С Е Н Т Я Б Р Я 1993 ГОДА. ЧЕ Т В Е Р Г № 78 ( 7 1 8 2 ) С е в е р н а я районная газета Основана 20 июля 1935 г. > В Ы Х О Д И Т Д В А Р А З А В Н Е Д Е Л Ю Ц ен а 50 коп. М К С - . ¥ » 5 ДНЕВНИК УБОРКИ Незаметно пришла пора уборки урож ая . Ехце совсем недавно земледельцы района торопились засеят ь поля, а теперь с тревогой посматривают на небо, не соберутся ли вновь тучи, не остановят лн начавшуюся работу. А она нынче и так задержи вает ся , но сроки жатвы нельзя отодвинуть, поэтому на полосах по возможности появля ются уборочные агр егаты. Хлеборобы района начали горячую страду с уборки озимой ржи и ячменя. Давать им какие-то рекомендации очень сложно, поскольку погода неустойчива н каждый конкретный день диктует свои условия . Рискованно на больших площадях произ водить раздельную уборку, и вести прямое комбайниро- вание тоже сложно, особенно в дождливое время и на засоренных массивах. Но большинство наших комбайнеров — люди опытные и потому находят оптимальные ва рианты работы. Некоторые хозяйств а, такие , к а к « З а р я » , имени М. Горького, «Заветы Ильича» уже завершают уборку ржи. Вся уборочная площадь зерновых нынче составляет 14890 гектаров. На н ачало сентября хлеба были скошены на 1494 гектарах. И з них зерновые собраны с 1276 г ек та ров. Общий намолот составил 17291 центнер. Таким образом, хозяйства получили первые плоды сельскохозяй ственной страды. Однако сдав ать хлеб государству к р е стьяне пока не спешат. Им необходимо создать запасы для собственных нужд. Больше всех, 5 7 6 4 центнера , составил намолот з е р новых в акционерном обществе « З а р я » . З емледельцы ак ционерного общества «Россия» собрали 3 7 6 0 центнеров зерна. В АО имени М. Горького с полей вывезен 3101 центнер хлеба. В остальных хозяйствах этот показа тель пока ниже. Продолжается и уборка силосных культур. По плану нужно скосить их на площади более 3 0 0 0 гектаров. В настоящее время силосные скошены с 1823 гектаров и силоса залож ено 1 5 2 0 9 тонн. Сенажа заготовлено к з и мовке 1 8 4 7 3 тонны из плана 2 0 8 4 0 тонн. Сложности транспортников « Северноеагролромтранс» — основная транспортная точка района, д л я которой открыты дороги по всем н а правлениям. Машины этого предприятия, связанные договорными обязательствами , еж е дневно отправляются в рейсы по неотложным нуждам д р у гих организаций, частных лиц. И хотя услуги «Агро- иромтранса» теперь обходятся недешево, к ним прибегают многие люди, нуждающиеся в грузоперевозках. Ж и зн ь не останавливается и поэтому есть работа д ля водителей тра нспортного предприятия. Они вывозят щебень на трассу Северное — Куйбышев, на Верх-Красноярскую дорогу. Доставляют в район муку, уголь, запчасти, стройматериалы. Полугодовой план но валовому доходу «Агропром- транс» перевыполнил: вместо 33 миллионов рублей этот показа тель составил 37 миллионов рублей. Но н ел ь зя говорить о том, что предпри ятие работает с т а бильно. В зят ь гот ж е самый доход, который, вроде бы, есть, но заказчики не могут вовремя р ассчитаться и д ен ьги обесцениваются. Инфляция делает свое дело , превращая доходы в пустые цифры. Например, в н астоящ ее время ДРСУч и ДСУ-2 задолжали «Агропромтрансу» больше десяти миллионов рублей. А налоги с доходов, между тем, отчисляются исправно. Вот и сожалеют транспортники о том. что отменены инкассовые расчеты. Надо бы сохранить эту форму расчетов, хотя бы, внутри района. Р асту т и цены на запчасти, горючее, что н е позволяет стимулировать производство. З а последние годы пр едприятие не приобретало новой техники, больше половины а в топарка либо подлежит списанию, либо уже списано. С тревогой транспортники д ум а ют: что же будет еще через два года? А пока с трудом приобретают колеса по цене 6 0 —8 0 тысяч рублей, « зо л о тые» запчасти. В таких условиях , конечно же , сложно р а з в и в а т ь произ водство, реализовать социальную программу. По коллектив предприятия надеется на лучшие перемены, поэтому здесь ста раются сохранить рабочие места, хотя это идет в ущерб зарплат е , которая на сегодня у шоферов составляет 2 5 — 30 ты сяч рублей. Правда, сейчас колхозы стараются брать как можно меньше чужих машин. Однако опытные водители потребовались в акционерном обществе «Наша Родина», куда н а уборку силосных отправились В. А. Федоров, С. Н. Кре- стьянов, А. Н. Егоров, Ю. Н. Ганеев. Запросили автомашины акционерные общества имени М. Горького, « З а р я » . В эти хозяйства такж е поедут опытные шоферы. А их на предприятии немало. Сотни ты сяч километров «намотали» з а свою шоферскую жизнь П. М. Узуков, А. К. А л еш кин, Т. В. Марков. Они постоянно справляются с з а д а ниями и выполняют планы А чтобы водители р егулярно выходили в рейсы, приходитс я брать ссуду. В настоящее время она составляет два миллиона рублей под немалые проценты. На эти деньги до повышения цен закупили впрок горючее. Так и живет-сущест- вует сегодня «Агролром- транс», О. ФЕДОРОВА . П е р в ы й з в о н о к — п е р в ы й ур Вот и вновь настал большой школьный праздник — 1 сентября. В этот день нарядные ребята с огромными красивыми букетами цветов спешили и спешили на торжественную линейку, посвященную началу учебного года. И вот все классы выстроены во дворе школы. Директор Е. А. Б агров пригл ашает самых маленьких — первоклассников, пришедших сюда впервые. Линейка объявл я е тс я открытой. Егор Афанась евич позд равл яет всех с началом учебного года. — Для первоклассников это первая линейка, а для выпускников — последняя, — их место занимают другие говорит о н .— Старшие уходят, а — новые, любознательные, с пытливым умом. И так из года в год. Так повторяется всегда. В О Т По воле судьбы пришлось мне поприсутствовать на з а седании комиссии по делам несовершеннолетних и такое вынес тяжелое впечатление. Тягостное не от комиссии, а от вопросов вынесенных в повестку дн я заседания . Восемь вопросов, это, по сути, восемь из многочисленных болячек на нашем общественном, теле. И колупаться в них всегда больно. А колуп аться надо, ведь врачевать без этого сложно. Один из вопросов — об отка зе в возбуждении уголовного дела в отношении Скоро- богатоа А лексея . Этот, уже довольно-таки взрослый парень пришел с мамой, ж у я резинку. Р а с к а я н и я пли сож а л е н и я о случившемся прочесть на его лице было н е возможно. А случилось вот что. Этот самый Алексей взял ночью и снял на одном из предприятий вентилятор при- точно - вы тяжной вентиляции, которые монтируются непосредственно в окнах. И на вопрос—д л я чего он это сделал — невозмутимо ответил: «Надо было». Ни дать ни От родителей новеньких п озд равляет В. Т. Томашен- ко. — Совсем недавно вы были маленькими и мы водили вас в детский сад. А теперь вы пришли в школу. В этом х р ам е знаний вы получите ответы на все интересующие вас вопросы. В добрый путь, р е б я т а !— зак анчив ает свою речь Валентина Титовна. Поздравления в этот день прозвучали от зам е с ти т ел я начальника отд ела народного образо вания Н. М. Иванченко, от главы сельской администрации Л. Н. Ляхнович, от учи теля н ачальных классов Н. Е. Кутузовой, от главы администрации района Г. Г. Зы р я н о в а . От будущих в ы пускников первоклассников поздравила Оксана Осейчук. Свое ответное слово сказали в з я т ь , надо и все. А что это не его, в р ассчет не принималось. Понадобилось, вот и в з я л Члены комиссии приводили разные доводы, даже пытались моделировать конкретный случай: «Вот, Алексей, выйдешь на улицу и кому-то приглянется твоя красивая рубашка и он е е снимет с тебя, ему ведь надо». «Пусть тол ь ко попробует», — был л а коничный ответ. Понятие «моя» _ срабатывает. Долго еще пытались убеж-_ дать его, .¡иже напомнили об одной из библейских заповедей «не укради», ведь на груди Алексей носит к р е с т е распятием Иисуса Христа. Сложно судить — достигнута была цель или нет. Перед нами стоял, в меру упи тан ный. молодой человек, упа. кованный (одетый) во все фир.менное. А сытое брюхо, как известно, к просьбам глухо. Другой вопрос о жилплоща ди д л я восьми ребятиш ек , м а му которых еще в мае этого года лишили материнства . Д е и новички — Н аташа Антил- кина, К ат я Якимова, Миша Томашенко, Сережа Грамота н. Настает волнующий момент. Д л я самых маленьких впервые звенит звонок. Право дать его предоставлено ученику 11 класса Андрею Яковлеву и первокласснице Кате Якимовой. Звонок дан. Ребята вместе со своими классными руководителями расходятся по классам. Но праздник есть праздник — и он на этом не за кончен . В этот день д л я у ч е . пиков первых - четвертых классов в Доме культуры б у д ут проводиться игры. Пяти- восьмикласоникам покажут художественный фильм. А старшеклассники в последний раз за летние каникулы отдохнут вечером на дискотеке . О. ВЛАСЕНКО. тишки сейчас на попечении бабушки, т. е. у маминой мамы. Вопрос с жилплощадью, конечно, решили, но не в этом дело. Смотрел я на эту, еще молодую, женщину, которую на восемь ребятишек прав лишили, муж в ЛТП, а она девя» того ждет. Речь о Надежде Ля.мцевой. К акая безо тветственность! Безответственность перед рожденными детьми, перед обществом, которое сей час должно за нимат ься ими при живых родителях , а ту т еще девятый. Н е л ь з я , конечно, за претить женщине р е а лизовать свое предназначение на земле, но и подумать бы надо, кто родится. Муж в ЛТП да и сам а не отк а зы в а е тс я от стопки. Правда Н. В. Л ям ц е в а н а мерена восстановиться в п р а вах матери. Но чем это с т р е мление движимо? Истинно материнскими чувствами или пособием, которое в ы п л ач и в а ет государство на каждого несовершеннолетнего? Вот в чем вопрос1 Д. И З В О З Ч И К О В . В Ч Е М В О П Р О С
2 стр. «ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА» 9 сентября 1993 года. № 78 ( 7182 ) — — — 1^— — — — Р— — ■— ■ .. — ь - = = — ■ ■— . . . ь и — ц д е 11РОЕКТ Конституция Российской Ф е д е р а ц и и Продолжен. Нам. в № № 7 6 , 77. Статья 123. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом за с ед а нии допускается в случаях, предусмотренных ф ед е р а л ь ным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федералы ным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состяза тельности и равноправия сторон. В случаях. предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществ ляется с участием присяжных. Статья 124. Финансирование судов про изводится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с требованиями федерального закона. Статья 125. Конституционный Суд Рос сийской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Феде рации законов, постановлений Совета Федерации и Государственной Думы, указов Президента Российской Федерации, актов иных ф еде ральных органов, конститу ций республик, законов, ус т а вов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, внут- рифедеральных и международных договоров Российской Федерации, а такж е конституционности создания и дея тельности общественных объединений. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции меж ду федеральными государственными органами, между федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации, между государственными органами субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Рос сийской Федерации по индивидуальным жалобам проверяет конституционность правоприменительной практики по охране конституционных прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 18 судей. Статья 126. Верховный Суд Россий ской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных з а коном процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает судебные разъяснения по вопросам судебной практики. Статья 127. Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным орга ном по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах су дебный надзор за их д е я тельностью и дает судебные разъяснения по вопросам судебной практики. Статья 128. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представ лению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке. установленном федеральным законом Полномочия, порядок обра зования и деятельности Конституционного Суда Россий ской Федерации. Верховного Суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации у станавливаются федеральным конституционным законом. Статья 129. Надзор за законностью расследования дел о преступлениях, поддержание государственного обвинения в суде, предъявление в суд исков в защиту интересов государ ства, прав и свобод граждан, опротестование в суде неза конных актов государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц осуществляет Про куратура Российской Федерации. возглавляемая Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации казна чается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Рос сийской Федерации. Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, самостоятельным он ределением структуры мест кого самоуправления; правом на судебную защиту и на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений. принятых органами государствен ной власти. Общие принципы организа цин и гарантии местного са моуправления устанавливаются федеральным законом. Статьи 134. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации. Государственная Дума, Правительство Российской Ф едерации .з аконо дательные представительные) органы субъектов Российской Федерации, а такж е группы депутатов Iт ленностью не ме нее одной пятой от общего чи ела депутатов одной из палат Федерального Собрания. Статья 135. Положения главы | Кон ституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собрани см Если предложение об изменении положений главы I Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа депутатов каждой из палат Федерального Собрания, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Кон ституционнос Собранно, кото рое либо подтверждает иеиз менность Конституции Российской Федерации, либо при ннмает новую Конституцию. Делегаты в Конституционное Собрание избираются в порядке и по нормам, установленным для выборов Государственной Думы. Делегаты Конституционного Собрания равноправны и имеют по одному голосу. Статья 133. Органы местного самоуправления могут наделят ься законом отдельными государ ственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления м атериальных и финансовых средств. Реал и заци я переданных полномочий подконтрольна государству. Для осуществления задач местного самоуправления мо гут созд аваться ассоциации (союзы). Статья 136. Поправки к положениям глав 2 —В Конституции Рос сийской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного за кона, и вступают в силу после их одобрения не менее чем двумя третями субъектов Российской Федерации. Поправки к положениям р аздела второго Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном частью первой настоящей статьи, при условии одобрения всеми с убъектами Российской Федерации подписавшими соответствующий договор. Статья 137. Изменения в положения статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющие состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно - правового статуса субъекта Российской Федерации. В случае изменения названия республики, края , области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое название субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 6 5 Конституции Российской Федера ции. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ДОГОВОР о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Г Л А В А !). К О Н С Т И Т У Ц И О Н Н Ы Е П О П Р А В К И И П Е Р Е С М О Т Р К О Н С Т И Т У Ц И И Г Л А В А 8. М Е С Т Н О Е С А М О У П Р А В Л Е Н И Е Статья 130. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное и прд свою ответственность решение населением вопросов местного значения , владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы пря мого волеизъявления (рефе рендумы, собрания, сходы), через выборные и другие ор ганы местного самоуправления Местное самоуправление осуществляется в городах, районах, поселках, селах и других территориальных единицах (в том числе образо ванных с учетом национальных особенностей населения) республик, краев, областей, городов федерального значения. автономных областей, автономных округов. Изменение границ террнто риальных единиц, в которых осуществляется местное са моуправление, допускается только с согласия населения соответствующих территори альных единиц. Статья 131 Органы мест ного самоуп равнения в соответствии с законом самостоятельно уп равляют муниципальной соб ственностыо. формируют, ут верждают и исполняют мест ный бюджет. устанавливают местные налоги и сборы, осу ществляют охрану общеот венного порядка, а также ре шают иные вопросы местного значения. Органы государственной власти Российской Федера ции и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют местному самоуправлению. Статья 132. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется: запретом на ограни чение прав местного самоуп равления. установленных Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов власти суверенных республик в составе Российской Федерации. проявляя уважение к истории, традициям, культуре, языку н национальному ' до стоинству народов Российской Федерации, признавая свою ответственность з а сохранение исторически сложившегося государственного единства народов I оссийской Федерации, целостности составляющих ее республик и территории, ставя целью достижение и укрепление межнационально го согласия, доверия и взаимопонимания, реализуя приоритет прав и свобод человека и граждани на независимо от националы нон принадлежности и территории проживания, а также право народов на самоопределение, стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе доброволь ного распределения полномочий и эффективного их осуществления, исходя из того, что в пределах своих полномочий орга ны государственной власти республик в составе Российской Федерации самостоя тельно осуществляют эту власть па соответствующих территориях, руководствуясь Деклара цией о государственном суверенитете Российской Федора ции, декларациями о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации, решениями Съе зда народных депутатов Рос сийской Федерации и Верхов ного Совета Российской Федерации по вопросам ф едера тивного устройства и ф ед е р а тивных отношений в Россий ской Федерации. договорились о нижеследующем: Статья I. 1- К ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относя гея: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных за ко нов, контроль з а их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российский Федерации; В ) регулирование прав п свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств; гражданство Россий ской Федерации; г) установление системы федеральных органов законе дательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности: формиров ание федеральных государственных органов; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ ф е деральной политики и ф ед е ральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития в Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия. основы ценовой политики; федераль ные экономические службы, включая ф едеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятель ность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Россий ской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; оп ределенне порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов. военной техники и другого военного имущества производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ. наркотических средств и порядок их использования; н) о а т у с и защита государственной границы, терри ториальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа Российской Ф едера ции; о) судоустройство; про куратура; уголовное. уголовнопроцессуальное и уголовно- исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, граждан- сно-процессуальное и арбитражно-процессуальное законо дательство; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая с л у ж ба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и к а р тография; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные н аграды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба. Органы власти республик в составе Российской Феде рации участвуют в осуществлении федеральных полно мочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и ф е деральными законами. Республикам в составе Российской Федерации гарантируется представительство в федеральных органах государственной власти Российской Федерации.
№ 7 8 ( 7 1 8 2 ) # 9 сентября 1993 хода, _______________________________________ « З А д Ел 0 Л Е Н И Н А » 3 с г р нсоЕкт^Конституция Ро ссийской Ф е д е р а ц и и Ст атья II. 1. И совместному ведению ф ед ер альны х органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти р е с публик в составе Российской Федерации относятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик в составе Российской Федерация Конституции и законам Российской Феде рации; б) за щ и т а прав и свобод человека и гр ажданина, прав национальных меньшинств; обеспечение законности правопорядка, общественной б е з опасности; режим пограничных зон; в) ра зграничение государственной собственности; г) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо о хр ан яе мые природные территории; охрана памятников истории и культуры; д) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры , физической культуры и спорта; е) координация вопросов зд равоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная з а щ и та , включая социальное обеспечение; ж) проведение мер борьбы с катастрофами , стихийными бедствиями, эпидемиями, л и к видация их последствий; з) установление общих принципов налогообложения и сборов; и) административное, адми нистративно - процессуальное, трудовое, семейное, зем ел ь Ное, жилищное , водное, л е с ное законодательство; законодател ьст во о недрах, об о х р а не окружающей среды: правовое регулирование интеллектуальной собственности; к) судоустройство; а д в о к а тура, нотариат; кадры правоохранительных органов; л) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; м) установление общих принципов организации местного самоуправления. 2. По вопросам, указанным п пункте 1 настоящей статьи, федеральны е органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодатель ства, в соответствии с которыми ор га ны власти республик в со ставе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов. 3. Законопроекты по пр едметам совместного ведения, указанным в пункте 1 настоящей статьи , направляются республикам в составе Р о с сийской Федерации, соответствующие предлож ения кото рых р ассм атриваются в Вер ховном Совете Российской Федерации. Статья III. 1. Республики (государства) в составе Российской Фе- дерации обладают всей полнотой государственной (зако нодательной, исполнительной, судебной) власти на всей те р ритории, кроме те х полномочий. которые переданы (отнесены) в ведение ф ед е р а л ь ных ор ганов государственной власти Российской Ф е д ер а ции в соответствии с на стоящим Договором. Территория и ст а ту с республики в составе Российской Федерации не могут быть изменены без ее согласия. 2. Республики в составе Российской Федерации я в л я ются самостоят ельными у ч а стниками международных и внешнеэкономических отно шений, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономной обла стыо. автономными округами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации, настоящему Договору. Координация международных и внешнеэкономических отношений республик в составе Российской Федерации осуществляется ф ед е ральными органами юсудар- ствепной власти Российской Федерации совместно с республиками в составе Россий ской Федерации. 3. З ем л я и ее недра, воды, растительный и животный мир явл яю тся достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Вопросы владения, пользования и распоряжении землей , недрами, водными ц другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и законодательством республик в составе Россий ской Федерации. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации опр еделяетс я статус федеральных природных ресурсов 4. В случае если чрезвы чайное положение вводится федеральными органами государственной власти Рос сийской Федерации на т е рри тории республики в составе Российской Федерации, необходимо предварительное согласие органов государственной власти этой респуб лики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, затрагивают терри торию только одной республики в составе Российской Федерации, чрезвычайное положение в этой республике может быть введено органа ми государственной власти этой республики с немедленным уведомлением Президента Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и осуществляется в соответствии с ф е деральным законом. Статья IV. 1. Ф едеральные органы го сударственной власти Рос сийской Федерации по соглашению с органами власти республики в составе Российской Федерации могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий. 2. Органы власти республик в составе Российской Федерации по соглашению с фе деральн ьш и органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Статья V. 1. Федеральные органы государственной власти Рос сийской Федерации и органы власти республики в составе Российской Федерации исполняют ф ед е р а ль ны е за ко ны и иные правовые акты Российской Федерации в республике в составе Российской Федерации в порядке, ус т а новленном законод атель ством Российской Федерации . 2. Юридические документы , выданные органами власти Российской Федерации , республики в составе Р о с сийской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц. признаются на всей т е р ритории Российской Ф ед ер а ции. Ст атья VI. 1. Ф едеральные органы государственной власти Россий ской Федерации не могут из д авать правовые акты по во просам. отнесенным к ведению о р у н о в государственной власти республики в составе Российской Федерации. В случае издания органами власти республики в составе Рос сийской Федерации законов, иных правовых актов по вопросам. отнесенным к исключительному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации , применяются фед еральны е законы. 2. Отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти республик в составе Российской Федерации с тро я т ся на основе Конституции Российской Федерации , конституций республик, вз аимоуважения и взаимной ответственности. Споры разрешаю тся с об я за тельным использованием согласительных процедур в порядке, установленном Конституцией и законами Р о с сийской Федерации . 3. Споры по вопросам, ука занным в пункте 1 настоящей статьи, и но вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения в соответствии со статьей 2 настоящего ДоМы, полномочные предела вители федеральных органов государственной власти Рос сийской Федерации и ор га нов государственной власти кр аев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, проя в л я я уважение к истории, традициям, культуре. я з ы кам и национальному достоинству народов Российской Федерации , признавая свою , ответственность з а сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Фе дерациц и целостности ее территории, ставя целью достижение и укрепление межнационального соласия, доверия и взаимопонимания, р еали зуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности. территории проживания и других обстоятельств, заботясь о его материальном благосостоянии и духовном развитии, стремяс ь к качественному обновлению федеративных отношений на основе рационального распределения полномочий и их эффективного осуществления, исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации самостояте льно осуществляют эту власть на соответствующих территориях. руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Российской Федерации , решениями С ъ е з да народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам федеративного устройства и фе деративных отношений в Р о с сийской Федерации , договорились о нижеследующем: Ст атья I. 1. К ведению фед ер альных органов государственной влаговора, ра зрешаются Конституционным судом Российской Федерации. Ст атья VII. Установленное настоящим Договором разграничение предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке. С т ать я VIII. Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания. После его одобрения Съездом народных депутатов Российской Федерации он становится составной частью (самостоятельным ра зделом) Конституции Российской Федерации. Изменения и дополнения в этот раздел Конституции Российской Федерации вносятся с согласия республик в составе Российской Федерации, подписавших настоящий Договор. К ажд ая республика в составе Российской Федерации с охр ан яет з а собой право как подписать настоящий Дого вор, т а к и регулировать свои отношения по разграничению полномочий с федеральными органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Ф е д е р а ции и Конституцией этой республики в составе Российской Федерации. сти Российской Федерации относятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и фед ер альных за конов, контроль з а их соблюдением; б) федеративное устройство, состав, территория Рос сийской Федерации и ее целостность; утв ерждение обра зования новых кр аев, областей; утверждение изменений границ краев, областей, городов Москвы и Самкт-Пе- тербруга; в) за щ и т а прав и свобод челов ека и гражданина и гражданство Российской Федерации; защита нрав н'ацио нальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной , исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности ; формирование федеральных государственных органов; ус тановление общих принципов организации системы органов представительной и исполните льной власти к р а е в , об л а стей, городов Москвы и Санкт-П етербурга: д) определение основ ф е деральной политики н ф еде ральны е программы в области государственного, эконо мического, экологического, социального, культурного и национального ра звития в Российской Федерации; е) ф ед е р а л ь н ая государст венная собственность и у п равление ею; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регу лирование, д енежная эмиссия, основы ценовой политики; ф ед е р а л ь ные экономические службы, вк лючая федеральны е банки; з) ф едеральный бюджет; ф ед ер альны е налоги и сборы; ф ед ер альны е фонды регионального развития: и) ф ед е р а ль ны е энергетические системы, яд ерн ая энергетика, расщепляющиеся материалы; ф едеральные транспорт, пути сообщения, информация и с вязь ; д е я тельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; междун ародные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Феде рации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; оп ределение порядка продажи и покупки о р у ж и я , ' боеприпасов, военной техники и д р у гого военного имущества ; производство ра сщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) статус, режим и защита государственной границы, терри тори альных вод, в о з душного пространства, экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуд ратура ; уголовное, уголовно- процессуальное и уголовно- исполнительное законода тельство; амнистия и помилование; гражданское , гражданско-процессуальное и арбитраж но-процессуа л ьное законодательство; административнопроцессуальное, трудовое, семейное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности: п) федеральное коллизноп ное право; р) метеорологическая служба. стандарты . _ эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалт ерский учет; с) ф едеральн ая ■ государ стпенная служба; т) государственные • награ- ды и почетные знания Российской Федерации. 2. Органы власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Феде рации и федеральными зако нами, 3 . Краям, областям, городам Москве и Санкт-Петер бургу гара нтируется представительство в федеральных представительных органах государственной власти Рос сийской Федерации. Статья II. I. К совместному ведению фед ер альных органов государственной власти Рос сийской Федерации и органов государственной власти к р а е в , областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации относятся; а) обеспечение соответствия уставов и иных норма тивных правовых актов кра ев, областей, городов Москвы я Санкт Петербурга Конституции и законам Российской Федерации; б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка , общественной безопасности; в) установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в к р а ях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге; г) установление общих принципов налогообложения в кр аях , областях, городах Москве и Санкт-Петербурге; Л) адвокатура , нотариат; е) з ащ и та исконной среды обитания и традиционного обр а з а жизни малочисленных этнических общностей; Продолжение следует. Д О Г О В О Р О разграничении предметов ведения и полномочий м еж д у федеральными ор ганам и государственной власти Российской Федерации и о р ганам и власти краев, областей, городов Москвы и С а н к т Петер бур га Российской Федерации
RkJQdWJsaXNoZXIy