За дело Ленина, 1992, № 111

л е л о 15С Е Н Т Я Б Р Я 199 2 Г О О Р Г А Н С Е В Е Р Н О Г О Н А Р О Д Н Ы Х Н О В О С И Б И Р С Ос нована 20 июля 1935 г. саам В Ы Х О Д И Т Т Р И Р А З А В Н Е Д Е Л Ю , мамni ■ 111111 им 11н ли \тм'^пмаа*шшшяшж В районном Со в е т е народных депутатов На внеочередной сессии р а й с о в е т а , ко тор ая с о с т о я л а с ь 11 с е н т я б р я 1 9 9 2 года , одним из г л а в н ы х был р а с с м о т р е н во про с о пр ед се да те л е С е в е р н о г о райо нн ого С о в е т а на ро дны х д е п у т а т о в . Т р и д ц а т ь ю пятью гол о сам и « з а » и при д в у х «п р о т и в » предс е д а т е л е м райсовета из бран Л У К А Ш О В М И Х А И Л В А С И Л Ь Е В И Ч , р аботавший п р е д се д а те л ем м еж к о л х о зн о й П М К « С е в е р ­ н а я » . “г--------------------- Т в с и люди, с е л о ----------------------- Н Е П О Х В А Л Ы Р А Д И К о г д а молодой человек раз Л\ м ы ва от . ка к ом у д е л у по с п я т и т ь с е б я , порой немалова а л у ю р о л ь в окончательнол решении играет п р ес тиж н ость г о ' ф е с с ч и . В комплекс пока з а т е л е й , о п р е д е л я ю щ и х ее, вх днт с т е п е н ь мс т р у д а , е с о у с л о в и я . : плата и д аж е о т п и т твоей г . ж ф е с с и н к с и г с в о р н т ь . специал х а н и з а г е р а набирает ко в н пр ои гры вае т в с д р у г и м и . Н о пр ес ти ж — понятие с л о ­ ж н о е и динами чн ое . В роду С т е п и н ы х м е х ани з а то р о в нет. выбрр С е р г е я был сд ел ан с а ­ м о с т о я т е л ь н о , вопреки родит е л ь с к и м со в е та м и понятии о ние е м ь е . м ал о ранне щии гная Что пит ом лесом н не }ше и •: расп р е с т и ж н о с т и . И о б эт не с о ж а л е е т . О к он ч и в к л а с с о в В е р х - К р а с н е я рс ср едне й ш к о л ы , парень , з а д у м ы в а я с ь , пошел учитьс С е в е р н о е п р о ф т е х у ч и л ищ е , т е х пор м и н у л о у ж е б< т рина дц ат и лет. Н а с м е н у у в е р е н н о с т и пришли стпыт, С е р г е й понял о с ч и т ы в а т ь н а т о , что одн ажды п о л у ч е н н ы х зн аний хватит на в с ю ж и з н ь , с м е ш н о и нереал ь но, а п о т о м у никогда не пр е ­ небрегал дельными со н е т ам и . Которые давали ст а р ш и е . С е й ча с С е р г е й Ф е д о р о в и ч н а у ч и л ­ ся у ж е по з в у к у о п р е д е л я ть и сбои д в и г а т е л я , а на ремон т поломк-ц з а тр а ч и в а ть миним у м в р ем ен и . Н ы н е ш н я я уборка т ребует оз земледельцев н т ер пе ния , и с и л , и с о в е р ш е н с т в а . У С . Степина «на пройдет на ком байне . Э т о . п о ж а л у й . са м ы й отве т ст ве нн ый у ч а с т о к на по ле. О д н а ж д ы в году предос т а в л я е т с я к« мбайнеру в о з ­ м о ж н о с т ь прояви ть С1 л апт и сп осо бно ст и Х л е б о р о б , у п р а в л я я п о м , как бы исполия н у ю п а р т ию . А чтобь п р о з в у ч а л а талантлив со в е р ш е н с т в е владеть мпнтом. С . Ф . С т е п и н — мех а н и з а т о р широкого пр офил я . Е м у о, низмы с е л ь х о во цре щнаксч тракторов ’.машин и мя работы послушны ш руки и играют »ой та- мьи и при:вычного ук. гада ж и ­ машины . ЗИМ. А дол«:а С е р г е я вее гда к о м б а й - неу станн о ж д у т двое дети ет соль- шек и женаi Г а л и н а . I она С . Т О П О Р И Щ Е В А . на до в Н а снимке : м е х а н и з а т о р ин ст р у - ко л хо за <» П а м я т ь Л е н и н а » С . Ф . Ст е ин н . Ф о т о С . Ф е д о р о в а . С О С Т О Я Л С Я С Е М И Н А Р В с е н т я б р е райкомом проф с о ю з а работников агр опр омы ш л е йн о г о к омп л е кса был проведен с е м и н а р председател ей п р о ф к о м о в . Н а него были п р и ­ гл аш ены б у х г а л т е р ы , н а ч а л ь ­ ники о т д е л а кадр ов . Д р о в е денне с е м и н а р а было вы з в а н о н е о б х о д и м о с т ью р а зъ я сн е н и я во п р о со в со ци ал ьн о го х а р а к ­ т е р а . Н а нем с ин тер есно й и с о д е р ж а т е л ь н о й лекцией по п р о б л ем а м со ци ал ьн о г о с т р а ­ хования выступил ин с т р ук то р <»ы .меха- к о м б а й н а , ав т о м о б и л я . его и н с т р у - ка ж до му дви- без ж еиию перебоев. П р оф е с си я м е х а н и з а т о р а т р е ­ бует нс только с о о т в е т с т в у ю ших зн аний , но н определенной ф изиче ск ой н п сихол оги че ско й по дготовки. М е х а н и з а т о р д о л ­ жен быть готов к длительным п е р е г р у з к а м , у м е т ь легко п е р е ­ носить н а пряж ен ны е периоды полевых ка м п а н и й , мир иться с частой о т о р в а н н о с тью от сеобкома п р о ф с о ю з а работников А П К А . С . Б а с е н б а е в . В п р оц ес се работы с е м и н а р а с л у ш а т е л и за д а в а л и м н о г о ч и с ­ ленные д ел овы е в о про сы и п о ­ лучили на них с о д е р ж а т е л ь н ы е ответы . С р е д и и н т е р е с у ю щ и х вс ех был и во про с о подписке проф комо в на пери одич еские из дани я , в ч а с т н о с т и , на такие издания как « Д о в е р и е » , « З е м ля и т р у д » . « Т р у д » , « З а дело •Ленина», « С о в е т с к а » С и б и р ь » . А Д Е Р К А Ч Р Е З К И Й П О В В и к т о р В а си л ь е в и ч Ф е д о ­ ров подал за я в л е н и е об у х о ­ де с по ст а п р е д с е д а т е л я колхоза имени К а л и н и н а , куда три года н а з а д его позвали са м и кол хозни ки Ч то ж е пр оизошло за э т о вр ем я . Н е у ж е ­ ли з а я в л е н и ю «по с о б с т в е н н о ­ му ж е л а н и ю » нет оснований ? Е с т ь . Н о о них чу т оч ку п о з ­ ж е . А се й ч а с С к аж ем : -просьбу пр ед се д а те л я у в а ж и л и —- сн я ­ ли с него г р у з р у к о в о д с т в а х о ­ з я й с т в о м . У д о в л е т в о р я т в ближ а йш е е вр ем я и второе его з а явл ен и е — выделении причи т аю щ е г о с я е м у п а я . Т а к В . В . Ф е д о р о в п е р е с т ал быть п р е д с е д а т е л ем . Т е п е р ь к о л х о з о м имени К а ­ линина будет р у к о во ди ть Н и ­ колай Ф е д о р о в и ч К а й г о р о д о в . до 7 с е н т я б р я 1992 года ра бо ­ тавший в к о л х о з е ш оф е р ом . Не бу д ем по ка к а с а т ь с я его личности: д ля в с е х он — « т е м н а я л о ш а д к а » , п о ск о л ьк у м а л о и з ве стен за пр ед ел ам и У д а р н и к а -* М а ли н о в к и . Н о , как и з в е с т н о , ничего не д е л а е т с я в н ез а п н о . П о сл едни м со бы ти ям в У д а р н и к е п р е д ­ ш е с тво вал с х о д г р а ж д а н . О н , п р а в д а , был по свящ е н о б с у ж дению проекта новой К о н с т и ­ туции Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и , на который не пришел п р е д ­ с е д а т е л ь к о л х о з а , х о т я н зн ал о нем . К а ж е т с я , э т о и в з б у д о ­ р а ж и л о всех с о б р а в ш и х с я в м ал е н ь ком на 5 0 — 7 0 ч е ­ ловек — з а л е д ер ев е н с к о г о ка: М . С . С о р о к и н , И . И . к а м с к и й , С . М . А н д р е е в П . В . З а к а м с к и й . В с е лица к о л хо зе и з ве ст ны е , при до.1 н с с т я х — т р о е , а И . В . З а к а С кий — т р а к т о р и с т , рядов«, так с к а з а т ь , к о л хо зни к . 1 чего не имею против люб| из н и х , но в целом этой гр пой о с т а л с я недоволен: ч бы они ни руко во дс тв ова ли п о дн им ая такой сл ож ны й пр ое , каким ф а з а . ю с ь с м е : ние р а б о т а в ш е г о нредседй ля и выборы но во го , ' II. бы ло о п р е д е л я т ь и более д тел ьный с р о к д ля подготов с о б р а н и я , и подготовить егс т а к , как это вышло на де К о р о ч е гов ор я , внечатлег с л о ж и л о с ь т ак о е , что с; идея с о б р а н и я , не ов ладев рь еэНо к о л л е к т и в о м , цр с т а в л я л а с ь е г о ор ган и з ат о ш у т е й н о й : м о л , поговорим д е л а х , дадим п р ед с е д а те вз д р ю ч к и и, о с т ави в его м е с т е , будем щиддолжать б о т а т ь . В п р о ч е м , ва риант с на зы вания н е д о в е р и я , отст кп и выборов нового пре, д а т е л я не бы л и с к л ю ч е н , и на к а н д и д ат ов на ва ж н ы й и витали в г о л . ж а х . С х о д г р а ж д а н с о с т о я л с я poro с е н т я б р я , а у ж е ч е р е з д н я , в е ч е р о м , с о с т о я л а с ь «j л ю д и я * с о б р а н и я . И , с л а в а г у , ч т о в тот д ен ь не ок: л о сь н е о б х о д и м ы х д в у х тей р а б о т о с п о с о б н ы х ч л е1 к о л х о з а . Н е с о б р а л и с ь жет б ы ть , и з -з а д о ж д я . к л у ба . В с е в спом ни ли о том , если бы квор у м бы. л. неиз что у В и к т о р а В а си л ь е в и ч а не- но во что 6lЫ ВЫЛ ил о с ь требов;ительный х а р а к т е р , что р а н н е : в з а .» е был« > не он до си х пор не ж и в е т з д е с ь . ПОДВЫПИВШИХ м уж и к о в . в в колх:озе, не з а хо те л п о с т у - числе и из числа иници: питься р а й ц е н т р св ск о н к в а р ­ тирой на д е р е в е н с к у ю , что то-то он с д е л а л не т а к , что-то не а т а к . . . К о р о ч е г о в о р я , в пылу критики п р и п о м н и . :« в с е , иа что м о ж н о было об и д ет ь ся . Н о и в с е . в конечном сч ете , вы ли л ось в ф о р м у л у : Р а з в а л и л к о л хо з . А р а з т а к . то единственный* выход — и з б р а т ь нового! К о н е ч н о , в р а з г а р т р у дн о й у б о ­ рки хлебов и з а г о т о и ш ко р ­ мов так ой ш а г во много р а з ри ск ова нн ее , но, к а ж е т с я , все ш ло к э т о м у . Н ад о и з б р а т ь инициативную г р у п п у . - предложили на с х с д ё . — П у с т ь она подготовит со бра ни е но вы борам нового п р е д с е д а т е л я . В р е з у л ь т а т е п о яви л о сь о б ъ ­ явл ен и е . в котор ом и стоял этот единственный вопрос — выборы . - Н е от ч ет , не что-то иное, а категорические — вы ­ боры . И ници ативн ая г р у п п а . с о ­ зд а н н а я на с х о д е , о к а з а л а с ь небольшой — че тыре чел озе - ной г р у п п ы . В час А н д р е е в был пьян . эсти. С В т о р о й э т а п со б р а ни я п шел бе з п одобны х м о м е ж Н о с с а м о г о начала на ча л , н е р а з б е р и х а : кая наиболее чно о п р е д е ли т ь п о в е с т к у д никто не з н а л . Н е зн а л и г о . ч т о п р е д п о л а г а е т ся и нет отчет п р е д се д а т е л я к х о з а В . В . Ф е д о р о в а . Е с л и н х о д и т ь з д р а в о и т и е з в о , так ие со брани я в сп еш ке г о т о в я т с я . А для более и менее подробного отч ета ну ны ины е ср о к и . Т а к и м об з о м , в с е н а ч а л о с ь к о м о м , к о н ч и л о с ь т о ж е к о м о м , а т н ее— с м е х о м . К а к бы там ни бы л о , В . Ф е д о р о в с м о г о т ч и т а т ь с я , т е с т в е н н о , т а к , как п о з в о ; е м у в р ем я в с п ом ни ть чт из с в о е й д ея т е л ьн ос ти п р е д с е д а т е л я . Б о л ь ш е г о он с м о г бы с д е л а т ь , д аж е если об л а д а л ол и м п и й ски м сп< с т в и е м . А он о бы ть не м«я « м о л о д е ж н а я г а л е р к а * , нне ряды з а л а о к а з а л и с ь О Ч Е К А Х «УРОХ Р а с п о р я ж е н и е м п р а в и т е л ь с т в а Р о с с и и у с т а н о в л е н о , что чеки « У р о ж а Й - 9 0 » б у д у т отоварены п о л н о с т ь ю , но для э т о г о н е о б х о д и ­ мо йсем д е р ж а т е л я м их пр ове ст и и н д и в и д у ­ а л ь н у ю п е р е р е г и с т р а ц и ю . К а ж д ы й , кто имеет на р у к а х о с т а т к и ч е ­ ков, в ср о к до 15 с е н т я б р я т е к у щ е г о год а о б я з ан об р а т и ть с я в комиссии х о з я й с т в , п р е д ­ приятий и , у ч р е ж д е н и й , где были п о д у ч е ны чеки и по стави ть п о в т о р н ую п е ч а т ь , в протнвном с л у ч а е К о м и с с и и п о вар ов noj 2 0 . 0 9 . 9 2 г. р а в л е н и е с* ле э т о г о хо д ут в к лю ч а т о в а р о в . н а ч а л ь н и к

И Н А » О М« 111 ( 7 0 5 9 ) ф 15 с е н т я б р я 1 9 9 2 года. Сельская школа на новом этапе ЧЕЛОВЕК. ЭТО ДОЛЖНО ЗВУЧАТЬ ГОРДО Л е о н ар д о да В и н ч и , Л ю д - внг ван Б е т х о в е н , А л е к с а н д р С ергееви ч П у ш к и н . . , Э т и и м е ­ на , число к о т ор ы х м ож н о бы ­ ло бы п р од ол ж ат ь в геометри ческой п р о г р ес сии , известны в сем . И не только п о то м у , что плоды их т ал ан т а д о с т а ­ лись нам в н а с л е д с т в о , а пот о м у , что это были прежде всего Ли чн ости . Е с т ь ж е не. мало тал ан т о в , которые з а т е ­ ря ли сь в т ол п е , не с у м е л и проявить себя как л и ч н ос т ь , не с у м е л и п р от и в ос т о я т ь т ем , кому были н е у годны . С е м ь д е с я т лет н а с пр ед ­ ставляли с е р о й т о л п о й , б е з ­ ликой м а с с о й , которой легко у п р а в л я т ь , в н у ш и в , что ты всегда лиш ь « в и н т и к в б о л ь ­ шом м е х а н и з м е » . Н о в п о с л е д ­ нее цремя в с в я з и с п е р е м е н а ­ ми, п р о и с х о д ящ и м и в с т р а н е , как-то п е р е с м а т р и в а е м и э т у « с т о р о н у м е д а л и » . К о н е ч н о , п р о ц е с с с т а н о в ­ ления личности идет о ч ен ь т р у ­ дно, б о л е зн е н н о . И гр о м а д н а я роль в эт ом о т в о д и т с я школ е . Э т о от н е е , а ко н к р е т н е е , от того, что з а л о ж е н о р е б е н к у в н а ч а л ьн ы х к л а с с а х з а в и ­ с и т , стан ет ли он че л о в е к о м с чувс твом с о б с т в е н н о г о д о с т о ­ и н ст ва , с о с в о и м « я » . К а к ж е с м о т р я т на э т о и что дел ают для с т а н о в л е н и я ли ч н о с ­ ти пр епо да вате ли н а ч а л ь н ы х к л а с со в . В е д ь именно они з а к л а д ы в а ю т ф у н д а м е н т под б у д у щ е е з д а н и е , которое б у ­ дет н а зы в а т ь с я « л и ч н о с т ь » . Вот что г о в о р я т на этот счет учителя в е р х - к р а с н о я р с к о й средней ш к о лы . С н а ч а л а н е ­ много о них с а м и х , что предст ав л яю т собой эти « с т р о и т е ­ ли нового ч е л о в е к а » . 24 года своей ж и зн и п о ­ св яти л а р е б я т иш к а м Т . Н . Вридигина. П р и х о д я т они к ней не только с е м и л е т к а м и ,н о и в ш естилетием в о з р а с т е . И порой Т а м а р а Н и к о л а е в н а , наряду с об у ч е н и ем а з б у к е , вы ­ тирает носы м ал е н ь к и х ш а л у ­ нов. — О с о б е н н о пр о к а зл и вы те, которые п р и х о д я т из детского с а д а . — говорит Т а м а р а Н и . колаекна , — п р и вы к н ув там се бя свобо дн о ч у в с т в о в а т ь . И все ж е Т а м а р а Н и к ол ае в ­ на многое у т а и л а из. с к р о м н о ­ с т и . З а т о з а нее все вы с к а з а ­ ла родительница е е ученика Е . Д . Бой ченк о. — О н а — ка к м а м а , д обр ая , чяпкая. Э т о х о р о ш о , когда ре ­ бенок от одной м а мы идет к другой . М о е м у с ы н у , который у нее у ч и л с я , у ж е 19 лет и многим, я с ч и т а ю , он обязан Т а м а р е Н и к о л а е в н е . Вот у ж е второй мой ребено к у нее, и я очень д о в о л ьн а . М о г у с к а ­ з а ть и за в с е х родителей — все бл а год ар ны е й , любят ее. У Т а м а р ы Н и к ол ае вны на у р о к а х всегда интер есно , у детей д а ж е нет вр емени поо з о р н и ч а т ь . В с е работаю т , всем она уд е ли т внимани е. К о р о ч е , каждый у ченик у нее за де й с т ­ вован. В о т т ак ая он а , Т а м а р а Н и - ' колаевна В р и д и г и н а . А вот ее мнение . — М н о г о лет твердили, что у на с во сп и та н а вс есторонн е ра зви тая л и ч н ос т ь . Н о почему- то этого не з а м е т н о . В о о бщ е , п о -м оему , с тан ов лени е личн ости идет ещ е д о рождения р е ­ бенка , в его бу д у щ е й с е м ь е , где по стро ены в з аимоотнош е ­ ния м еж д у е г о родителями. А мы у ж е . так ок а з а т ь , подпр авл яем . Е с л и с м ож ем что-то в ребенке и з м е ни т ь к л у ч ш е м у , то х о р ош о , а если пр оглядим , тут у ж ничего не по пишешь. А вообще маленькие дети начальны х к л а с с о в , — это са мы е бл а год ар ны е . В с т а р ш и х к л а с ­ с а х как-то вс е р а зм ы т о . А это твои дети . Н е с к о л ьк о пар г л а з с м о т р я т на тебя , верят тебе, п о д р а ж а ю т , К к а ж д о м у с т а р а ю с ь найти по дход. В е д ь все они ра зные . Кто -то са м тянет р у к у , не зн ая м а т е р и а л а , кто-то, н а ­ оборо т , з н а е т , но си ди т . Н а кого-то н е обходимо и прикрик н ут ь , а к о г о - т о пр ед уп реди ть о т о м , что се й ч а с его спро с и ш ь , чтобы ребенок со ср ед о т оч ил ся и в н утренн е на ст ро и л ­ с я . Я с т а р а ю с ь в каждом у в и д е т ь ли чн ос т ь и не по давл я т ь во лю р ебенка . Р о д о м Л и л и я А н д р е е в н а С м ы к из К о ч е н е в ск о г о района . П о с л е окон чания Болотнин - с к о г о п едучи лищ а они .вдвоем с подругой — комсор гом к у р ­ с а — решили е х а т ь только в С е в е р н ы й район. В с е районы они з н а л и , а этот почему-то был покрыт пеленой т аинствен ­ ности , что и приводило их в во стор г от одного упоминания о нем . В одн у ш к о л у они не п о п а ­ л и , з а т о , как было ск а з а н о при ра спр ед елении , ок а з али сь «н а одной т р а с с е » . Т а к оно и вышло, п о д р у г а с е й ч а с живет в Г .ражданцево и ездят д р у г к д р у г у в г о с т и . П р иш ла Лилия А н д р е е в н а в ве рх - краснояр с к у ю ш к о л у у ч и т е л ем ф и з ­ к у л ь т у р ы . Э т о , у ч а с ь на д о ­ шко льн ом от д е л е н и и , они все с той ж е п о др уго й освоили на четвертом к у р с е п р оф е сси ю ф и з р у к а и получили у д о с т о в е ­ ре ни я . И г о д а не п р ор або та л а , вышла м о л о д а я учительница з а м у ж . П р е п о д а в а л а детям гео г р а ф и ю . А когда начали сь э к с п ер им ен ты с ш е с т и л е т к а ­ ми, с о г л а с и л а с ь перейти на « н у л е в и ч к о в » . И с тех пор Л и л и я А н д р е е в н а явл яется б е с см е н н ы м учителем начальны х к л а с с о в . В н а ст оя щ е е вр ем я у нее у ж е третий н а ­ бор . А вот ее ответ на в с е тот ж е в о п р о с : Я с ч и т аю , что п р еж д е в с е г о для с т ан о в л е ни я личности ре бе нку необ хо дима л ю б о в ь — л ю б о в ь с е м ь и , ш к о лы , о б щ е ­ с т в а , Р а н ь ш е у на с пр евали ровал « с т а н д а р т н ы й » метод во спи тани я . Были о т р я д , к л а с с , ш к о л а , коллектив , т о л п а , н а ­ конец, а Ли ч н ост и как т а к о ­ вой не бы ло . Л и ч н о с т я м и с ч и ­ т а л и с ь Л е н и н , Д з е р ж и н с к и й , С т а л и н , Ж д а н о в , т. е . все т е , кто делал и с т ор ию . М ы с 1 к л а с с а осво или у ч е б ­ н у ю п р о г р а м м у по п л а н у ' до 1 а п р е л я . А ос тал ьное вр ем я посвятили ф о р м и р о в ан ию ре бенка как личности, как б о л ь ­ ш ого чел овека . В м сей с и с ­ тем е была тема « Р а з в и т и е а б ­ с т р ак т н ог о м ы ш л е н и я » . М ы осв а и в а е м также п р о г р а м м ы Л ы се н к о в о й , З а к к о в а , А м о - нашвили. В с е это в с о в о к у п ­ ности и со с т ав л я е т м о ю т е о ­ р и ю . Н о , к с о ж а л е н и ю , не х ва т а е т у чебников , м ет од и ч е ­ ск и х у к а з а н и й , с о о т в е т с т в у ю ­ щей л и т ер ат у ры . А во обще все ин т ер е сно , хотя и зы б к о . Д е ­ ти поняли м ен я , родители под ­ д е р ж и в аю т , помо гаю т . И еще огр омное сп аси бо А л е к с а н д р е Ф ед ор овн е С о л о в ь е в о й : она с т о ­ л ько сил вл ож и л а , помогая мне в осущ е ст вл ении з а д у м а н ­ ного! В о общ е у н а с ещ е не было такого плодотворного го ­ д а , и р е з у л ь т а т не з а м е д л и л с к а з а т ь с я . Р е б я т а п р и у ч а ю т с я быть ответственными з а св ои п о с т у п к и . Н о это те дети , чьи родители ак тивно помо гаю т мне и по дд ерж и ваю т . С р е д и м ои х воспитанников нет второгодников. У нас пр ео б л а д а ­ ет св обо да в том с м ы с л е , что ребята вольны в с в о и х п о с т у ­ п к а х . Не о т р и ц а т е л ь н ы х , конечно. К т о с кем хоче т си д ет ь , я не за прещ аю ! Н а п р и ­ м е р , на м атематик е можно си д еть с одним , на р у с с к о м я зы к е с д р у г и м , на д р у г о м п р е д м е т е —- с т ре т ь и м . Я х о ч у их р а ск р е п о с т и т ь , у б р а т ь к о м ­ п л е к сы , которые пр ео бла даю т в нашем о б щ е с т в е . У Т ат ьян ы И ван овн ы П е ­ т у х о в о й — десятый у чеб ны й год. Е е первые перво кл аш ки у ж е б у д у т вы п у с к а т ь с я . Д е т с т в о Т атьяны п р ош л о в маленькой дер евуш к е Н а д еж д ин к а . А после учили ща р а спр ед е ли ла сь вот в к а ­ кое большое се л о . З а о ч н о закончила институт , пополнив свой багаж зн аний. Ви дн о что любит Тат ьян а И ван овн а детей , и они ей платят тем ж е . Вот и в день пе рвого се нт ябр я она у стро ил а со с в о ­ ими подопечными игру « Ч т о ? Г д е ? К о г д а ? » . ^ с а м о й в с е м ь е ра стут двое детей . А что Т а т ь я н а И ван овн а д ум а е т о воспитании личности и что для э т о г о дел ает — Я с ч и т а ю , что пр ежд . всего все хо р ош ее и плох' , з а к л а д ы в а е т ся у человек« с е м ь е . О н а — ка к первичное зв ено в един<*й длинной це по чке. Е с л и ребено к в о с п р и н и ­ мает ч е л о в е ч н о с т ь , э т о ужо многое зн ачи т . Н о е сли пришел не п о н и м аю щ и й и не видящий д о б р о ты , т у т уж т о ­ л к у мало, б е й ся не бейся Е с т ь , конечно, и т ак и е , ко то ­ рые как по лы нь т я н у т с я к с о л н ы ш к у . Э т о я г о в о р ю о тех у кого в с е м ь е не в с е благо по лу чн о . П о э т о м у п р е ж д е все го н е обходимо у в а ж е н и е к ма л ен ьк о м у ч е л о в е к у . О ч е н ь т ру дн о с е й ч а с с д ет ьм и в том с м ы с л е , что мы их уч им одно м у , а на у л и ц е , д о м а , сред- св ер ст ни ко в они видят совсе *- д р у г о е . Г о р ь к о с л ы ш а т ь с г, них такие речи : — А п о ч е м у вы нас у ч и ; . , сп р а в е д ли в о с т и , а вот Кольк* — сы н у д и р е к то р а — ни «° что постави ли « п я т е р к у » ? Н о все ж е с т а р а е ш ь с я учи , их д о б р о т е , ч е л о в е ч н о с т и . . ’ сч и т аю , что эти к а ч е ст ва н обходнмее п о д р а с т а ю щ е м у ч*. л о в е к у , нежели отличные зи; ния. В е д ь один пл ох ой п ос т у п о к м ож е т п е р е ч е р к н у т ь все. И ещ е оч ен ь х о р о ш о . к< - гда родители с о т р у д н и ч а ю т с нами, когда у нас с ними од- ча цель — р а з г л я д е т ь в м а ­ леньком чел овеке л и ч н о с т ь и сп о со б с т в о в а т ь ее г ар м о ни ч е г> к о м у р а зви т ию . К с о ж а л е н и ю , не все родители т а к и е . Е с т ь в моем к л а с с е и четыр е сп е ц п р о г р а м м н и к а . Э т о дети т е х . чьи родители п ью т . К о н е ч н о , их надо бы у чи т ь во в с п о м о г а ­ тельной ш к о л е , но идешь на у с т у п к и , в итоге о с т а л ь н ы е д е ­ ти с т р а д аю т из -з а этого . Х о т е л о с ь , чтобы в нашей школе был п с и х и а т р , именно сп ециалис т в м едицин е . Ве дь одно дело и з у ч и т ь х ар а к т ер чел овека , а д р у г о е его психи к у , его о р г а н и з м . В с е - т а к и са мое главное ещ е у ч е л о в е к а — з д о р о в ь е . У на с в с е л ь с к о й м естн ос ти п о ч е м у -т о очень м а ­ ло внимания у д е л я е т с я з д о ­ р о вью . Ро дители б о л ьш е з а б о ­ тя т ся об у ч е б е , н еж е ли о нем. А во обще-то оно я в л я е т с я с а ­ мым гл авным . И е щ е , не со ч ­ тите за н е с к р о м н о с т ь . мой первый в ы п у с к — нынешние 11 -жласеники — э т о д ет и , у ва ­ ж а ю щ и е с е б я , ц е н ящ и е свое д о с т о ин с т во . Н а с н и м к а х : Т . Н . Б р и д ж и па , Л . А . С м ы к и Т . И. П е т у ­ хова . . О . В Л А С Е Н К О . Ф о т о С . Ф е д о р о в а .

№ 111 (7 0 5 9 ) ф 15 сентябр я 1992 года. « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А * 3 стр СТРАТЕГИ И СТРАТЕГИЯ (О ко нча ни е . Н а ч а л о на 2 с т р .) н а гар ам , как И л ь и н . Щ е тинин , Ш а - . а д о в , В о л х о в . . . И х уже нем ало , кто ра ботает в школе по н о в о м у . У н и х со з д а н а своя ш к о л а , где все с о г л а с у е т с я с методикой именно э т и х у ч и т е ­ лей . Н о н е л ь зя перенести ш к о . .ту Ш а т а л о в а ни в о д н у из наших школ: у сл о в и я не те. педагоги не т е . да и ученики тоже не те. Ш к о л а педагога с о з д а е т с я год ам и . - Н о и мы не обделены т а ­ лантливыми педа гогам и . Я бы на звал Т . А . Б а к у н , н а ­ шего учителя физик и . У нее п о л у ч а е т ся . Е е опыт достоин обобщения и р а сп р о с т р ан ен и я . Но нел ьзя к опыту педагога подходить о г у л ь н о , нельзя брать е г о целиком и по лно стью переноси ть в с в ою школ у , в свой к л а с с . У ч и , твори с а м . а этот опыт п о м о ж ет , по дскаж ет . В е д ь ск о л ьк о у ч е ­ ников — ст о льк о и методик . 11 в к а ж д ом конкретном с л у ­ чае е с т ь « и з ю м и н к а » . Я в с п о м и н аю . продолжал Н . А . Смь1к. как одн аж ды к Л ю дм и л е Григо|рьевие Карпн - спиовой, учительнице остапни- ской тогда ещ е восьмилетней щколы , приехали учителя из школ района , представители цз ¡‘збл оно — открытый у р о к . О н а ого пр ове ла т а к , к а к проводила у роки обычно . А после — ра ,;бдр. И д овольн о критиче ск и й то — не п о -н о в о м у , то — не по Ш а т а л о в у , то с т а р о . Ко ро че говоря , полный р а з г р ом . О н а все вы сл уш ал а молча, с виду — спокойно. И пр едложи ла пр овести контрольную Е е провели I I все за- Щлчадаг . один пятёрки! К у р о ­ ку Л , Г . К а рпи со но вой подошли п р е д в з я т о . Но надо п ом ­ нить, е с т ь у р о к для зн ания , а есть у р о к — концерт. О н эмо ци он ал ен , бр о со к , но м о ­ жет и не д а т ь знаний. Е с т ь со вр ем ен н ая гру стн ая ш утка : н а ш и средние школы со ср едними у ч и т е л я м и выпуска ю т ’ учеников с о средним об раз о ван и ем . И тогда « ср е д н е е » переходит в « с е р о е » , а поэтому мы так- редко видим у с е ­ бя Л и ч н о с т и . Н о где он а р о ж ­ д ает ся ? В е д ь не с екр ет : к 5 В к л а с с у , а у ж к 7 — 8 - м у I б о л е е , на чинае тся сп ад ' емл ени я у ч а щ и х с я пр иобщ а т ь зн а н и я . Э т о отмечают ' •е Н о что д ел ае тс я по ис- •г Явлению чь их -то , в пе рвую очередь п еда гоги че ски х оши- ~ О дна и з причин такого . ш ж е н и я . — считает другой р е к т о р — А . П . Гл а м а з д и н из о с т а н я н ск о й ш колы , — в ^»»1, что педагоги не и з уч ают р . " > ц к а , не зн ак ом ы с ним каг с человеком - н н ди ви д у . а л ы ю с т ь ю . Надекгтся на т о . что, живя в одном с е л е и зн ая к а ж д ую семью д о с к о н а ­ льно , они все знают и о р е ­ бенке. И з а ч а с т у ю ош и б аю т ся . Р е бе н ка надо из уч ать еще в детском с а д у , а уж в н а ч а л ь ­ ны х к л а с с а х — об я зат е л ьн о . П о ж а л у й , с а м а я главная беда всех средни х и с л а б ы х у ч е н и ­ ков - о т с ут ст ви е внимани я . В о т эт . му надо учить в п е р ­ вую очередь. Но не только в .этом б е ­ д а , — продолжает диалог Н . А . С м ы к . — К нам пр и х о ­ дит у чен и к . Е м у ещ е м ал о лет . О н тер яется у ж е от т ого , что в ш коле со ве рш ен но иная о б с т ан о вк а , чем д ом а , в се м ь е . З а годы учебы в н а ч а л ь ­ ных к л а с с а х он привыкает к од н ом у . е ди н ст ве н н ом у у ч и ­ т ел ю . Д а и учитель у з н а е т св о и х учеников д о ск о н ал ьн о . Н о вот этот же у ч е н и к , о т л и ­ чник или хор ош ист , переходит в пятый к л а с с . С р а з у м е н я ­ ются учителя . Д а ж е по тем пр ед ме т ам , что велись в ч е т ­ вертом . К т о м у ж е , но к а ж д о ­ му п р е д м е т у — свой у чи т е ль . И все достигнутое ранее одним учителем идет н а с м а р к у . В н о в ь ра с т е р я н н о с т ь , вновь п р и вы ­ ка ние один к д р у г о м у , вновь сл ож н о ст и и у учен и к а , и у у ч и т е л я . Гд е выход? Я д у ­ м а ю , он в т о м . что и в п ят ом , и в шестом кл а с се по о с н о в ­ ным предметам -этот ж е у ч и ­ тел ь должен вести св о и х у ч е ­ ников. По р у с с к о м у я зы к у и мат ематике — об я з а т е л ь н о : именно на этих пр едме тах начинают « с п о т ы к а т ь с я » бын- пше отличники , а потом у ж и тер яю т интерес к д ругим п р е д , метам . Э т и беседы проходили до пленарного за се дания а в г у с ­ товской конференции. З а п и с и не стенопрафичны, по по с у т и верны т о м у , что в ы ск а зы в а л о сь на секции . И д у м а л о с ь . П о ­ ч е м у мы, более ст арш и е р о ­ дители. чем нынешние м о л о ­ дые. ве сьм а почтительно от ­ зы в а ем с я и о школе , н о с в о ­ их у ч и т е л я х , порою с т ав я ни во что учителей ны н еш ни х ? П о ч е м у мы по зволяем себе нелестно, з а ч а с т у ю г р у бо от зы ва т ь ся о педа гоге ? ' Не потому ли. что мы в е сь м а с м у ­ тно представляем себе этого со вр ем ен но го у чи т е л я ? В и д и м о , п о эт о м у после имени Ш а т а л о ­ ва ставим во склицательны й з н а к , а после имени своего математик а — многоточие. П р а в д а , если этот са мы й наш педагог применяет « з а п р е щ е н ные п р и е м ы » , то э т о у ж е д р у ­ гая тема. А . А Р К А Д Ь Е В . Несмотря на с л ож н о с т и сегодняшн ей ж и зни , объединение «Владимирский тракторный за вод» со хр а н я е т устойчивые х о ­ зяй ственные св я зи с профильными предприятиями Р о с с и и . У к р а ины и У з б е к и с т а н а . С е к р е т в высоком качест ве д ви г а те ­ лей. и з г о т а в л и в а е м ы х на предпри ятии . А недавно з д е с ь пр и ­ ступили к в ы п у с к у с е л ь ск о хо з я й с т в е н н о й техники , доступно й Для ф е р м е р о в . В р а зр абот к ах новых машин у ч а с т в у ю т с п е ц и а ­ листы м ноги х м ашино стр оительны х предприятий Р о с с и и . Ь а сн и м к е : эти новые трактора « Л Т З - 1 5 5 » со зд аны с о в м е с т ­ ными у с и л и я м и Л и п ец к и х и В л а д и м и р ск и х сп ециалис тов . Ф о т о Г . П о пов а ( И Т А Р - Т А С С ) Т Ю М Е Н С К И Е Б А Н А Н Ы Т ю м е н с к а я о б л а с т ь . Необычный у р о ж а и зр еет в теплице с о в ­ х о з а « Н е ф т е х и м и к » . Э кзо т и ч еский банан и в магазине-то не каждый здешний жи тель видел, а т у т ра стет се бе и не знает что ч уж а к . То льк о м ож е т с т а т ь с я , что первый у р о ж а й ок аж е т ся послед ­ ним. В о з р о сш и е цены на энергоносители не по зволяют р а сш и ­ рить план тацию . Т а к что л у чш е и не пр ивы ка ть к роскоши. Н а сн и м к е : тепличница Н . С . С о л о в ь е в а у х а ж и в а е т з а посад ­ ками бан ан ов . Ф о т о А . Щ у к и н а ( И Т А Р - Т А С С ) В беде не оставят В св язи с переводом детск и х садов на б ал ан с с е л ь ск и х С о в е т о в п о в сем е ст н о в се л а х возник вопрос: а бу дет ли фун кциони ровать э т о необходимое и вд руг с т авш е е н е н у ж ­ ным заведение ? А как ж е о б ­ стоит дело в ве р х -к р а сн ояр ском д етск ом с а д у ? О б этом и с о ­ с т о я л а с ь у нас бе сед а с его за в е д ую щ е й Г . М . Ка йгородо- вой. — Галина М и х а й л о в н а , т р а ­ диционный вопрос ко всем з а вед ую щ им в по сл едне е в р е ­ мя: какая об стано вк а у вас с л о ж и л а с ь в с в я з и с выделением детского с а д а на баланс сел ьско го С о в е т а ? — Ничего не и змени ло сь , все по -п реж нему . С е й ч а с х о ­ дит мало детей , т ак это потом у , что многие родители на х с д я т с я в о т п у с к а х . - А ка кая у вас о п л а та ? — В о с е м ь пят ьд е сят в д ень, в м е ся ц вы ходи т не больше 130 ру б л е й . Лето.м не включали отопление — было дешевле. С е й ч а с о п л а та , раз у м е е т с я . у вел и ч и т ся . — А е с т ь ли какое-то р а з ­ деление детей: дети колхозни ­ ков, неколхозников — у кого оплата бо льш е, у кого м ен ь ­ ше? У нас так ого ра зд ел ени я нет. Л ь г о ты в р а з м е р е 50 процентов предоставлены только многодетным с е м ь я м и м а ­ терям одиночкам. К а к о е количество детей посещает детский с а д ? По ка одна г р у п п а в 25 человек. Н о н а д е е м с я , что у ком пл ек т уем все ж е две г р у п ­ пы. Е сл и не с о б е р е т с я необМ ы у ж е отвечали на вопрос читателей: п о ч ем у прекратил работать к л у б на ули ц е О к ­ т я брь ска я . Н о видно, ответ К ) . I’ . Г л а м а з д н н а не у д о в ­ летворил л ю боп ы т ст ва . Л ю ди хотят з н ат ь , какая у ч а с т ь ож и ­ дает то помещ ение , которое отдел ку л ь ту ры вернул « А г - р о к о о п с н а б у » . П о э т о м у , в о з ­ в р ащ ая с ь к наболевшей т ем е , мы попросили ответить на этот вопрос главного б у х г а л т е ­ ра предприятия, которое с д а ­ вало помещение в а р ен д у , В а ­ лентину С т е п а н о в н у А ф а н а с ь ­ е в у . Э г о помещение мы п е ­ редали в а р ен д у предприятию холимое ко личество детей , пр ид ется проводить с о к р а щ е ­ ние. чего очень не х от ел ось бы. — Н а в е р н о е , у вас очень д р уж ны й ко лле кт ив , что вы так с о ж а л е е т е о со кр ащ ении ? — У н а с сплоченный коллектив, сф о рм и р о в а н н ы й . Вот уж е д е ся т ь лег он не м е н я ­ е т с я . х о т я до этого зд есь б ы ­ ла бо л ьш ая т ек у ч е с т ь кадров . В с е р а бот аю т добр осо вестно , хор ош о. К а ж д ы й зн ает св ою р а б о т у , но при необходимости подменит д ру гого . — Г а л и н а М и х а й л о в н а , я в и ж у , что у вас з д е с ь бл а г ож е ­ л ат ел ьн а я об становка среди л а д е й . А в са м о м помещении в с ю д у п о р я д о к , ч и с т о т а , х о р о ­ ш ая м е б е л ь , оф ормлени е. Т а ­ кое впечатление , что у в а с нет п р о б л ем , в с е п р ево сх од н о . А как на с а м о м д еле? — П р о б л е м а , ка к и в с ю д у , одна — ф и н а н с о в а я . Е с л и бы деньги — было бы в с е . Н а б ал ан с-то н а с перевели , а на бюджет е щ е не постави ли . В конце се н т я б р я у з н а е м , п о ­ с т а в я т или нет. К о г д а н а х о ­ дились на бал ан се к о л хо з а — денег было д остато чн о. В с е г ­ да бр али в с е , ч т о н у ж н о — к о л х о з ср е д с т в не ж а л е л для детей . Н а д е е м с я , что и в б у д у ­ щ ем в беде не о с т а в и т , п омо ­ ж е т , е сли бу д е т очень трудно. В ацреле вот выделили ф и ­ нансы на тек ущ и й ремонт. — З н а ч и т , детей у вас в к о л хо з е л ю б я т ? — Д а , на верно е. Б е с е д у вела О . А Л И Х М Е Т О В А . « Л у г и н е ц к н е ф т ь » . Т е п ер ь здесь б у д е т их ко нто ра . Н а тер ри тории нашей организации у ж е р а з м е щ а е т с я их техни ка , о б о ­ р у д о в а н и е . Я д у м а ю , что вопросов , с в я з а н н ы х с этим помещ ением , бо льш е не бу де т , ведь ответ д ово льн о -т ак и я сн ы й и понятный . Е с л и Д о м к у л ь т у р ы , у которого , можн о с к а з а т ь , ни копейки з а д уш о й , не мог з а ­ платить з а а р е н д у , то такое п р ед п р и я т и е , ка к « Л у г и н е п к н е ф т ь » , конечно ж е . ' найдет с р е д с т в а д л я этого , п о эт ому о н о , п о -м о е м у , об о сн о в а л о сь з д е с ь о с н о в ат е л ь н о . А . К У З Н Е Ц О В А . 01 предупреждает Б о р ь б а с пож ар ам и и пред уп р еж д е ни е их - - о б я з а н ­ н о ст ь к аж д ого , ибо дело пож а р н о е — д ел о всенародное . В о зни к н ов ени е пожаров в х л е б н ы х м а с с и в а х на по л я х , на з е р н о т о к а х и ск л а д а х хра- 7?ения у р о ж а я ироисодит по р а зным пр и ч ин а ^ . Н о о с н о в ­ ные причины — это н е о с т о ­ р ож н ое обращение с огн ем при к у р е ни и , неисправное с о с т о я ­ ние с и с т е м ы зажигани я и о т ­ с у т с т в и е искрога сителей на в ы хл о п ны х т р у б а х ав то т рак т о ­ рной техники и, особенно, ш ал ост ь детей с огнем . В ц е л я х пр ед отвр ащ ения пож а р о в во вр ем я уборки у р о ­ ж а я и обмолота хлебов необ ходимо ор ган и з ова ть к р у г л о ­ су т оч н о е д е ж у р с т в о . Н е л ь з я р а з ж и г а т ь костры и у с т а н а в л и ­ вать огневые приборы для приготовления пнищ на р а с ­ стоянии .менее 100 м от х л е б ­ ных м а с с и в о в и ск ладо в се на . Не д о п у с к а т ь в ночное в р ем я з а п р а в к у машин с .работаю щими двигателями на зе рн о ­ т о к а х и ск л а д а х горючего. А в т о т р а к т о р н а я т ех ни к а перед выходом в поле д о л ж н а бы ть оборудована первичными ср ед ст ва ми пожар отуш ени я . Н ео бходим о следить з а ” тем , чтобы со л ома и горючая пыль не попадали на нагретые и т р у щ и е ся части м ол отил ьны х агрегатов . З н а ч и т е л ь н у ю п о ж а р н у ю о п а с н о с т ь пр ед ставл яет пе правильный м онтаж и э к с п л у ­ а т ац и я эле кт р оу ст ан ово к . Ч т о ­ бы и з беж ат ь коротких з а м ы к а ­ ний и по следст вий от н и х , необ хо ди мо си стемати че ски п р о ­ из водить профилактический о с м о т р электр иче ских у с т а ­ н о во к , оборудования и з а м е р сопротивл ени я изоляции с у с т р а н ен и ем в скры ты х непол ад о к . Д л я пр ед уп р еж д е ни я по- ж а р о в от коротких замыканий в э л е к т р о се т я х нел ьзя пр им е ­ н я ть предохранители к у с т а р н о ­ го производства с некалибро- в а нны м пр ово дом . В с е рабочие хл е б о п р и ем н ы х п у н к то в , з ерн отоков , сеновал ов о б я з а н ы зн а т ь ра сположени е перви чны х ср ед с т в п о ж а р о т у ­ ш ения и у м е т ь ими п о л ь з о в а ­ т ь с я в сл у ч а е необходимости , а т а к ж е необходимо зн ат ь сп о со б вызова пож ар н о й помощ и . Е с л и произойдет п о ж а р , не ­ л ь з я д о п у ск а т ь паники, р а з б и ­ в а ть сте кл а в о к н а х и о т к р ы ­ вать двери, и сключая тем с а м ы м д о с т у п кислорода и по д д ер ж ан и я горения. Н е о б ­ х о д и м о в ы з в а т ь с л у ж б у 0 1 , обесточи ть горящие п ом ещ ен и я от электроэнергии и п р ин ять конкретные меры по л ик вид ации огня, ср ед ст ва ми п о ж а р о ­ т уш ен и я д о прибытия п о ж а р ­ ной помощи. Б у д ь т е ос тор ож ны с огн ем , помните, что п о ж а р легче п р ед уп реди ть , чем т у ш и т ь , чтобы пе откли кн ул ась бо л ь нового у р о ж а я большой человеческой бо лью . Н . П Е Т Р О В . инспектор Г П Н П А С С У В Д Н ов оси би р ск ой обл. Н О В Ы Е З А К У П О Ч Н Ы Е Ц Е Н Ы П р а в и т е л ь с т в о Р Ф у с т а н о в и ­ ло новые за ку п оч ны е цены . В е з у ч ет а н а л о г а на д обав л е н ­ н у ю с т о и м о с ть на з е р н о у р о ­ ж а я 199 2 года, п о с т а в л я е м о е в гос у д а р с т в е н н ы е р е с у р с ы , они определены в с л е д у ю щ и х р а з м е р а х . Т о н н а т ве р д ой пшеницы первого к л а с с а б удет ст о и т ь 2 4 0 0 0 р у б л е й , а третьего к л а с с а — в два р а з а м ен ьш е . Т о н н а мягкой пш ени ­ цы первого к л а с са (с с о д е р ж а ­ ни ем клейковины не м ен ее 4 0 проц ен тов) стоит 2 0 0 0 0 р у б ­ л ей , а питого к л а с с а (с с о д е р ­ ж а ни е м клейковины ниже 18 процентов) — 8 0 0 0 р у б л е й , тон на гречихи ко л ебл ет ся в за в и с и м о с т и от со р т а о т 26 ты с я ч до 3 3 тысяч р у б л е й . О п р ед ел е ны закупоч ны е цены на р о ж ь , п р о с о , яч м е н ь , овес , г о р о х . Чтобы не было вопросов...

RkJQdWJsaXNoZXIy