Oг нее записаны сказки, легенды, предания. Сказочницу отличает необыкновенно активное отношение к жизни, ко всему окружающему. Ее сказки надо слышать, а не читать, потому что богатая гамма интонации несет не только стилевую нагрузку, но и глубокую смысловую" (БФ, инв.№ 3471, л. 5). 71. Жили муж с женой. АТ 1370В*. (СУС 1370В* Жена не хочет прясть). Зап. Н.В. Соболева в 1977 г. в с. Оймур Кабанского р-на БурАССР. Исп. В.Н. Карнапольцев. 74 лег. БФ, инв. № 3524, л. 41—42. Вар.: см. примеч. к № 70. О сказотнике см.: [133, с 47—48]. Сюжет этой сказки популярен среди рыбаков Байкальского побережья. Село Oимур располо­ жено на юго-восточном берегу Байкала. В.Н. Карнапольцев — сказстшик-рыбак, всю жизнь прожил в Оймуре, это нашло отражение в тексте сказки. В записанной в с. Большое Уро от И.И. Гаськова сказке на тот же сюжег притворившегося мертвым старика положили в бат (рыбацкое судно), закрыли сетями. На причитание старухи: "Куда ты полетел?" — старик поднимается и отвечает: Я сетить поехал, ты че, дика! " (БФ, и нв.№ 3471, л. 48. Зап ис ь Р.П. Матвеевой, 1982 г.). 72. Жадная баба. АТ — .(СУС — 1544** Копейка за "звездочку"). Зап. O.А.Марина, Т.Н. Абылямова, КЭ. Порхов в 1979г. в с. Черемшанка Тюменцевского р-на Алтайского края. Исп. В.Е. Муравьева, 69 лет. АГУ, п. "Бытовые сказки". Вар.: [139, № 41]. Очень редкий в русской и восточно-славянской традиции сюжет. В Сибири записан дважды только в западных районах, и притом в одинаковой форме. 73. Помолчали. АТ 1351. (СУС 1351 Кто заговорит первым?). Зап. Е.Л. Малых, Н.В. Зверева, А.Р. Фатеева, М.В. Горохова в 1980 г. в с. Малая Тарель Качугского р-на Иркутской обл. Исп. В.И. Юшина-Сокольникова. ИГПИ, л. 205. Вар.. 124, № 36 . Сюжет этого анекдота записан дважды в Восточной Сибири, рассказан одинаково в обоих случаях. 74. Как солдат сало украл. АТ 1525М*. (СУС 1525М* Кража сала).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2