Основана 20 июля 1935 г. гми— TBBTjr a r ,двиеа $ ВЫХОДИТ ДВА РАЗА В Н ЕДЕ ЛЮ 1М А Р Т А 199.3 Г О Д А . П О Н Е Д Е Л Ь Н И К № 2 3 ( 7 1 2 7 ) С е в е р н а я районная газета Ц е н а 5 0 к о п . ФОТОРЕПОРТАЖ * » 1 9 9 3 год в и с торию биа- зи тск о й средней школы в'ш дет особой датбй: с о с т о я л о с ь г е и е х н о ч в е о т с ы е р л е ье . го Е д г а о . жЖ д д а а л л и и д о л и дети, в р у ч и т е л я , и все жители Пиалы. В с е видели и знали; в старом здании у чи т ь с я она. СНо — з а в а л и т с я . ' И вот к п о ер л ь Ь ч д е н ве м р . и В е с г е о п з о а з к а р д ыи т . ы Н , о в т з е а е е ж е стоит пройтись , теперь у ж е м ы сл е н н о , по ее у з к о м у нуть в любой из кл з а а с г с л о я в . Х о т я бы в тот. где последний у рок провели одиннадцати классшгки С а ш а Ш и н к е в и ч , С е р г е й И ванов и его с е с т р а Н а т а ш а , Н ад я С а в а с т е е в а и Н а т а ш а С и л к о в а . Д в а м а л ен ь ки х о к н а , учи и н юа. ль с с и к н и я й я с д т в о е л р , ь к с л а о с т с с н у а т я с " т в д у е юс щей нижней ф ил енк о й — вот что п р ед с т авля л этот • к л а с с . В п р о ч е м , не т лько этот. Б е з ф ил енок были две ри и др у ги х к л а с с о в . И это, говорят у ч н : е л я , ие ребячье в а р в а р с т в о , а по тому что все р а с с о х л о с ь , вы в али ло сь . По н а ча л у с т а р а л и с ь вставить Доски , но они вновь и вновь выпалывали. Тогда и решили: пу ст ь будет т а к . как есть. Т е м более , что новая школа готовилась к сд а че . — Н е ж а л к о покидать эту ш к о л у , новая-то намного луч ш е ? Д а , ¡та л у ч ш е . А э т а — д о р о ж е . В е д ь с только лет зд е с ь п р о у ч и л и с ь , — нрлтзна в а л и сь п дев о чк и , и мальчики . П о м н и т с я , и в Се в е рн ом новая школа о т кры вало сь об э т у ж е по р у . М о ж е т , моточку р а н ь ш е . В о вся ком с л у ч а е , ее вы пу скники п р о уч и л и сь в но ч р н и о о м е л В , о с з п э ь д о т а о л и н т у и г у и о д д е б и т н и о е ь а л . з ь —и к н Т о с а к | к в с и д х п н я о р т , п е н б о в и я л т ц т у о у ! 12 ф е в р а л я — у кого-то ещ е шли за ня т ия , кто-то сил мебель в н овую п ш е р к о е н л о у , кто-то готовился в ней к т о р . ж е с т в у . А что пл охо го в но р ч о а х т , ко п м ро миз и н т е и с н е г н е н , ы к х ор н о а тких не р м е ? В е д ь не так-то у ж и часто от крываются новые ’ ш к о л ы . В п р о ч е м , н не редк о . — Се р г ей С е р г е е в и ч . — о б р а щ а ю с ь к нынешнему на п а л ь н и к у М Т Ш К « С е в е р пая» С . С ' К о н д р аш ки н у , — помню, как вы в р у ча л и сим волический ключ от новой школы в С е в е р н о м . Э т о бы ло , к а ж е т с я , лет дв ад ц ать н а за д . С к о л ь к о ж е школ построено за эти г о ды ? • С т а л и считать: гр аж д а н ц е в с к а я , у д а р н и ц к а я , с к а я , в и т и н с к а л . .. П о л ф у ч е д и о л р о о с ь в , ч в м а т е я о ча е кш т а к с ж о я д л ыа с . т х р А о т и р т т т е , е л п г ь е о с р д т ь а во в —о в т О н н с а о т я п к е , в Ч е б а к а х . 0,чень с т а р а я ш к о л а в О с т а щ ш к е . . . К о роч е го в о р я , е щ е стро нгь и строить . А р аз серо я т с я ш к о л ы , то ж и з н ь не пре кр а и щ е т с я . И на м е с т о , где с е й ч а с б у д у т с и д е т ь мои но вые зн а к ом ы е р ебята из о диннадцато го к л а с с а придут д р у г и е . У ч и т е л я довольны. С е й ч а с мну о юж н с о и с б т у е д м е у т .о в б в у е ч с е т н и и я к . аб А ин э е т т о зн а ч и т , что ч ащ е б у д у т п о ль зо в а т ь с я и по собия , и какая-т о наг т л е я х д н н и ык и а е с , т п е о . м о г а С ю м щ о т а р я и т п е е , д к а а г к огу удо в бн р о а , б ~ о с п еш н т показаиь к л а с сы Кла Е|дия В а с и л ь е в н а Я к и м о в а , — кабинеты р у сс к о г о я з ь ж а и л итературы — рядом . М е ж д у нйми — к ом н ата для все го у б ч о и р О т а ч е т е л о н ь р ь с н к а х о я о г . о р О ошч и е м о н у ь щ бу е х д с о е т р т в о а шт . е о п . Л ер а ь не только с л о в ес н и к а м . О бо р дованы всем н е о б х о д и м ы м и кабинеты ест е ст в ен ны х л ьны х н а у к . А у ж .малышш к н о е и т е м более у до бн о : и х посе- ш.-тн на первом э т а ж е . Т а к что с т а р ш е к л а с с н и к и теперь от них отделены . Т о р ж е с т в о н а ч а л о с ь в ч ас дня. П р е д с е д а т е л ь ра й с ов е т а М . В . Л у к а ш о в , п о зд р ав и в ребят и учителей с радостным с л о а бы н т а и ч е а м ла , н с а т п р о о м и н ть и с л я , что бл ш аг к о о -. -, д д а с е р д я ат з е а л б я от к ам о лх т о о з г а да « ш П н у е т г ь о п р е к к о м м у н и зм у » А л е к с е я хайловича Б о л д ы р е в а , ш к о л у строила бри гада толия Ивановича О короб А Мч о н т Г и о а а - т. в —а . С е м н а д ц а т ь с половиной миллионов р убл ей — вот во с в к о о л в ь а кш о е й о б лш и к л о о л с ы ь , с —тро и г т о е в л ор ьс и т л ОД. — i Н о не только^ день ги "нложены в нее. Т р у д с т ( х л г телей, заботы многих людей . Берегите ш к о л у , -отно ситесь береж н о ко в с е м у , что в ней е с т С ь е , р , г е й С е р г ее в и ч К о н др аш - к-ин вручил си м в о л и ч ес к и й клю ч о т гш к о л ы ее д и р е к т ор у К . В . Я к и м о в о й . И вот отличница Т а н я С м и р н о в а п е р е р е з а е т л е н т у . Т и м у р Б а т ы п ш п у с к а е т л енького с ро зо вым бантик б о е м к н о о те и нк в а с е в м ш в к ой о т л и у . Т в е п е р ь но м в о о ж е , с ветл ое здани е . З а в т р а — первый учебный день . З а ним пойдет п ер вая п м е я д е б л у я д , ет пе в р е в с ы т иА й . с м вА о е Р й с К я ц А сч . . Д . е тЬ . В Е р В е . Н а с н и м к а х : К л а вди я с е и е ль р е у в к н а а х Я г к л и ав м н о ыва й р к а л д ю а ч — В о а в т школы; участники митинга; ленточка перерезан а — вход в но вую ш к о л у открыт. Фото С . Ф е д о р о в а . В Биазе открылась школа! темному коридору . К Н И Г О Ч Е И довольны В книжном магазине один из ф е в р а л ь с к и х дней было особенно оживл енно . Лд р а е ю , с б у ч и ю т т що е б л и ыи е ч п т и р е х и н о и к б я н р и е с с г п т и е и . ш и В ли ин . с о т ю с е новном это бы ла х у д о ж е с т ; венная л и т е р а т у р а . Стой м л е ое б л а п л ,. а с о ь дн в ог с о ре э д к н з е е м м п о л т я р а 2 к 5 о 0 до 4 0 0 . рубл ей , но н есмотря на д о в о л ь н о , высокие цены , вся ' литература' бы ла бы стр о р а с к у п л е н а . Н е о ст а ли сь на прил авке 8 з се о 0 н к н * э , ы к з х 1 е 0 м в 0 п е л т э р я к о р з м о е в » м п « и л Д я е « р т С о с к в к а и р х л « е У с т н к т е а » не з а л е ж а л и с ь детективы , приклю ченческая ра . По к уп атели — люл и д т и е р в а с т е у х в л о о з д р ы а е с , т о с в л , у жно а щ в и е о . снов У н ч о и м т м ел о я приобретают м е т од и ч ес к ую литера г у р у . О ч е р е д н о е но с д т е у л п и ле ч н е и р е ез к С н . д и в г С е- А о трМ ж и и У . д Ш а е К т с И я Н п А е . В А Ш И П И С Ь М А П О М О Г У Т Р а й о н н а я газета призвана о т о б р аж а т ь ж и з н ь нм а и с , ел р е а н д и о я ст р я а м й и он и а' с п е е ч п а о л я н м а и с у . щ П н ы ч м т и об п ы р о п б о л л е н м е а е э т о д е л а т ь , га з е т е н е об х од и м а в а ш а почта , б у мм е в у а жа м ж а п и н а и . е иш Х м я и о ы т т е о е е д л н н ч о и а о с м б т ь а о , т к б п е о ы л р с и и т у и . х с о , л Э д ы т с и у о шт б е а ъ н т е с у ь о к ж т в н и с а о в в ш о и е с и з мм м ц и а е н . л е п ь н П р ю и о о е б э и л т з о е о зд р аво охр ан ении в р а йо н е , о р аботе районных больниц, у ч а с т к о в ы х , ф е л ь д ш е р с к о - а к у ш е р с к и х пунктов. И а п р е л е с о ст о и т ся с е с с и я районного С о вета н ародных деп утатов , будет р а с с м о т р е н в о п р о с о медицине . Д л я то го , чтобы он ш ил ся в н аш у п о л ь з у , в чем м ы , ж и т е р л е и района , очень з а и н т ер ес ов аны , н у ж н ы в аш и п и с ь м а . И не только с л о в а б л а г о д а р н о с т и ,н а которые вы , к с ч а с т ь ю , не с к у п и т е с ь . Н е о б ходимо значь и о др уг ой ст ороне медалИ : в а . р га о и й , ко м н о к ж р е е т т , ныи е н е п д р о е в д о л л о ь ж с е т н в и а . я , Ж з д а е м м е ч а н и я в , а ш п и о х п и с ем , звонков,, п о с е щ е н и й , доро гие читатели ’ т —е р ж е и с т а е х л ! и н аш е го р а й о н а . Э т о в в а ш и х ж е и н
2 стр. «ЗА ДЕЛО Л ЕН ИНА » • № 2 3 (71 2 7 ) ( | 1 марта 1 9 9 3 года. УЧЕНИЕ И ТРУД РЯДОМ И Д У Т О металле, дереве и детях Мегсдобъединеиием довиков» руководит Влади « т сл р а у в Михайлович З а х а р о в , прело даватель средней школы С е верного. Ветераном педаго ги че ск сго труда его не назо вешь — молод, но опыта У него достаточно и для того, 'Тюбы учить детей, и чтобы что-то интересное. нужное передать своим товарищам по т р у Л д ю у б . ой человек, взявший на себ я великий груз Учи теля , должен что то иметь от Б о г а , ч т о т о от Л е в ш и . От Б о г а , как говорят, он успел взять главное: умелые руки и умение ладить д аж е с теми мальчишками , которые н у ни как не укладываются в педа гоги чес кие рамки хороших уче ников. Т а к и х , естественно, при нимают как объект обучения, но как человека, как лич ность принимать одказыва юте я . Не признаваясь вслух в этом; не принято такое. З а плечами у него Юргнн ское профтехучилище , где он приобрел отличную слеци альность токаря , получив ве сьма высокий и редкий для у чащ и хс я П Т У четвертый разряд . Это и доказывает, что, кроме ум ной головы, он име ет и очень умелые руки . Кота ти, это еще говорит и о том, что работа с металлом для него намного интереснее, чем с деревом. Н о не об этом речь. А о проблемах р у д о в о г о тания школьников. Т а к во с в п о и т что я услышал от В . М . За хар —ова П . реж де вс его, с чем нам работать. Т о есть , где брать материал дл я той же раздаточной доски, для наве с а на верста , дверь, калитку Это — проблема номер один. Возьмем металл . Сегодня мальчишки у меня делают заго тевки навесов для ворот. Вот они, на подоконнике. Вда ваться в подробности где и как я взял металл, мне бы не хотелось: тайна фирмы , как говори с я . Н о если бы не брат, я бы не имел и этого. Так что помог и брат, и блат. Ни того, ни др угого источника мне бы иметь не хотелось : школьные м астерски е должны обеспечиваться всем этим иным п у т К е а м к . им? Х о з д бы таким . В районе есть предприятия , где этот ж е самы й листовой ме талл идет постоянно . Идет для дела , конечно. И снаб женме ш калы тут не преду смотрено. К сож а л е н ию , ока зывается: учимою мы детей их рабочих. Второе . Нам нужно т зе ат . ь в с др д у е ги ре х в п о р м е . дп В ри л я е т с и п я р х о р м е а с х б т о о ь немало отход ов, которые им явно не нужны , а для нас. учителей трудового обучения, для детей, вполне бы приго лилось. Р а н ь ш е . в так пазы иаемые з а е к Г е вр емена , ва язь такие отходы было на много легче: п ри ехал , попро с и л , отобрал и у в е з . Теперь стали «считать деньги» . И гнут такую ц ен у , что волосы , как говорится , дыбом встают. И что обидно; ведь все это в но. ко з н а ц к е оп к а о н н о цо в в з б е у м д л е ю т , по сп г и р н еб ет е , пропадет пропадом . А вот отдать ш к о л е — нельзя . Р а н ь ш е , в те ж е самы е го ды , у школ бы. и базовые л п ь р шед о п й ри п я о т м и о я щ . и Ц м с ы ть от осо н б и о х б н о е имели, но кое что все-теки м<> г.-.и взять. Т еп ер ь ж е до т ш и к ю олыпет ни дел ал а . о С м а у м о м п у редп х р о и т я ь бы выжить. А нам — трудно. Погляди те иа наши тисы. Им у ж е с с И ы то в з л а а ь т к ь ч о . то Н л ? о ет С , г т д с е ч и т т о в ь зя в о т п н ь о и р н у т о е в п ы с е п е р и ? ь стали вэ много-много -раз до роже . А школы — бедны. Мы л ко али в : сем что т б ис б а о м лт ны ак д л е а р д жки али с с д ь е . А губки ? И х менять надо. Д е л а е м навесы Н у ж н о л п о и т л л и о ва —ть. о А дно но - ж е о д в и о н ч с н т о в е ен п н р и о о о е. Д к п у р а р о л а ш т н у н а , о и м б —у оле п н е а е р о н с п юл ы о . т м н « а о Мй м ! и у л ы и й , Н а к и одного в запасе н е : ! » . А предмет, считаю , важней о ст а л ь ны х . Можно не знать « Ев г е ния О н егин а » , а уметь работать обязан каждый. вод В и о т т ел ч ь то по м в е е т д о а д л об мъе н д е ин р е у н к и о я преподавателей производи тельного труда В я ч е с л а в Ми хайлонич З а х а р о в А вот что умеют делать ребячьи д у е м т е ь л , ые пос р е у т к и и в в шы к о м л о у ж . ет Э е то у в —и те самы е скобяные и зделия , которые мигом р аск уп аю т с я н и о з и хо з зм ал а ю га ми С н е и в е е в р о н й о г о , ф и ол п ь а г н и , которыми не стыдно украсить свой ученический у голок в кв артире А . . Ш А Р А П И Н С К И И . Н а снимке: В , М . З а х а р о в . Фото С . Ф е до ро в а . ж е анали зирую т допущенные ошибки . вуюПо у л ч н е о б с н ть уюю м о а б с о т р е у р д с о к в у а юл у н ч о и тель трудового обучения не полной средней школы Феди ровчи П . Ф . Тим кин . С е г о д ни зд е сь имеется не только все необходимое обор удование , но и собран богатый разд а точный материал. Во время практических работ особое внимание уделяется ф о р м « т н р м у и е у р в к ыи а о н т ш н т б о е р е ш з у у о д е п а н а , ш и с ю к н с о о о л б с к ь л т нюи и , д к е о н б в и е рю е к ж у т н л е о ь х оборудова нию, экономному нию материалов. Т ольк о один год р а п с р х о ор д а о б в о а тал в Вити некой школе мо дсдой специали ст Констан тин Анатольевич Ш а д р и н . Но за ото время у спел з а с л уж и т ь л ва юбов у ь чит и ел у е в й аж и ение у к ч о а л щ л и ек х т с я и . Дети с удовольствием псс е щают его уроки, нзготавлива ют кухонные наборы , о,риги нальные туалетные полочки, вешалки , II все таки в работе по трудовому обучению есть и недостатки. Учебно матери альная база новотрсицкой, среднеичинской, остаминской и остяцкой школ не отвечает современным требованиям. В ударницкой . ликовской терских нет вш о к о о б л щ а е х б , о л а ьш ч му е в к а а у с - ш ин с к а я , чебаковская и к о б . кордоновская школы не уко мплектованы кадрами. Не полностью используют в ра боге с у чащ им и ся свой твер ческий потенциал учителя трудового обучения школ Гр аж данц ево и •Б е р г у л я Главный для ж и зн и предмет у р ° « и по т р у д у Я в е д у н е давно. Д о этого вел 6 п н < н н а ед ча е о я л с тн ь е н о л в у ьы ю но б е в е о з ¡ е и о н п н а у с—ю н о с п т ( о би д ы г в о шр ж е у и в юз ку . Т а к что опыт такого пре подавателя у меня небольшой Но я твердо у б е ж д е н , . , го такие уроки очень и очень нужны . П о ч е м у ? Д а потому что любой ч ел о в ек , тем более мужчина , до .икен у м е :ъ раб о гать; должен уметь делать та . что обя.за ' е л ь н о приголит ся в жизни. А что может пригодиться в жи зни? М у ж ч и н е держать в р у к а х о о л ц р к ы й , с л е с а р ный ин струмен т и х о р я ц о ил1 владеть, уметь выточить какую-то дет ал ь на токарном станк е , отремонтировать .ро з е т к у . штепсель, понимать принцип у строй ства простей шнх бытовых электроприборов и элек тро си с тем . Короче го в о р я , за эти не сколько лет учебы , а точнее за какую-то сотню у р ся ов тРУДа, ребенок должен на учиться м н о гом у , н с а м о м у не обходимому . Уроки труда нельзя о : .• > сить к второстепенным хотя бы потому , что они — Г. В ные уроки для практачеся- >й и;изПн чел о век а . В се nojp.M будет зак р епл ен о , у г л у б л е н , по основы з акладываю т1, и именно зд е с ь , на моих урюка.,. Гак что о профессиональной подготовке, начальной, ксиеч но ж е , надо вес ли не только разгов ор , но н всячески сх‘ . зывать помощь нам, учителям производительного и ж и в аю щ е г о т р уда . Т а к о я б с л т у у - маюВ . нашей мастерской е< к два токарных станк а но х < т а л л у , ф р е з ер ны й , сверлил- ньгй, заточный. Е с т ь токарны.- станок для обработки дерева В этом отношении школьная м астерс кая обор удована плохо. Е сть и необходим инструмент , в частности, ст лярный. II пополнять его по ка не надо . Н о он не вече П о э т ом у надо будет в даль нейшем позаботиться и Ы этом. Ч ем у научились у нас - Николая А д а м о в и ч а Смыты у которого я принял ребя г, " меня — наши мальчики? Во некоторые изделии и з дерева то лк уш ки , разделочны е дос ки с ри сунками (выжигание ребята любят), фи гурки жи вотныу из ф а н е р ы . В с е это — работа учеников пятого и шестого к л а с с о в , так ска зать, п ервогодков. Б ол ее ста р нкш и не т о м ж а е л , ьч о и х шот к н и о , д х а од и ят девч н о а уроки по се л ь х о з т е х н и к е к М и х а и л у Е ф и м о ви ч у Под ж у н а с у . Ст о ля рны е мастерские в школе, п о -м о ем у , н уж ны еще и потому , что в нашем рай о т у к я ч мн ат о . м с т М о С о л П жя Т р е У т а , . - 9 н п 1 е л т от с н п и е ц к х и а о а р л о ь ш н е н о г е с о м а ст е р а , который бы повел этот предмет , или по другой причине. Т а к что мы, икп льные у чи т е л я , единс твенные, гею учит детей обработке де р ева , В жизни ж е все зла шгя при г од ятс я . У нас есть методобъедине кие. Руководит им Вл а ди с ла в Михайлович З аха ,р о в — пре подаватель производительно го труда средней школы рай центра, В дни еж е г о д н ы * ав густ овсних конференций мы, конечно, в ст р еч а ем ся , обмени ваемся опыцом. З н а ю , что естг» ч ем у поучить ся у Петра Ф е дорсвича Тимкин а ирепо да вате-ля и з Фцдорсвкп А . М А Р К О В И Ч . с. В е р х К р а с н о я р к а . Умелые руки создаются трудом Уроки труда , как для кра т в к о о й ст п и од н г а о з т ы о в в а к юи, т н у е рок я и вля т юру т д с о я основными хотя бы потому, что по ним наг ни ных экзаменов в школ в е ы , п у с н к и вступительных — в ву з . Они как бы в тени р у сского языка и литературы , математики и физики. Видимо, поэтому о трудовиках вспоминают не так ч а с т о , а в докладах О Н О -отводят место ближе к кон н у . П р а в да , ученики их ста вят намного выше , чем ра ботинки отдела народного об разования . Те просто, видимо, забываю т , что не только « д у ш а обязана тр у дит ь ся » , но и р а з у м , р у к и , голова. В п р о ч е м , л у ч ш е послушаем тех , кто ведет :>:от по-свсе- % интересный предмет, и тех, кто его о св а и в а е т . Но прежде — частица доклада О Н О на ав гу с т ов с к ой ( 1 9 9 2 г ) конференции у чит ел ей . Д ля создания общей , так с к аз а т ь , картины. В интересах будущей личности В ез трудовой подготовки не сформировать творческой ли чност-и. И речь се йчас до лж на идти о т ом , как лучше п д в о и р в е я о т х в й . ор шит к ь олыв ж в и з н н о ь вы и х дею у с т л р о уТиповые про граммы по трудовому обучению , утверж денные центральными орга нами народного образования, не стали догмой для учите лей. Они разр аб атывают свои, включают новые темы , наира в п л л и е е н т н а и н н е ыи , е е р , а н з т в а е и х т н э и с и т е ч е е т ф с и к а ч о н е е т с а к з о и е и м , в ы о х шс у дожественного в к у са . По своим программам ра ботают учителя го труда П Ф . Тим те к х и н н и , че В с . к Г о . Бори сов, Г . Н С у р к о в . П. П. Баландин, К . А . Ш а д р и н , учителя о б сл ужив ающ ег о тру да Г. М . С м е л о в а , Н . М . Д е . нисюк, В . И. Солодянкина . Прогр аммы с желанием вое принимаются учениками Это — нормальный путь поиска способов у лучшить трудовое обучение. Преподаватели ищут эффективные пу :м и средства в ч н к е о с л с к т ю у ь ч ю . ен В и т я е и х х н у и ч ч ч а е и щ с с к и л у е х ю с я — д в е я к т о т е н в л о с ь т р руирование , моделировани е, применение технической до цементации, постановка задач и заданий технического рактера и т. п. В практик у работы шк х о а л вошли вы ставки продажи и л н я е р ы н м х и а юр у к ч и ащт п о и о в м а и р р о с е я в а , ли н з а и ац зг и о и т у о р в н о л а к е с а н е х шр и у мд а с . п Оро н с и ом по у ль н з а у с юел т е с н я ия б . ол Т ь а р ки о е вск я а р я м , арки ве п р р х о ж в р о а д с я н т ояр ф с е к д а о н , с с т е к я в а ц е я к р а ш н я а , к я о , в л и ы п т . р и а н ж ск д а а я н , це в о с к ст а а я н , и о н с го В тр к у а д б а ин у е ч т и ах те о л б ей с л у ж и с в р а е юдн щ е е й школы С е в е р н о г о Г . М . С м е ловой и Н. М Д е н и с к ж все продумано , умело т н о о , , у л юю т б н е о в . нэ По оф к о а р ж м д л о р е й а н з о м , е т ч щ е и м е с е программы собран обширный мете ический материал, Ора н з и цы ум и ело наг в л о я в д л н екы а е ют по у с ч о е б н и о и я б ц . в б еседы , сообщают много дополнительного материала. Девочки не только успевают в в а ы н п о ол п н р и о т г ь ра т м о м . о ч й т , о но за и пла б н е и р р у о т уроки вязания , вышивания, плетения макраме . Учитель неполной средней школы с. О стяцк Г. Н . р ко аз в но о о с б о р б а о з е ны внм им в а и н д и а е м уд т е р л С у я у д е р о т вой деятельности у ч ащ и х с я , к св у я сс з т а в н о н мы : х р с ез п ь р б и е кл и а о дныд м ерев и у с , вышиванию, выжиганию, из г р о а т ш о е в н л и е я ннюшк мат а у т л ер ок и . ал Иа с д х л о я дя у и кз назначения из готовляемого б п и р р ед ат м ь ета е , го ре ф б о я р т м а у у , ч а а т с я так в ж ы е вид его декоративной отдел, ки . И зде л ия , изготовленные детьми, быстро раск упаются населением . Много си л вложил в здание и оборудование терской учитель трудов м о с а г о с о обучения средней школы В е р х Красноярки Н . А . С м ы к . Он тщательно гото вился к каждому занятию, опираясь на знания ников по черчению, ф ши к зи о к л е ь . Н а каждом уроне подводит итоги, демонстрирует лучшие издел ия , поясняя , что по- спосо бств ва.то успешному выполнению работы, а так
№ 2 3 ( 7 1 2 7 ) 9 1 марта 1993 г о да . 3 «ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А » 3 стр. : Судьбы людские ---------------------------- Д Е Л О М А С Т Е Р А Б О И Т С Я Р я д о м с ' а п т е к о й , в зд а- л ни ас и ь . д г е д т е с к к а о я гд к а о - н т с о у л р ь т а а с п ц и о л я , а т г а е . , т в и е е рь с р н а е з б м р е о с с т к и о л й ось выв п е р с е к д о п й ри —я т ц а « ы л и Р а е р ц м е о и б т и ы п л т т ю« е С К с х и * у н . с й н т б к е ы Н а м ш » о а т . е в Э с с т е т к а р о о к в й о и е ф с а и с с л л ч с и о о е жное н длинное название, с которым лора по знакомиться к и о [ м с и е т в ь е с р я я н а с м . ф , и в р е м р о н й е , е , ко п т о о з р н а а я с н е д а в н и х пор вз ял ась за самый з ап ущ енны й у част ок б л к ые о н в т и . о я в с о т г и о р а о л р б ь е с нм л ыо у н х ж т ив м х а а о н шл и о и я д н и , л н ь а п н с ыи е л ес о с о в . электробритв, в ма омй . н все п й о л ь т з е у х юнищ к е и й , ся не с о п б р х о о с с д л о и о м в бы т у . Первый э к с к у р с сю- д п д а и ет я ч н е а рИ м ван и п о о в м жн о е а ж н е а т З а х г с л а д р а е в о л ыв а а т , ь п д р Л и е и д с мч п а р н и о я г З о т а и х я а б . р и о о —в г а р . аф Я Ни к ио ов , а сн р а Я а ч к с а о с л в к а л а е з в а н и н е , ной с ам о й Лидией Ивановной. Жр о е ж н е щл и ат н е а л ь о н н а а я . от э к н р еры г т и а ч я н , ая д , об а сам о е ка, что г о л ч а е в нн ь о - е оче—н ь о в п а т жимно ист в нынешнее вр емя . нн [ з Н а о а е т — ь. П в о е с П п с л н а р у л о и ч ий е а х й а с н л ию о и з д , а Т , м ч а ы е мл р о д е ж п з ы н - о К С з е н у в с р а е к к г р о а а мых, и хотя до этого жили олько в городе , к о р енные г о рож а н е , но не р а з о ч ар ов а - псь в деревне. М н е здесь •равится, и к а ж е т с я , д а ж е * ели решим завести корову, ■о я не о т к а ж у с ь . С таким м у ж е м , как мой, ничего не надо бо ят ь ся . Он — мастер па псе р у к и . П о ж а л у й , п рощ е с к а з а т ь , что не ум е ет делать, чем то, что может . Т е х н и к у любую ет , д о ск с у о б е п р р е и т б .о ь т ет р , ем о г н в т о и з р д у ь . С в а р щ и к вы сш ег о , шестого, р а зр я д а . И тридцать лет пр а- гической работы, так что .л е ц и а л н е т настоящий . А н е- чаино в С е в е р н о е л т и ьс с я ь ми ы до н ч а ь ча с ли , зя х т о е т м я . п е т С р р т е у р б д о р н и а о с е й ч а с , но ничего, одолеем , '•.ели решили обосноваться ,десь капитально . И работы . ш атает , и планы на бу д ущ е е ольшне . П л а н ы у З а х а р о в ы х д е к с - н •в о н е, те о л н ьни о о х с о у рщ о е ш с т и в е я , т с и я , , н г а к в п е о р - ,лу взялись они за работу с удовольствием и энергией .предпринимателей. Мечтают, ^ п р и м е р , вскоре в одной из с в о бо дны х комнат открыть фв а и р .'п ы т * а . л Э о т т о мпр аг е а д з л и а н га а ет « Х вс о е з т т о а же ф и р м а « С и с т ем а сервис в ч е е р тыян р е е н п е л ю р с а » з . Д ещу м е а е з т а с г я л , ян с у е т тщ у у д Аюа , в ш ч е о тщк о ь а б . ы при п о о б л р н е ы с м ти х с о т д о о я м идет ремонт техники . риалы для этого есть . М К а о т е е - что Я ков Яковлевич привез с с в с л б я о е й т , г м о н л о о г в о но з е апч п ас р т е е д й при п я о т с и т а е . И п о ж а л у й с т а , у ж е сейч ас в месяц З а х а р о в ы производят ремонта- бытовой техники на 8 0 тыся ч рублей (вместе со стоимостью деталей). — М ы получаем зая в ки и л н р ь а ы н , и п к - о е - р в е о г в б о о в м р о о р у р д и о о т з в и а л н Л ь и и н е д ы и е я хо к л И а о мд в и а е д н и о л вн ьн а. ик —е п Е о с л л н и ос в ть т ю ако з м аме х т о и л т о ь со ответствующие у з л ы , то владелец лн о ую 3 0 к а т м ые с р я у п ч о л с р у т ч у о и б и л т м е о й с м . т о ь рю о з о и к л о ь « 1’ омбь .ттехнпк а» гает п ещ е один ви д пр у е с д л л у а г , который заи н т ер е с уе т пр е д , шпр и и е яти х я о , ло и д с и п л о ь л н ь ыз у е ю щ а и г е рег б а о т л ы ь : Я к ов Я ковлевич мож е т рудовать любое помещ е о н б и о е г э д холодильную к ам е р у . Примечательно и то. что он в р ыа: соко сво д ю ержи р т або м т а у р к о у ценм и а в с а т е е т гарантией ка чества на шесть месяцев. ра Во заг в л р я е н м у я л н н а а ше п г р о ед р п а р з и г я о т в и о е г м л и а н в и а ст б р и а а ц з и и ишск Н о . й с Ф е . льс О к с о т й ани а д н , поинтересовался , не приедет л г н ии и е ки м в а л ж с а т д д е у р е т ль в ц м ы а В с и т а е б р з ы у а т . - о р в е гд о м й е он м т т н н е и о х ка. Лидия Ивановка записала его телеф он , пообещала, ' что в те о л п ь р н о о с : у буд З е а т х а р р о е в шы е х н ес п т о ь ло с жво и я т с л п е н е е ц нп м р и и е а д ш е к и т н ся а в , ы о п п п о р л л а а н в ч е и д н а в н , а о т й ь в и д р о а в б п ыо о езд — 5 00 рублей, но если х в о и л я о . дил т ь о ник н а ст т о а и к т ие без ра д сх е о й д с т ы владел ец , естестненно, д те е н т П . с о и я в в н и е л е а с ь ве в с о ти змож и нос р т е ь м п о и о н й н т сти р альных машин , которых с к оп и л о с ь немало и у людей, и ве в на м ча а л с т и е р п с е к р о е й м . ат В ыв К ат у ь й б с ы т шол е ь дефицитные моторы, значит, ск оро наши хозяйки дут так тревожиться з а не сво б и у х помощнпц -машин . Е с л и есть хороший м астер , то дело его , как и з вестн о , бо нтся . О . Ф Е Д О Р О В А . Н а сн имке: Я Я . З а х а р о в . Фото С . Федорова . И в будни , и Стро ги м экзаменатором явилас ь нынешняя зима для |юботник<»в Северно го Д Р С У . Особенно январь и ф е в р а л ь постар али сь . ха н и з ат о ры уб Н р е а т у ь спе с юне т жн мы е е зан о сы на доро гах в би аз и н . с р к у о д мят к т у р с а т е у о , у ка н к а мИ е о т т е юл т и ро з и а ц п к . А т у т , см отриш ь , сн еж н а я с п е ыз е жле у в н ю а р ч а з а й а с о т н ь н е оч г ь По о р т о с к д к я с р к д о ош е й т ово т п . р р а о И с б л н у и о д й н , д и о е й р д о у э т ж т н о т о у г д д о е а н у ь с ч н а е и с г т л о к и о а чи в с в ы т ы х и о р т д у е чать автобусы с пассажирами и другой грузовой транспорт . Есл и гребу е ю я это сделать оперативно, т уда вы езж аю т б тоы р с а тро « х Т о - д 1 н 5 ы0 > е икол « е К сн - 7 ы 0 е 1 » т , р . а к к о. торые водят Сер г ей Л о с е в , Николай Ц н р у ю т , Василий А в е р ч е н к о . Постоянно в р е й . тва В е . з нев к о о з м м м о у ж н н а о льно п г р о едс х т о а з в я и й т с ь э н т о о р мм у а , ль н к у а ю кие жи б зны ь с т е р л у а д , нос п т о и он а не ис пыты вал а , п о л о ж е . пне П П Ж К Х определяется т ем . чтобы люди испытывали как м ож н о меньше бытовых неудобст в. Но пока е щ е рано г я о т в и о е ри в ть по о лн т о о й м, м ч ер то е п ег р г е р д а п в р л и я. е з м я т и с й . я ст Ив с о о не н с у в а д о к и и л в м а и д и т ы е в л а о ь ю б н я т о з : а н о н т н а п о е с ч х т а о я - ток наши р а зр уш и вш и е ся экономические с в я зи . Но с ю . да поступают и бюджетные с д к р т о е и с д т ч с а е т в с в к л а и яем в н ыа в е и в д с н е е ас д е у о л с т е л а н у ц и г и ию й , . п п р р а е В зимний период основной и ток само р й або н ты апр п я р ж е е д н п н р ы и й ятия у ч а —с это котельные. В большей с н т и е т п а е р н н и ым они и н те е хн о и т ч в е е с ч к а ию м т н с а о . р м а м , поэтому на б у д ущ е е лето планируется произвести капитальный ремонт д н в ы и х ж ,- ек т . еплос Т ет и е т й у , ль р н е ы в й изик с юо п т и е с з л о а ь к отпх работ у ж е подписан, так что планы вполне реальны и выполнимы . 8 бу д ущ ем необходимо с о . зд авать и спецбрнгады спецн- а г л а з и о с с т в о а в р -с щ а ин к т о ех в ш , гк к о о в т , ор э ы л е е к т р б о ы о б с л у ж и в а л и жилые дома , причем, появлялись в них не только по аварийным т с в л и а у м ч же , с и к н в о о а й н и и р е с а м бо ц т е ыж ль . и ю л А о г п о р п о о фк ф а в и о ыл н о а з д к о б а занимается один с л е с а р ь . Э т о . конечно, не может щти е в с н т о в с е т н ь но и по к в а л ч и е я с т т ь во на ра о б п о е т с р . у а Вольшой объем работ з а п . лакирован на летний период в выходные с а х ветеран предприятия Иван А мш р о е в жв . с а к ц и О н й п н , к и о в н . а Н А и с н к в а о о т л и о а х л й и й г у Т с р Т е о н о фм и и ч а ных тракторах с лопатами не только убирают рог, но и нарезаю с т л ег вал с ы д н о а чистинах для за д е рж а н и я сн ег а . И так изо дня в день. См л к у и ч , а юно т с я р , ем е о е н т т ест н к е ени н о а , зо п в о е лш о ь о т ды хом . н д ыав е но про м ст о о р и Е о . с з т ь з Н а а и в п е р р в и н ы м у н л е у р ж , д п н е о н е д т р р а ид т ц а а к ть и гр о а ст д а у л со и в сь , и сто т я р т а ь к т о в га р аж е . А все потом у , что нет на Б а р а б и н с к о й н еф теб а . з т е ней зи , мн к ей ото с р о у л юя р к с и е . й ч А а с на даюл е т , мре ожн 5 о — л 1 и 0 шь гр а п д р у и сов т е м п м е о р р а о т з у а двигатель запустить. и по ремонту ж и л ь я . Всего необходимо отремонтировать с г е о м . н и адц у а ж т е ь с к е в й а ч р а т с ир в . Э П т о П Жм Кно Х н го ач м ат а а тер з и аг а о л т а о , в ч к т а об ны ео л б е х т о о д м им н о е было нежелательных з а д о р , жен II . еще одно из основных направлений деятельности пр едпр иятия тво, вопросы - б к л от а о го р у о с г т о р о й н с е с ч х а о с д я н т еот с ло п ж о н в о е г с о тки д в н н я и . ма С н е и й я требует водопровод. С и с т ем а водоснабжения в Се в е рн ом не из л у ч ш и х д а ж е среди с е л с е п р е к р а н т й о н в о ыо н н д м а а а , з п с с а о т э р в т п о о о р и д м е т о у д е з е л а л б ь з ы с о а т к р в а о с о з м е а л , н а в . в ыо п Н д н р о о о е в мр а у е я ютр, в е е и т с к б т а у е , > д ме д т у л . ин в .’Э о р т й е о за о н с д т а и р н о к и к т и е с л т л о а ь ство планируется начать в 1994 гаду . Но и пр еж н и е линии д о м т к б н р у о х о е щн о б й т е д у и г и ю с р о им т о с о в т г а е в о т м н о д ь а т и ы р м . ч е а а мК нн с о а и р т н мя ь о т ; е м и ч е в е р л о н о е т д о т в о о о а г п м т о р о ь , о т р в н т о е е еи с к я ол жод и ц т ыел , и ко м т н о о р г ыи м х и у л п и о ц л . ь А з уюа с т . ф г м о а у у л н с ь а т т л р у ь о ын й о й с мтв у з е ав х о у о д л зя и п й ц о с . мтв о Ну ж а ет п н к б е о л к м о а т л о ь р т Н ны о о х е и п в з окр н рыи е х т ши е е п . н о и яв и ится про а б с л ф е а м б р лм а о г з б о у м стр с о л й у с ж ’ п и ва т н и ем зн а о л шы е м нныто й пм о о ч б т и и льн н ыа й 70 п и роце т н р т а о к в тор а н в ыто й парк . Н е хва тает машин для полива улиц. П равда , недавно эту технику з а к аз а л и , но по каким ценам он а придет - пока неизвест С н . о С . Е М Е Н О В А . П . С М И Р Н О В ПЛАНЫ —БОЛЬШИЕ М о р е н а рк о т ичес ки х ществ — а л к о г ол ьны х , таб в а е - ■гиьгх изделий , — затопило Р о с с и ю . Лю бы е протесты т р е . з дю в е що н м т и н х ы ы с й л вн ящи р мо н с а х т ни л е п ю ь д я н н е а й ст , б в е а о с , б п р а р а л е щ к ц о е а гол и зм а , пьяной преступности , по дры в зд ор овья , ются о незыблемые к р а а к з б у и т в е а с а р гум ен ты — к рынку , мол, идем , свободу торговли нво- д н м .. . С т р а н н о , пр авд а , что и л « р ьны о н о к о * тд и аю « т свобо а д л а к » ого т л ак ьны с и м п нюри ч в и к м ус а т м абач и ны п м опа д х ы и м ва о юм , т в о в т в о ите в л р ь е н м о я , н к е а о к бхо м д н и о м г ыих х , л д юей д с я т м товаров , этот «рынок» и эта с « я св . . о бо Н д о а , » .мк о а жк ет бы бын т е ь, к а т с а а к е т и надо? М ож ет быть, во всех цивилизованных , развитых, с т р а н а х дела обстоят так же ? З а к о н ы рынка неумолимы , и нмж у и е ж ни н н я о еуд с з м а о в б и е с р т т и н в т а о ь мй с и я це с р л а и д н и ек — о д т о о с в р т с ыи е общ его процветания . . . Н о тут наиболее пытливые т н р у а ж л д с ю т а б р н о а е з н . н , а о т б е р с л а л ь т у н и ж ы в а е ш щ и и н с х ь аш к и об о | с > п о а ы г з- Цом для наших рыночников. к с м т о и о с л я г к о н в в у о л р и и я с х , ь н п с е ред фу с к а т к л а т а в а д л мые и н в , и а я юм т я » г о свободном рынке. м ги а х ю 1> т р с п я а о з с в п л и р е т о д ыс н т х и о е с в т о г р о п а д и н ы юа щх в и о п е р ми « нн н и о е р к ч о ыа г я н о х о л , ч е н к ыог е и д » а т з р а а к е б ч о а ь н ке ы . ид в ет т В е о х б р с я л а д л у е стран приняты явно а п т и ры . нщ о и ч е ны ше й! зак д о а нж ые , з о а г п р р а е н щи ч аюи в щ а ию е рекламу алкогольных и бачных и з д е л и й - <например, т в а о Ф р анц ии ) , во многих ст р а н а х продажа алкоголя и табака с о т г р р а а нни с т ч в е е н » а во (м в е р ст е у м е н п и р , од « а п ж р и о ) , по во зрасту покуп ателей и т ч сш . ен и д и р . я . ен п и и р мю и е ч ю е т м т и в е с н е д у е ж э н т е ц и с и т юо о ч г е к р н а и н р ю и а . Действенные ограничения в пм ве р и л о и д о а т жл к и е ч т а о н е м т у с р я , ек ч Нл т а о о м р е в э , е т г а и к я о с , т т о р п р а р н ыи а занял а почетное последнее место в Европе по к у р ению , да и уровень алкоголизации зд есь один из цамы.х низких. Нек оторые вполне рыночные страны . д в и ат я ь , не алк с о п г н е о ша л п а ь р т н и ы м е п е р р и , п в р Фа е т и д и н п з л р и я и р н о я т с н т и я н я ю о т г и о п б а е л и р к з е н о д г е а о с т а л ь , ьн и с у х т юой в ко ру м к с о и о н х о ч р п а о а л н и о юпо , ли о з т а в ц е и р югают в л э юто б й ую с д ф е е м р о е . мн И ыле е д н е и л и о пр з и с д б о е ы х с р ь л а и н в и ов т — с ь е н а н е л а к в о о б с г о т о р р л о е ь т , в г н о о а с рм у е и д ч а и р и с с т т в р с о ем р и в ы т н с п о я о ч л н н ы о о м г м р и ан п и р з ч о а и т к т и о ь »производство и потребление т эт о о к г о о , « ч т т о о в а р ф а и » н , ск д и а е т а п к ьян ж и е ц с ы вынуждены бр а т ь визу и е б хы ат ь тамв С а у ндо к в т л - Пет е в т о е р р и б т у ь р г , с ч в т о о и н л е н т е р е з в « ы .рые н ^ о с ч т н р ые йм » л е н С и и я н . г а В п п у о р , островное го судар с тво -г ород , п о ч е м у - т о пошел на резкое о л г а г ы р р е а е н т и , т . ч р п е а н р тыи ие , эт п ч о р т м о о б и ы з н в е о с к д е о с т т м в п а н е е н м с с и и а р н оы в м ать ко п м о п т а е н р и и ям д , охо и дов пос т т а а б в а и ч л жпо е р с т т а ки с е и г б а а р р е ь т е . . р . ы на пути и м М ож н о долго перечислять мн о н ч о н ж ы ес х т , во бол с е о е вер т шог е о нн —о- н а е и р т ыи- ры н очных мер . приним аемы х п н р о о го тив про а и л з к в о о г д ол ст ь в н а ого в и С Ш т а А б а ч и А ги н и г , л и иЯ . пон Г и о иллан и дии С и и н г а Н п о у р р в е е . . . В л и с е зо в б а о н л н ь ыш х е с к т р р е а п н н а е х т в убе ц жи д в е и - пн е, что алкоголь и табак — не т о в а р , а наркотик. А раз не товар , ным являетс т я о в и полн от е ри л ц о а г н и и ч е б р о ы д н ы очн т ы ор х гов о л тн и ош п е о ни о й тно и шен с в и о ю к н В им с . вете всего этого с т а н о . вится со вершенно непонятной позиция нек о т оры х ков, общ ественны х де п я о т л е и л т е и й , а т акж е ц ен т р а л ь н ой п р е с с ы , особ енно телевидения , рые на с л о в а х провоз гл к а ош т а о я о мш р о е и к н е р и н а я т т , а и ц ю и н ю а и н д а р е ыл З е н а о п ч у а н п д ыр , я е м н о а отн д н о е е ж е л аю т з ам е ч а т ь алкогольной и ти а ¡ н п т о и ли та т б и а к ч и но м й ил ны а х пр и а х вл с е е н р н д о ц с е с б к т а и р ч а н а н о л . й ко Э г д т о е и л м ь о н р к о е р й т а и т с в и в ы и о е бо я д з в а ын щ о и и т з н в т о и а - дят в з аб луж дени е на род, а может быть, и себя са м и х , вы ставляя трезв омы слящи х людей консерваторами или х т а и н змж е а м « и л . и О х а к н а жко е м с тв к е о н м с е о р ж в е а т идти речь, когд а ц е л ь ю их я вь в е ляе с т в с о я их в с с о е г г р о аж л д и а шн ь ? Л зд о о ж р н о о мпо о н к и р м ат а и е я м » ая « п с о во о б т о н д о а ш » ен и ию « д е к наркотическим ядовитым ществам может привести в е к е щ е худшим п о с л е д с т в и я м , и ч ст е в е ма й н . и з я аст н о а й р н о а д я а п п о р л е и ж т н и и к х а в с п л а а В . К Р И В О Н О Г О В . со циолог, к анд . исторнч. наук. z ' ^ ^ / V V Ä»A A A A A A / \A / \ / \ A A A / \ A / \ A / \ A A A / \ A A A / V A A A A A A A A A A A A A A A A A / \ A A A A A A / V A / \ A A A A / \ / \ A A A / V V V V A A A l РЫНОК РЫНКУ РОЗНЬ / W NA A/ W'T WW VWV /W WW WW WW NAA /W WW WW WW WV AAA /W WW V/W WW WW WW M
RkJQdWJsaXNoZXIy