С Е Н Т Я Б Р Я 1993 Г О Д А . Ч Е Т В Е Р Г № 8 4 (71 8 8 ) С е в е р н а я районная газета Основан а 20 июля 1935 г. ^ ф В Ы Х О Д И Т Д В А Р А З А В Н Е Д Е Л Ю . Цена 50 коп. 3 ОКТЯБРЯ - Д ЕН Ь УЧИТЕЛЯ Берите со школыпример НАЧАЛО СВОЕГО 0 Н а с ц е н у приглашаются молодые учителя: Татьяна Владимировна Б у л и г а , ния Ивановна И ли хмет Е о в в г а е , Юрий Ан ато ль евич Крестья- н о в П . е . . р е д аплодирующим л н о ойм т п е о п я е в р и ь лс к я ож ю а н н о к ше а с в ве м р о т з и д а кальными к а рм а н ам и , к ка а х , с вол т н емис н т ыы м м и и у в с о амло и са ими в . сл о е ч г Ч ер ез несколько минут мы б л е ь с т е у д р о ы в , али рас в полф о о жй и е вшД ио м с ь а к н у а жес тк ов аты х ^сидениях. гро —мко Я р —а с с к и а з зы Б в и а а л з ы , о — се н б е е Ю ри й . — У ч и л с я в старой е к н що ия е в . с ше Т к е о к п л л е е р а . с ь сыО д б , а о жнш о е ел и не н в е с п е о т й о з м д л у ь а , как в них д е р ж а л с я потолок , как не обвалилась на нас кры ш а , вы держали стены . Но практику проходил в новом здании. Конечно, оно не идет н р иым в . к И а ко з е ан с и р м а а в т н ь е с н я ие в со нов с т ы а х к л а с с а х приятно, и учителям работать л ег че . Б такие клас сы и идти на у р о к радостнее. бор К е ак пр ч о а ф с е т с о с и с и лы б шо л и ь шш ь у : ю в ро в лы ь сы гр ало увлеч ени е . II оно, у т н ь в о с л я е п ч р е з и н а д и т е и ш , к с д о о л л д ь ж е н т о н с й о тва о п , б а я р у з т к а о р т й е е , п л и ь в постоянном общении с отцом в (мно ат , е в р с ь е ю) и . ду В т ых п о о ди п т ро т т а о к р , ен с н л о о й кем-то тропинке . В про чем , у ж е и не по тропинке , а по широкой гладкой м аги страли . — В какой-то степени так о ч р н нш о е е е , и у т в о б л г ы д е л а к о , с . я ко В м г о д д д а е е т л с с и т т р а в л о е в , а п н а о и с е т т м о а , радиотехникой. Ч а щ е делал модели различных с у д о в . Но и автомоделированием тоже з а н и м а л с я . нал « М од ел и В с ы т п -к и о с н ы с в т а р л ук т ж о у р р » , приложение г н л и и к у п » о . яв В ит о ь б с щя к емче , « р Юв т с е н е ж , о и м г у д # е ак т мо е й о х - то модели, было и у меня. Конечно , про стейшую модель сделать относительно легко . К у д а с л ожн ее см а с т е ри т ь ко- п л и а йн б у ыю м м ал о е д н е ь л к ь о , й , кот н о о ра т я очн б о ы й копией большого с у д н а . Т у т у ж работаешь не торопя сь , тщательно . И года два на та к ую модель уйдет. Я всего две копийные модели и еде л а л . В едь для них и дерево н р у адо по б д ы х л о о д я пщ о у д юо , бр и ать п , ен и оп ф л а а н ст е . И в се обработать надо , дж о а г м н . ать. все точно по чер п т о еча С л К у р ш ес а т л ьянЮ о р в и а я и А н в а с т п о о л м ь и е н в а и л е в щич е а о —дно П г р о о к Юоф р ь и е я в а А —н а т и о л е ь г е о к атам ар аны , его самоход ны е к о силки , его походы с парня- мн -старшеклассниками по Та л р ь т к а с о у . и Вм е я ро и я тн о о т , че у ст н во и х о н б е щ е то е , но и ж а ж д а творить. Т ольк о у Ю . А . П р о к о ф ь ев а все это б ва ы л —о , а все у е Ющ е . А вп . ер К е р д е и с . т ь я н о А позади , к а к у ж е понятно, би азнн ская ср ед н яя ш к о л а и урок и тру дового о бучения , которые вел В л адим ир рилович Б о р и с о в . Г а в м за у н — , ч и е м М м е у н н н е о я к е а н ж м а у е у т ч , с и я л , В с я л ч , а т д я о и м о и в б с р я е у Г аврил о вичу . В Болотнинском п к е о д у ч ч т и о л и о щ ко е н , чи к л о , торо уе н я ас то б л ы ь л ПУТИ хороший преподаватель к л о я л р а н е о в г и о ч деШл е а й н Ви л н а . ди О м н ир оч с е Н т н и о ь " т т л а о ю т г б ир и в а л фы и . р ю езь и бу ве п л о э д т е и р е ф в у а , к у ф л о ь — Юрий А н а т о л ь е ви ч , а это он У | л е к в ас резьбой и фотографией? Ш к о л а в се л е — пример для п о др аж ани я . Т а к должно быть в езд е . В е д ь сю д а идут д пи ет т иы , ва а ть к д ра у с ш о у т . а Т д а о к лж с н ч а ита в юо т с , например , в Гр аж да н ц ев о ; где пришкольный у ч а с т о к вполне можн о на звать образцовым . П р е ж д е в се г о , конечно , это ро - м бо м л о ь жш н о о й ц п в р е о т в н од и и к т , ь на у к р о о т к о и ботаники . Второе — о город , где все ест ь для школьной с д р т л е о м е л жя о а в у що х й е о . мж е И н п о о . в р с я е д к в е с , егд в а се в в н ов а ра З а ш с л к у о г л а ы, в э в т л о юм бл и ен д н и ог р о екто в красоту привычных и непри в тоы в ч , ны и х у д ч л и я те н л а я с , б с и е о в л е о р г я и н и , , ц в е и д га р н у и г з и о х вы у в ч а е л т и е л е д й е , те к й от в орып е ери о о р д их летней практики. И забота всех оценена по достоинству: подведены итоги месячника по благоустройству н се я л ло р т а р й е о т н ь а е . м Г е р с а т ж о д а —н ц е в в мо ес з т а е с С е в е р н ы м . ный уч а с т о к т гд а е к ж е при к шр к ас о и л в ь , богат и у х о ж е н . — Н у , я и без него любил работать с деревом: ведь су - домоделировани е и основано л н ь а ш е это п м о . ни П м р а о т с ь т о д , ер я ево ст . ал боли —рабо Д т а а , ть? к у д а в ас направиПисьмо в н о м е р ' 3 Н и з к и й П О К Л О Н нюю ш В к о лК у о . б. Кордон . В ср е д д р е и т а —е ла : б О е д д б н с е т р а в к е о о з в ы , а , т т ь а о м си и н в з ы ы -з , а н с е мос а б н т у ые — всего там найдется. Д л я к аждо го дела свое дерево необходимо. зьбы по де р е в у л учш Д е л я все р г е о подходит кедр . про—мхо Н з а ад ею П с е ь т , р дирМ е а к к т с о и р м о л в е и с ч Гламаздин найдет для школы кубометр-два хорошего д р о а р ч и а . нк Чи т . об В е б д е ь з д с л у я ч к а д , ет б ей ез к ж е з е д а . — Н ад ею сь и я на это. Д а и много нам не надо. Л иш ь бы с у х о й был . рошП о ом е б ч ы т л а о л и быо т о о р м г , ан к и а з к ова х т о ь в ш к о л е к р у ж о к резьбы по дшло е е к р к е , в у у с а , т р п у а о в и т л в о е а м ч т ь ь , вы э в т с ыт и а м с в т к а и в м л а я л п т ь о ь ч д с и е я на районном уровне . Второе т л ч о о е г м р , а п ф д о и а ф р л а о е н в к т а о н а у з в и и л е н р е . е о ч в е И н а б л е и и с е т п . у о т ч — в В н ен п е ф м н р о о о а . В кобкордоновской школе есть ш ахм ат и с ты , с у с п е х ом отст аивающие честь района на разл ичных сор евн ов ани ях . И ведь ск ол ьк о интересных снимков можн о было бы иметь только на ш а хм а т н ую тему! А пей заж ные снимки? А п о р т р е ты ? . . — П о н и м аю , что пе рвое время не до снимков будет.-.. — Д а , п р е ж д е всего надо о бор удовать м а с т е р с к и е . Не зн аю , в ка ком они состоянии: не был в ш к о л е . Н о х о ч е т с я , ч р т о о ш б и ы й в и с н е ст в ру н м и е х нт , бы и ло х : ор и ош х и о й материал . И хороши е отноше ния м еж д у м но й , учениками и их ро дителями . А . А Р К А Д Ь Е В . гог Н а Ю . сн А им . Ф к о е К т : р о еА с м т . о ь л Ф я о н е д о д о в о й . р о п в е а д . аV б н л о а г О о г Т од ч а м и р с а и т с т о л ь г о о д д е и л се р ь р е н к д о т ц г о о а ра хоч С з у а е в в о е п д р о а Ак н о с л и в е а о к н с е е за я р а х е Г г , е о н з н а з а а д б т ь о е е т п в у л и о ч о а д н Щ у а шс е , и р б п а е и доброе се р д ц е . Н есм от р я на всякие трудно сти . он помог р м е н л е ож с и де л л и ат п ь ен р к е у м , он п т од д в о е м л а и . фП у е ндамент , обшили 'б аню . си б Е о щ , е А р л аз е к б с е о й льш Г о е е нн в а а д м ьев с ип ч а . Кмм р н ей е ы п н х к о о го г у о сп е б в х л а о м а в го з п в д о о л т р у р о ч у в и д ь я е я . , и о Н гр и с о е з з к ыий вчи в в а о м сть п . окло П н . Г з Л а У Х в а О ш В у А , от с . С е в е р н о е . Победители смоатр-кнокруса З а к он ч и л о с ь лето , осень щ е др о осы пает з ем лю том ли стьев . А т а м , гляд з и о шл о ь , и зима принакроет поля и у р л о и м ц , ы п б о е д лым кот п ор ушымистыис м чез к н о у в т все прелести летни х красок и яркость у с а д е б , прибранных р у к а м и за ботливых хо зяев . Поэтому сейч ас сам о е время о са глас п и о ть бл и а т го ог у и ст р с о м й о с т т р в а у -кон с к е у л р а мн С е е ан в е и е р щ е н е о и г у о п с . п ол е Нюю а т б ш о и в о а б т р ь о а с д т я н и о т с н ь е а л в ь л н ч у и а д чше я и т е ь с я у , с а д ь ч б т ыо . н И а с м л о е ж д н у ою щ н е а е л н к е е и т т х о , б к о п а л р к ь и шбр у е а . с н а д н А ь ы б х а ос д о А в б о н е р н н о ын в о с М т т и а ахайловны Атопкиной по у л . К ом м ун и ст и ч е ск о й , 5 , нанной л у ч ш е й . ма н а гр аж ден а за Х о с з в я о й й к а п т р р д и у о з д денежной п р е м и е й , в с у м м е 20 тысяч рубл ей . н н не а а д , В л т П 2 е о 5 а ж р в о и л с е т о в м в о р е А й с у н т ч т о е п о н о н и п и о е у н м л е п . р д А а е К в н н у а д е л р ж и п е н н р е о и и в й бп д л р ь е б е Т йм а р . и е и т Л ь и е в ди с м и у е м с м т Н о е ик 1 з о 5 а л н а я т е ы в л н а с ы я ч у Ф р с и а у - л и п чу к с у л . Калинин а , 31. Д е н е ж н а я премия с я ч рублей . р ед К е р л о и м л е а , т ч о т г о о, е щко е ми 4 с 0 си 1 я у 0 сад т о е ы п б с о з е я щ л й р а к и и т С ел е п в ь о е н л р у ы н ч х и о г л п о и ре д мп о о и с й то . п й я н И т ы ь х т п х ыо о с х л я о ь ч н с к ов а р о я у й : бл Н е З й . а . х В а Э . р т о с о в о у у й л с . ад АК ь . о б мы Б со . Тм и о с у л . Ш ерстобитова : вой Т . Ю . с у л . «М Щич е у р р б и а н к а о ; Семеновой Л . Г ! .. По здняко- ковой М . Я . , Санниковой Ф . Н . , Якимовой Н . Д . . Гл ам аз - диной Н . С . с у л . Горького: А во л й е к с В а . н д В р . о , в о Н й овиМ к . ов П ой . , ПЕ е . т р И о . , П урисенковой Г . С . , К о к ов а ловой 3 . И . с у л . С о в е т ск а я : н кП о о е г в т о о р ; й ов Т о Л е й п . л Пи П н . . с , к В о Л . й ит с С в . и у н л С о . в . . о У й р Ч и е В ц р . В . с у л . Ленина; Е ге р ь Е . В. с у л . К омм уни ст ич еск ая ; Ш и - чкиной Л . А . , Ш у р м е л е в о й вМ л . ев С о . й , К В а . зан С ц . . ово К й о с с Т . А Т . . , 1 Я 1. к о с у л . Н аб е р еж н а я ; Чер тковой Т . Е . , Гончаровой В . А . с у л . Р а з д о л ь н а я ; Зык овой О . Н . с у л . Ч к а л о в а ; П'узыревой Л . И . с у л . Г о голя ; Т и м о ш е н к о * ' В . Т . , Ю дин о й М . Г . , М и х а - левич Г . М . с у л . Ч к а л о в а ; Петровой Н . Н . , Ф айник Е . Н . , М аль цев о й Е . И . с у л . П еш к о в а ; Филимоновой Н . И . , мП о о н хл о е с б ов и а н ; ой Я Р к . ов Г л 1 е . во с й у л В . . Л С о . . Троф им ов ой Л . К . , Е ге р ь Н. Б . с у л . Кирова ; Якимовой В . А . с у л . Калинин а . низ С а р ц е и д й и р п а р й ед ц п ен ри тр я а тий лу и чш о и р м га и признаны территории детских с а д о в № 1 и № 2 . Им вру чены премии в р а зм ер е 50 тыся ч рублей. Второе место д н е о но С , ев а ер в н о о т й т с р р е е т д ь н е е н й е п рш п и к р с о и у л ж с е у д ж е и масл о заво ду . Коллективам вручены премии по 3 0 тысяч рублей . Поощрительной премией в с у м м е 10 тысяч рублей на гражден расчетно-кассовый ц р е у н г О т а п р , р . е н д а ел к ен от ы ор иых лу л ч е што и м е б о ы к л наведен порядок. С помощью д зя еп е в ута д т о о м в ов и у п л р и и цы усе п р р д и и о и бре х л о и б т м л о и в аго п Г у р . с и т з Г р н . о а е С н н о ын л ы ом й о а к т р в и у и н г д о а . й Лд п е у о п ч у ш у т л а и . П е ш к о в а , Т . В . Никитиной по у л . О к т яб р ь с к а я , М . Л . Ш п а - к та ова эти по х у д л е . пу С т о а в то е в т ск о о й т . ме Р ч а е б н о а премией в разм ере 15 ты ся ч ру блей.
? стр. « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » 3 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ 3 0 се нтября 1993 года . 9 t № 8 4 ( 7 1 8 8 ) 1 1 - ' 1 ■ —Л,- П ою т ветераны Дорога к ш кольном у п о р о г у н ло ог В о п у пД с о о т л м о у . а те к м П у н л о о ь д м т х у о р д з ыи а л вш е е ищ е р е ай б о ын н а пленарное за седание ренции учителя 4 нс сп к е ош н и ф л е и занять места: впереди явных ч ас ов пять си дения . Д а и з д е с ь , в ф о й е , можно о чем- то поговорить с тем , с кем не у с п е л е щ е встретиться. А Л а ри с а Геннадьевна Ч у - н в у а л р о и с н ь а о м п е р ст е е д ч е к л о ила в сь с : ер п ед р и и н гл к я е , н с е л а , положив рядышком с у м — к у . Давайте по знакомимся , — предложил я , ч ув с т в у я , что о зн н а а ко у м л ыыбн во ет в с с я е : , а буд ве т д о ь , и зна н е е м д р у г друга лет десять . Но в н е а д л ь , н ч е то с к м а жеже шд у ь , шч к то оль н н е иц у е з й Л со а й рис Ч о у й ва Щрн е н р о б й ако з в а о м й етн и ая Л а р р а и з н л зг и о о , ц в а п о . р о з и Н н л о а и к , с о ь к м . а и к ли б сь ы в т н о овь ни и б р ы а О к а з а л о с ь , что она препо дает в средней школе Коб. Кордона немецкий язы к. — Л а р и с а , ин-яз — это сестринская идея? В бо льшей степени — д а . Галина меня наставила: иди. говорит, на ин-яз не пожал ееш ь . — Не ж а л е е ш ь ? — Нет. В с е по е е вышло. И в студ енчестве повезло, и т ет еп ся е . рь в с е удач но с к л а д ы в а чал И а Л р а а р с с и к с а а з Г о ен т н о а мдь , ев ч н т а о н з а а прелесть эти педагоги из кН о Г м П у И я , з ы ч к т у о . учили е е н емец — Мне очень повезло , — слышал я от Л а р и с ы . — В се п ко едм а -т го о ги по б к ы о л л и енин и ем , цами отл в ич к н а о владели своим я зы к ом . Н а нем даже в прсподав ательс с к е о д й е , н г а ов к о а р ф и е л д и р . е , М в ы ли и ч р н а о к й ти б ч е ! - ч ск и и . И не го с т л о ыви х л а и л и из р у н с а с с к о с й к ор р е е е д п н к а а о е в г р о а е О т в т е о я т л д з о е ч ы в й и н к . к а а о Г в р , Шв а е м е л н р м а е е а ж р т у е , и л к и н ф у а о с н н п е е р т Им е и р п е к и ц о у — чистокровная н ем ка Х е л ь - га Ю л ь е в н а Д м ит ри е в а (ее мать из Д р е з д е н а ) . Стили ст и к у и а н али т ическ ое чтение вел Евгений Иванович С ? е п у л—ь . Л а р и с а , м е ж д у т ем , что требуют от ш к о л ь н н к а - в Ь т у с - кника, и т е м . что требуют от с м т н у а— д я ен т п О а р , - о п п э е т а р о с в т о ь г я . о д Но к ще а , у т т и —а л к а о л с г и р р ? а оч з е у м . В и ед у ь в у с е х м , е б н ыя , л а к а с к л , ишвп к р о о м с л а б а я пр ак т ич еск ая подгото в к а . Мы не могли понять, о ч ем с нами говорят, что от нас тр е бую т . В е р о я т н о , весь первый с ем е с т р у ш е л на то, чтобы н аучить ся слышать и с л у ш а т ь . понимать, о чем идет р е ч ь . Т о г д а и поняла я: основной пробел педагогов и к к т о н и м о ч с . т ес р О к а н и н й ны д р о х а л з ж я г е о з н ыв о к р о м в ыс с л — и у т ч ь е п н р н и а а том я зы к е , который и зучает. Вероятно , теперь-то и ты с а м а с учеников «ш к у р у д е р — еш ь К » о ? нечно ж е , нет. П у с т ь я и с т р о га , и требовательна , н ж о но ве п д о ь тр я ебо в в и а ж т у ь , о б т о л к ь о ш го е , моа кто и малого не потянет. — А много у чеников? — В общей сложн о сти — с о к к и ол . о все ше у с ч т е и н д и е к ся и ти с . п П я р т а о к г т о и ч п е о одиннадцатый к л а с с . — Но ведь это сложно ! Пя - т и к л а с с н и кщ только начинают и я л т и з н у . ч о Н а , т е ь у т , ж а е к а л и в и ы ? и п н у т с е к р н е и с ки , по в те е р р я о — Д а , от пятиклассников отдача о щ ут и м ее . Но со старш е к л а с с н и к ам н интереснее: с ними о чем-то н серьезном поговорить м о ж н о . М ало -пом ал у н а ча л и сь споминания о первом у р о в к о е , ж0 д а п л е и р вы х о у в ч е е ч н н и ы к х а х . пр П о о б р л а е с м с а у х п н н е и и д и я а х го л о г ю и б т к о о и г м . о , С ч п о т р шо е л д и г м . с е ь п та р е в ’ п о н о е д л м а ь н в з е а я е п м ов ы т : ор у я ч т е ь ни о к д и ни тут и жте е ж за е ме п т р я и т топтание на месте и потеря дю м т е—т и у н . т Н е о рес у к к а у ж р д о о к г а о м , уч к ит п е р л е я ест ь что-то с в о е , есть та к о е , что на его у р о к е интересно и д л е и т я м м , ы и с н л а у мш . а е у м ч и т е е г л о ям у , р о е к с . о л В л н о ь о н к т о ы н п м е ч о с т э к з о т о а о л н м ь п я у к р т о о и я шя м и л и и , нте к р у р о а е т д с о н а н р а ы ы с с . х е е к Н ц д т ы и о о к л а д о в , сообщений . Это же п р е к р а с н о , что есть такие у л ч а и ев т н е л а я , И к с а а к к о в В а а , лен к т а и к на Л Н и и д к и о я Владимировна К р а с н о в а . У них действительно есть чему п о уч и т ь ся , что перенять. На мой взгляд , их опыт надо обобщать и р а спр о ст р ан я т ь . дой Л . пе Г д . аго Ч г у . в а р Ч н т н о а ' —ее м п о я л ть о - ш е ст ь лет преподавания по ср авн ению с дв умя де с ят к ам и лет В . Н . И саковой ! Д а и у т н Г и е а н й л о и й н ш ы к—ол Ге ып н р н е а С п д е о ь в д е е а в р в н н а ы т о е г л о С я о и л с о р м р е д у а ководителя методобъедннения учителей иностранного я зыка — с т а ж н емалы й . — А каковы отношения с с м е о с г т а р е о т йО . ? н а Осо м б н е е нн в о о в мн п о р го а мкти п к о е е п мре с п я од ч а а в с а т н о и , я . и М ы по и те в л с е т фр е о ч н а у нередко говорим. В о бщ ем , пока идет все хо рош о . 1 б е н м у у л . Л а ж а с р а К ь л и а : о с к а в о м а в о т ы л Г ь е , с н я с , н н а е а м е ч д е и е ь г е о в с —а н м а н и а т у а д с л к у е о ыд л в ь б а а - и с у д ь б а . Н а снимке : Л . Г . Ч у в а р и н а . Ф о т о С . Ф е д о р о в а . И з них . к а ж е т с я , только А н т о н и т а И в ан овн а Кр упннц з к а а т я ь: м « о С ж к е о т л , ь к н о е ж х и в в а у л , я с с ь т , ол с ь к к а о — на с ц е н е » . Действительна . она и д р ам ат и ч е с к ая актриса и ч а с т у ш е ч н и ц а , и р а сс к а зч и ц ет а . . В е а з у в с о л т о в т н е о п , ерь и и д р в у г х и о е р е у п ч о и теля — В а л е н т и н а Е р ем е е в н с н й а а а л н о д в ШЮ р н о а у р в р ь н е ш Л а в е а а в в , Ч а р и , е В к н а у ю Л л л е и к а н д , е т и в и З а я н , о а я — П е МА т л и р е х о к а в ходили на с ц е н у то гда , ког в д ы а проходили еж ег од ны е олим пиады х у д о ж е с т в ен н о й деятельн ости , когд а вы ст с у а п м а о л - л н ве а ь р т н у с р о ц йыене ср у е ч р д и а н т й е е о й л н ь н с о шк г и к о й о л Д ы о х . о м р а С к Н е у о ведь теперь-то они в се на пенсии. И ■- участ ники х<|ра ветеранов , со зданного М . В. мМ е у Х л к о и у р к л о ь в е т о щу й р е ы п . р м и о л р о а д й . онно П м ер в Д ы о е его в ы ст у п л ен и я , помнится , б с е ы н л . и А вс ег в о сем из хо д р в и у х ст - т к р а е м х т п а е к х отело сь да ть сноп концерт Но все д в и га л о с ь м едл енно , не то ропя сь . З а т о к а ж д а я ле сня о к а з ы в а л а с ь сделанной прочно и цельно . В спом и н а е т ся сборный кон церт .на э ст р а д е райцентров« кого п а р к а . Т о г д а и они, ие тераны , в ы с т у п а л и , и Дети. И надо бы л о видеть взгляды м рыал е ьч с и л шу шек а л и и ж д е е н в ч с к о и н й о к , хо р кото И надо было видеть взгляды этих с а м ы х пож и л ы х людей мн ко ые т н м о т и р а ым з е , р и п р т о а е д д л а о я р в м е а н и л н и ы д с м ь ет я б м а л п . а л ги о д д а и р с ч Но лето п р о ш л о . Оканчи палея а в г у с т . И учител я в с е х школ с о б р а л и с ь на сво е еж е годное с о в е щ а н и е . О б ы ч н о о с е н д о ат н ел ач ь и ст н в а у л юо щ сь ий ст р в о с г т о а : в ал пре з д а ст о л ом , с т у ч а л - авторучкой о г н н р о о а е ч ф к и а) н зас и с е д г а в о н о в и д о о е р й ил: ( к в о м н е ф « с е П т р о л е е н н з ц а в и р о и с к н ч а р и ы т Мл а у а ю л и е о к г т о о к в р а ыМ . т а ы р ми н » . а А В а т с и ут л ь е о в тг шА о и д — х н в я б н Т ыа д о шл в в я ше а м р и и х в ща х с и о к р о е л — у л ч е н и г е т п . м е р а л а Ил я з о . дн о и С в н к е а и . дарят вам св о и п е с н и . . . И зал р а зр а з и л с я аплодис ментами. Просто беседа ------- Елена Владимировна , мну ы не с в н а о м в и ого вст у р ч е е ч б а н е о м г с о я н го а д к а а . При о т к с а я, с у д а Д з а аня д т е и л я о , в как ш к г о о л в а о х начнутся. Придете и вы к своим малышам. В с е в какой- то степени повторится, как н в годы минувшие. А у меня к вам вопрос о шестилетках. На мой. непедагогический, т вз е г я — л . . я . д , Н а э п т р о ас б н ы о л й а б з ы ряш я на е я е з н а е н а з в а л а , но то. что она не для в сех школ и не для всех у че н и к о в , — у в е р е н а . Во вся ком с л у ч а е , для нашей т лш и а к л . о е л т Пы о р к е жо н н д е а е об я х в в о с н д е о и г м о ы , не д и л п н я о ы д е х шо д у е и с с ловия . нежели для в с е х оста льных учеников. Д е т иш к и еще д м о а л л г ы у , си и д м еть ни з к а ак п а р н т е а л м ь з и я , о п н о и быстрее у с т а ю т , чем те , кто пошел в ш колу на год п о зж е . Д л я них н уж ны и игровые комна-ты, и спал ьни . К ороче говоря , для таких ребят в н лка о а в ш и и н й е х . б ш у к д о е л т ах не н о е бх б о ыди л м о ы и х п у о с — На мой взгляд , даже с р е д н я я ш к о л а С ев ерно го не имела н а д л е ж а щ и х условий: там-то и две смены у ч а т с я , что у ж е н еж е л а т ел ь н о . • • Но ■условия о бучения одна сторона пробл емы . П о второй и приводу Житейский пример . Отдавать детей с шести лет в ш колу в те ' г о д ы ст а л о мо Вернуться, чтобы идти вперед дным. О д н у из х о р ош о мне зн ак омы х д е в ч у ш е к з а п и с а л а ба б уш к а — п у с т ь , мол, не отстает ото в с е х . А она у ж е сейчас н е ск о л ьк о слабовата: тугодум по н а т у р е . ться ей явно с л о ж н о И . у Ч ч т и о будет в пятом к л а с с е , когда появятся разны е предм еты , с р т а а з Я в н лы я е р ю а . б у о ч т и а т ю е л я в , ш — кол н е е пр у е ж д е достаточно лет , чтобы делать вывод: организм ребенка , сам ребенок должен созреть для школы. Некоторым и в семь б л к у е и т . х р А е а щ н е о ср ва е б т д о о и л ь б шшр е а е . т ст ь и с С я л л е е т з д о а о к в у а ч т т е е ал в д о х ь г о н о д о . , ра т з у И а т и н с н о у д ж и с е в т н и о д р у о б а ы н л ы л ьны с у й ч п и е п т р о е лей , и со стороны родителей. з К а о н н и е е ч н о « , с в б е ыр х л у о » , ре и шо ен б и е е з , ду у м к н а о л в у ь н з —я о . л н МЭ я т т а о ь л о л м ю т о о б ж г о о е е т , р ч н е т а ш о в е р н р е и е д б е и е т н ь н о . е к «не с о з р е л » , ведь и ребята е д м с о а т л ь у ь ч н и о ы т д е ы а , р в е а В н т и ь н д . ы . . и е м , о , ест и ь э и то но н р а — П?>т именно . О да р е нны х — мм а н л о ь г м н о а . о л о а , ра б т з о а в л л и ь а т шн ы т и х л н и с в д т ы е в т о х е -т й о - . н н ор еИ равняться приходится на них. А быть точнее , на ср ед н его ученика . Е с л и у кого-то есть хотя бы н ебольшая за д е р ж к а в но ра с з к в а и ж т е и т и с , я то и он д а ал о ь б н я е з й ат ш е е л м ь : ре бенок буд ет отставать , день ото дня уч и т ь с я с л а б е е , а &щ а е м —н ныи В м . в в о а в • ш се ей «( ш ка к ж о е л т е ся в з э а т п о у м у к ч и е ? бном году есть ш е с т и л е т — Н ет . А поэтому у нас т т о ве л р ь т к ыо й перв к ыл а й с , сы т . ретий Вт и оро ч г е о к л а с с а нет. — Е щ е пример из ж и зни . Д в е се стренки в с е м ь е . О д н а , с л т а а р в ш сю а я , а з е б щ у е к у , до мо ш гл ко а лыиз зн ку а - 6 икон сложить любые с л о в а , из разрезной азбуки сл ожит ь д м а о ж . е А ф р м а л з а ы д , ша с я ост з а а в я и в т и ь ла: пи « сь Я не х о ч у ! » И все . — Т а к часто с л у ч а е т с я . с с л В л т ы о и и т . : г в н о а е д м ам в н ся с к д о и о з й к р а е з в р а а е т е б е т е л н ь о д с к л т я во к ш мшк ы е о л я м , л В е о г о ч б е ще ра т б о ота н т а ь м , , ко у г ч д и а те в к л а с с е приблизительно . псе фра а в в н и ы т , — ил и и ли со в в с е е рш з е н н а н ю о т е а г л о не знают. По сл е дн и е , з а м е ч у , охотнее у ч а т с я . А т ем , кто у ж е знает все б у к вы , на не рвых у р о к а х центе ресно. Но ■все это не б ед а . Т о ч н е е , с этим мы с п р а в л я е м с я . Х у ж е , когд а родители учат детей писать . д д и а т с с л я о ж п н е е р Т е е у . у т чив у а ж ть , на а м эт п о ри к х о у — О пять из жи зненных зам е ч а н и й . М а л ь ч и ш к а не мог бы стро со считать у стн о ( т н а а л ) , п а а л ь п ц е а р х е с п к о а д з а т п ь а , рст п о р й ич с е ч м и , ч у т ь ли не слово в с л о в о , мог в с е , что читала ем у м ать , что читала ц а . . . П р а в в д а ш , к в о л о е т - ли у ч ч н и и т к е а л х ьн о и н никогда не хо дил . Д а и сидел он не к а к нее, а на со гн утой л по и д ч а л с с е я б я о . т н о оге в . с е В х , о б а щ е т м о , чн о е т е о ж в т е е де « п н с и р е В е мд и н , а е з и у г о * с д о р у б у ч и г е р и н а м и л . к и а с Е ь г и о п е д п р а о е вести, в ш к о л у - и н т е р н а т . . . л Пр а о р с с о ь . ш . л ИЭ и то г В о и я д а ы з к , а т м о н а м е л ь у ч , п и о ч шт т р к о е а б и о в н в ы о а гда за какими-то промахами ученика видят его отст алост ь ,' его негодность к нормальной у че б е . И совсем иное дел о , если ребенок действительно с л а б по причине, о которой нч м а у ы я т х в н е д а л е з и л а , а д т . р ь е ? ч Ч ь то н в еск т о а л к ь и к х о с м л и у 1 Кон ечно, д д е и л т ь ь ном стро с г л о у ч а И е н в д . и н к в а а д и жо д д у о а п л м о ь д н х о о о т . . . Но я бы п том с л у ч а е , о котором мы говорили , товала ост авить ребенк п а о с о в н е а второй год. — Д а , ков р р о у д г и а т е е т ле н й в о , а с а за р р ай о в д о т и н о т о р е , о л г и о а дн в — иы д д н е о о т ч с е ь е й л . ь ( ч с Д ы ан а н а ) м и и —: сты и д к н а в о к то п р э е о т р г о е о , д дн м и о о к д я ! — А что сты ди т ь с я ? И л и л учш е когда повзро слевший с р а е х бен о о к к а зыв в б а о е л т е с е я с н т е а р с шпо и с х об к н л ы а с м у р ги с е в х с о к и а з з т а а ь д т а ь п ч р и о , с т т е е н к й е с ш т , и сп е о с д о л б в я ы ен уч д и р п т у е ь у нм р а е о р к и ? з из В м о о с т и во х я ей у и ч е п н р п и р ак ц и т в и е я к д в и у н . о п О р н и д е была готова к школе — не н а п р ы г а л а с ь , нс н а б е га л а сь . Н е с о з р е л а , к а к мы говорим. И . естеств енн о , о т ст а в а л а . Н е с я ш е с л д н а о и в л а у а л а с н и е т е с у а у р ц ч о и е д ю б и а , т . е у л б И я е м д и и я , ла п о о б и б ъ е х . и о ставил а девочк у на вто|юй д г г о и н д х и . . х Т Д к е о л п в а е о с р л с ь ь а н х о а н и а он н у а ч е и и т х с у я у ж ч е и п т д е с л р р я е у . — В о т вы н р а з в ея л и мои с т н о е е м л е е н й е б н у и д и я е . т ро В д с с о и е д те р л я у с е ж н й е о , с : т шв ч о к е о м лы у т ч е и с и с е м ь и , тем с ч а с т л и в е е б у д ут школьные годы. Н е так ли? Д а . П о л о с у ПОДГОТОВИЛ А . Ш А Р А П И Н С К И И , *1
М 8 4 ( 7 1 8 8 ) ф 3 0 се нтября 198 3 года. ЧЕНТ2 « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » 3 стр. i октября — М еждународный день пожилых Д О М № 13 С н е за п ам я т ны х вр емен ч и сл у й1 3 * приписывали маги ческие св о й с т в а , н азы в ая его «чертовой д ю ж и н о й » . В театрах ст ара л и с ь не с а д и т ь с я на тринадцатые м е с т а , ездили на транспорте под каким -либо др у гим ном ер ом , но только не под этим. В три надцатый день м е ся ца ни за ка кие важ ные дела не б р а л и с ь , ж е л а я л иш ь о дн о го— с к о р е е бы он п рош ел , этот день . А как с е й ч а с ж и в у т те люди , к ому волею су д ьбы приш л о сь занимать дом или кварти ру под этим н ом ер ом ? П о п ы т а ем с я на примере нашего родного се л а узн а т ь об этом . С ы г р а л о ли число « 1 3 » свою роков ую роль в жизни этих лю дей ? Б А Б А Т О Н Я С а м а я пе рвая у л и ц а , от которой о бр а зо в а л о сь село С е в е р н о е — С о в е т с к а я . С нее и начнем. А живет там о р д к ио Н в н а а о з . к в а а я н и с я т а н р а у с ш е к л а енн А ы . м В . п С у т н а к там з а ч а с т у ю дают по имени , л ф ги я а м . ми М л п о и р ж и и е з т н и а л к б и а ы м т к ь а , к е и г и м о м -л е о н и с н б н о о ов д а п р т о у е э ск то о мм у р д а е й р о е н в е ню наз в вал К и у й С б т ы а шрк е о в - в о . Полдеревни носило эту ф ам и л ию . Ж и л зд е сь и л л го ь а ч к а и м о сл н С е е н т н а с р ыу к жм о д в е с н е с м о о е й е с м с в т у о в и о мм . В м Т а н р о о было в гиыр в а с с е т х ит д ь ет и иш п е о к с . та В ви 1 т 9 ь 1 9 на го н д о у он у м е р , оставив их т р о ы р х ы х с . а м С о а мш у е , с т б а ы р л ш о ем 1 у 8 шиз е л с к е т о т е , а самой мл адш ен ьк ой , Н ю р е , всего полтора го да. Т он е в ту пору едва минуло во семь . л н и и А д во о ч ше д р е в л е о з р п г е о и р д ев к и о ак р д у о о ют . и х З а в д х и е о д р д е е л и в и с б р к и к о о р т в а и ыл н и у н с е — б с е о д б н в о с о йю : . п р А я е т з ь ж ал и л и л о и ш и а С д т з е а а й и та м л е и л с и ь , б к е о з ро в в с . ег И о. в А от ч е в р р е а з з г о о с д новое г о р е — голод . Н ал е т е л а с а р а н ч а откуда пи возьмись ( « к о б ы л к ам и » ее в народе н а зы в а л и ) , и погубила весь у р о ж а й . К а к тут быть, как без кормильца жить и со держ ать с только детей? И решает мать выйти з а м у ж за чел о в ек а , у шко и т й о . ро С г а о ш с а в , о и в х ту чет п в о е р р у о . С т у а ж р е завел себе с е м ь ю , а остальных новому м у ж у стало не надо. Н а том и кончилось детство Т о н и , самой ти хой , нетребова тельной и доброй девочки из семьи В а р л а а м а С т а р к о в а . И пошли три девочки С и н а . М а р у с я и Т оня в люди ш с —о л к о з с х а ь л р е а п б б о а а б . т ы ы в Г в а д т а е ь т ь т Т о о л с н ь е е к б ! о е Д н н о е а 1 п 9 р к 2 и у 4 г н о е д , а но ж и н л е а в он р а од в но с м вое д й ом д е е , р е в а жвс и е ла у н ч я у н ж ь и к х ой. люЗ а д т е е й м , г п д о е ех с а л л у а в К е м е р о в о к б р а т у , которому в ту пору тоже потребов алась г н д я а нь в ка э . то Н м о н п а о д д о о б шн е о л сть де о н т ь п , ал ко а , и по пы т ал ась она у ст р о и т ь с я р на ж а р х а б б о ыт л у . и Д т а ак г и д е е там о ! гр Нома н б ы и е очер еди . В 1 9 3 3 году у м е р отчим, и мама с остальными детьми тоже п р и е х а л а в К ем еров о . Н о не з а х о т е л о с ь ей жить тут . И вновь с ем ь я у е х а л а в С т а р к о в е . В Кем е ров о оста л и с ь только Т о н я с Н ю р ой . О л н а и ч н е н а н у ь жпо н у ж а н а п т м о у я м р г о е к щ , а я ь ко б —м ы у л т а г а д м е А в н б с т ыю о д у о н а . П о э т ом у , когда е х а л К о с т я , младший б п р р а и т , ч р хо т е т о в я б н ыю и , в о н н с е о о в б ь ж о е у л н в а е е л з а т п и р т о о т е г и е о в . и в лас д ь е , В том ж е . тридцать т к о о мв е , , к в ог ы д ша л в а е р А н н у т л о а н с и ь на в з С а ш м т а у е р ж с за И в а н а Н а з а р о в а . Т ол ьк о с н т е е д .' ол У г шо е п л ож он или на м в о о л й о н д у ые да вмеи не в е р н у л с я . Р а б о т а л а она в т в у е п в о о р ен у то в р г п а о , дс ч о т б о ном н а х х о о з д я и й л с с т я в К у й бы ш е в с к ом районе . Вот с т т е о о с н г т д и р а н а - у то Н С ю и т а р з р а а к н о ж е в и с у л л а а в с з у С д д е е в ь с е б ь р а . н О о А н е н : а по сле у е х а л а , а Т он я так и т р пш и о р у л в и ю и а ж с ч и я а с л в а ж о Ю с е и ь д г з о и н т н ь у М а . т , и Т к х у п о а т а т и о л о р в а н ы с а ю й в о Ф с с е т т д р а о в е был л со а с — л 2 а 9 н Ч л е с е г ют о . д а т . ол С ьк н о им не и бы п л р о ож з и а э м т т о н и н ю и , н го а к д а ыВ к а ! р т л— о а л а ь м к в о о сп в п н ом о а . ж ин е н а —е и т л и А П с ь н о , пошла у с т р а и в а т ь с я в детсад . Н о не приняли , с к а з а л и : « У тебя м у ж с с ы л ь н ы й » . Т а к она и работала: лето к в о с к и о т лх с о е з б е е —и 5 5 0 0 —ц в ен к тн о е л р х о о в з , на а зи м у дома с х о зя й ст в ом . С а м л д хо к а з л и я . и с Т н а о н г р и д а , а б т о о е т л н а е и л ги и п , л ф от у н п р и о г к с о т о н р мы о : , и л д л о е и с е б е этот дом под номером 13, в мов к н о а то жро и м вет А н и то с н е й ин ч а а с . В а р л а а А на вопро с , с ы г р а л ли сей номер свою зл у ю ш у т к у , эта п ож и л а я ж е нщ и н а ответила: — Д у м а ю , что д а . Кон ечн о , нехорошо о мертвых говорить п л о х о , но что п о д е л а еш ь , коли ж то а л ) ьк я о п к о а с к л е сн с о м в е а рт н и а его бел (мы у й свет народилась . Т о л ьк о эти 15 лет и жи в у п о -н а с т о я щ ем у , жи знью н а с л а ж д а ю с ь . Одна б е д а , что со зр ени ем пл охо . т р и Пн е о л о о р в т о ы н е Ф м а й р е . я д н л б о И е ы а р р л о в е , в г а г и у х о с л ч . . я , т В л ж я у е ж и д ж в е б ь л я е з , ыо о ч м н п е у , о н т с х ь а Мт а й о р и к я а с х и н у к а . Б ы в а л о , у х од и т в е че ром , я ему говорю: « Н у , с т у п а й » . А он: « К а к п р о в ож а е ш ь , так и встречать б у д е ш ь » . И придет под у т р о . А если с к а ж у : « Н у , - ступай с б о г о м » , тогда придет л в н о а а с в д ь р ц е а м т о ь т я . п , р Т т а о а в к л е я с т я т ь ь и е ч г а п о с р о и с в но б в р о о г д в о в и м е . Д о чего горько вспоминать с е й ч а с об этом . Н о все же тот самый бог, с которым я п н р аг о р в а о д ж и а л ла ме м н у я ж . а , М и д р у м а н юе , в б о е з з мд до а и , б л р а ч ы т Н х о ик л е о ю ст л д ь а е е й в т . н а а к И и Л е я я , х к о н а ч о к е в н и ь Л ч . ю р 4 д а 0 лет прожила зд е с ь , а такого д с т я е о ч л б у я р , о с г к п о а а , к с и се б о р о н д а е е , ч й н н , о е з г д о з о н р п а о р л в е а ь д . я с е Т д ы а и много с а м ы х - с а м ы х до брых с л о в за то, что заботится она о н а с , п е н си о н е р а х , за то , что вода у меня около к а л и т к и . А л л р е е а т к н о о ь м ш б е ы - — т л о , , д з к о и о жм г д д о е й а в у к с ю н о е л г од т е а ц я во л д д а а у , с в о у б и д р а ал р а а . д у Т юа к с ь . чт А о т ч е т п о е б р ы ь ж н и с ск у ч н о бы ло , ребятишек п у с к аю на к в ар т и р у . Н е за плату (а б с к ер у е ю т ) , о а на чт е о е б ч в и е с с т е о ле с и е м в о л б иы ч л е о до лгие зимние вечера т н а я ть п . ер Б е о ж л и ь л ш о е : с и о р и о з к а Но и в х он к у и о к мр о о е - л ь с к а , из Н о в о т р о и ц к а , из К о б . К о рдо н а . И все ребята д шп о а и в д е о а . юль Т т н о ы л в , ьк о н о с а н в о в е в о щ н т а о юмд т во в и м с м е еня х . о П р о о С е р е ж е Ч ер енк ов у и О л е г у л Т за и у т п . ь о : Я л е с х п в о у о т р ь т —з и ал б п е р в з ишд б о о л мл о ь е с ш ь у и с х т о р п т о р к и е а тензий , но х о ч у более-менее п окоя . Вот так и ж и в у , — т за о к н а и н н ч а ив В а а е р т л а с а в м ой о в н р а а . с с А к а з д А л н я с ш т в у и о х и б х а и ба н к Т а в о с а н т р о я т я . и щ ра и н х то —в —поп б р ы о в с О . В Л А С Е Н К О . людей БАЛЬЗАМ ДУШЕВНОЙ МОЛОДОСТИ т т а о л р З с ы а я й р н а м е з б н в о о е л г с о ь и е шст о ы в й и м д у и е ю л т к н у ныс а т й а с м д в и о о м ем ч -п е я р в т е е и м к с у у т х . е и нни В с к и п , д р к е я о л радость ж и в у щ и х в нем людей , видел горе хо зя й ки , когда в последний путь лет пять н с в к и а о з ч й а а д . р С п у р к т и о е в х о т ж о п а о л т р а а м с . о т н а т л а о с д з в о д о м е е с г ь о ве п т Пшо е я а т в т р л ь а я : ю б Д т е м с з я ит м р п у р и ж о е рехи , залатать которые хозяйка нс в с и л а х . Т мп у а у с т т ди в л п ян о а р п у з о и жм р и е у шл дыи р х т о ь в л . б юы де о й дн н у а , ш г е л г а о вн р у а ю йон п а робл з е а П о нс в х ар ак т ер е Полипы Михайловны д н Г а о о н н ч и е ч с а я т р в о л е в ю , о д й к я о м г п д . л а а Э к т в а о ть н м с о я о чнж о д н й а о и т с и з д л ше и л и в а н а т е т ь ь д и о с м в в о а и л с и о т д р ш и а ь тиканье часов у спо к аив ает д у ш у . А день — он па то и д а н , чтобы прожить его от в се г о с е р д ц а , со всей полнотой. Т а к считает з П м о о л жи н н о а Мее и х н а а и з л в о а в т н ь а . с т М а о р жу ше т к , о й п , оэ х т о о т м я у и н го ев д о ы у ж е немолодые: семидесятый р а з м е н я л а . Но в доме меня вст ретила удивительно н ая , эн ер ги ч н а я ж е н щ и н а в л ег ком цв с е т т р н о о й м х а л а т и к е . Д а кто в С е в е р н о м не знает П о л и н у х а й л о в н у ? Н а любом празднике она вая заводила и п л я с у н ь я . П о м н и т е , посл ед п н М е и и р е п ча р р о о в в о а ды бы з л и а мы т ? ам Я р в к о рол н и а р я « Пж о е н л н ь к а я и , - в П а . у ч Ме р . а Г * . о А н летите п о п о в с к и е г у л я н ь я * и пр а зд н и ки ? Д а они просто немы слимы б е з то го , чтобы на сц ене не появилась П о л ин а М и х а й л о в н а . М ож н о у ди вл я т ь с я ее н еи сс як а ем о й энер гии , глубокой и вечной привя занности к народной п га е юс — н щ е е , Я м к у с д л о с юб а р д м о я о мм г у о в и д ы е ж т н с и е т т у в ь е а м в н л о ю т м б я у и ж л е ю а л му б юо ы р т у м ь , и п н о у м т н у о а . с ц е н е ,— р а с с к а зы в а е т Полина М и х а й л о в н а .— ХЬтя тогда , к а ж е т с я , не до песен бы ло . Мне лет с е м ь исполнилось , когда мама у м е р л а . О хо т й е ц ж иж л е и н . и л В с с я я , к о и г о н а н с , ат д е е р т п е е й л , ис п ь я . те Н р о о п с ро м а в ч с е е з а б ы в а л а , когда спектакли ст а ви ли . П ом ню , с л ч т и к а у , р и и з к а а н ж а г д я л о а , и б з ы б о л о б р о р о а д з ж а а а к л у з а р а , и г о т б р ь о е , р л о а а д с у к ь а . к м С н т м е о е л х п ь р к и о ик г с л р п е е и и х . В есел ой и неунывающей бы ла и о сталас ь П о л ин а М и х а й л о в н а . В У д а р н и к е , где -она ж и л а , все знали ее модной, жи зн ер адо стно й . П л а т ь е , д а ж е если оно было одно , всегда д р м ш е о е и с й н л я а а т и х ы . л х с к юн о д г я г о н л д д о а о , е в ж е к и у н п ф з а н и п о ь л о т а мо в г и р с н д е а а е б ф е р е т . ев Э и о н т е о т ш т е б л х и я с л с п н а л к и а у м к в , о л н к ю в ы ч х п к о я в о м т р т , и о е у лш ю е У д м е у й П п о н р л е а и з н т д ы е н р и я М к л у и с . я хай и л н о т в е н р ы ес с к о х д р о а б н р и о л м с у я п он х о р о и с е й ч а с . С у довол ь стви ем показывает она свой н н и ар к я а д х . , З в д к е о с ь тор и ом дв е е е б н о е ро р д а ы з , в б и е д л е а л я и и на ч е п р р н а а з я д , и м у ж с к а я ш а п к а , и штаны— с л о в ом , все, ш ч м т у е о к , д т о р к б е о а б т в у о и е р т т ы ь с е я е д дщ е л е р я ж в и у е т в л е и с о к е н л о а е е н в и м я г н . о о л жА о е в с е е т с в л с о и н ч к е а з с а э т п т у а о мятных лет , то и вовсе будет чем повеселит ь народ , если появится Г!. М . Г ончарова на гул ян ь е . — З а бы в а ет с я ко е -ч то ,— говорит он а . поэтому л о ж у с ь сп ать , а под подуш ку кладу тетрадь с р у ч к о й , ночью л е ж у , не с п и т с я , ш в н д у о рю у , с г о с з р в д а с а п з т у о ь м з н ф а юп о л и ь шч к а у л с т о и у р ш х н у к и ю у д и у г л м р и у а п ю п п : е у с , в н о ч ют то б б ы с ы та х р о э и р т н о и п го е е сни у х о н д е и т по б т е е з ря в л о и зв сь рат с а о . в р ем е н ем , а то мноВ разг ов ор е П . М . Гончарова то и дело в о з в р ащ а е т с я к п е с к е , к м у зы к е , ко торая , к а ж е т с я , у нее в крови, а ведь жи знь ее не б а л о в а л а . Т я ж е л а я р абота в колхо зе лет с 1 3 — 14, когда при хо ди ло сь и снопы в я з а т ь ,, и на току т р у д и т ь с я , и в у р м а н е лесорубам к ч в а е а с р т и н в т а о ь . м П у и жот а н о , е м у с с м н т е р е р д о т о е ь н лг н м о о а е с л т з е ь а н м ь с у к у жо д й е ь с б д т ы в о , о ч е н и р о и п , в о о с х е д о и р э о н т н о о было бы в н есколько р а з т я ж е л е е , е сл и бы опа у ш л а от л ю д е й , з а м к н у л а с ь в се бе; — Тогда жи ли бедно, а д р у ж н о , — вспо минает о н а . — Э т о не то. что с е й ч а с : нечаянно на ногу на ст упят и у ж е готовы побить.^ др уг д с ч е р к л и у и г -т а л р . и у с А д ь о т д о о н т г и д , д а у елш вс и и е . к в р Н м а а е п в с и е т в р е у . н — , о а е р , а в б п о о п т э р а т а л о з и м д у н з и а к ' я и п а л в о е и пошла года три назад в хор в етеранов . И с к а ж у откровенно: он мне помогает жить. Т ам все мои др уз ья -под р уги , там интересно. Многие не понимают этого, и часто сл ы ш у : з ач ем это н а д о— ходить на репетиции. с т у п а т ь . по плохим дорогам ездить на церты в др угие деревни ? А я так с к а ж у : и к в д о ы и н те к нам в хор ветеранов и не пожал еете . Вы продлите себе ж и зн ь и забудете про свои житей ские проблемы-болезни . Прав а Полина М и х а й л овн а , очень пр ава в с л И в о о в х и е о к х р у п в б р е е о т з с е т р ыл а юх н д о в в е ый , , в к о о б д т е а о з х р . ыпо й Н н е и с л м т ь а а з л н я и д я п л о я жи и н у л е ч о е а м с в у т с и ч е я м е . — это не только коллектив, в котором она бывает на репетициях и вы ст у п л ен и ях , это у ж е большая с ем ь я с о своими р адо ст ям и и у д а ч ам и . О б одном только с о ж а л е е т Г1. М , Гончарова не у д а л о с ь ей полно стью р а с - ' л к у р ч ы и т л ь а с с я ь н б а ы э и т з ом не п е о п и р з и ве щ с е т . на Мя о ж а р е т т и с б т ык т а ь , , есл п и о бы дать ей с о о т в ет с т в ую щ е е о бр азовани е . Н о с ц е н а , ее в о лн е н и я , тр е в о ги , с ч а с т ь е у да в с ч м о н й о ы т х р и я к п он о п м а це о р с г е а т мюов ь т и д е д е й у с т я о т с р к т я о а д в в о а м п т ь р с с о я ш Г е Г м д ош Мл и о . х д Г о о й н , ч а л р н е о т е . Т а к п о ж е л а е м , чтобы и др уги е по достой ист ву оценили этот б а л ь з ам молодости. О . Ф Е Д О Р О В А . Наше интервью Думать о будущем Т а к у ж у ст р о е н а ж и з н ь , пока человек моло д , с жд п п е о р н с и . о я б Н т е и у н юж е , и н н п у д о ж е л е т о н я н м , с с т и н р л у а , жн — е е т . н о р н у п д н р о у е А когда подходит ст а р о с т ь , то автоматически сб р а сы в а е т с я с о сч етов . У х о д и т на пенсию, д и м а ы н м а , б ып ег р л о е , д к п п а о р з п н а р я л о т о с п с т и ь у , , з г н а д е б е з ы а в мн а е е ю к н о и т г . Дн ся ыа е о ч т д то е с т в и н о , а и п х о п р р п о е р й д е , п с р т о и а т р я к е т а л и з ыыи , х ва р ю р о т д о дителей! Н о , о к а зы в а е т ся , еще л и ес и х т , ь б к ы о у в т ш о н р и а ы х с е р т н а а е к бо и з т е а н б и р ы к у в о к а в о ю . в т о С д с и в о т о д е ним и з них , директором верного маслодельного заво С д е а А . Г . Щ е р б а к о в ы м , и то ял а сь небольшая бес с е о д с а нашего ко рреспондента О . В Л А С Е Н К О . — А л е к с е й Г е н н а дь е ви ч , в ваш а д р е с часто звучит х в а л а , за то , что вы помни п т о е о гае с т в е о и и х м . п е К н а с к ион у ер в а а х с и хва п т о а м е о т времени на в с е ? ди т ся . Д П л о я к э р т а о й г н о ей вр м е е м р я е , н е а с х л о и ест ь ж е л а н и е . Т ем бо л ее , что помощь мы о к а з ы в а е м . как пр авил о , т ем , кто ее просит. К а к в той р у с с к о й пословице: л з о « у н а Д м е е и мр е т ы е я т т » о н — . , е О ч п м б т л о ры а а ч щ в е п т а о — н юм а т о м ш с г а я и а т е х ь м . с п н и е е л н Д а р с х е и а . А нет — с ч и т а ем , что они не н уж д аю т с я , что все у них в порядке . ж и Д —ло а м , И у мы в в а с м е и с ж д о е е к л а н а з е л а и н о а дн п о о р м м е у м о о щп н ь о т . Л с п т и ь а л в в и о и в л о д и й ом б А а Б н н у н ю з е ю Л р Е о г г с и о к н р у о у т . в о н в е о . й К , о П к м о у у нужна техника дл я вывозки- Дров, се н а , конечно ж е не с о о т в к о а й зы п в о а е м м о . щь А ю в н о е б щза е н м и , м а м е а м с ' с я . Н о если привозим с а х а р , м у к у , ком бик орм , — тут у ж никого не за бы в а ем . — А л е к с е й Г е н н а дь е ви ч , с е р к ед г с д т е ва вы дл и я зы р с е к м и о в н а т е а т , е , по с е т с р л о и не се кр е т ? ног В о с е пр д о е и л з а в е о т д ся ств з а а . с Е ч с е л т и Ос е н с о т в ь с б ы т — у пас есть и ф и н а н с ы . — И посл едний в о п р о с . В с е ж е , что движет вами л ичн о , чем о бу сл овл ен а та к а я забота о ст а рш ем по колении, шем с предприятия? - В с е мы будем с т а р у ы ш м е и д . Подойдет ж е и наше в р е м я , оно не за горами. С е й ч а с не б у д ем о пожилых заботить ся — некому нам будет предъявить с ч е т , когда сам и уйдем Т а к что надо дум ат ь о б у д у щ е м .
RkJQdWJsaXNoZXIy