За дело ленинизма, 1958, № 152

' *П р о л етар и и всех с т р а н , соединяйтесь! З А Д Е ЛЕНИНИЗМА О р г а н С е з е р н о г о Р К К о м м у н и с т и ч е с к о й п а р т и и С о в е т с к о г о С о ю з а и р а й о н к с г о С о в е т а д е п у т а т о в т р у д я щ и х с я Н о в о с и б и р с к о й о б л а с т и Л» 152 (218 >) СРЕДА, 24 декабря 1958 г. Цена !5 коп ; ■ ^ ' п с я В с е с о ю з н а я п е р е п и с ь ргпийнЫх, п р о ф с о ю з н ы х , н е к и х и- других организа- з в е с т и ш и р о к у ю р а з ъ я о :реди н а с е л е н и я о целях Информационное собщение - О Пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза 1У декабря 1958 года закончил свою работу Пленум Центрального Комитета К П С С , о тк ры в ­ ш и й с я 15 декабря. С заключительным словом на Пленуме выступил Н С. Хрущев. Пленум Ц К К П С С принял постановление по докладу тов. Н. С. Х р у щ е в а „И т о г и развития сельского хозяйства за последние п ять лет и задачи дальнейшего увеличения производства сельскохозяйствен ­ ных продуктов". Открытие сессии Верховного Совета СССР > 22 декабря в М о скве на- :Л^Ьв£Дботу вторая сессия tijk^PoBtforo Совета С С С Р пятого созыва. В 10 часов утра в зале заседаний Больш о го К р е м ­ левского дворца состоялось первое заседание Совета Национальностей. В то же время в Кремлевском т е а т ­ ре проходило заседание Совета Союза. В залах заседаний, кроме депутатов, присутствовали многочисленные гости, чле- ы дипломатического кор- >са, советские и иностран- ые журналисты. 'Н а заседании Совета Н а ­ циональностей был з а с л у ­ шан доклад мандатной к о ­ миссии о выборах д е п у т а ­ тов по ряду избирательных о кругов в замен выбывших. Совет Национальностей утвердил доклад мандатной комиссии и признал полномочия вновь избранных д е ­ путатов. На раздельных заседаниях палат единогласно были утверждены повестка дня и порядок работы второй сессии Верховного Совета С С С Р . В повестку дня включены следующие вопросы: 1. О Государственном бюджете С С С Р на 1959 год и об исполнении Государственного бюджета С С С Р за 1957 год. 2. Об укреплении свя ш школы с ж и зн ью и о д аль ­ нейшем развитии системы народного образования в о р а н е . 3. О проектах законов „О сновы уголовного з а к о ­ нодательства Союза С С Р и союзных р е с п у б л и к " , „О б |уголовной ответственности j за государственные пре- 1о туп лен и я " ,.’ „О б уголовной О тветственности за воинские' преступления", „О с н о ­ вы законодательства о су- ! доус тройстве Союза С С Р , ! союзных и автономных j республик", „П о л о ж е н и е о j военных трибуналах", „ О с ­ новы уголовного судопро- ■изводства Союза , С С Р и |союзных республи к ". 4. О внесении изменений и дополнений в статьи 48 и 83 Конституции С С С Р и ! утверждение У к а зо в П р е ­ зидиума Верховного Со в е ­ та С С С Р . В 11 ч а с о в • 30 минут в зале заседаний Б ольш о го | Кремлёвского дворца о т ­ к р ы л о с ь совместное заееда- | ние Совета Союза и Со в е ­ л а Национальностей Верхов- , ного Совета С С С Р . В зале присутствуют многочисленные гости, члены дипломат и ч е с к о г о корпуса, ж у р н а ­ л и с т ы . Горячими аплодис- 1ментами депутаты и гости 'встретили появление в пре- [ зидиуме р у к о в о д и т елей (Коммунистической партии и Советского правительства. j Сессия переход i t к рас- ; смотрению первого вопроса |повестки дня. ! С докладом о Г о с уд ар с т ­ венном бюджет ' С С С Р на ! 1959 год и об исполнении Государственного бюджета С С С Р за 1957 гот выёту пил министр ф и н а н с о в ( С С С Р депутат А. Г. ЗвеОБРАЗЦОВО ПОДГОТОВИТЬСЯ И ПРОВЕСТИ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ ! рев. Т А С С . Р а с с ч и т а л и с ь з а м а ш и н ы Около ста колхозов Т а д - ; купили п я т ь ты сяч сто жикистана полностью рас- тракторов, больше двухсот считались за приобретенные комбайнов и другие маши- в М Т С машины. К ол хо зы ны. Т А С С . 15 января 1959 года начнется Всесоюзная перепись населения. Она имеет в а ж ­ ное государственное значе ­ ние, призвана сыграть бол ьш ую роль в экономической и культурной ж и з ­ ни нашей страны. Итоги переписи отразят огромные изменения, прошедшие в нашей стране за 20 лет со времени предыдущей переписи и б уд ут способствовать успешному осуществлению грандиозной программы коммунистического строительства , намеченной в т е ­ зисах доклада И. С. Х р у ­ щева на X X I съезде К П С С . Каж ды й трудящийся должен знать, какие цели и задачи ставит перепись населения в С С С Р . Необходимо в беседах, докладах, лекциях доходчиво разъяснить порядок переписи, её политическое, народнохозяйственное значе ­ ние. В настоящее время в районе прошли к ур с ы по проведению переписи населения около 80 человек. Кроме того, у нас имеется ейколо 400 человек работавших по подготовке к выборам в Верховный Совет С С С Р в качестве агитаторов и пропагандистов, которые т а к ж е должны вклю ­ читься в проведение бесед с населением. В районе большая сеть культурно- просветительных у ч р е ж д е ­ ний, почти в каждом населенном пункте имеется р а ­ дио. Всё это сейчас должно быть подчинено задачам проведения разъяснительной работы. В опубликованной статье инструктора-контролера по Прибелинскому сельскому С о в е т у т. Николаева говорится, что партийная организация, актив, депутаты Совета многое сделали для подготовки к переписи населения, здесь полным х о ­ дом идет р а зъ ясн и 'е льи а я работа. Коммунисты и бес- парт йиый актив выступают с лекциями и докладами, при 1]у ваш ш1' с ком клубе организовал стол справ* к, <ф -рvi :ена наглядная агитация. Однако так дело обстоит не везде.Массово ра зъясни ­ тельная работа развертывается слабо, агитаторы на десятидвррках в Отдельных населенных пунктах не работают. И как ни странно, не проводится эта работа и в Северном. В. П. Ленин придавал большое значение переписи населения. Он требовал от всех органов советской власти, всех советских у ч ­ реждений оказывать по- | мощь в проведении ее. В телеграмме И р к у т с к о м у губисполкому 12 сентября 1920 года он писал: „ С д е ­ лайте всё, ч т о б ы . перепись прошла повсеместно в в а ­ шей губернии. Устраните революционным порядком все встретившиеся препятствия. Создайте . усло вия планомерного проведения переписи". Однако мы имеем такие факты, когда отдел ы Iыс ру ко вод нтел и организаций не- оказывают помощи, а наоборот. Зар. райФО т. Михайлов у т в е р ж ­ денного исполкомом райсовета в должности инспектора-контролера т Леонова направил в город Бара- бипск, вместо того, чтобы о тпу сти ть его для п р о х о ж ­ дения курсов. У ж е прошедшего обучение ин с тр ук ­ тора-контролера т. Ведерникова, в то время, когда ,тот должен был выполнять |работу по переписи, отправил самовольно без ведома исполкома в Но во си бир :к . I В течение пяти дней ра- j ботники Мало-Карагаевско- ! го сельского Совета не смогли отправить на курсы счётчи ков т. Б у г а е в у . Имеются факты, когда о т ­ дельные руководители иод различными предлогами стараются отказать работникам, привлеченным для переписи населения, в транспорте. Э тому . должен быть положен конец. Задачей всех партийных, ко м со ­ мольских, профсоюзных организаций и сельских Советов явл я е т с я самое активное участие в подготовке ,и проведении пег реписи. „Д е л о переписи— не ведомственное дело, а дело Республики, дело всех советских у ч р е ж д е ­ ний",— говорил В. И. Ленин. Проведение переписи т р е б у е т самой тщательной, организованной подготовки. Проверка в селе Северном, например, показала, что отдельные граждане, прож ив ающ и е длительное время, че прописаны п домовых книгах, и наоборот, давно вы б ы вш и е не выписаны. У некоторых г р а ж ­ дан нет номеров па домовладениях. В оставшееся время отделу милиции и С о в е ту необходимо навести в этом порядок. В стороне пока ос таются многие профсоюзные и 1комсомольские организации. Райком комсомола, рай ко ­ мы профсоюза должны ’ сделать необходимые в ы ­ воды, широко развернуть пропаганду целей и задач переписи. j Больш ие задачи во з л а г а ­ ются на комиссии содействия переписи, которые с о ­ зданы при каждом сельском Совете. Их долг— принять активное участие в работе по оборудованию помещении для переписных отделов и инструкторских у ч а ­ стков, в организации связи между ними, в обеспечении участников переписи средствами передвижения. Сейчас в районе полно ­ стью закончено обучение переписных кадров, поэтому любое отвлечение их ' от подготовки к переписи ! может привести к срыву этого дела. Не следует за- ' бывать о той большой от- | ветственности, которая во з ­ ложена на людей, привлеченных), для переписи населения. j До проведения переписи (осталось меньше месяца. Необходимо к ней всесто ­ ронне подготовиться и провести так, чтобы ни один населенный пункт, ни один жилой дом, ни один ч е л о ­ век не остались не записанными. О д е с с к а я о б л а с т ь . О во щ н о й совхоз имени К и р о в а О д е сско го района сдал в этом году с 382 га поливных земель 7.400 тонн о в ощ Ъ* В течение зимы из теплиц и парников будет отш авлено в т о р г о ­ в ую сеть 500 центнеров овощей. Н а снимке: общий ви д малогаб аритных теплИц, построении ч ид па рниковых рам.

Дело переписи— не ведомственное дело, а дело Долг каждого гражданина— пройти перепись и дать П е р е п и сь н а се л ен и я в С С С Р Сейчас, когда весь с о ­ ветский народ встречает предстоящий X X I съезд Ком мунистической партии С о ­ ветского Союза новыми т р у ­ довыми успехами, образцовая подготовка и проведение Всесоюзной переписи населения будет достойным вкладом в это дело. Предстоящая перепись имеет большое народнохозяйственное и политическое значение. Данные переписи населения явл яю т с я исходным материалом для и з у ч е ­ ния трудовых ресурсов, к о ­ торые с л у ж а т основой планирования отдельных отраслей социалистического народного хозяйства. Э то цеобх.однмо т а к ж е для планирования сети у ч р е ж д е ­ ний здравоохранения, к у л ь ­ тур н о - просветительных и детских учреждений, ком ­ мунал ьных предприятий, ж илищного строительства, для подготовки специалис то в и кадров массовых профессий, у л у ч ш е н и я административно - территориального деления и т. д. Без полных и точных данных о численности и составе населения невозможно и совершенствование упра в ­ ления народным хозяйством. Материалы переписи б у ­ дут использованы органами государственного и хо ­ зяйственного управления, плановыми органами и научными учреждениями при составлении и о с ущ е с тв л е ­ нии перспективных и т е ­ кущих планов дальнейшего развития экономики и к у л ь ­ туры нашей страны, при решении многих государственных и хозяйственных задач. Они буд ут необходимы для правильного о с у ­ ществления решений предстоящего внеочередного X X I съезда партии, который наметит грандиозную про грамму развития народного хозяйства в предстоящем семплетии. Именно такие цели преследует перепись населения в нашей* стране. Подготовительная работа Всесоюзная перепись насел ения-—очен ь важное мероприятие, и оно требует от местных организаций серьёзной подготовительной работы, чтобы провести т о ч ­ ный у ч ё т . Такое важное мероприятие вытекает из неустанных забот нашего ■социалистического юсудар- ства по обеспечению максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и к у л ь т у р н ы х потребностей советского народа. Прибелинский сельсовет сейчас ведёт с ерьё зн ую подг о т о в и т е л ь н у ю работу совместно с депутатами, партийными и советскими а к ­ тивистами. Территория с е л ь ­ совета разделена на три у ч ё т н ы х уч а с т к а , подготовлены с чё тчи ки и ин с тр ук ­ тор-контролёр из местного ак т и в а . У т о ч н е н ы нехо зяй ­ ственные книги, число населения, населённых п у н ­ к то в , жилых строений, в том числе ж илы е помещения, находящиеся в лесных дачах, в п ун ктах лесозаго ­ товок . Проведён инструктаж-се ­ минар с агитаторами, л е к ­ торами и докладчиками по переписи населения. А г и ­ таторы закреплены за деся- тидворками для проведения агитационно - массовой и разъяснительной работы. О ни ж е на своих десяти- дзорках ведут наблюдения и у ч ё т прибывающего и вы бы в аю щ е г о населения, у с т а н а в л и в аю т причины в ы ­ б ы т и я , сроки о тсу тствия или прибытия. Вместе с агитаторами работают ч л е ­ ны комиссии содействия. Ле к т о р с ка я группа наметила ряд лекций, докладов и бесед по переписи населения. В к а ж т м населённом пункте будет прочитана более обстоятельная лекция на тему: „ В с е ­ союзная перепись населения 1959 года— дело большой государственной ва лености". В Ч уваш ин ском клубе такая лекция п беседы проведены. К л у б ы , все населённые п ун кты оформлены наглядной агитацией. В клубах, во всех у чреждениях, предприятиях вывешены на видном месте крупными б у к ­ вами от руки написанные переписные листы. В Чу- вашинском к лу бе организован небольшой справочный стол. Проведён специальный расширенный исполком сельсовета с присутствием всех руководителей учреждений, бригадиров колхоза и руководителей лесозаготовительных организаций, а т а к ж е агитаторов, где разрешили ряд конкретных практических вопросов с целью к а ч е с т ­ венного и своевременного проведения переписи. На днях состоялось заседание комиссии содействия по переписи населения, разобраны оргвопросы и о б я ­ занности членов комиссии, а т а к ж е дальнейшие задачи. А Николаев, инструктор-контролер по переписи населения. Основным документом предстоящей переписи населения я вл яе тся переписной лист. Бланк переписного листа ут вержден правительством и содержит 15 вопросов. Ответы на вопросы переписного листа записываются со слов опрашиваемого, без проверки документов. При переписи будет учтено по состоя нию на четверг 15 января всё наличное население (в к л ю ч а я лиц, временно проживающих и временно о тс у тс тв ующ и х ) . Перепись проводится путём опроса населения специально подготовленными с ч ё т ­ чиками в течение восьми дней— с 15 по 22 января. С 23 ян варя по 1 февраля будет произведена инструкторами-контролерами проверка правильности переписи путём сплошного контрольного обхода. . К ак правильно ответить на вопросы переписного листа К первому вопросу переписного листа. В ответ на первый вопрос записывается глава семьи. Если опрашиваемые затрудняются назвать главу семьи, то главой считается гот из взрослых наличных членов семьи, кто дает главные средства к существованию. Все о с ­ тальные члены семьи записываются по отношению к главе семьи (жена, сын. дочь, племянник и т. д.). При определении членов семьи следует исходить из того, что под семьей понимается совокупность с о в ­ местно проживающих лиц, связанных родством, свой ­ с т в о м и общим бюджетом, j Д л я всех лиц, не имеющих семьи, записывается „одиночка". Ко второму вопросу. К временно отсутствующим о т ­ носятся лица, которые на кри ти ческую дату, то есть в ночь с 14 на 15 января находились за пределами территории поселкового или сельского Совета. Так, выехавшие в командировку, на каникулы, в гости к родственникам и знакомым, на временную или сезонную работу, если их отсутствие не превышает шести ме с я ­ цев. Все эти лица з а пи с ы ­ ваются во второй вопрос т: отметкой о временном отсутствии и указывается продолжительность времени о тсу тствия. К третьему вопросу. К вре менно проживающим следу ет относить всех лиц, при ­ ехавших в гости к родственникам и знакомым, па к ан и к ул ы , в командировку и т. д., которые в момент переписи находились здесь, в то время как место их постоянного ж и т е л ь ­ ства находится за пределами того поселкового или сельского Совета, на территории которого данное лицо застала перепись .К ро ­ ме этого, для этих лиц в третьем вопросе записывается подробный адрес места постоянного п р о ж и ­ вания. Например, Р С Ф С Р , Воронежская область, город Лиски, улица Советов, дом № 2, квартира № 4 . У к а з ы ­ вается число месяцев их отсутств ия. К четвертому вопросу. О т ­ вет записывается сокращенно „ м у ж " или „ ж е н " . К пятому вопросу. Д л я детей, которым не исполнилось еще месяца, запи с ы ­ вается „меньше месяца". Д етям моложе одного гола - записывается число и с ­ полнившихся месяцев. Л и ­ цам старше одного года — записывается число исполнившихся лет.Например, к моменту переписи исполнилось 25 лет и 11 месяцев или 25 лет и 2 месяца, з а ­ писывается 25 лет. К шестому вопросу. Для лиц, состоящих в браке в настоящее время, независи-. мо от того, зарегистрирован брак или нет, записывается „д а ". Д л я вдовых писать „вдо в ", „в д о в а ", для остальных лиц, не с о с т о ­ ящих в браке, записывается „ н е т “ . К седьмому вопросу. З а ­ писывается та националь ность, которую указывает сам опрашиваемый Национальность детей определяется родителями. В с е м ь ­ ях, где родители принадлеж а т к разным национальностям и сами затр удн яю т ­ ся определить национальность детей, следует дать предпочтение национальности матери. К восьмому вопросу. З ап и ­ сывается название того языка, которым опрашиваемый л у ч ш е всего вла ­ деет или обычно п ользу е т ­ ся в семье. Родным языком для детей, не умеющих еще говорить,записыБается я зык , на котором обычно разговаривают в семье. Родным языком глухонемых считается язык, на к о ­ тором они читают п п иш у т : или которым преимущест- | венно общаются. Родной ■ я з ы к может не совпадать с ! национальностью. К девятому вопросу. Для граждан Союза С С Р запи ­ сывается „ С С С Р " , а для иностранцев— название г о ­ сударств, гражданином к о то ­ рого я вл яе тся опрашиваемый. К десятому вопросу. Д л я лиц, окончивших высшее учеб ное заведение, следует записать „ в ы с ш е е " . Д л я уч ащ и х с я и у ч и в ­ шихся ранее в высших у ч е б ­ ных заведениях и прошедших не менее половины срока обучения, записывается „незаконченное в ы с ­ шее. Д л я окончивших техни ­ кум или другое среднее специальное учебное заве- „сред- дение записывается нее специальное". Лицам, окончившим 10- л е т к у , 9-летку, ш к о л у в т о ­ рой ступени, дореволюционную гимназию, коммерче ­ ское училище или другую среднюю ш колу записывать „среднее общее". Д л я учащихся и у ч и в ш и х ­ ся ранее в высших учебных заведениях и прошедших менее половины срока о б у ­ чения записывается „с р е д ­ нее общ ее " или „среднее специальное" в зависимости от того, какое учебное заведение окончил опрашиваемый до поступления в высшее учебное з а в р я в ^ ^ Р Д л я окончивших-'’' с я с т летнюю ш колу или 7 й класс средней школы, а т а к ж е для учащихся и у чи вш и х ся в 8 - 10-х классах, но не окончивших 10-й класс, для окончивших дореволюционные прогимназии, в ы с ­ шие начальные и городские училища, низшие специальные учебные заведения разных наименований, име ­ ющие продолжительность обучения 7 лет и более записывается „семилетнее' Кроме того, в скобках J3 писывается класс, в к о т о ­ ром учи тся или из которого выбыл учащийся. Н а ­ пример „семилетнее" ( в ы ­ был из 9 к л а с с а ) " или „ с е ­ милетнее ( у ч и т с я в 10 к л а с се ) " А для учащ и х ся или учившихся после окончания 7-и классов в тех ­ никуме записывается курс , на котором уч и тс я или с которого выбыл опрашиваемый. Например, „семилет- иее ( у ч и т с я на 2 курсе т ех н и к у м а ) " или „семилет ­ нее (выбыл с 3 курса т е х н и к у м а ) " . Д л я окончивших н ачальную школу,4-й класс, а т а к ж е для учащ и х ся или учи вш и х ся в 5— 7-х клас ­ сах, но не окончивших 7-й класс записывается „н ачал ь ­ ное". При этом для у ч а ­ щихся и учивш и х ся в 5— 7-х классах, но не о кончи в ­ ших 1-й класс записывается в скобках класс, в котором учится или из к о ­ торого выбыл учащийся. Например, „ н а ч а л ь н о е " ( у ч и т с я в 7-м классе) или „начальное (выбыл из 7-го к л а с с а ) " . Д л я окончивших или у ч а ­ щихся в учебных заведениях, не дающих общего образования (например,школы Ф З У , курсы бу хга л те ­ ров и разного рода курсы

Республики, дело всех советских учреждений правильные ответы на все вопросы переписного листа ПЕРЕПИСНОЙ ЛИСТ ( В . И . Л Е Н И Н ) подготовки, переподготовки и повышения квалификации и т. п.) записывается образование, полученное в общеобразовательной школе до поступления в данное учебное заведение. В случае , когда опрашиваемый затрудняется определить свой уровень образования, в порядке исключения в ответ на 10-й вопрос записать подробно название учебного заведения, к о т о ­ рое он окончил или скол ь ­ ко классов прошёл. Дл я лиц 9-и лет и старше, не имеющих начального образования, но ум ею ­ щих читать и писать, записывается „читает и пиш ет1. Д л я лиц, умеющих т о л ь ­ ко читать на каком-либо языке, хотя бы медленно, записать „ ч и т а е т " ; для лиц, не умеющих ни читать, ни писать, записывается „ н е ­ грамотный". Д л я детей моложе 9-и лег ответ на десятый воп ­ рос прочеркивается. К одиннадцатому вопросу. Ответ на этот вопрос дают учащиеся всех учебных заведший и курсов дневных, заочных, неза- шг с имоо т того, с отрывом или без отрыва от производства они обучаются. З а н я ­ тия на курсах и в к р у ж к а х продолжительностью менее одного месяца не отмечаются. В ответе на 11-й вопрос записывается полное наиме- ювание учебного заведения ли курсов. Например, „кур- трактористов", „к у р сы лтеров ", „Верх-Крас- ая семилетняя шко- }абоевская начальная и т. д. Д л я у ч а ­ щихся заочных и вечерних учебных заведений у к а з а т ь название учебного заведения. Д л я уч ащ и х ся одновременно в двух учебных з а ве ­ дениях следует записать высшее по типу. Д л я лиц, нигде не учащ и хся , в отве ­ те пишется „н е т ". , К двенадцатому вопросу. В ответе на двенадцатый вопрос должно быть записано полное название предприятия, колхоза, учреждения, организации. Например, «колхоз „ П у т ь Сталина"», „О с т я ц к а я семилетняя ш к о ­ л а " . Название предприятия следует указывать так, ч то ­ бы можно было определить род производства. Надо з а ­ писывать, например, „ш в е й ­ ная мастерская промкомбината", а не просто „промкомбинат" или «кирпичный завод артели „Т артас с"» , но не «артель „Т артасс"» или „кондитерский цех пище- -комбината", а не просто „питцекомбинат", „п ари к ­ махерская райкомхоза", но не „райкомхоз" и т. д. Д л я лиц, работающих в подрядных строительных организациях, указывается название этой организации, например, „м еж кол хо зная строительная организация". Д л я работающих -на строДанные, записанные в переписные листы, подлежат использованию ис кл ю ­ чительно дли целей разработки итогов переписи населения по установленной программе. Работникам переписи запрещается сообщать кому бы то ни было содержание ответов, записанных в переписные листы. Ре спубл ик а Р СФСР Край, область, округ Район С е в е р н ы м Н о в о с и б и р с к а » № пере ппсного отдела № инс т р у к ­ торского у ч а с т к а № с ч е т ­ ного у ч а ­ стка № квартала № свод, в е ­ дом, по домовлад. или ПО насел, месту Адрес в городских поселениях: Н азвание город. п о с е л . ____________ Город ской р а й о н __________ Улица, переулок, п л о щ а д ь ___________________ .V? дома___ № кп. Адрес в се льски х местностях: С ел ьсо вет П р и б е л н ы с к и й Н а зв а н и е населенного пунк та (с ела , деревни, аула, кишлака, ху тора и т. д.) Ч у в а ш и Улица № дома п е р е у л о к фамилия домовлад. П е т р о в Ф м и 11 я И м я, о т ч е с т в о № 1 П е т р о в И в а н В а с и л ь е в и ч № 2 ! П е т р о в а № 3 П е т р о в Е к а т е р и н а И в а н о в н а В и т а л и й И в а н о в и ч Отношение к главе семьи (ж ена , м уж , сын, дочь, мать, сестра, племянник и т. п.) Для постоянно здесь проживающего, но вре ­ менно о т с у т с т в ую щ ег о записать „временно о т с у т с т в у е т " и у к а з а т ь сколько времени от с у т с т в у е т _________________ ______ глава Для временно проживающего у к а з а т ь : а ) место постоянного жительства б) сколько времени о т с у т с т в у е т в месте постоянного ж ите л ьства Пол (м уж с ко й , ж енский) С к о л ь к о исполнилось лет, для детей моложе года— месяцев ? Состоит ли в браке в настоящее время? Национальность _9_ 10 11 1 2 Родной я зы к Гражданин какого гос ударства ? Образование: высшее, незаконченное высш ее среднее специальное, среднее общее, семилетнее, начальное. Для лиц 9 лет и старше, не имеющих н а ч а л ь ­ ного образования, у к а з а т ь : читает и пишет или только Читает на каком-либо язы к е , или в овсе неграмотен_____________________________ Для уч ащ е гос я у к а з а т ь полное название у ч е б ного заведения (и нсти тута , техникума , шко лы, училища, кур сов ) , в котором у ч и т с я 13 14 15 Место работы (название предприятия, колхо за, у ч р е ж д е н и я ) или работает в своем хо зяй стве Занятие по этому месту работы (должность или вы полняемая работа)___________________ Если не имеет занятия, я в л яю щ е г о с я источником дохода, у к а з а т ь другой источник средств с ущ е с т во в ания_______________________________ К какой общественной группе принадлежит (рабочий, служащий, колхозник, коопериро- 1 ванный к у стар ь , крестьянин-единоличник I некооперированный ку старь, лицо свободной профессии, сл уж и тел ь к у л ь т а ) муж. лет 38 I мес да чу na in русский СССР читает и пишет пет электростанция колхоза «Новая жизнь» машинист локомобиля жена жен. лот 38 мес. да русская русский СССР семилетнее колхозник нет сельио продавец служащая [член колхоза) сын муж. лет 15 мес. пот русский русский СССР начальное (учится в 7-ом классе) Чувашннская семилетняя школа пет пот на иждивении № 1 колхозник ительстве и капитальном ремонте промышленных, ком мунальных и других предприятий, необходимо з а ­ писывать „на строительстве ателье бытового о б с л у ж и ­ ван и я " , „на строительстве районного Дома к у л ь т у р ы " . Д л я крестьян-единолич- ников и членов их семей, занятых только сельским хозяйством, а т а к ж е некооперированных кустарей, работающих на дому, записывается „ в своем хозяйств е " . Д л я некооперированных кустарей, выполняющих ра ­ зовые заказы у частных лиц, записывается „ у ч а с т ­ ных ли ц " . Д л я лиц, работающих у частных лиц по найму (до машние работницы, няни и |т. п.) записывается фамилия i нанимателя. Д л я демобилизовавшихся !и других лиц, не работающих в момент переписи в связи с переменой места работы, записывается „меняет работу, прежнее место работы такое-то". Д л я лиц, имеющих какую- либо постоянную работу и одновременно получающих стипендию или пенсию, з а ­ писывать название предприятия , в котором они работают. Д л я уч ащ и х с я на курсах переподготовки и п о выш е ­ ния квалификации, записывается название места работы. Д л я неработающих пенсионеров или имеющих временную работу, и ж д и ­ венцев, воспитанников детских домов записывается „н е т " . Д л я членов семей к о л ­ хозников, занятых работами только в своих подсобных хозяйствах, записывается 1название колхоза. Д л я членов семей кол-1 хозников, работающих в колхозе на разных работах, записывается „сельское хоз яй ство " . Д л я членов семей рабочих, с луж ащ и х , кооперированных и некооперированных кустарей, занятых подсобным сельским хозяйством, записывается „ в л и ч ­ ном подсобном сельском хоз яй с т в е " . К тринадцатому вопросу. В ответе записывается д о л ж ­ ность или выполняемая работа. Например, „медсестра ", „врач-хирург", „зубной вр а ч " , „с т о р о ж ", „ п а с т у х " , „д о я р к а " , „свинарка", „ т е ­ лятница", „п ло тник ", „ з о о ­ т ех ни к " , „тракторист", „председатель колхо за ", „бригадир полеводческой бригады", „бригадир тр а к ­ торной бригады", „ у ч и т е л ь " , „преподаватель математики" и т. д. Д л я членовсемей к о л х о з ­ ников, рабочих, с л у ж а щ и х , кооперированных и н е к о ­ оперированных к у с т а р е й , з а ­ нятых только своим подсобным сельским хозяйством, записывается „подсобное сельское хозяйство". Д л я работающих у ч а с т ­ ных лиц записывается „ д о ­ машняя работница", „ н я н я " . К четырнадцатому вопросу. Д л я лиц, не имеющих з ан я ­ тия, приносящего заработок или доход, но имеющих с а ­ мостоятельный источник средств существования (п ен ­ сия, стипендия, алименты, доход от сдачи помещения, сбережения и др.) о тм е ч а е т ­ ся этот источник с у щ е с т в о ­ вания. Д л я лиц, не имеющих занятия, приносящего з ар а ­ боток или доход, и ж и в у ­ щих на средства других лиц, записывается „на и ж ­ дивении колхоза" (когда нетрудоспособные члены колхоза п ол учаю т сельско- Окончание на 4-й странице.

Как правильно ответить на вопросы переписного листа Б е с е д ы н а е с т е с т в е н н о - н а у ч н ы е т е м ы В тшкке (О к о н ч а н и е . Н а ч . на 2, 3, стр.) хозяйственные продукты из фонда колхоза)». Для воспитанников детских домов записывается «детский дом». К пятнадцатому вопросу. Ответы па 12 -й вопрос (место работы) и 13-й (занятие) не могут всецело служить основанием для отнесения опрашиваемого к той или иной общественной группе. Члены колхоза, занятые в момент переписи на временной работе в п р омыш л енн о сти , строительстве, на лесозаготовках и т,д., но постоянно работающие в колхозе записываются как колхозники. Иждивенцы относятся к| Звездам, как и Вселенной, той общественной группе, к ;н е т конца. И правильно никоторой относятся лица, н а ; сал великий русский ученый иждивении которых они иахо- М. В. Ломоносов: «Открылась Члены колхоза, занятые на постоянной работе в РТС, учреждениях и т. и., не ра-| ботающне в колхозе пли частично принимающие участие в работах колхоза, записи-! ваютсй «рабочий (член колхоза)» или «служащий (член колхоза)». Члены семей колхозников, занятые в своем подсобном' хозяйстве, относятся к кол-| хозяйкам. Лица, состоящие членами артели «Тартасс» относятся 1 C кооперированным кустарям, а не к рабочим и служащим. Те же лица, которые не я в ­ ляются членами - пайщиками артели, а работают но найму, относятся к рабочим и служащим. s Лица, занимающиеся ремеслом у себя "иа дому (в своём | хозяйстве), охотой, рыбной ловлей или другим промыслом j н не состоящие членами ар-1 тели нлп п штате какого-либо предприятия (учреждения,' организации), а также лица, ! выполняющие разовые заказы у частных лиц (плотники, печники, сапожники и т .п .) , относятся к общественной группе не кооперированных к у ­ старей. дятся. Все сведения, касающиеся ответов на вопросы переписного листа, даются лично опрашиваемым. Сведения о детях до 16 лет даются родителями или воспитателями детских домов. Все данные о лицах, временно отсутствующих, даются наличными взро слыми членами семьи. Приведём отвлечённый пример правильной записи ответов па вопросы переписного листа. В квартире проживает одна семья, состоящая из трёх человек. Петров Иван Васильевич— глава семьи. Чуваш, родной язык русский, окончил три класса, работает машинистом локомобиля электростанции колхоза «Новая жизнь», Ирибелииского сельского Совета нашего района, член артели. Петрову исполнилось 38 лет п 11 месяцев. Жена, Петрова Екатерина Ивановна 1920 года рождении,русская,родной язык русский,член колхоза, работает продавцом с е л ы ю , окончила N классов и курсы продавцов. Их сын Инталий Иванович, ему исполнилось 15 лет, русский, род пой язык русский, учится в седьмом классе. Каждый гражданин должен знать, что перепись в пашем государстве проводится в интересах всего народа, поэто- j му должен дать правильные I и полные ответы га вопросы переписного листа. Всем временно проживающим гражданам и выезжающим из мест постоянного жительства, которые прошли перепись, выдаются справки о прохождении переписи. В. Погорелов, заведующий переписным отделом. Л. Б у я н о в , инструктор-контролер. полна; звездам бездна, звезд числа нет...» Долгое время люди не знали, что представляют собой звезды. Теперь хорошо известно, что звезды— это огромные расскалениые газообразные шары. Ближайшая к нам звезда— Солнце. Расстояние от Земли до Солнца в среднем около 150 миллионов километров. Луч солнечного света, скорость распространения которого 300 тысяч километров в секунду, доходит до Земли за восемь минут двадцать секунд. Другие звезды удалены от нас на огромные расстояния. От ближайшей к нам звезды Проксима (созвездие Центавра) свет идет до нас оолее четырех лет. Эта звезда в 270 тысяч раз дальше от нас, чем Солнце. И астрономии единицей измерения расстояния принято считать световой год. Он равен расстоянию, которое проходят луч света за год, и составляет 9.460 миллиардов километров. Невооруженным глазом человек может видеть только около трех тысяч звезд. Уже с первого взгляда можно за - метить, что звезды не одинаковы. Изучение звезд показало, что они различаются между собой но цвету, яркости, объему, плотности н температуре. Астрономы д е л я зведы па звезды - ты н звезды-к а р л Солнце по яркости и принадлежит к группе так называемых «желтых карликов». Таких звезд подавт все гигаи- п к и. цвету С т р о и т е л ь с т в о з а в о д о в На Кубани начато строп-, базой которых будут служить тельство нескольких газобен-1 запасы природного газа, зиновых заводов, сырьевой I ТАСС. На Ниво-Крам атор ском машиностроительном заводе звезды, яркости Сталинская область. Н о в о - Н р а м а т о р с н и й м а ш и н о с т р о и ­ т е л ь н ы й з а в о д е ы п у с и а в т н о в е й ш и е м о щ н ы е п ронатны е с т а ­ н ы . э н с н а в а т о р ы, ш а х т н ы е п о д ъ е м н ы е м аш и ны и д р у г о е о б о ­ р у д о в а н и е , н о т о р ы м о с н а щ а ю т с я з а в о д ы н е т ольно н аш ей с т р а н ы , но и с т р а н н а р о д н о й д ем онрат ии . На с н и м н е : м о н т а м м ощ н о й ш а хт н о й п о д ъ е м н о й м аш и ны . Фото С. Г е н д е л ь м а н а . «► Фото хронина ТА СС лягощес большинство, тамн же называются превосходящие по Солнце в десятки и сотни раз. Количество звезд-гигантов сравнительно невелико. По яркости звезды очень сильно различаются между собой. Например, голубая звезда Денеб в созвездии Лебедя н десять тысяч раз ярче Солнца. Звезда Антарес в созвездии Скорпиона имеет температуру на поверхности в два раза ниже солнечной. Но эта звезда огромных размеров и поэтому в три тысячи раз ярче нашего Солнца. Самой яркой считается звезда в созвездии Золотой рыбы (южное полушарие). Она в 400 тысяч раз ярче Солнца, хотя ц видна только при помощи телескопа. За одну минуту эта звезда излучает примерно столько спета,сколько Солнце за год. Если бы наше Солнце имело яркость этой звезды, то температура на Земле достигла бы 7.000 градусов! При такой температуре Земля превратилась бы в нар. Разнообразны звезды и по в 64 тысячи раз, Антарес больше зш н 1.700 раз. Открытая несколько лет назад, звезда VV Цефея но объему значительно больше Антареса и в 13 миллиардов раз больше Солнца. Если бы паше Солнце имело такие размеры, его орбита достигла бы Нептуна, а планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн и Уран оказались бы внутри Солнца. По есть звезды во много раз меньше Солнца. Например, звезда Ван-Маанена по своим размерам меньше Земли, а ведь Земля но объёму в миллион триста тысяч раз меньше Солнца. Если мысленно представить себе звезду Ван-Маанена в виде макового зернышка, то звезда Антарес будет величиной с пятиэтажный дом, а Солнце— с грецкий орех. Ученые установили большое разнообразие плотности звезд. Наибольшую плотность имеют так называемые «белые карлики». Типичным представителем таких звезд является спутник Сириуса. Количество вещества этой звезды объемом в лесной орех весит около тонны. «Белый карлик» Кой- пера в созвездии Кассиопеи по объему в 125 раз меньше Земли, по его плотность в сотни тысяч раз превышает п л о т н о с т ь воды. Если бы спичечную коробку наполнить веществом этой звезды, то она весила бы около тысячи тонн. Такая огромная плотность «белых карликов»-объясняется тем, что н них атомные ядра почти соприкасаются друг с другом. Эти звезды состоят из так называемого вырожденного газа, существующего при очень больших давлениях. И настоящее вро а звезда ношениях (но яркости, размен ы Денеб.рам, плотности, температуре и массе) — средняя, рядовая звезда. Наблюдать внутреннее строение звезд, в том числе и Солнца, астрономы не могут. Звезды—тела непрозрачные. Поэтому даже при помощи самых мощных телескопов можно наблюдать только их поверхности. В природе нет ничего постоянного, все подвержено изменению. Причем эти изменения происходят либо очень бистро, и л и очень медленно и еле заметно. Большинство звезд не испытывает заметных изменений на протяжении тысячелетий. По бывают та ­ кие изменения звезд, которые легко обнаружить. Это касается главным образом переменных и так называемых новых звезд. К иеремен- ным относятся звезды, блеск которых со временем меняется: он бывает то сильнее, то слабее. Такие звезды делятся учеными на затменные переменны» и физические переменные. Гигап- мя открыто уже более 50 «оелых карликов». Звезды-гиганты, наоборот, имеют очень малую плотность. Вещество, из которого они состоят, сильно разрежено. Исключительной разреженностью отличается сверхгпгантская звезда YY Цефея. Ее плотность но много тысяч раз меньше плотности воздуха над уровнем моря. Средняя плотность Солнца в 1,4 раза больше плотности воды. Различна -я температура звезд. На поверхности такиа- зывамых красных звезд она достигает трех—четырех тысяч градусов, а на поверхности белых— 25 тысяч граду сов. Есть, правда, и такие звезды, температура ш торых па поверхности измеряется сотнями тысяч градусов.Солн- це принадлежит к типу желтых звезд, температура его поверхности равна шести тысячам градусов. По массам звезды имеют сравнительно небольшие различия. Могут быть звезды, масса которых или в несколько десятков раз больше массы Солнца, пли в шесть— своему объему. Например, I семь раз меньше ее. Таким звезда Денеб больше Солнца образом, Солнце во всех от- Зам. редактора А плеск азатмопных переменных звёзд .меняется вследствие lit ВТО]Ш№1Щ1ХСЯ-т**Щ*#1- чеекпх затмений однщПн^в... ды др)гой. Блеск физических переменных звёзд зависит от процессов, происходящих внутри самих звёзд. Эти $вёзды то сжимаются, то расширяются, они как бы пульсируют. Периоды изменения блеска бывают разные: у одних звёзд он длится несколько часов, у других— до двух лет Но есть н такие переменит I звёзды,у которых нет стр периодичности.Эти так на ! мые полуправильные. и | пильные переменные i f t В настоящее время зарегг | рировано уже более 19 тысяч переменных звёзд. Большой интерес представляют так называемые новые звёзды. Раньше, когда не знали физической природы этих звёзд, их считали действительно новыми, только что возникшими. Теперь известно, что существует особый класс слабых звёзд, которые иногда вспыхивают, начинают очень быстро увеличиваться и за несколько суток превращаются в звёзды-гиганты, в сотни и более раз превосходящие их первоначальные размеры. Блеск вспыхнувшей звезды увеличивается в несколько тысяч раз. Через некоторое время звезда вновь сж и ­ мается н обретает первона- чальное состояние. Возникновение н о в ы х и сверхплановых звёзд служит убедительным доказательством того, что природа развивается не только плавным,, эволюционным путём, но и резкими скачками. Всё это весьма наглядно подтверждает правильность марксистско- ленинской теории о закономерном развитии природы. Г. Аристов. НИКИТИНА. Типография Северного района, с.Северное. Т ираж 1070 экз.

RkJQdWJsaXNoZXIy